Познавательна-исследовательский «Финансы и дети» коррекционная группа (старшая, подготовительная группа)
проект (подготовительная группа)
Познавательна-исследовательский «Финансы и дети» коррекционная группа (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_finansist_2020.docx | 498.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10» города Алейска Алтайского края
Познавательна-исследовательский
«Финансы и дети»
коррекционная группа
(старшая, подготовительная группа)
Разработали: воспитатели
Боркунова Г.А.
г. Алейск
2020г.
Актуальность темы:
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
К сожалению, финансовой грамоте почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Дети должны знать, что деньги – это ценность, богатство, но им необходимо усвоить, откуда они берутся. Главная идея финансовой грамотности – связь денег с трудом.
Обучая детей финансовой грамотности, мы помогаем им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.
Цель проекта:
Способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Помочь детям войти в социально – экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Привлечь родителей к совместной деятельности по реализации проекта.
Задачи проекта:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- признавать авторитетным качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.д.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Предполагаемый результат:
Мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
Виды проекта: познавательно – исследовательский, творческий, групповой.
Участники: дети, родители, педагоги.
Сроки реализации: 3 месяца
Этапы проведения и реализации проекта:
- Подготовительный:
- определение уровня знаний детей о финансах
- анкетирование родителей
- обсуждение цели и задач с детьми и родителями.
- создание условий для реализации проекта
- сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
2.Основной:
- внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о финансах.
- совместная работа с родителями
- рассматривание иллюстраций, фото, книг, журналов и т.д.
-просмотр мультфильмов «Уроки тетушки совы», «Как мужик корову продавал» и другие.
- исследовательская деятельность с денежными купюрами и монетами
- чтение сказки: К. Чуковский «Федорино горе»; Р.н.с. «Хаврошечка», «Петушок и бобовое зернышко»
- знакомство с пословицами и поговорками
-рисование «Деньги будущего»
3 Презентационно – завершающий
- выставка рисунков «Деньги будущего».
- выставка «Домашняя копилка»
Работа с родителями
- участие родителей в проекте
-Консультации и рекомендации для родителей.
- Изготовление дидактических игр и атрибутов.
Результаты реализации проект
-Дети приобрели первичный финансовый опыт
- Сформировано понятие устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
-Родители получили дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Содержание проектной деятельности
Время проведения | Тема | Цель | Форма проведения |
Сентябрь | «Что такое деньги и зачем они нужны, где их берут?» | Определение уровня знаний детей по теме: «Финансы» | Беседа. |
«Монета, банкнота, пластиковая карта» | Формирование финансовой грамотности у детей | Экспериментирование | |
«Уроки тетушки совы» Что такое деньги? | Формировать умение экономить деньги | Просмотр мультфильма | |
«Все профессии важны» | Формирование знаний, что каждый труд оплачивается | Беседа | |
Октябрь | «Супермаркет». | Формировать умение играть в С/Р игру | Сюжетно-ролевая игра |
«Как экономить деньги?» | Формирование основ экономической культуры детей дошкольного возраста | Беседа | |
«Домик, где живут деньги» | Развивать мелкую моторику | Оригами (изготовление кошелька) | |
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей» | Воспитывать дружеские отношения | Беседа. Стихотворение. Проблемная ситуация. | |
Ноябрь | К. Чуковский «Федорино горе»; русская народная сказка «Хаврошечка», «Петушок и бобовое зернышко» | Расширять представление о домашнем труде, формировать представление о цепочке связей в трудовой деятельности | Чтение |
«Как мужик корову продавал» | Раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи разными способами получения дохода, развивать смекалку, умение предвидеть результат. | Просмотр мультфильма | |
«Кто долго спит, тот денег не скопит» | Познакомить с финансовой грамотностью в мудрости народной | Беседа. Разучивание пословиц | |
«Дом, где живут деньги» | Знакомство с банком | Беседа | |
«Деньги будущего глазами детей» | Развивать творческие способности и фантазию у детей | Рисование |
Список литературы:
1.Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
2.Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
3.Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
4.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
5.Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
6.Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
7.Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
Интернет ресурсы:
https://www.minfin.ru/ru/document
https://dohcolonoc.ru/
http://e.stvospitatel.ru/
Приложение
Экспериментирование: «Монета, банкноты, пластиковые карты»
Цель: Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Оборудование:
- столы;
- стулья по количеству воспитанников;
- мяч;
- несколько копилок разных по форме, из разных материалов;
- кошельки разные по форме, цвету и содержанию;
- копилка с набором разных монет и банкнот;
- оборудование для экспериментирования (ёмкость с водой, бумага по размеру бумажных денег);
- салфетки бумажные, салфетки влажные;
- ноутбук, проектор, экран;
- мобильный телефон с приложением «Банкноты 2017»;
- пластиковые карты;
- бумага и средства для рисования (карандаши, фломастеры, восковые мелки и другое).
