Программа по дополнительному образованию "Эрзяночка"
рабочая программа (старшая группа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
Направленность дополнительной образовательной программы речевая, работа по обучению мордовскому (эрзянскому) языку, воспитанию любви к национальной культуре, традициям мордовского народа.
2. Новизна программы.
Программа «Эрзяночка» составлена в соответствии с основной образовательной программой МДОУ «Детский сад №88» г.о. Саранск и является дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей программой социально-коммуникативной направленности базового уровня освоения образовательных результатов.
Обучение детей эрзянскому языку посредством театрализованной деятельности и дидактических игр.
Возраст обучающихся: 5-7 лет.
3. Актуальность программы
Воспитание с раннего возраста двуязычия (билингвизма) рассматривается в настоящее время во многих странах как важный ресурс для формирования компетентных в разных языках людей. Республика Мордовия – исторически сложившийся билингвальный регион, здесь рядом проживают русские и мордва. Мордовские (мокшанский, эрзянский) языки и русский язык имеют равноправный статус государственных языков Республики Мордовия (Закон РМ от 06.05.1998г. № 19-3 «О государственных языках Республики Мордовия). Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде и поэтому обучение мордовским (мокшанский, эрзянский) языкам в детском саду необходимо.
Важное место в системе обучения мордовскому (эрзянскому) языку детей дошкольного возраста занимают: знакомство детей с культурой, традициями и обычаями мордовского народа.
4. Отличительные особенности программы.
Поступление эрзянской речи регулирует непосредственно образовательная деятельность, закрепление осуществляется интегрировано в различной деятельности. Обработка навыков происходит ненавязчиво, ассоциативно внутри последовательно сменяющихся видов детской деятельности.
Овладение мордовским (эрзянским) языком происходит через игровую, продуктивную, двигательную деятельность, слушание, рассказывание и заучивание. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, традициями и обычаями мордовского народа.
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Современной эффективной обогащающей формой языкового образования во всём мире признано языковое «погружение»; в течение определённого периода всё обучение ведётся только на целевом языке. Метод языкового погружения предусматривает обучение детей на чужом для них целевом языке. При организациипроцесса обучения детей эрзянскому языку целесообразно использовать интегративный подход.
При разработке программы учтены принципы обучения языку детей дошкольного возраста:
- принцип развивающего обучения;
- функционально – семантический принцип;
- принцип целостности;
- принцип системности и комплексной реализации задач: образовательных, развивающих, воспитательных;
- принцип личностно – ориентированного подхода;
- принцип культуросообразности.
Программа ориентирована на системный подход, предполагающий синтез речевых умений, духовно-нравственного сознания, чувств и поведения. Достижение стратегической цели программы предусматривает решение целого комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач.
6. Цель программы.
Формирование у детей 5-7 лет двуязычия (билингвизма), через сохранение и развитие этно-исторических ценностей мордовского народа, способствование интеграции в современное многоязычное общество, для успешной социализации ребёнка.
7. Задачи программы.
Для решения поставленной цели мною были сформулированы задачи:
Образовательные
- обучение детей конструктивным способам и средствам взаимодействия с окружающими людьми на эрзянском языке в пределах доступной им тематики, предполагающее развитие звуковой культуры речи, накопление словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи;
- развитие двух основных форм устной эрзянской речи; понимание речи (слушание, аудирование (восприятие на слух и понимание устной речи) и говорение;
- ознакомление детей с культурой и бытом мордовского народа.
Развивающие
- развитие языковых способностей ребёнка, которые позволяют ориентироваться в звучащей эрзянской речи, понимать и адекватно реагировать на неё;
- развитие эмоциональных, творческих качеств ребёнка, способности к социальному взаимодействию (умение играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнёром), радости познания и любознательности.
Воспитательные
- воспитание у детей чувства осознания себя как личности, уверенно чувствующей себя в двух языках и культурах;
- приобщение детей к национально-нравственной культуре мордовского народа, формирование позитивного к ней отношения;
- воспитание внимательного, заинтересованного отношения к людям, говорящим на других языках, с которыми ребёнок может встретиться в повседневной жизни.
