Психолого - педагогические основы общения. "Условия оптимизации педагогического общения".
статья
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком.
Целью педагогического общения с детьми дошкольного возраста является развитие его личности, достигаемая в совместной деятельности педагога с ребенком. Образовательный процесс часто строится на активных действиях педагогов и детей как субъектов общения, и их общение становится центром взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_pedsovet_8.10.2019.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад»№7 «Журавушка»
г. Ртищево Саратовская область
«Психолого – педагогические основы общения»
«Условия оптимизации педагогического общения».
Подготовила. Сторожева И.А.
8.10.2019 год
«Условия оптимизации педагогического общения».
. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком.
В условиях же детского сада существует специфическая система взаимоотношений: «воспитатель — ребенок». Где во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир воспитателя с его опытом, знаниями, убеждениями, нравственными взглядами, ценностными ориентации и т. п., и мир ребенка с его проблемами и противоречиями развития, формированием личности: стремлением все познать, попробовать.
Поэтому здесь выделяют особый вид общения – педагогическое общение.
Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.
Целью педагогического общения с детьми дошкольного возраста является развитие его личности, достигаемая в совместной деятельности педагога с ребенком. Образовательный процесс часто строится на активных действиях педагогов и детей как субъектов общения, и их общение становится центром взаимодействия.
В общении с ребенком педагог выступает не просто человеком, который умеет общаться. Компетентность во взаимодействии с ребенком - одно из основных составляющих его профессионализма, поскольку именно в общении происходит развитие ребенка.
От того, как построен процесс общения, зависят результаты образования, т.е. направление и уровень развития ребенка. Поэтому педагог строит взаимодействие с ребенком, учитывая как общие законы хорошего общения, так и основные закономерности развития ребенка.
1.Искренний интерес к человеку, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, касающееся другого человека.
2.Умение слушать других как конкретное проявление интереса к людям. Признаком интересного собеседника является умение не столько говорить, сколько умение слушать. Простые житейские наблюдения показывают, что многие люди больше испытывают потребность говорить, нежели слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удастся стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравятся те, с кем они могут удовлетворить свои потребности, а сильная потребность выговориться есть у многих.
3.Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Помните, что имя человека – самый важный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя, и непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий комплимент.
4.Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.
5.Улыбайтесь в общении с людьми. Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения.
6.Удовлетворение потребности человека в общении. Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.
На протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько уровней форм общения детей и взрослых. На каждом возрастном этапе дошкольного детства свои особенности общения детей со взрослыми.
Стили педагогического общения.
Каждый человек в зависимости от характера, взглядов, психических особенностей вырабатывает свой стиль общения, т.е. совокупность типичных признаков поведения в этом процессе.
Другими словами стиль педагогического общения – это устоявшаяся система способов и приемов, которые использует педагог при взаимодействии с воспитанниками, их родителями, коллегами по работе.
Стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства зависят, с одной стороны, от индивидуальности педагога, от его профессионализма, коммуникативной культуры, эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профессиональной деятельности, с другой стороны, от особенностей воспитанников, их возраста, пола, обучаемости, воспитанности и особенностей детского коллектива, с которым воспитатель вступает в контакт.
Стиль общения и руководства зависит и от нравственных установок педагога — от любви к детям, доброжелательного отношения к ним, от гуманистической направленности личности учителя. Стиль зависит также от знаний основ педагогики и психологии общения.
Стиль педагогического руководства проявляется в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих способах взаимодействия с личностью и коллективом, в соотношении дисциплинарных и организационных воздействий, прямых и обратных связей, в оценках, тоне, форме обращения.
Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:
- Авторитарный (тактика диктата и опеки).
- Демократический (тактика сотрудничества).
- Попустительский (тактика невмешательства).
При авторитарном стиле руководства педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как детского коллектива, так и каждого ребенка. Исходя из собственных установок, он задаёт цели деятельности, способы ее выполнения, субъективно оценивает результаты. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.
Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».
При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Педагог ориентирован на повышение субъектной роли ребенка во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба.
Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».
При попустительском (либеральном) стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, стремиться минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Учитель выполняет свои функциональные обязанности формально, ограничиваясь лишь преподаванием. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры.
Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».
1.Анализ проведения диагностики и самодиагностики педагогического общения.
Вывод: В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения и руководства. Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности педагога могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые приёмы авторитарного стиля руководства, так как иногда они оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с группой и отдельными воспитанниками относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль руководства, диалог и сотрудничество с учащимися, так как этот стиль позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.
Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с маленькими детьми или постарше, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Значение и необходимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Психолого-педагогические основы развития познавательных способностей у дошкольников»
Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в настоящее...
Психолого - педагогические основы музыкального развития дошкольников в контексте с ФГТ
Понятие универсальных учебных действий применительно к новым условиям дошкольного образования в области "Музыка"Совместная деятельность педагога и детей с выделением методов и приемов формирования УУД...
Статья Лингвистические и психолого–педагогические основы формирования морфологической стороны речи у дошкольников
Овладение морфологическим строем языка оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Чем раньше ребенок усвоит морфологическое значение грамма...
Психолого-педагогические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Проблемы адаптации....
психолого-педагогические основы самостоятельности дошкольников
В наш век - век исторических и политических катаклизмов, резкой смены ориентиров, в период социально-экономических преобразований от человека требуется быть личностью способной выстоять, выжить,...
Практикум «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми.
Практикум «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми. Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов...