образовательный проект наставничество
проект
В условиях обновления содержания образования, введения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, введения профессионального стандарта педагога, значительно возрос спрос на высококвалифицированного, конкурентоспособного, творчески работающего педагога. Повысились требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной позиции.
Для эффективной организации образовательной деятельности в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_shmidt_n.v.docx | 231.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 68 «Ромашка»
Материалы участника городского конкурса
Шмидт Натальи Валерьевны
(Ф.И.О.)
воспитателя муниципального автономного дошкольного
(Должность, место работы)
образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада № 68 «Ромашка»
Нижневартовск 2021
Министерство образования РФ
Ханты – Мансийский автономный округ - Югра Департамент образования города Нижневартовска
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №68 «Ромашка»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Эффективная система наставничества образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Нижневартовск
АВТОРЫ:
- Герлиц Е.Л., методист муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Нижневартовска детский сад №68 «Ромашка»
- Шмидт Н.В., воспитатель высшей кв. категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Нижневартовска детский сад №68 «Ромашка»
АДРЕС:
628600, ул. Чапаева, д.11А, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ:
«Эффективная система наставничества образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Оглавление.
1. | Аннотация | 7 |
2. | Обоснование необходимости педагогического Проекта. | 8 |
2.1. | Цели Проекта. | 9 |
2.2. | Задачи Проекта. | 9 |
2.3. | Риски Проекта. | 9 |
3. | Концептуально-методологические основы Проекта. | 9 |
3.1. | Принципы реализации Проекта | 10 |
3.2. | Технологические основы Проекта. | 11 |
4. | Основное содержание Проекта. | 13 |
4.1. | Суть Проекта. | 13 |
4.2. | Основные направления реализации Проекта. | 13 |
4.3 | Развитие социального партнерства ДОУ | 14 |
5. | Механизм реализации Проекта (этапы). | 15 |
6. | Ресурсное обеспечение Проекта. | 17 |
6.1. | Методические материалы. | 17 |
6.2. | Материально-техническое обеспечение. | 17 |
6.3. | Вспомогательный материал. | 17 |
6.4. | Сопровождение Проекта. | 19 |
7. | Ожидаемые результаты Проекта и социальный эффект. | 19 |
7.1. | Результативные параметры. | 20 |
8. | Бизнес-план Проекта. | 20 |
9. | Перспективы развития Проекта. | 22 |
9.1. | Результаты реализации Проекта. | 22 |
Используемая литература. | 26 | |
Глоссарий | 27 | |
Приложение. | 28 |
Паспорт проекта
№ п\п | Наименование | Содержание |
Тема проекта | Эффективная система наставничества образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска | |
Вид проекта | Организационно-методический Практико-ориентированный | |
Основание для разработки проекта |
- Концепция развития непрерывного образования взрослых в РФ на период до 2025 г; - Указ Президента России от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»; - Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программ среднего образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»; - Региональный проект «Учитель будущего» (шифр проекта 059 – ПОО от 13.11.2018); - Комплексная программа обновления кадров, включая развитие системы непрерывной подготовки и повышения квалификации учителей, утвержденная приказом департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 26.08.2014г. №1130; - Программа развития МАДОУ г. Нижневартовска ДС №68 «Ромашка» на 2021-2025годы; - Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС №68 «Ромашка». | |
Разработчики проекта | Герлиц Е.Л., методист МАДОУ г. Нижневартовска ДС №68 «Ромашка» Шмидт Н.В., воспитатель высшей кв. категории МАДОУ г. Нижневартовска ДС №68 «Ромашка» | |
Цель проекта | Помочь наставляемым в повышении уровня профессионального мастерства и квалификации, обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей. | |
Задачи проекта |
| |
Длительность реализации проекта | ежегодно | |
Целевая группа | Наставляемые ДОУ | |
Этапы реализации проекта |
(сентябрь – декабрь 2018 года).
(декабрь 2018 года – март 2019 года).
(март 2019 года – май 2020 года).
(сентябрь 2020 года – май 2021 года). | |
Прогнозируемый результат проекта |
|
- Аннотация
Настоящий образовательный проект раскрывает особенности создания условий и реализации модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении.
Нормативной базой Проекта являются:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2013 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года;
- Указ Президента России от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до2024 года»;
- Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программ среднего образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
- Региональный проект «Учитель будущего» (шифр проекта 059 – ПОО от 13.11.2018);
- Комплексная программа обновления кадров, включая развитие системы непрерывной подготовки и повышения квалификации учителей, утвержденная приказом департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 26.08.2014г. №1130;
- Программа развития МАДОУ г. Нижневартовска ДС №68 «Ромашка» на 2021-2025годы;
- Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС №68 «Ромашка».