Ход занятия:
На столе стоят копилки из разных материалов и разных размеров, накрытые тканевой салфеткой.
Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас сюрприз. А чтобы узнать, что под салфеткой, отгадайте загадку:
Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Зверушка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине.
Что это такое? (Копилка.)
Копилки бывают разные тряпочные, меховые, стеклянные, пластмассовые, металлические.
Воспитатель демонстрирует копилки, рассматривая с детьми.
На что похожа копилка? А эта? Из чего сделана? Для чего же нужны копилки? (Копить деньги.)
Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить? Расскажите мне, зачем нужны деньги? Я начну предложение, а вы продолжите: «Деньги нам нужны для того, чтобы…»
Возможные ответы детей:
- покупать продукты;
- оплачивать бытовые услуги;
- оплачивать развлечения (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
- оплачивать услуги (уточнить, каких именно);
- оплачивать проезд на транспорте;
- покупать подарки;
- оказать помощь нуждающимся (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, а копилка у нас не простая, с сюрпризом. Чтобы было всем всё видно, давайте сядем за столы. Смотрите.
Это что такое? Ответы детей
Воспитатель: Правильно, монеты. Какая монета? (Круглая, металлическая) Возьмите по несколько монет, потрясите в руках. Что слышите? (Звенит.)
Посмотрите на монеты. Они одинаковые? Чем отличаются? Да, монеты разные, разного достоинства.
У нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.
Что это? Ответы детей
Воспитатель: Тоже деньги. Как можно назвать эти деньги? (Банкноты, купюры.)
А какие они? (Бумажные, прямоугольные, шуршат.) Они одинаковые или разные? Что можно сказать о банкнотах (Тоже разного достоинства.) Посмотрите, что изображено на банкнотах.
На каждой купюре нарисован герб России - двуглавый орел. А также цифры, обозначающие достоинство купюры. На всех купюрах изображены достопримечательности российских городов.
На пятидесятирублевой банкноте изображены достопримечательности г. Санкт-Петербург. Ростральная колонна с фигурой женщины и Петропавловская крепость. На оборотной стороне - здание, расположенное на набережной реки Невы.
Сторублевая купюра носит изображение Москвы. На оборотной стороне находится здание Большого Театра и площадь перед ним, а на лицевой - скульптура с Большого Театра.
Hɑ лuцeʙoй ϲтoрoнe 200-рyблeʙoй бɑнĸнoты — Пɑмятнuĸ ɜɑтoплeнным ĸoρɑблям ʙ Ceʙɑϲтoпoлe, нɑ eё oбoрoтe — ʙuд нɑ Xeрϲoнeϲ Tɑʙрuчeϲĸuй.
Представителем купюры номиналом 500 рублей стал город Архангельск. На лицевой стороне изображен памятник Петру Первому, расположенный на фоне парусника и морского вокзала. На оборотной стороне купюры виднеется Соловецкий монастырь. Он является одной из величайших российских святынь.
На купюре в 1000 рублей изображен город Ярославль, а именно: на лицевой стороне - памятник Ярославу Мудрому, а на оборотной - храм Иоанна Крестителя.
Лицевая сторона 2000 рублей - Русский мост; оборотная сторона - Космодром «Восточный». Это символы Дальнего Востока.
Если скачать приложение на телефон, то на двухтысячной и двухсотрублёвой купюре изображение оживает. Хотите посмотреть?
Если купюры ожили, то это значит деньги настоящие, не поддельные.
Вот сколько интересной информации содержат банкноты. Подробнее о достопримечательностях мы поговорим в другой день.
Положите на одну руку монету, на другую – банкноту. Скажите, что легче? Как вы думаете, почему?
Да монеты тяжелее бумажной купюры, т.к. сделаны из металла. Как вы думаете, деньги тонут? Давайте проверим. Положите монету в ёмкость с водой. Что произошло? Что можно сказать о металлических деньгах? Вместо бумажных денег возьмём бумажный листочек и опустим его в ту же ёмкость, что и монету. Что произошло? (Бумага намокла и плавает.)
Возьмите в руки мокрый листочек. Что можно о нём сказать? А если попробовать потянуть за края? Ответы детей (Легко рвётся.)
Воспитатель: А монета порвётся? Достаньте её из воды, попробуйте порвать, поломать. У кого получилось? Как вы думаете, почему? Ответы детей (Сделана из металла.)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Ответы детей (Металлические деньги прочные, но тяжёлые. Бумажные деньги лёгкие, но не прочные.)
Вы правы, с бумажными банкнотами нужно обращаться аккуратно, потому что она может порваться, и будет непригодна к использованию.
Вытирайте руки салфетками, выходите из-за стола. Предлагаю поиграть в игру «Дополни». Я буду кидать вам по очереди мяч и называть признак монеты, а вы назовите противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Ребята, а в чём ваши мамы и папы носят деньги? Ответы детей (В кошельке.) У меня тоже есть кошелёк и не один. Хотите, покажу? Садитесь на ковёр. (Раздаю кошельки.) Какого цвета бывают кошельки? Из чего сделаны? Настя, расскажи, что есть у тебя в кошельке? Сколько там отделов? Саша, а в твоём кошельке сколько отделов? Ваня, какие деньги удобно хранить в твоём кошельке? Ответы детей
Как вы думаете, для чего в кошельках есть прорези? Ответы детей Банкноты туда можно положить? Удобно их туда укладывать? Ответы детей (Неудобно.) А монеты входят? (Много не положишь, вытаскивать сложно.)
Ребята, бумажные купюры и металлические монеты есть у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Попробуем вложить карту в прорезь. Как вы думаете, удобно карту хранить здесь? Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них Ответы детей (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).
Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (Можно забыть пароль.)
Мы с вами сегодня работали с деньгами, а они грязные, потому что, деньги находятся в каждых руках, поэтому, я предлагаю протереть руки салфетками.
Ребята, в начале нашей беседы о копилках, мы сказали, что деньги можно копить, а как вы думаете, как можно копить деньги?
(Складывать в копилку, открывать счета в банке, не покупать то, что не надо, покупать, необходимое, экономить.)
Правильно, а как правильно экономить, я приглашаю вас посмотреть мультфильм в нашем мини-кинотеатре.
Просмотр фрагмента мультфильма «Уроки Тётушки Совы».
Беседа по содержанию: Напомните мне, как мы можем экономить деньги каждый день?
Ребята, как вы думаете, ваши родные и близкие люди (мамы, папы, сестрёнки, братишки) знают правила экономии? Как мы можем рассказать им об этой важной теме, да чтобы ничего не забыть? (Нарисовать и подарить родителям.) Как они могут звучать? Давайте мы эти правила назовем (выключать воду, выключать электричество, выключать телевизор, быть бережливым, ненужные вещи не выбрасывать, а предложить тем, кому они пригодятся).
Итак, вы решили, что нарисуете? Выбирайте, чем вы будете рисовать (фломастеры, восковые мелки, карандаши) и приступайте к работе…
«Экономия тепла, света, воды»
(учимся экономить)
Развивающая предметно-пространственная среда:
- дидактические игрушки Буратино и Мальвина;
- демонстрационный материал «Электроприборы»;
- колокольчик;
- материал для эксперимента;
- наклейки-энергосберегалочки;
- листы с изображёнными лабиринтами;
- конверт.
Ход:
Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья! Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх
Стук в дверь, входит Мальвина(персонаж взрослый):
Здравствуйте, мои друзья,
Меня зовут Мальвина.
Я очень бережлива,
И ко всем советам, я.
Прошу прислушаться, друзья!
Я пришла сегодня к вам
С таким предложением,
Давайте все обучимся энаргосбережению.
Воспитатель: Здравствуй Мальвина, мы рады с тобой подружиться, а кто это к нам стучиться?
Входит Буратино: Это я, Буратино. Я ходил по улицам и очень,замерз, вот зашел к вам погреться, а у вас в группе тепло, уютно, и наверное вода горячая есть, я люблю поплескаться в воде.
Воспитатель: А правила бережного и экономного отношения к воде ты знаешь?
Буратино: А мне воды не жалко у нас в доме водопровод есть. И горячей и холодной воды сколько хочешь. Я даже иногда даже кран не закрываю.
Мальвина: Но воду беречь надо.
Воспитатель: Правильно Мальвина, воду надо беречь. Воду надо беречь, не открывать кран сильно, струя воды должна быть тоненькой, ремонтировать кран, если он сломается и капает вода, когда чистишь зубы воду надо наливать в стаканчик. Так мы сохраняем природные ресурсы и экономим деньги которые платим за воду.
Буратино: Я постараюсь запомнить эти правила.
А у вас так тепло, и уходить не хочется!
Мальвина: У хорошего хозяина в любой мороз в доме тепло. Только надо как следует его подготовить, тогда никакой холод не страшен. А ты как свой дом утеплил?
Буратино: Да никак! Думал, придёт зима, подключат отопление, тепло будет. А получилось наоборот: пришла зима, отопление подключили, батареи как огонь, а в квартире холодно.
Мальвина: понятно, в твоём доме топить, что на дворе у костра греться. Дров много пропадёт, а тепла не будет.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что им необходимо сделать, чтобы в доме было тепло? ( Утеплить окна, закрывать плотно двери, форточки, батарею не зашторивать)
Мальвина: пойдем Буратино, я помогу утеплить твой дом (уходят)
Воспитатель: Смотрите Мальвина конверт оставила, наверное, в нём для нас письмо.
На конверте написано: «Детский сад №356, группа
«Колокольчик». Ребятам. Советы от Мальвины». Как интересно, письмо то в картинках. Давайте попробуем его прочитать.
Дидактическая игра «Береги тепло и воду».
Воспитатель: Какие важные советы даёт нам Мальвина?
Выставляются два совета в картинках:» Береги воду. Не выпускай тепло.
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, хотели бы побывать в гостях у Мальвины? А как
вы думаете, какой у нее дом?(Чистый, уютный, красивый, аккуратный, тёплый.)
А что значит уютный дом? (Когда есть мебель, чисто, тепло, аккуратно.)
Игра «Доскажи словечко».
Мам может стирать бельё в …(стиральной машине).
Папа может пылесосить ковёр…(пылесосом).
Дочь может гладить бельё…(утюгом).
Бабушка достаёт продукты из…(холодильника).
Можно готовить на…(плите).
Когда все дела сделаны, можно отдохнуть:
Посмотреть…(телевизор),
Послушать …(радио),
Поговорить по…(телефону),
Почитать книгу, сидя около…(настольной лампы).
Как можно назвать одним словом все эти предметы?(Электроприборы).
Что служит питанием для электроприборов?(Электричество. Элетроток, электроэнергия).
А откуда поступает электроэнергия в дом?(С электростанции).
Где в каждом доме живёт электричество? (В розетках).
Как ток попадает к нам в квартиры? (По проводам).
Воспитатель: Ребята, а что будет в доме, если включить все электроприборы?(Сгорит всё; будет болеть голова от шума; будем много денег платить; не успеет вырабатываться электроэнергия; будет загрязняться окружающая среда).
А что делать, если электричество отключиться? Как жить без электроприборов? (Свечу зажечь; сохраняются природные ресурсы).
А теперь давайте поиграем в «Загадалки - объяснялки»
Для этого одни ребята загадают предмет по картинке, а другие отгадают и расскажут, как правильно обращаться с электроприборами, чтобы сэкономить электричество. За правильный ответ получите искорку. (Варианты: этим предметом можно сделать бельё гладким, ровным; с помощью этого устройства можно узнать новости, сведения о погоде, послушать музыку).
Игра «Скажи со словом «электрический» (по картинкам).
Названия предметов из предыдущей игры согласовать со словом «электрический». Например, электрический утюг и т.д.
Воспитатель: При правильном обращении с электроприборами мы сможем сэкономить каждую искорку электричества. Учёные тоже думают о сбережении электроэнергии. Они выяснили, что небольшое её количество можно запасти в батарейке. Если провода подсоединить к батарее, электричество пойдёт по проводам и сможет гореть лампочка.
Проводится опыт с батарейкой.
Воспитатель: Почему загорелась лампочка? (В батарейке есть запас электроэнергии).
Какие приборы работают на батарейках? (Часы, плеер, фонарик).
Воспитатель. Подведение итогов занятия.
Ребята рассказывают, что они сегодня узнали на занятии.
«Домик, в котором живут деньги»
Воспитатель: Буратино на Поле чудес в «Стране Дураков» закопал в землю пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег.
Вопросы к детям:
• «Вырастут ли деньги?
• Где они могут «расти»?
• Куда Буратино надо было положить деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: У каждой монеты – есть дом, в котором они живут. Давайте и мы с вами сделаем кошелечек из бумаги для нашего друга Буратино, что бы он мог спрятать в него свои монеты. Изготовление, детьми кошелечка используя схему.
Воспитатель: Молодцы ребята. Красивые кошелечки у вас получились.
Воспитатель: подошло время подвести итог нашей игры. Ребята посчитайте, сколько у каждой команды золотых монет. Дети приносят золотые монетки, сообщая, сколько заработала каждая команда.
Воспитатель: Вот и пришло время прощаться с нашим другом Буратино. Давайте, дети, попробуем для Буратино сформулировать правила обращения с деньгами, чтобы он никогда и не подумал отнести их в «Страну Дураков».
1. Экономно распоряжаться деньгами.
2. Потраченные средства уже не вернешь.
3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
4. Невозможно иметь все, что хочешь.
5. Деньги можно накопить или потратить.
Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.
6. Бережно относиться к деньгам.
А сейчас уже пора – Ждут нас игры и дела. Благодарю всех участников этой игры за активное участие.
Дом, где живут деньги»
Материал и оборудование
- Интерактивная доска.
- Денежные купюры.
- Эл. карточки.
- Буратино.
- Карта-схема поиска клада.
Ход беседы:
Сегодня мы отправимся в необычное место. Но прежде, чем отправиться, посмотрите и скажите, что вы видите на экране? (деньги)
-Да, это деньги. Деньги бывают – бумажные, металлические, разных стран и достоинств.
Что такое деньги? (это средства обмена: люди меняют деньги на товар, услуги, которые они производят)
-А какие деньги используют в нашей стране? (рубли)
- А где делают деньги?
- Деньги «рождаются» на монетном дворе - специальном заводе по изготовлению денег. Такой завод есть в Санкт-Петербурге - там выпускают (чеканят и печатают) денежные знаки.
-Сейчас мы с вами попробуем напечатать деньги. Надо положить монетку под листок бумаги и сверху заштриховать простым карандашом. У всех получилось?
Стук в дверь, входит Буратино.
-Ребята, как хорошо, что я вас встретил. У меня что-то есть, но я вам покажу в том случае, если вы отгадаете загадки:
Маленькая круглая, из кармана в карман скачет? (монета)
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные! (деньги)
-Правильно, молодцы. Ребята, у меня есть 5 золотых монет. Я хочу их сохранить. Лиса Алиса и кот Базилио, научили меня как это сделать. Надо ночью, прийти на поле Чудес в стране Дураков, выкопать ямку, положить туда 5 золотых монет и закопать их. Вырастет дерево, а на нем будет много денег. Правильно?
(нет)
-А где лучше хранить деньги? (в банке)
-Правда? Минуточку! У меня есть такая банка (приносит стеклянную банку, кладет туда деньги). Там я буду хранить свои деньги.
Воспитатель: Нет, ты нас не понял, не в стекл. банке, а в банке.
Банк –это организация, которая принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг (кредит).
Есть банки государственные-они принадлежат гос-ву и коммерческие –они создаются предприятиями или фирмами.
-В банк мы приносим деньги, оплачивая разные услуги. Какие услуги мы можем оплатить в банке? (плату за квартиру, свет, газ, за д/сад, штрафы)
-Главный человек в банке –банкир.
Еще там работают служащие: кассиры, контролеры.
Как вы думаете, почему деньги лучше хранить в банке?
-Во-первых-надежно. Банк охраняется специальной охраной. Кругом стоят видеокамеры, все помещения просматриваются и записываются на пленку.
-Во-вторых, в сберегательном банке не обманут и выплатят обещанные деньги.
-Ребята, куда Буратино надо отнести деньги? (в банк)
Тебе Буратино надо отнести деньги в банк на хранение (т.е. положить на сберегательную книжку или пластиковую карту), ты будешь называться – вкладчиком, за это вкладчики получают доход, проценты.
-Например: ты положишь 5 золотых монет, а через год получишь 6.
- А еще в банке живут не только наши российские денежки - рубли, но и их братья: марки, франки, доллары, гривны. Как их можно назвать одним словом?
- Валюта. Валюта – денежная единица любой страны.
Буратино: Вот спасибо, за то, что вы научили меня как сохранить свои деньги. За это мы с вами поиграем в игру «Найди пару» (раздает деньги)
Воспитатель: Ты Буратино посиди у нас на занятии, может еще, что нового узнаешь.
- Ваши родители работают и получают за это заработанную плату. Заработанную плату могут выдавать наличными или безналичными деньгами.
-А что такое наличные деньги? (дети: это реальные деньги, которые есть в кармане, в кошельке).
-А безналичные? (дети: это электронные).
-Современные деньги всегда удобны.
(показываю карточки)
С карточкой мы идем в банкомат-терминал. Но чтобы снять деньги с карточки, надо знать – пин - код.
Пин - код это ваш личный пароль, также как и в телефоне, компьютере. (вставляем карточку, набираем пин-код, печатаем сумму, которую вы будете снимать и банкомат выдает вам деньги).
- Понятно. Запомнили, что надо сделать, для того, чтобы снять деньги?
Ну, а сейчас мы с вами попробуем отгадать кроссворд и прочитать, какое ключевое слово получится.
- Место , где хранятся деньги?
(банк)
- Информация, которая помогает продать или купить товар?
(реклама)
- Предмет для продажи?
(товар)
- Чем можно оплатить покупку?
(деньги)
- Неожиданная находка, принесенная дополнительный доход? (клад)
Прочитаем все вместе, какое слово получилось? (клад)
-А кто помнит, в каком мультфильме герои нашли клад? (Простоквашино)
Я вам предлагаю по схеме, выполняя указания, найти клад (даю схему-ищут). Крестиком отмечено место, где вы можете найти его.
Находят баночку с монетами.