8. Возраст детей.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 5-7 лет.
- состав группы: постоянный;
- особенности набора обучающихся: свободный;
- базовые знания.
9. Срок реализации программы.
Программа рассчитана на два года обучения.
1 год обучения – 5-6 лет
2 год обучения – 6-7 лет
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
Форма детского образовательного объединения кружок.
За год предусмотрено 56 занятий. В неделю - два занятия, продолжительностью 25 мин.
Режим занятий: понедельник, среда -16:00-16:25
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Программа предусматривает развитие двух основных форм устной речи: понимание речи (слушание, аудирование) и говорение.
Освоение этих двух форм речевой деятельности предполагает:
- развитие звуковой развитие речи;
- накопление определённого словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- формирование навыков речевого общения;
т.е., в процессе обучения эрзянскому языку, дети должны научиться воспринимать и понимать эрзянскую речь на слух и говорить по-эрзянски в пределах доступной им тематики, словаря, грамматических форм и синтаксических конструкций (предложений), а также владеть несложными образцами связной речи.
Программа определяет также содержание работы по формированию таких умений и навыков, которые обеспечивают аудирование;
- различать звуки и их сочетания;
- узнавать слова и понимать их значение (пенч, вакан);
- узнавать и различать грамматические формы (няка-някат, нумоло-нумолот, налкси-налксить) и предложения с ними.
В качестве формы контроля развития ребенка проводится:
задания на описание картинки с изменённым содержанием (на тренировочной картинке зеленые шары, на контрольной – красные или изменено количество шаров и т.д.).,
проверочные работы. Основными видами являются текущий и итоговый контроль. Текущий контроль проводится в процессе групповых упражнений и игр. Он может проводиться в ходе занятия. Такой контроль следует проводить регулярно в конце каждой недели и в конце каждой темы. Итоговые проверки проводятся за квартал, полугодие, учебный год.
С помощью мониторинга (наблюдения) отслеживаются и оцениваются результаты обучения.
12. Форма подведения итогов.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы проводится в форме диагностики личностного роста.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование модулей, разделов и тем | Количество часов | |||||||||||
всего | теория | практика | |||||||||||
кол-во занятий | мин. | ||||||||||||
1 | Водное занятие. «Игрушки» | 6 | 150 мин | 60 мин | 90 мин | ||||||||
1.1 | «Вводное занятие. Игрушки: зайчик, медвежонок, ёжик» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
1.2 | Д/и: «Отгадай название игрушки», «Какой игрушки не стало» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
1.3 | «Игрушка: кукла» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
1.4 | «Мордовский фольклор» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
1.5 | «Игрушки: кошка, мышка» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
1.6 | Д/и: «Узнай игрушку по описанию», «Фокусник» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
2 | «Мы знакомимся» | 6 | 150 мин | 60 мин | 90 мин | ||||||||
2.1 | «Слова обращения» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
2.2 | «Кукла Олда приехала в гости» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
2.3 | «Волшебный сундучок» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
2.4 | Д/и «Знакомство» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
2.5 | «Лучшие друзья» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
2.6 | «Вот как я умею» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
3 | «Семья» | 4 | 100 мин | 40 мин | 60 мин | ||||||||
3.1 | «Члены семьи» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
3.2 | «Описание картины «Курица с цыплятами» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
3.3 | Д/и «Назови по-эрзянски» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
3.4 | С/р игра «Семья» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
5 | «Овощи и фрукты» | 6 | 150 мин | 60 мин | 90 мин | ||||||||
5.1 | «Овощи» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
5.2 | «У бабы Арины в огороде» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
5.3 | «Фрукты» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
5.4 | «Зайчик с гостинцами» (фрукты) | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
5.5 | «Зайчик с гостинцами» (овощи) | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
5.6 | «Вот так яблоко» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
6 | «Домашние животные и птицы» | 4 | 100 мин | 40 мин | 60 мин | ||||||||
6.1 | «Домашние животные» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | ||||||||
6.2 | Д/и: «Кто лишний», «Угадай сказку» | 1 | 25мин. | 10мин. | 15мин. | ||||||||
6.3 | «Домашние птицы» | 1 | 25мин. | 10мин. | 15мин. | ||||||||
6.4 | Д/и «Назови животных по-эрзянски» | 1 | 25мин. | 10мин. | 15мин | ||||||||
7 | «Дикие животные» | 4 | 100 мин. | 40мин. | 60мин. | ||||||||
7.1 | «Дикие животные: ёжик, белка» | 1 | 25мин. | 10мин. | 15мин. | ||||||||
7.2 | «Помощь Виряве» | 1 | 25мин | 10мин | 15мин | ||||||||
7.3 | «Разучивание потешки «Вирьчиресэ» | 1 | 25мин | 10мин | 15мин | ||||||||
7.4 | Д/ и «Назови слово» | 1 | 25мин | 10мин | 15мин | ||||||||
| Итого |
| 750 мин | 300мин | 450мин |
| |||||||
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zyamkina_kr.mord_.doc | 320 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №66» г.о. Саранск
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета №___от «__»_____________2021 г. | «Утверждено» Заведующая МДОУ «Детский сад №66»Детский сад _____________Ю.Ш.Дегтярева Протокол № _____от_____ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«ТЕАТРАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
Возраст детей: 4-5 года
Срок реализации: 1 год
Составитель:
воспитаель I кв. категории
Зямкина Е.А.
Саранск 2020-2021 гг.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Учебно-тематический план | 10 |
4. | Содержание изучаемого курса | 12 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 17 |
6. | Список литературы | 19 |
7 | Приложения | 21 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Эрзяночка» |
Руководитель программы | Воспитатель I кв.категории Зямкина Екатерина Александровна |
Организация-исполнитель | МДОУ «Детский сад №88» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя | г. Саранск ул. Лихачева, д.13а |
Цель программы | Формирование у детей 4-5 лет двузычия (билингвизма), через сохранение и развитие этно-исторических ценностей мордовского народа, способствование интеграции в современное многоязычное общество, для успешной социализации ребенка |
Направленность программы | Речевое, социально-коммуникативное развитие детей |
Срок реализации программы | 2 года |
Вид программы Уровень реализации программы | Адаптированная Дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | В процессе обучения эрзянскому языку, дети должны научиться воспринимать и понимать эрзянскую речь на слух и говорить по эрзянски в пределах доступной им тематики, словаря, грамматических форм и синтаксических конструкций (предложений), а также владеть несложными образцами связной речи (уметь отвечать на вопросы одним или двумя словами; называть своё имя; давать краткое описание предмета; понимать указания воспитателя, направленные на выполнение какого-то действия; рассказывать вместе с воспитателем потешку, спеть песенку, поиграть в игру) |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
Направленность дополнительной образовательной программы речевая, работа по обучению мордовскому (эрзянскому) языку, воспитанию любви к национальной культуре, традициям мордовского народа.
2. Новизна программы.
Программа «Эрзяночка» составлена в соответствии с основной образовательной программой МДОУ «Детский сад №88» г.о. Саранск и является дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей программой социально-коммуникативной направленности базового уровня освоения образовательных результатов.
Обучение детей эрзянскому языку посредством театрализованной деятельности и дидактических игр.
Возраст обучающихся: 5-7 лет.
3. Актуальность программы
Воспитание с раннего возраста двуязычия (билингвизма) рассматривается в настоящее время во многих странах как важный ресурс для формирования компетентных в разных языках людей. Республика Мордовия – исторически сложившийся билингвальный регион, здесь рядом проживают русские и мордва. Мордовские (мокшанский, эрзянский) языки и русский язык имеют равноправный статус государственных языков Республики Мордовия (Закон РМ от 06.05.1998г. № 19-3 «О государственных языках Республики Мордовия). Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде и поэтому обучение мордовским (мокшанский, эрзянский) языкам в детском саду необходимо.