Данный Проект содержит этапы деятельности образовательного учреждения по созданию условий для реализации модели наставничества с наставляемыми ДОУ.
Настоящий Проект определяет стратегию оказания помощи наставляемым в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу; является организационно-методическим проектом, направленным на повышение качества образовательной деятельности в дошкольном учреждении.
Основные цели и задачи Проекта отражают образовательные, методические, социальные особенности образовательной деятельности ДОУ.
Представленный Проект ориентирован на педагогов в образовательной сфере, работающих в дошкольных учреждениях.
Обоснование необходимости педагогического проекта. Актуальность проекта
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте. Никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов».
С.А. Макаренко.
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
В условиях обновления содержания образования, введения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, введения профессионального стандарта педагога, значительно возрос спрос на высококвалифицированного, конкурентоспособного, творчески работающего педагога. Повысились требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной позиции.
Для эффективной организации образовательной деятельности в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
В эпоху быстрой смены технологий необходимо быстрое реагирование на меняющийся социальный заказ. Современная рыночная экономика и информационное общество ставят перед образованием стратегическую задачу непрерывного развития человеческих ресурсов.
Каждый руководитель ДОУ, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности МАДОУ является развитие кадрового потенциала.
Начиная свою работу в ДОУ, молодые специалисты испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания.
Исходя из анализа деятельности по данному направлению, в процессе определения актуальности темы данного проекта были выявлены следующие основные проблемы:
- проблемы входа в профессию, проблемы подготовки, проблемы удержания, компетентности и роста в профессии;
- несмотря на глубокие корни традиций наставничества, не существует единого устоявшегося определения этого термина. В настоящее время синонимичными являются понятия «супервизия», «менторство», «консультирование», «коучинг», «тьюторство»;
- необходимым становится не столько информационное и методическое, сколько организационное и кадровое совершенствование в ДОУ.
Таким образом, появилась необходимость разработать модель наставничества как комплексное сопровождение субъектов образовательных отношений.
- Цель Проекта: помочь наставляемым в повышении уровня профессионального мастерства и квалификации, обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.
- Задачи Проекта:
1. Обеспечение теоретической и методической поддержки наставляемым.
2. Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными и компьютерными технологиями.
3. Проведение мониторинга результативности работы образовательной деятельности по данному направлению.
Риски Проекта (SWOT анализ):
Внутренние силы, поддерживающие Проект: высокий уровень материально-технической оснащенности ДОУ для реализации Проекта.
Внешние силы, поддерживающие Проект: социальный заказ государства и общества.
Внутренние сопротивления: недостаточная активность участников образовательной деятельности. Стереотип общественного сознания.
Внешние слабости: изменения в законодательной базе.
Концептуально-методологические основы Проекта.
Институт «наставничества» в полной мере отвечает требованиям и социальным запросам. Согласно «project management» и «knowledge management» потенциал образовательной организации определяется возможностью создания, передачи, интеграции и эксплуатации опыта и знаний как активами. Последние, в свою очередь, формируют компетенции и служат основой для создания новых продуктов и услуг.
В самой идее наставничества, безусловно, нет ничего нового. Феномен наставничества является предметом изучения многих наук. В психолого-педагогических исследованиях данный концепт трактуется как элемент системы непрерывного педагогического образования и процессов личностного, профессионального самоопределения и саморазвития педагогов.
В социологических науках исследуемое явление рассматривается в рамках теорий разделения труда, социального обмена, возможности изменения социального статуса, обеспечения вертикальной мобильности и поддержки в процессе карьеры.
В менеджериальных науках отечественные и зарубежные авторы обращаются к этому вопросу в контексте управления персоналом, корпоративной и организационной культуры, оценки качества услуг и инвестиционной привлекательности организации.
Несмотря на глубокие корни традиций наставничества, не существует единого устоявшегося определения этого термина. В настоящее время синонимичными являются понятия «супервизия», «менторство», «консультирование», «коучинг», «тьюторство».
Учитывая все отличительные особенности данного концепта можно считать наставничество как комплексное сопровождение субъектов образовательных отношений.
Иными словами, предложенная модель, интегрирует в себе множество дисциплин (управление персоналом, психология, профессиональная педагогика). Технологии XXI века позволяют образовательным организациям стать конкурентоспособными на рынке образовательных услуг. Наставничество выступает как необходимый социально-педагогический компонент развития и сохранения традиционных социокультурных основ функционирования дошкольной образовательной организации.
