СТАТЬЯ "ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ К ВОСПИТАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ"
статья (средняя группа) на тему
Одной из актуальных педагогических воспитательных задач является задача воспитания у дошкольников культуры межличностного общения, основанного на на взаимоуважении, внимательности, доброжелательности. Предлагаю эффективные технологические подходы повышения культуры межличностного общения у детей среднего и старшего дошкольного возраста, успешно апробированные на практике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ К ВОСПИТАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБIЦЕНИЯ
Одной из актуальных педагогических воспитательных задач является задача воспитания у дошкольников культуры межличностного общения, основанного на на взаимоуважении, внимательности, доброжелательности. Предлагаю эффективные технологические подходы повышения культуры межличностного общения у детей среднего и старшего дошкольного возраста, успешно апробированные на практике.
В воспитании у детей приветливости и вежливого обращения к сверстникам рекомендую рассматривание и обсуждение сюжетных картин «Уроки вежливости»; дидактические игры «Как помочь героям жить дружно?» (Лисе и Журавлю из сказки «Лиса и журавль»), «Закончи предложение» (Если мой друг заболел, я…, Когда мне нужна помощь, я….), творческие конкурсы «Самый добрый вопрос», «Добрые слова», этические беседы «Когда у друзей лад, каждый этому рад».
Воспитанию внимательности к настроению сверстника способствует использование серии игр «Домик настроения»: «Угадай настроение» (воспитатель предлагает внимательно рассмотреть стоящих на полянке фигурки мальчиков и девочек, обращает внимание на разнообразие внешних признаков проявления эмоций, их отличия и сходства, просит угадать, какое настроение у каждого из детей и объяснить, почему игрок так решил), «Засели ребят» (Педагог предлагает детям рассмотреть схематические изображения эмоций над дверями домика и расселить фигурки мальчиков и девочек в соответствии с их настроением), «Покажи, какое у тебя настроение» (воспитатель предлагает ребенку выбрать фигурку персонажа, мальчика или девочку, в соответствии с полом ребенка, у которого такое же настроение, как и у него). Эффективны в работе этические беседы типа «Хорошо ли быть злым», «Учимся понимать чувства других людей», «Мои эмоции», театр мимики и жестов.
Работу с детьми, не владеющими в достаточной степени навыками общения и находящимися в положении игнорированных, предлагаю строить на принципах – быть рядом, помогать, защищать, обеспечивать уверенность и эмоциональный комфорт в разных видах деятельности, а так же использовать следующие технологические походы: играть вместе с ребенком, учить принимать на себя определенную роль, действовать в ее рамках; в случае неприятия ребенка в игру – придумывать другую игру, где
он будет более успешен и приглашать остальных играть вместе; развивать другие виды деятельности, в которых «неудачник» компетентен и успешен.
Одной из проблем в межличностном общении дошкольников является возникновение конфликтных ситуаций. Дело в том, что общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми. Отличительные черты состоят: в большом разнообразии коммуникативных действий и широком их диапазоне (спор, требования, обман, жалость и желание успокоить, притворство, кокетство); чрезмерно яркой эмоциональной насыщенности; нестандартности и нерегламентированности (прыгают, кривляются, дразнятся, придумывают новые слова, дразнилки); преобладании инициативных действий над ответными (важнее собственное высказывание или действие).
Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Причем конфликты в детском коллективе могут выполнять как позитивные, так и негативные функции.
Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, отбирает игрушки и т.д., но не понимает, что каждый сверстник - это личность со своим внутренним миром, интересами, желаниями. Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Наша задача – научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети: агрессивисты, жалобщики, молчуны, сверхпокладистые, всезнайки, скрытые, нерешительные, максималисты, невинные лгуны (фантазеры).
Предлагаю следующие приемы разрешения конфликтных ситуаций:
подавление отрицательных эмоций - собственных и детских; в решении проблемы учитывать нужды каждого; использовать творческий подход к решению проблемы - превратить ситуацию в проблемную, а саму проблему – в возможность открыть для себя и для других нечто новое; оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка; высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным; учить ребенка управлять эмоциями; формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.
Эффективным средством конфликтных ситуаций, является недопущение споров, так как в споре детям редко у дается сохранять самообладание. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребенка, и главное - основой предупреждения негативных явлений является личный пример взрослого, который должен избегать суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание взаимоуважения и культуры межличностного общения у детей
Опыт работы по теме: «Воспитание взаимоуважения и культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста на основе ценностей многонационального российского общества через сюжетно-ролеву...
Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.
Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждени...
Статья : "Технологические подходы психолого-педагогической работы к воспитанию у дошкольников культуры межличностного общения "
Статья посвящена воспитанию культуры межличностного общения дошкольников...
Статья: "Технологические подходы психолого-педагогической работы к воспитанию у дошкольников культуры межличностного общения"
Статья посвящена воспитанию культуры межличностного общения....
Как может культура межличностного общения влиять на гуманные чувства дошкольника.
Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со...
«Как может культура межличностного общения влиять на гуманные чувства дошкольника»
Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со...