Тест "Стили педагогического общения и воспитания"
тест
Модифицированный тест по Овчаровой позволяет понять какой у вас стиль общения и воспитания ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_testa_-stili_obshcheniya_i_vospitaniya-.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
модификация теста Р. В. Овчаровой
Выполните тест: выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.
Текст опросника
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:
А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что
происходит с ним и вокруг него;
Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;
В) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если вы узнаете, что ваш ребенок взял игрушку у другого ребенка в его отсутствие
и без разрешения, то вы:
А) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему самому принять
правильное решение;
Б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;
В) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу игрушку и
извиниться.
3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень
дисциплинированный, сосредоточился и хорошо выполнил то, о чем вы его
просили (сделал домашнее задание, вынес мусор, прибрался в квартире), то вы:
А) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о
том, какой он у вас молодец;
Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось;
В) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».
4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы
поступите?
А) заставите ребенка исправить свою ошибку;
Б) не обратите на это внимания;
В) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь
историю о том, как невежливость мешает нам жить.
5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы
предпочтете делать?
А) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются, со стороны, не вмешиваясь;
Б) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;
В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.
6. C каким из утверждений вы полностью согласны:
А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не
стоит поэтому обращать внимание на «взрывы» его эмоций;
Б) эмоции и переживания ребенка важные факторы, с помощью которых его можно
обучать и воспитывать;
В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно
бережно и предельно тактично.
7. Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком:
А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и
воспитать его;
Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого
должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;
В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять
процессом его развития практически невозможно, так что главная забота
родителей, чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.
8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:
А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности;
Б) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и
воспитания;
В) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с
родителями.
9. Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что уже много
раз выполнял подобные задания без ошибок. Ваши действия:
А) устранитесь и ничего не станете предпринимать. Не хочет делать и не надо;
Б) заставили бы выполнить работу;
В) нашли бы в задании что-то новое или предложили бы усложнить его так, чтобы
было интересно решать.
10. C каким из утверждений вы полностью согласны:
А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;
Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь
пожалеет об этом;
В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.
Бланк тестирования
№ вопроса | Вариант ответа | Количество баллов | Итог |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. |
Ключ к тесту
№ вопроса | Баллы за ответ «А» | Баллы за ответ «Б» | Баллы за ответ «В» |
1. | 2 | 3 | 1 |
2. | 3 | 1 | 2 |
3. | 2 | 3 | 1 |
4. | 2 | 1 | 3 |
5. | 3 | 2 | 1 |
6. | 1 | 2 | 3 |
7. | 2 | 3 | 1 |
8. | 3 | 1 | 2 |
9. | 1 | 2 | 3 |
10. | 2 | 1 | 3 |
Теперь подсчитайте все набранные вами баллы.
Если вы набрали от 25 до 30 баллов, то вы предпочитаете демократический стиль общения с ребенком.
Если вы набрали от 20 до 24 баллов, вы склонны к авторитарному стилю.
Если вы набрали от 10 до 19 баллов, то ваш стиль общения либеральный (иногда его называют еще либерально-попустительским).
Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго большого взрослого, который дает ребенку скидку, как беспомощному и безнадежному, относится к нему как к некомпетентному и несамостоятельному, а потому недостойному уважения. Они снисходят к нуждам своего несмышленыша или же играют роль мучеников, стоически перенося все то, что творит их неразумное и безответственное дитя. Возможно и просто родительское безразличие (такое случается, когда родители слишком перегружены работой). Дети, родители которых предпочитают либеральный стиль, чаще проявляют склонность к суициду. В лучшем случае они привыкают делать все для себя сами, но при этом не доверяют людям и предпочитают не прибегать к чьей-либо помощи.
Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка о том, чего он хочет, что ему нужно и к чему он стремится. Для них совершенно ясно, как будет лучше, а если он с этим сценарием не согласен, то либо мал, либо глуп, либо и то и другое. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся прежде всего о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Ребенок живет с ощущением, что он ничего не значит, его нужды и чувства не идут в расчет. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей, трясти их. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя.
Оптимальный стиль воспитания, разумеется, демократический, когда родители высказывают свое мнение по разным вопросам жизни, но всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение проблемы, а также если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительские любовь и заботу, охотно и легко принимает помощь, ему комфортно в том окружении, в котором он живет. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо, в остальных же случаях поощряют думать и делать то, что он способен делать для себя. Дети родителей, предпочитающих демократический стиль общения, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.
Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. Если родители не достигли согласия по вопросам воспитания, то процесс воспитания напоминает известную басню И. Крылова «Лебедь, рак и щука». Результаты воспитания, что вполне естественно, соответствующие. Еще более важно, чем согласие в методах воспитания, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда и прийти к согласию по вопросам воспитания гораздо легче. Если между родителями нет согласия, то они по-разному оценивают один и тот же поступок, а мама может похвалить за то, за что папа отругает, и наоборот. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно и что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Не понимая предъявляемых к нему требований, ребенок не может нормально развиваться, живет в состоянии психологического стресса. Дети, которые растут в таких условиях, составляют группу риска по развитию неврозов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.
В данном реферате я разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....
Педагогические рекомендации по воспитанию культуры речевого общения у старших дошкольников.
Принимая во внимание актуальность и значимость проблемы воспитания культуры речевого общения при обучении родному языку старших дошкольников, мы пришли к выводу о необходимости и важности разраб...
СТАТЬЯ "ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ К ВОСПИТАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ"
Одной из актуальных педагогических воспитательных задач является задача воспитания у дошкольников культуры межличностного общения, основанного на на взаимоуважении, внимательности, доброжелательности....
Статья : "Технологические подходы психолого-педагогической работы к воспитанию у дошкольников культуры межличностного общения "
Статья посвящена воспитанию культуры межличностного общения дошкольников...
Статья: "Технологические подходы психолого-педагогической работы к воспитанию у дошкольников культуры межличностного общения"
Статья посвящена воспитанию культуры межличностного общения....
Психолого - педагогические основы общения. "Условия оптимизации педагогического общения".
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком. Целью педагогиче...
Перспективное планирование педагогической работы по разделу «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности 6 – 7 лет
План составлен в соответсвии пяти направлениям ФГОС и включает в себя различные мероприятия....