Мы нашли богатый клад,
Каждый кладу очень рад,
Стали думать, как нам быть
Как же клад нам разделить?
Чтоб хватило всем друзьям,
Делим ровно - пополам
Вот и подошло наше занятие к концу. Много нового, интересного вы узнали. Что такое банк? Где лучше хранить деньги? Почему? Кто работает в банке.
Где делают деньги?
Какие деньги бывают наличными (карманные) и безналичными (электронные-карточки).
Сегодня на занятии внимательно слушали и правильно отвечали на вопросы…, были активны, поднимали постоянно руку…., были вежливы в общении со мной и детьми…, выполняли правила работы на занятии… и т.д.
Молодцы ребята.
«Не имей сто рублей,
а имей сто друзей»
Цель: выявление представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
Оборудование:
Ход беседы.
Воспитатель: Ребята, послушайте:
ДРУГ, ДРУЖБА, ДРУЖИТЬ
Что вы можете о них сказать? (ответы детей)
Есть ли у вас друг? Тогда вы можете мне сказать, кого мы называем другом?
Зачем нужна дружба? Как проверяется дружба?
Воспитатель: Дружба – главное чудо. Всегда с ней любая беда – не беда.
Действительно, дружба – это великое чудо, драгоценность. Недаром русская пословица гласит: «Нет друга – ищи, а нашел – береги».
Возьмите бережно дружбу в ладошки (дети складывают ладошки), и бережно передавайте друг другу. Почувствуйте, какая дружба
•На ощупь?
•На вкус?
•Как пахнет?
•Какого она цвета?
•С какой погодой ее можно сравнить?
(Воспитатель записывает выводы детей на магнитной доске).
Дружба подарила нам приятные ощущения.
Дружба бывает разная.
Воспитатель:
Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении
«Монолог о дружбе»:
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Воспитатель:
Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит, что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Воспитатель: Что такое дружба, по мнению автора?
Воспитатель: С какими его мыслями следует согласиться?
Воспитатель: А с чем вы не согласны?
Работа в группах.
Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
–А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: «Как бы я поступил?».
1. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
2. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
3. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
После обсуждения в группах. Заслушиваются варианты ответов. Обсуждаются другие решения проблемы.
Воспитатель:
Ребята, работали вы дружно. И, как мне кажется строки стихотворения вам очень подойдут.
Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.
Обсуждение
- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
(знакомство с пословицами)
- Человек рожден для труда.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Что потрудился, то и поел.
- Воля и труд дивные всходы дают.
- Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
- Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Наше счастье в общем труде.
- Кто трудится, тот и пользуется.
- Без труда нет добра.
- Трудовая денежка — мозольная.
- Труд кормит и одевает.
- Не замочив рук, не умоешься.
- Не разгрызть ореха — не съесть и ядра.
- Встанешь пораньше — шагнешь подальше.
- Без хорошего труда нет плода.
- Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы.
- Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
- Там и хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
- Зажиточно жить — надо труд любить.
- Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться.
- Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
- Труда много, а добычи мало.
- В труде победить — мир укрепить.
- В труде рождаются герои.
- Где труд, там и счастье.
- Трудовое добро ни в воде не тонет, ни на огне не горит.
- От бессонницы трудом лечатся.
- Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
- Лучше честным трудом добытая черствая корка, чем сдобный пирог, да краденый.
- Тот ничего не боится, кто честно трудится.
- Без труда в саду нет плода.
- Без труда и отдых несладок.
- Без труда и палку не выстругаешь.
- Без труда не проживешь.
- Без трудностей труд немыслим.
- Без успеха в учебе нет успеха в труде.
- Без учебы и труда не придет на стол еда.
- Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.
- Без хлопот и труда растет не кукуруза, а лебеда.
- Благо жизни — в труде.
- Бог труды любит.
- Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
- Будешь упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.
- Быт здоровый — труд толковый; быт плохой — и труд такой.
- В народе тот не забудется, кто честно трудится.
- В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнет, для труда живет.
- В труде — наше счастье.
- Вдохновение приходит во время труда.
- Век живи — век трудись, а трудясь, век учись.
- Всякая борозда труд любит.
- Всякий труд достоин награды.
- Всякий труд ценен, да не всякий полезен.
- Где охота и труд, там поля цветут.
- Где труд, там и правда.
- Даровое — на ветер, трудовое — в сок да в корень.
- Для добра трудиться — есть чем похвалиться.
- Для кого труд — радость, для того жизнь — счастье.
- Если труд — удовольствие, то жизнь — наслаждение.
- Живи своим умом, а честь расти трудом.
- За труд не бьют, а награды дают.
- За трудовую копейку бейся, нетрудовой копейки бойся.
- За что возьмешься с трудолюбием, все заблестит.