Реализуемый Проект основывается на следующих принципах:
- принцип согласованности (совместное обсуждение задач и способов решения);
- принцип «выращивания» (создание условий для пошагового развития личности педагога);
- принцип саморазвития (создание условий для появления у педагогов установки значимости индивидуального развития каждого);
- принцип рефлексивности (коррекция деятельности мышления педагогов);
- принцип доброжелательности (опора на уникальность и особенность личности педагога);
- принцип самоопределения (осознание себя личностью и своих возможностей в достижении успеха);
- принцип психологической поддержки (доброжелательная атмосфера, помощь в определении личностных качеств).
Технологической основой проекта
Идея создания и реализации проекта появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития наставляемым. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста.
В нашем понимании наставник – это коучинг, тьютер, антрагог.
Коучинг— «частный репетитор по профессии».
Тьютер - «домашний учитель, наставник, опекун».
Андрагог – «преподаватель, обучающий взрослых».
Из представленных определений, понятно, что наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией. Для нас наставничество является взращиванием молодых специалистов через передовую практику лучших сотрудников детского сада.
С каждым годом популярность наставничества в нашем образовательном учреждении растет. Это связано с тем, что все четыре стороны: воспитанник, педагог, учреждение и администрация, получают определённую выгоду от проекта.
В первую очередь учреждению «наставничество» позволяет сократить время, которое обычно требуется новому сотруднику на адаптацию, т.е. для того, что бы освоиться на новом месте и начать работать с максимальной отдачей. Важно также отметить, что благодаря наставничеству новички детально знакомятся с работой учреждения, целями, задачами и проблемами, сильными и слабыми его сторонами. Они получают непосредственную помощь в решении собственных проблем, в планировании собственной деятельности.
Администрация получает «внутренних тренеров», которые своим примером несут определённый корпоративный стандарт и контролируют его соблюдение сотрудниками.
Опытные работники (наставники) берут на себя ответственность, − и получают выгоду от этой роли − при всех ее сложностях и дополнительной нагрузке. К тому же наставничество является признаком доверия руководства, признания заслуг.
Наставляемые получают поддержку на всем протяжении процесса формирования и совершенствования навыков, и быстро повышают свою профессиональную компетентность.
Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
- впервые принятыми специалистами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
- выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений;
- педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке;
- вновь принятыми сотрудниками и даже теми, кто возвращается из декретного отпуска. Если это необходимо.
В своём профессиональном становлении наставляемый проходит несколько ступеней.
I ступень – (стажировка): самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют заниматься самообразованием.
ІІ ступень – (развивающий этап): процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: форсайт-центров для воспитателей, семинары и т. д.
ІІІ ступень – (становления этап): складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы.
Таким образом, стартовал долгосрочный проект по наставничеству.
Формы работы с наставляемыми:
- Консультирование,
- мастер-класс,
- теоретические и практические семинары,
- круглый стол, диспут, мозговой штурм,
- диссеминация опыта,
- виртуальное методическое сообщество,
- творческие и рабочие группы,
- конкурсы пед.мастерства.
Разработаны документы, регламентирующие проект наставничество (Положение, приказ, план работы, конкурсы педагогического мастерства).
Основное содержание Проекта.
4.1. Суть Проекта.
Данный проект раскрывает значимость и возможности использования наставничества для повышения квалификации и дальнейшего развития в своей будущей карьере, так и для самого ДОУ, вырабатывая позитивное отношение к профессиональной деятельности у наставляемого.
В основе Проекта лежит модель наставничества в дошкольном образовательном учреждении. (Приложение 1)
В работу по реализации Проекта включены субъекты образовательной деятельности: администрация, педагоги, смежные специалисты ДОУ.
- Основные направления и формы реализации Проекта его участниками:
Таб.1
№ п/п | Направления деятельности | Формы, методы работы | |
1. | Создание нормативно-правовых, организационно- педагогических, методических, материально- технических условий. |
| |
2. | Работа с кадрами |
|
Развитие социального партнерства.
Дошкольное образовательное учреждение не может в полной мере удовлетворить возросшие запросы государства и непосредственных социальных заказчиков – родителей. Эта ситуация подсказывает одно из радикальных средств для ДОУ – организацию социального партнерства.
ДОУ осуществляет социальное партнерство с различными организациями города.
Таб.2
Направление деятельности | Организация | Содержание сотрудничества |
Просветительское | НВГУ | Повышение квалификации педагогов. |
НСГК | Передача опыта педагогов студентам. Создание условий, способствующих адаптации студентов к педагогической деятельности. Привлечение молодых педагогов в образовательное учреждение. Обновление педагогического коллектива. Активизация профессиональных действий и вооружение первоначальным опытом воспитателя-профессионала | |
Социально- педагогическое | МОУ Гимназия № 2, МОСШ №22 МОСШ №34, дошкольные образовательные учреждения города Нижневартовска | Создание преемственности образовательных систем, способствующих обмену опыта между образовательными учреждениями. |
Механизм реализации Проекта.
Проект реализуется в дошкольном образовательном учреждении с 2018 года. Срок реализации Проекта: ежегодно.
Таб.3
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | Результат |
1. Организационно-подготовительный этап (сентябрь – декабрь 2018 года) | ||||
1.1. | Изучение методической и специальной литературы по проблеме наставничества в дошкольном образовательном учреждении. | сентябрь – октябрь 2018 года | Методист, рабочая группа | Выводы о степени разработанности данного вопроса. |
1.2. | Разработка проекта по теме «Модель наставничества в МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 68 «Ромашка»», программы деятельности по реализации проекта. | октябрь – ноябрь 2018 года | Методист, рабочая группа | План действий по реализации Проекта |
1.3. | Разработка критериев подбора наставников ДОУ | октябрь – ноябрь 2018 года | Методист, рабочая группа | Система отбора педагогов-наставников |
1.4. | Отбор наставляемых ДОУ. | октябрь – ноябрь 2018 года | Методист | Создание базы наставляемых ДОУ. |
1.5. | Заключение договоров о сотрудничестве, составление планов совместной деятельности с социальными партнерами: школа №12,гимназия №2, школа №22, НВГУ, НСГК. | сентябрь – декабрь 2018 года | зам. зав. по ВМР Хоменко О.В. | Обеспечение преемственности в работе ДОУ с социальными партнерами |
1.6. | Совершенствование материальной базы ДОУ по направлению «Наставничество в ДОУ». Приобретение интерактивных образовательных ресурсов. | 2018-2019 учебный год | Заведующий ДОУ Т.Н. Градюк | Укрепление материально- технической базы ДОУ |
2 Этап педагогического проектирования декабрь 2018года – март 2019 года | ||||
2.1. | Разработка нормативно-правовой базы по реализации модели наставничества в ДОУ, регламентирующих ее деятельность. | декабрь 2018года | Рабочая группа | Создание модели наставничества в ДОУ. |
2.2. | Составление опросников для педагогов по выявлению уровня готовности к реализации проекта, а также уровню проф.мастерства. | декабрь 2018года | Рабочая группа | Оценка результатов мониторинга. |
3 этап. Организация и проведение мероприятий март 2019 года – май 2020 года | ||||
3.1. | Реализация плана работы по наставничеству | март 2019 года – май 2020 года | методист | Реализация Проекта. Обобщение результатов деятельности по проекту. |
3.2. | Организация и проведение обучающих семинаров для педагогов, круглых столов, мастер – классов | сентябрь 2019 года – май | методист, рабочая группа | Рост профессионального мастерства педагогов ДОУ |
3.3. | Создание банка идей (методической копилки из опыта и практики), в том числе в электронном формате. | сентябрь 2019 года - май 2020 года | методист, рабочая группа | Создание сборника методических материалов. |
3.4 | Корректировка проекта (при необходимости) | сентябрь 2020 года | методист, рабочая группа | Корректировка проекта |
4 Аналитический этап (рефлексивный) (сентябрь 2020 – май 2021 года) | ||||
4.1. | Проведение мониторинга образовательной деятельности ДОУ по направлению «Наставничество в ДОУ» | ноябрь - декабрь 2020 года | методист | Аналитическая справка |
4.2. | Анализ полученных данных, их систематизация, сопоставление с прогностическими результатами, теоретическое осмысление полученных результатов с выходом на перспективу дальнейшей работы. | январь – март 2021года | методист, рабочая группа | Аналитическая справка. |
4.3. | Обобщение и распространение опыта по теме реализации Проекта | сентябрь 2020 – май 2021 года. | методист, рабочая группа | Представление опыта работы ДОУ |
Ресурсное обеспечение Проекта.
Для реализации Проекта необходимо следующее организационное и методическое обеспечение:
- Программно-методическое обеспечение: Таб.4
№ п/п | Название технологии, пособия |
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 11) [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/ | |
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] https://минобрнауки.рф | |
Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал / Ю.А. Афонькина. – М.: Учитель, 2013. - 78 с | |
https://педпроект.рф/проект-учитель-будущего/ |
- Материально-техническое обеспечение: Таб.5
№ п/п | Наименование | Количество |
Канцелярские товары | 100 шт. | |
Мультимедийная установка | 1 штука | |
Компьютер | 5 штук | |
Ноутбук | 5 штук | |
Магнитофон | 1 штука | |
Интерактивная электронная доска с сенсорным экраном | 1 штука | |
Интерактивная установка |
|
6.3 Вспомогательный материал:
- нормативные и методические документы:
- Программа «Развитие города Нижневартовска на 2015-2020годы»;
- Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения№68
«Ромашка»;
- книги и периодические печатные издания по повышению профессиональной компетентности педагогов;
- литература по проблемам возрастного развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
6.4Сопровождение Проекта.
Направление | Ответственный | Направление деятельности |
Административное сопровождение | Заведующий дошкольным образовательным учреждением. |
|
Методическое сопровождение | Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе |
|
Психологическое сопровождение | Педагог-психолог |
|
Педагогическое сопровождение | Воспитатели |
|
Таб.6
Ожидаемые результаты Проекта и социальный эффект.
Реализация Проекта предполагает следующие результаты, продукты:
Педагоги:
- Будет обеспечен рост профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ,
- Будет сформирована и внедрена модель наставничества в ДОУ,
- Будет обеспечено развитие кадрового потенциала ДОУ,
- Будут получены положительные результаты образовательной деятельности.
Результаты – продукты:
В рамках данного направления будет разработано учебно-методическое обеспечение:
- Модель наставничества в ДОУ (Приложение 1);
- мониторинг образовательной деятельности ДОУ по направлению «Наставничество в ДОУ», диагностические материалы (анкеты, опросники и пр.) (Приложение 3);
- комплекс практического и методического материала (цикл практических заданий и др.).
7.1 Результативные параметры:
Мониторинг результатов реализации хода Проекта ориентирован на определенные показатели:
При реализации Проекта можно выделить следующие характеристики критериев:
Таб.7
Критерии | Содержание |
Общие |
|
Конкретные практические | В работу по реализации Проекта включены субъекты образовательной деятельности: педагоги, профильные специалисты дошкольного образовательного учреждения, администрация ДОУ. |
Расчеты по кадровому, экономическому, материально-техническому и научному обеспечению и реализации педагогического проекта.
Бизнес-план
Таб.8
№ | Наименование | сроки | Сумма (тыс.руб.) |
1. | Приобретение методической литературы по наставничеству в ДОУ. | 2018 | 20.000 |
2. | Курсовая подготовка педагогов по различным направлениям. | 2018 | 50.000 |
3. | Приобретение оборудования в группы, в том числе интерактивного. | 2019 | 300.000 |
4. | Участие в конкурсах проф.мастерства различного уровня | 2018 | 100.000 |
5. | Освещение деятельности ДОУ в СМИ | 2018 | 25.000 |
6. | Приобретение программного обеспечение для ИКТ технологий. | 2020 | 50.000 |
ИТОГО: 575.000 руб.00 коп. |
- Перспективы развития Проекта
Создание условий для повышения качества профессиональной подготовленности педагогов в ДОУ:
- рост числа педагогических работников с высшим образованием, имеющих высшую и первую квалификационные категории;
- обобщение и распространение результативного педагогического опыта через педагогические конференции, мастер-классы, обучающие семинары, проблемные курсы;
- организация и апробирование сетевого взаимодействия по изучению опыта лучших педагогов;
- совершенствование адресности ресурсной поддержки и стимулирования образовательной и инновационной деятельности педагогов.
Развитие социального партнерства ДОУ:
- определение приоритетов в межведомственном взаимодействии;
- реализация совместных проектов по направлению.
9.1 Результаты реализации проекта
Таб.9
№ п/п | Название конкурса, год участия | Уровень | Результат участия (в том числе денежное вознаграждение (при наличии) |
2018 год | |||
Межрегиональный фестиваль инновационных педагогических идей «Стратегия будущего» | Региональный | Диплом финалиста | |
Всероссийский конкурс для педагогов по воспитанию чувства гражданского долга и патриотических качеств «Под флагом России» | Всероссийский | Диплом Лауреата 1 степени | |
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Лучший проект 2018» | Всероссийский | 5 дипломов лауреата | |
Всероссийский конкурс «ИКТ-компетентность как критерий оценки профессиональной деятельности согласно требованиям профстандарта современного педагога» | Всероссийский | Диплом победителя 1 место | |
Всероссийский профессиональный конкурс «Надежды России» Номинация «Организация работы с родителями: формы и методы эффективного взаимодействия» | Всероссийский | Диплом 2 место | |
Международный v фестиваль инновационных педагогических идей «Стратегия будущего»2018 | Международный | Диплом лауреата | |
2019 год | |||
«Источник идей» социокультурные истоки | Городской | Диплом 3 место | |
Конкурс «Педагог года - 2019» | Городской | Диплом суперфиналиста в номинации "Воспитатель года" | |
Всероссийский педагогический конкурс. Номинация: «Педагогический проект» | Всероссийский | Диплом 3 место | |
Всероссийский конкурс «Профессиональное мастерство педагога» | Всероссийский | Диплом 3 место | |
2020 год | |||
Конкурс профессионального мастерства "Педагог года " | городской | Диплом финалиста в номинации "Воспитатель года" | |
Конкурс профессионального мастерства среди молодых педагогических работников «Педагогический дебют» | Городской | Диплом победителя в номинации "Молодой воспитатель года" | |
Конкурс педагогического мастерства «Лучший проект 2020» | Всероссийский | Диплом победителя 2 место | |
Всероссийский конкурс «Росточек – мир спасут дети» | Всероссийский | Золотая медаль | |
Региональный конкурс «Моя Югра», номинация «Физическое воспитание по ФГОС». | Региональный | Победитель 1 место |
Участие педагогов в конкурсах
Таб.10
Год | Количество участников | Количество призеров |
2018 | 26 | 36 |
2019 | 59 | 57 |
2020 | 109 | 85 |
Квалификационный уровень педагогов.
