Проект. Народные промыслы.
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: Народные промыслы
Полхов-Майданская роспись
Образовательные:
- познакомить детей с Полхов — Майданской росписью.
- обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи – шиповник с листьями и ягодами.
Развивающие:
- развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные элементы;
- закреплять умение рисовать гуашевыми красками.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
- вызвать желание овладеть навыками в рисовании Полхов – Майдайских узоров.
Предшествующая работа:
- знакомство детей с гжелевской, дымковской, городецкой росписями;
- рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;
- чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;
-дидактические игры: «Продолжи узор», «Найди подходящий элемент узора» и др.
Словарная работа: Полхов – Майдан.
Материал: мульти и медио картинки с изображением Полхов – Майданских изделий, видами села; разрезные картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; посылка; диск с записями мелодий; магнитная доска; образцы расписанных горшочков; бумажный силуэт горшочка; гуашевые краски (красный, синий, зеленый); кисти белка № 1,ватные палочки; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки; фея Кисточка.
Методические приемы: чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, хохломских игрушек, городецких изделий, изделий Полхов – Майдана; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, послушайте пословицу:
«Красна птица перьем, а человек уменьем».
Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?
Дети: ответы.
Воспитатель: Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер.
Воспитатель: Ребята, а чем вы любите заниматься в детском саду?
Дети: лепить, рисовать, играть, делать аппликации.
Воспитатель: а какие виды рисования вы знаете (пальчиками, ладошками, ватными палочками, кляксография).
В нашу группу пришла посылка от мастеров-умельцев с заданием для вас: нужно собрать из частей предметы народных промыслов. (Предлагаются три вида росписи Гжелевская, Дымковская, Городетская).
Дети: Собирают картинки - пазлы.
Воспитатель: Мы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов вы догадались какие мастера прислали свои изделия?
Дети: ответы (Гжельской, Дымковской и Городецкие мастера расписывали изделия).
Воспитатель: Молодцы ребята.
В чем отличие Дымковской росписи и Городецкой росписи?
Дети: ответы Дымковская роспись – на белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии,
Гжелевская роспись – на белом фоне синие цветы. Городецкая роспись - розаны, бутоны, листья, лошади птицы).
Воспитатель: Вы большие умнички, а теперь садитесь поудобнее. Я слышу какой-то странный звук (появляется кукла Фея Кисточка в русском народном сарафане)
Ребята у нас в гостях сказочная фея Кисточка.
Фея Кисточка: Здравствуйте ребята! Я узнала, что вы знаете много о народных умельцах и хочу пригласить вас в сказочное путешествие в чудесное место где живут чудо мастера.
Использование ИКТ:
Королева кисточка: Здравствуйте ребята! Я узнала, что вы знаете много о народных умельцах и хочу пригласить вас в сказочное путешествие в чудесное место где живут чудо мастера.
В России на реке Полхов есть огромное село которое назвали Полхов- Майдан. Дома там деревянные, почти в каждой семье занимаются народным промыслом в домашних мастерских. Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев лип, осин из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски, детские игрушки.
Слайд№3
С давних пор было налажено производство их на токарных станках и расписывали вручную игрушек «тарарушек» так в далеком прошлом ласково называли деревянные игрушки- это название сохранилось и до наших дней.
Слайд№4
В старину Дымковские, Городецкие, Гжельские мастера со всей округи приезжали на ярмарку со своими изделиями и продавали их с прибаутками «Не бьется, не ломается, а кто купит удивляется!»
Слайд№5
Королева кисточка обращает внимание на изделия народного промысла: расписные игрушки, свистульки, балалайки, грибок-капилочкупосуду,сахарницу,дощечку,самовар,).
Слайд№6
С тех пор прошло очень много лет, но промысел в селе и сейчас процветает. Производят мастера посуду и детские игрушки на токарных станках, но перед тем как начать изготавливать изделие, дерево сушат целый год на улице в мороз, жару и под дождем. Затем заготовки вытачивают на токарных станках. «Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».