- Землю солнце красит, а человека — труд.
- Знание и труд новый быт дают.
- Какие труды, такие и плоды.
- Каков трудовой счет, таков и почет.
- Кто живет своим трудом, тем работа — второй дом.
- Кто любит труд, того люди чтут.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Консультация для родителей «Экономическое воспитание старшихдошкольников в семье»
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
∙ Учите делать правильный выбор
∙ Рассказывайте детям, что и в плохом бывает что-то хорошее
∙ Будьте уверенны в принятии решений в покупках
∙ Будьте всегда примером
∙ Будьте любящими и заботливыми, на своем примере показывайте, как хорошо и правильно поступать
∙ Воспитывать детей непросто, но очень интересно! Ваш малыш только начинает познавать новый для него мир и делать первые шаги. Ему предстоит всему научиться с вашей помощью, поэтому будьте терпеливы. Если вы устали или чем-то расстроены, старайтесь не показывать этого крохе. Лучше немного отдохните и успокойтесь, а затем занимайтесь малышом.
∙ Разговаривайте с ребенком и вселяйте чувство уверенности в том, что вы всегда будете рядом, что бы ни случилось.
∙ Хвалите и поощряйте ребенка, научитесь принимать его таким, какой он есть — это очень важно. Установите свои семейные «правила», которые помогут малышу понять, как правильно поступать: например, мыть руки перед едой, ложиться спать вовремя, говорить «Спасибо! ». И никогда не скупитесь на похвалу и приятные слова, ведь от вашего одобрения и поддержки во многом зависит самооценка малыша.
Мудрые советы
∙ Научите ребенка беречь игрушку
∙ Никогда не жалуйтесь на материальные проблемы в присутствии детей
∙ Выработайте в себе оптимистическое отношение к жизни и демонстрируйте его своим детям.
∙ Как можно ухаживать за своими вещами
∙ Убедите себя и своих детей в том, что все проблемы разрешимы
∙ Излишне не балуйте ребенка: он может вырасти капризным и эгоистичным
. ∙ Родители иногда не замечают, какое воспитательное влияние оказывают они на детей своим поведением. Между тем они воспитывают их каждый день, каждый час, каждую минуту. Даже самый обычный разговор родителей и старших, который они ведут в присутствии детей, действует на характер и умственное развитие детей.
∙ Не хвалитесь толщиной своего кошелка как главным достижением жизни. Не прививайте ребенку принцип: «Деньги решают все»
∙ Дети охотно воспринимают советы и указания родителей и воспитателей. Даже после того как дети начинают проявлять самостоятельность, разумное убеждение и веские доводы старших оказывают серьезное влияние на их поведение. Разумеется, убеждают детей не только слова, но и живые примеры поведения родителей и старших членов семьи.
Прислушайтесь! Задумайтесь!
∙ После замечания не следует сразу же ласково относиться к детям. Своим отношением нужно показать, что плохие поступки детей огорчают и возмущают родителей
. ∙ Не откупайтесь от ребенка дорогими подарками.
∙ Это не заменит ему душевного общения с вами.
∙ Родителям необходимо следить за поведением своих детей дома и на улице, в общественных местах.
∙ Избалованные дети ведут себя как эгоисты. Правильно поступают те родители, которые предъявляют высокие требования к своим детям и не потакают их слабостям.
∙ С малых лет нужно приучать детей к труду. Каковы бы ни были материальные условия семьи, у каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Пусть эти обязанности будут несложны, но нужно приучать детей выполнять их без напоминаний.
∙ Поведение родителей, их личный пример оказывают серьезное влияние на формирование ценных моральных качеств у детей.
∙ Прежде чем отправиться в магазин, оговаривайте перечень необходимых покупок, учите ребенка планировать расходы.
∙ Игнорируйте истерики ребенка, если он слезами добивается, чтобы вы купили то, о чем с ним заранее не договаривались.
∙ Из бесед с вами ребенок должен усвоить, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются трудом, и нельзя их расходовать безумно.
∙ «Сколько бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Поэтому совместная работа педагогов и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста. Но экономика – такая область знаний, в которой многие из родителей не чувствуют себя достаточно компетентными. Они нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье. Экономическая подготовка родителей позволит приобщить детей к миру экономической действительности, формируя при этом правильные экономические представления.
∙ Что может сталь содержанием экономического воспитания в семье? Это, прежде всего домашнее хозяйство (домашние дела родителей, профессии родных и т. д.), семейный бюджет (доходы и расходы, зарплаты, пенсия), деньги и др.