Таб.11
Год | Всего педагогов | Высшая категория | 1 категория | Соответствие занимаемой должности | Без категории |
2018 | 64 | 17-27% | 27-42% | 13-20% | 7-11% |
2019 | 64 | 18-26% | 22-30% | 9-13% | 21 -31% |
2020 | 64 | 19-29% | 21-32% | 10-16% | 14-23% |
Используемая литература:
- Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение.М.2007.
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М.2004.
- Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004. 5. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007, №2,3,4-2004.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 11) [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] https://минобрнауки.рф
6. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал / Ю.А. Афонькина. – М.: Учитель, 2013. - 78 с
7.https://педпроект.рф/проект-учитель-будущего/
Глоссарий
Коучинг— «частный репетитор по профессии».
Тьютер - «домашний учитель, наставник, опекун».
Андрагог – «преподаватель, обучающий взрослых».
Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией.
Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Деятельность - активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого субъект целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет таким образом свои потребности, достигает цели.
Компетенция - содержательный компонент обучения.
Компетентность - свойство личности, определяющее ее способности к выполнению деятельности на основе сформированной компетентности.
Коммуникативная компетентность - владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, обычаев, традиций, этикета в сфере общения, ориентация в коммуникативных средствах.
Коммуникативная деятельность - процесс общения субъектов межличностного взаимодействия.
Образовательная область - совокупность дисциплин, курсов, модулей учебного плана основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний и умений, формирование компетентностей и социального опыта в разных видах человеческой деятельности.
Система - это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.
Приложение
Приложение 1
Перспективное планирование по направлению «Наставничество в ДОУ».
Приложение 2
Сроки | Мероприятие | Ответственные |
Сентябрь |
| Методист Наставник |
Октябрь |
| Методист Наставник |
Ноябрь |
| Методист Наставник |
Декабрь |
| Методист Наставник Музыкальный руководитель |
Январь |
| Методист Наставник Педагог-психолог Воспитатели |
Февраль |
| Методист Наставник |
Март |
| Методист Наставник |
Апрель |
| Методист Наставник Инструктор по ФИЗО |
Май |
| Методист Наставник |
Приложение 3
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ И АДАПТИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(В. Симонов, Ю. Дементьева)
Цель: определение качеств, способствующие профессиональному личностному самоопределению педагога.
В данном тесте диагностируются следующие личностные характеристики будущего или настоящего преподавателя, показывающие степень сформированности и развития его профессиональных личностных качеств:
Способность к творчеству | 6, 13, 20, 25, 28, 31, 38, 50, 60, 65, 88, 93 |
Работоспособность | 10, 26, 32, 36, 37, 41, 47, 49, 53, 57, 64, 94 |
Исполнительность | 7, 12, 18, 24, 34, 43, 44, 48, 58, 76, 83, 91 |
Коммуникабельность | 4, 16, 30, 40, 68, 69, 70, 75, 80, 82, 85, 87 |
Адаптированность | 2, 19, 27, 35, 54, 59, 61, 67, 73, 77, 78, 89 |
Уверенность в своих силах | 5, 8, 11, 21, 45, 56, 66, 72, 74, 81, 84, 92 |
Уровень самоуправления | 1, 14, 17, 22, 33, 42, 46, 52, 55, 71, 86, 90 |
Коэффициент правдивости (К) | 3, 9, 15, 23, 39, 51, 62, 63, 79 |
Рассмотрим теперь пример. Испытуемый набрал по первому направлению — 10 баллов, по второму — 7, по третьему — 8, по четвертому — 10, по пятому — 6, по шестому — 5, по седьмому — 6 и по восьмому — 1. Здесь К = 1 (т.е. испытуемый лишь на один из вопросов шкалы лжи ответил положительно), что находится в пределах нормы, и данным самодиагностики можно доверять. Рассмотрим полученные результаты на графике.
