Статья: "Технологические подходы психолого-педагогической работы к воспитанию у дошкольников культуры межличностного общения"
статья

Людмила Алексеевна Принцева

Статья посвящена воспитанию культуры межличностного общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Технологические подходы психолого-педагогической работы к воспитанию у дошкольников культуры межличностного общения

Одной из актуальных педагогических воспитательных задач является задача воспитания у дошкольников культуры межличностного общения. Культура межличностного общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребёнка надо научить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребёнок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определённый момент, в определённой обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность.

Предлагаю эффективные технологические подходы повышения культуры межличностного общения у детей среднего и старшего дошкольного возраста, успешно апробированные на практике.

В воспитании у детей приветливости и вежливого обращения к сверстникам  рекомендую рассматривание и обсуждение сюжетных картин «Уроки вежливости»; дидактические игры «Как помочь героям жить дружно?» (Лисе и Журавлю из сказки «Лиса и журавль»), «Закончи предложение» (Если мой друг заболел, я…, Когда мне нужна помощь, я….), творческие конкурсы «Самый добрый вопрос», «Добрые слова», этические беседы «Когда у друзей лад, каждый этому рад».

        

        Воспитанию внимательности к настроению сверстника  способствует использование серии игр «Домик настроения»: «Угадай настроение» (воспитатель предлагает внимательно рассмотреть  стоящих на полянке фигурки мальчиков и девочек, обращает внимание на разнообразие  внешних признаков проявления эмоций, их отличия и сходства, просит угадать, какое настроение у каждого из детей и объяснить, почему игрок так решил), «Засели ребят» (Педагог предлагает детям рассмотреть схематические изображения эмоций над дверями домика и расселить фигурки мальчиков и девочек  в соответствии с их настроением), «Покажи, какое у тебя настроение» (воспитатель предлагает ребенку выбрать фигурку персонажа, мальчика или девочку, в соответствии с полом ребенка, у которого такое же настроение, как и у него). Эффективны в работе этические беседы типа «Хорошо ли быть злым», «Учимся понимать чувства других людей», «Мои эмоции», театр мимики и жестов.

        Работу с детьми, не владеющими в достаточной степени навыками общения и находящимися в положении игнорированных, предлагаю строить на принципах – быть рядом, помогать, защищать, обеспечивать уверенность и эмоциональный комфорт в разных видах деятельности, а так же использовать следующие технологические походы: играть вместе с ребенком, учить принимать на себя определенную роль, действовать в ее рамках; в случае неприятия ребенка в игру – придумывать другую игру, где

он будет более успешен и приглашать остальных играть вместе; развивать другие виды деятельности, в которых «неудачник» компетентен и успешен.

        Одной из проблем в межличностном общении дошкольников является возникновение конфликтных ситуаций. Дело в том, что общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми. Отличительные черты состоят: в большом разнообразии коммуникативных действий и широком их диапазоне (спор, требования, обман, жалость и желание успокоить, притворство, кокетство); чрезмерно яркой эмоциональной насыщенности; нестандартности и нерегламентированности (прыгают, кривляются, дразнятся, придумывают новые слова, дразнилки); преобладании инициативных действий над ответными (важнее собственное высказывание или действие).

        Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Причем конфликты в детском коллективе могут выполнять как позитивные, так и негативные функции.

Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, отбирает игрушки и т.д., но не понимает, что каждый сверстник - это личность со своим внутренним миром, интересами, желаниями. Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Наша задача – научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться.

 В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети: агрессивисты, жалобщики, молчуны, сверхпокладистые, всезнайки, скрытые, нерешительные, максималисты, невинные лгуны (фантазеры).

Предлагаю следующие приемы разрешения конфликтных ситуаций:
подавление отрицательных эмоций - собственных и детских; в решении проблемы учитывать нужды каждого; использовать творческий подход к решению проблемы - превратить ситуацию в проблемную, а саму проблему – в возможность открыть для себя и для других нечто новое; оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка; высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным; учить ребенка управлять эмоциями; формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску. Эффективным средством конфликтных ситуаций, является недопущение споров, так как в споре детям редко у дается сохранять самообладание.

Воспитание культуры межличностного общения должно быть направлено на приучение к определенным социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребенка, и главное - основой предупреждения негативных явлений является личный пример взрослого, который должен избегать суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка.

Литература

1. Аралова М. А. Чему учить ребенка в детском саду // Воспитатель ДОУ. - 2007. - № 2. - С. 54 - 61

2. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали // Ребенок в детском саду, 2006, № 5. - с. 16 - 17

3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Методика решения психолого-педагогических ситуаций // Воспитатель ДОУ. - 2007. - № 2. - С. 49 - 51

4. Куватова Г. А. Новые подходы в организации и проведении экскурсий // Воспитатель ДОУ. - 2007. - № 2. - С. 39 - 48

5. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание взаимоуважения и культуры межличностного общения у детей

Опыт работы по теме: «Воспитание взаимоуважения и культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста на основе ценностей многонационального российского общества через сюжетно-ролеву...

Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.

Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждени...

СТАТЬЯ "ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ К ВОСПИТАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ"

Одной из актуальных педагогических воспитательных задач является задача воспитания у дошкольников культуры межличностного общения, основанного на на взаимоуважении, внимательности, доброжелательности....

Как может культура межличностного общения влиять на гуманные чувства дошкольника.

Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со...

«Как может культура межличностного общения влиять на гуманные чувства дошкольника»

Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со...