∙ Совместный труд в семье позволяет удовлетворить потребность детей в общении, приучает ребенка к аккуратности, ответственности. Именно в семье при включении в совместную хозяйственную деятельность они приучаются к бережливости, экономности. Бережливость и экономность – показатели общей культуры человека, его зрелости. Они часто свидетельствуют об умении заботиться: о членах своей семьи, о вещах, их окружающих, о себе. Приведу пример. В доме сломался шкаф. Папа стал ремонтировать его, привлекая при этом малыша. Небольшая помощь сына (поддержать дверку или подать отвертку), но важнее всего то, что подчеркивается значимость его работы для близких людей. Он помог папе. При знакомстве детей с профессиями родных и близких раскрывается роль этих профессий в обеспечении нужд и потребностей семьи. Путешествуя с родителями по городу, в котором живет семья, ребенок видит здания: больницу, банк, магазин, школу – это места работы людей. Работа существует для того, чтобы обеспечить семью предметами, которые ей необходимы. Постепенно у детей формируется представления о взаимосвязи понятий труд т деньги. Совершение с ребенком совместных покупок и является объяснением ребенку их значимости в семье. К примеру, если купить ребенку сладости, игрушки, то вы не смежите купить хлеб или заплатить за электричество. А это является более важным. Привлечение (по возможности) детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания правильного отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи. В жизни семьи постоянно возникают ситуации, которые становятся предметом разговора: о планировании семейного бюджета, о добрых делах родителей и детей, и ребенок может принимать в этом участие. В процессе обсуждения ребенок совместно с родителями решает важные вопросы, например: *Как накопить деньги на желаемую покупку? *Можно ли купить игрушку, не оплатив основные расходы семьи (плата за свет, воду и т. д.)? Такие обсуждения помогают взрослым найти общий язык с детьми. Дети, ощущая свою причастность к важной стороне семейной жизни, осознают необходимость соизмерения своих желаний с потребностями семьи. Так развиваются разумные траты денег. Родители знакомят детей с деньгами и их рациональным использовании. Старший дошкольник включается в реальную жизнь семьи. Он выполняет поручения родителей, связанные с некоторыми покупками. Сначала кто - то из взрослых ему помогают, идут вместе с ним в магазин, где он делает покупки или отсчитывает деньги. Затем уже ребенок самостоятельно выполняет поручения. К примеру, следит за тем, чтобы в доме всегда был хлеб. Здесь ребенок учится правильному обращению с деньгами. Родителям следует помнить, что приобщение ребенка к миру экономических знаний должно происходить естественно и непринужденно. А сделать это помогут игры. Например: «Семейный бюджет», «Кому что нужно», «Разложи правильно». Играя с взрослым, ребенок легко и быстро усваивает материал. В каждой семье читают детям книжки. Правильно поступают те родители, которые подбирают книги экономической направленности. Это могут быть рассказы Э.Успенского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, авторские и народные сказки, поговорки, загадки, пословицы. Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность. Экономическое воспитание в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада. В семье, это реальная экономическая среда, накапливается определенный «экономический» опыт. Этот опыт в дальнейшем обогащается, уточняется, систематизируется. Знаниям придается социальная направленность, что позволяет ребенку впоследствии выстраивать линию собственного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие для детей и родителей старшей - подготовительной группы «Душевная погода»
1. Раскрепощение живой души, снятие страхов, преодоление неуверенности в себе.2. Повышение самооценки, принятие себя, установление доверия к миру и окру...
"Лесной карнавал" - сценарий новогоднего праздника для детей коррекционной группы (старший возраст)
Сценарий новогоднего праздника для коррекционной группы. Простой, лаконичный сценарий, расчитанный на детей с быстрой утомляемостью. Внимание детей акцентрировано на подмене Деда Мороза, которого запу...
Познавательно-исследовательская деятельность на улице с детьми старше-подготовительной группы «Секрет мыльных пузырей» (изучение свойств воды)
При создании конспекта передо мной ставились задачи: расширить представления детей о существенных характеристиках предметов, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о наличии элементарных ...
Рабочая учебная программа на 2017-2018 учебный год Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Дисциплины: рисование, лепка, аппликация Возрастная группа: старшая/подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природ...
Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по сказке "Зимовье зверей" для детей с ЗПР старше-подготовительной группы
В конспекте представлен полный конспект открытого занятия, проведенного совместно с педагогами группы (воспитателем и учителем-дефектологом)....
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в разновозрастной (старше-подготовительной) группе комбинированной направленности «А» «Солнышко» на средний, старший и подготовительный возраст детей.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей по Верещагиной Н.В....
Комплекс упражнений для детей коррекционных групп старшего дошкольного возраста, на основе здоровьесберегающей технологии Н.Н.Ефименко.
Горизонтальный пластический балет— это новая система физического воспитания, спортивной тренировки коррекции, оздоровления и творческого самовыражения детей. Применение в коррекционн...