Характеристики | Слабо | Хорошо | Сильно | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Способность к творчеству | * | |||||||||||
Работоспособность | * | |||||||||||
Исполнительность | * | |||||||||||
Коммуникабельность | * | |||||||||||
Адаптированность | * | |||||||||||
Уверенность в своих силах | * | |||||||||||
Уровень саморегуляции | * |
Отсюда видно, что данная личность обладает ярко выраженной способностью к творчеству, а также высокой степенью коммуникабельности и демократичности. Самое слабое звено — это уверенность в своих силах, а уровень адаптированности и саморегуляции также требуют определенной коррекции.
Анкета
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ И АДАПТИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(В. Симонов, Ю. Дементьева)
Выбирайте номера тех вопросов, на которые вы даете положительный ответ, и записывайте их друг за другом в столбик.
- Умеете ли вы владеть собой в трудных или неприятных для вас жизненных ситуациях?
- Засыпаете ли вы одинаково легко, ложась спать в разное время суток?
- Вы всегда терпеливо и благожелательно слушаете ответ учащегося (студента), о котором знаете, что он все списал?
- Любите ли вы оживленную обстановку в аудитории?
- Охотно ли вы выступаете на собраниях, конференциях, семинарах?
- Используете ли вы нетрадиционные методы и приемы в учебно-воспитательной работе?
- Легко ли вы привыкаете к иному распорядку дня?
- Можете ли вы быстро сорганизоваться, собраться?
- Вы никогда не опаздывали на занятия?
- Можете ли вы выполнять работу в конце дня так же легко и свободно, как и в его начале?
- Способны ли вы заставить себя выполнять рискованное для вас действие?
- Можете ли вы не отказаться от своих намерений, если это не нравится руководству?
- Охотно ли вы участвуете в конкурсах, соревнованиях и т.п.?
- Легко ли вы переходите в течение дня от одного вида занятий к другому?
- Вы всегда твердо уверены, что справитесь с любым делом?
- Воздерживаетесь ли вы от вмешательства в спор, если понимаете, что лучше «не добавлять масла в огонь»?
- Легко ли вы восстанавливаете душевное равновесие после поражения?
- Быстро ли вы привыкаете к новому содержанию или новому месту работы?
- В состоянии ли вы долго ждать, например в очереди?
- Способны ли вы к риску в своей повседневной жизни?
- В состоянии ли вы, допустив ошибку, быстро собраться и исправить ее?
- Часто ли вам удается сдержать свой гнев?
- Вы всегда следуете рекомендациям руководства?
- Вы воздерживаетесь от того или иного действия до момента одобрения его со стороны руководства?
- Легко ли вы меняете методику и ритм работы?
- Хватает ли вам непродолжительного отдыха для восстановления сил?
- Умеете ли вы приспосабливаться к работе в неблагоприятных и сложных условиях?
- Хотите ли вы иметь опубликованные работы?
- Вы всегда прощаете людям их ошибки?
- Умеете ли вы, когда это требуется, приспособиться к окружающим?
- Имеете ли вы опубликованные работы?
- В состоянии ли вы работать длительное время без перерыва?
- Способны ли вы воздержаться во время спора от эмоциональных и неконкретных аргументов?
- Случалось ли вам вносить элементы новизны в работу по личной инициативе?
- Легко ли вы приспосабливаетесь к различным стилям работы ваших руководителей?
- Начинаете ли вы работать на занятиях сразу и в полную силу?
- Легко ли вам одновременно выполнять несколько действий (помогать учащемуся, слушать ответ и одновременно отвечать на вопросы и т.п.)?
- Можно ли вас спровоцировать на новое, неизвестное дело?
- Вам удается преодолеть накопившуюся усталость при входе на очередное занятие?
- Легко ли вы сходитесь с новыми коллегами по работе?
- Можете ли вы интенсивно работать продолжительное время?
- Добиваетесь ли вы на открытых занятиях более высокого результата, чем на обычных?
- Можете ли вы изменить уже принятое решение под влиянием мнения руководителя?
- Можно ли сказать, что вы исполнительный работник?
- Охотно ли вы выступаете на педсоветах, конференциях, родительских собраниях?
- Трудно ли вас вывести из равновесия?
- Быстро ли вы втягиваетесь в работу после некоторого перерыва (болезнь, каникулы, отпуск и т.п.)?
- Легко ли вы приспосабливаетесь к переменам в настроении начальства?