Слайд№7
Заготовки приносили в дом в больших плетенных корзинах их кистью три раза покрывают клейстером из картофельного крахмала, что бы краска ложилась ровно и гладко.
Слайд№8,9
А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. большими розово-малиновыми цветами и бутонами шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодками черники, яблочками.
Слайд№10
Рассмотрим основные элементы росписи:
Цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан.
Ягоды: шиповник, черника.
Листочки: большие, маленькие, колючие веточки шиповника.
Пейзажи: дома, река, церковь, мельница.
Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера, как ярко расписан грибок копилка и сахарница. Художники расписывали свои изделия сюжетами из окружающей природы.
Мы немножко отдохнем скоро рисовать начнем.
Физкультминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Раз, два – спит цветок.
Три — раскрыли лепесток.
Четыре – проснулись,
Дружно к солнцу потянулись.
Скажите ребята, какие цвета красок используют в своей работе мастера Полхов- Майдана?
Дети: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.
Воспитатель: Но у мастериц было только три краски желтая, синяя, красная как же у них получаются такие разные цвета?
Дети: художники смешивают цвета
Воспитатель: Как можно получить оранжевую, зеленую и фиолетовую краски?
Дети: ответы
Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать умельцами рук дельцами и подарить людям радость?
Посмотрите какие грибочки подарила нам фея Кисточка какие элементы росписи вы видите?
Дети: цветок шиповника, ягодки черники, листики, стебельки, полоски.
Воспитатель: Я предлагаю вам расписать горшочек, и расскажу, как правильно и красиво выполнить работу.
Начинаем с фона (желтая гуашь)
-Крышечку – красной.
-Ватной палочкой рисуем синей краской ягоды черники сначала в центре, затем слева и справа.
-Под каждой ягодкой всей плоскостью кисти рисуем по два листика.
-Справа от шиповника рисуем ватной палочкой три синих ягодки черники одну выше две ниже.
-Прорисовываем кисточкой с зеленой краской стебельки соединяя их между собой внизу.
-Украшаем веточки двумя большими листиками пририсовываем контур и закрашиваем зеленой краской.
Воспитатель: Фея Кисточка превращает вас в мастеров-художников.
Сейчас кисточкой вращаю.
В мастеров-художников вас превращаю!
Проходите в мастерскую оденьте фартушки и будем творить чудеса!
Пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики,
Один, два, три, четыре, пять
Начинаем рисовать!
Выполнение работы детьми.
Воспитатель: Заканчиваем работу. Мне и Фее очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои горшочки и кладем на стол в мастерскую.
Фея: Какие красивые грибочки у вас получились!
Какие элементы росписи вы использовали? (ягоды, листья веточки полоски)
Вы огромные молодцы! Вам пора превращаться в обычных детей.
Кисточкой я поверчу,
В деток снова превращу!
Воспитатель: Ребята, скажите с какой росписью познакомила вас Фея Кисточка? (Полхов- Майданской )
Вам понравилось быть мастерами?
А в заключении мне хочется сказать, что, наверное, очень приятно иметь дома деревянную игрушку. И тогда в душе будет всегда хорошее настроение!
Фея: А я, приготовила подарок для вашей группы игрушки от Полхов-Майданских мастеров и альбом с изображениями росписей.
Воспитатель: Спасибо тебе Фея, мы рады были видеть тебя в гостях, приходи к нам еще!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект : "Народные промыслы России"
Тип проекта: информационно - творческий;Продолжительность проекта: среднесрочный;Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.Актуальность проекта: обусловлена боль...
ПРОЕКТ « НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ « НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»...
Проект «Народные промыслы Нижегородского края»
Цель проекта: Познакомить детей с народными промыслами родного края Задачи проекта: Дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного края, приобщать их к родной культуре. Позн...
Проект «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»
Актуальность проекта: Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о ва...
Проект "Народные промыслы России"
Проект "Народные промыслы России"...
Проект "Народные промыслы,как средства расширения представлений о народной культуре"
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа &nd...
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...