- Удается ли вам без особых усилий переносить длительную, монотонную работу?
- Легко ли вы осуществляете деятельность, требующую определенных усилий с вашей стороны?
- Вы всегда приходите на помощь коллеге?
- Удается ли вам, если этого требуют обстоятельства, сдерживать свою злость или раздражение?
- Способны ли вы преподавать в течение дня шесть—восемь часов подряд?
- Охотно ли вы меняете места развлечений и отдыха?
- В состоянии ли вы длительное время сосредотачивать внимание на выполнении какой-либо определенной задачи?
- Нравится ли вам состязаться со своими коллегами в профессиональной деятельности?
- Можете ли вы, если это нужно, быстро включиться в работу?
- Легко ли вы переходите к работе по новым учебным планам, пособиям и т.п.?
- Удается ли вам легко приспособиться к педагогическому контролю за вашей работой?
- Умеете ли вы поощрения за свою педагогическую деятельность?
- Умеете ли вы проявлять терпение и такт при общении с непонятливыми людьми?
- Можете ли вы всегда легко общаться с людьми, которых недолюбливаете?
- Вы всегда спокойно переносите свои поражения, неудачи и провалы?
- Способны ли вы быстро сосредоточиться перед предстоящими занятиями?
- Охотно ли вы вводите новые элементы в ход и методику занятий?
- В своей работе вы можете, в основном, обходиться без помощи других?
- Легко ли вам удается приспособиться к более медленному темпу работы, если это необходимо?
- Могут ли коллеги по работе, учащиеся (студенты) изменить ваше плохое настроение?
- Вы легко входите в контакт с новой аудиторией?
- Легко ли вы вступаете в разговор с попутчиками?
- В состоянии ли вы вести себя спокойно, когда ждете важное решение?
- Решаетесь ли вы выступить против общепринятого мнения, если вам кажется, что вы правы?
- Быстро ли вы привыкаете к новому коллективу?
- Стимулирует ли вас неудача?
- В состоянии ли вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть?
- Способны ли вы быстро применить новое, узнав об интересном опыте?
- Быстро ли вы реагируете на происходящее на занятиях?
- Легко ли вы организуете первые дни своего отпуска, каникул?
- Вы всегда легко сохраняете спокойствие при долгом и утомительном ожидании чего-либо?
- Терпеливы ли вы при работе с медлительными людьми?
- Часто ли вы бываете уверены в своих силах?
- Любите ли вы менять места отдыха?
- Быстро ли вы приступаете к работе, получив новое указание администрации?
- Склонны ли вы брать инициативу в свои руки, если случается что-либо из ряда вон выходящее?
- В состоянии ли вы воздержаться от замечаний коллегам по поводу недостатков в их работе?
- В состоянии ли вы быстро овладеть собой в тяжелые моменты вашей жизни?
- Терпеливы ли вы при общении с «трудными» учащимися (студентами)?
- Быстро ли вы просматриваете газеты, журналы, книги?
- В состоянии ли вы спокойно ждать опаздывающего звонка на занятия или с занятий?
- Соглашаетесь ли вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?
- Спокойно ли вы относитесь к неожиданным изменениям в расписании занятий, распорядке дня и т.д.?
- Охотно ли вы беретесь за деятельность, требующую настойчивости и упорства?
- Легко ли вы отходите от старых шаблонных методов в вашей работе?
- Умеете ли вы быстро восстановить свои силы?
МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 68 «Ромашка» воспитатель Шмидт Наталья Валерьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Наставничество с молодым специалистом"
Для оказания помощи молодому специалисту в приобретении практических навыков, выработке умения применять теоретические знания в конкретной практической работе, а также приобретения прак...
презентация к проекту "Наставничество"
Качество воспитания детей напрямую зависит от высокой квалификации педагогов, постоянного роста их профессионального мастерства. Сегодня востребован педагог с творческим проектно-констр...
Педагогический проект «Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога»
Работа с молодыми педагогами...
Образовательный проект по наставничеству «Зажигаю звёзды»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мой стаж работы не велик, однако сегодня я хочу представить вам проект на тему «Наставничество». Название проекта «Зажигаю звезды», потому что ...
Анализ работы учителя-логопеда с молодым педагогом в рамках проекта " Наставничество"
Цель: создание условий для профессионального роста, развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста. снижение проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Эффективная система наставничества образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Настоящий образовательный проект раскрывает особенности создания условий и реализации модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении....
Образовательный проект наставничества в дошкольной организации "От алмаза до бриллианта"
Проект направлен на оказание помощи молодому педагогу в его профессиональном становлении, психологической адаптации в своей деятельности и в коллективе детского сада. Предполагает командную работу нас...