Важное место в системе обучения мордовскому (эрзянскому) языку детей дошкольного возраста занимают: знакомство детей с культурой, традициями и обычаями мордовского народа.
4. Отличительные особенности программы.
Поступление эрзянской речи регулирует непосредственно образовательная деятельность, закрепление осуществляется интегрировано в различной деятельности. Обработка навыков происходит ненавязчиво, ассоциативно внутри последовательно сменяющихся видов детской деятельности.
Овладение мордовским (эрзянским) языком происходит через игровую, продуктивную, двигательную деятельность, слушание, рассказывание и заучивание. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, традициями и обычаями мордовского народа.
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Современной эффективной обогащающей формой языкового образования во всём мире признано языковое «погружение»; в течение определённого периода всё обучение ведётся только на целевом языке. Метод языкового погружения предусматривает обучение детей на чужом для них целевом языке. При организациипроцесса обучения детей эрзянскому языку целесообразно использовать интегративный подход.
При разработке программы учтены принципы обучения языку детей дошкольного возраста:
- принцип развивающего обучения;
- функционально – семантический принцип;
- принцип целостности;
- принцип системности и комплексной реализации задач: образовательных, развивающих, воспитательных;
- принцип личностно – ориентированного подхода;
- принцип культуросообразности.
Программа ориентирована на системный подход, предполагающий синтез речевых умений, духовно-нравственного сознания, чувств и поведения. Достижение стратегической цели программы предусматривает решение целого комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач.
6. Цель программы.
Формирование у детей 5-7 лет двуязычия (билингвизма), через сохранение и развитие этно-исторических ценностей мордовского народа, способствование интеграции в современное многоязычное общество, для успешной социализации ребёнка.
7. Задачи программы.
Для решения поставленной цели мною были сформулированы задачи:
Образовательные
- обучение детей конструктивным способам и средствам взаимодействия с окружающими людьми на эрзянском языке в пределах доступной им тематики, предполагающее развитие звуковой культуры речи, накопление словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи;
- развитие двух основных форм устной эрзянской речи; понимание речи (слушание, аудирование (восприятие на слух и понимание устной речи) и говорение;
- ознакомление детей с культурой и бытом мордовского народа.
Развивающие
- развитие языковых способностей ребёнка, которые позволяют ориентироваться в звучащей эрзянской речи, понимать и адекватно реагировать на неё;
- развитие эмоциональных, творческих качеств ребёнка, способности к социальному взаимодействию (умение играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнёром), радости познания и любознательности.
Воспитательные
- воспитание у детей чувства осознания себя как личности, уверенно чувствующей себя в двух языках и культурах;
- приобщение детей к национально-нравственной культуре мордовского народа, формирование позитивного к ней отношения;
- воспитание внимательного, заинтересованного отношения к людям, говорящим на других языках, с которыми ребёнок может встретиться в повседневной жизни.
8. Возраст детей.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 5-7 лет.
- состав группы: постоянный;
- особенности набора обучающихся: свободный;
- базовые знания.
9. Срок реализации программы.
Программа рассчитана на два года обучения.
1 год обучения – 5-6 лет
2 год обучения – 6-7 лет
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
Форма детского образовательного объединения кружок.
За год предусмотрено 56 занятий. В неделю - два занятия, продолжительностью 25 мин.
Режим занятий: понедельник, среда -16:00-16:25
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Программа предусматривает развитие двух основных форм устной речи: понимание речи (слушание, аудирование) и говорение.
Освоение этих двух форм речевой деятельности предполагает:
- развитие звуковой развитие речи;
- накопление определённого словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- формирование навыков речевого общения;
т.е., в процессе обучения эрзянскому языку, дети должны научиться воспринимать и понимать эрзянскую речь на слух и говорить по-эрзянски в пределах доступной им тематики, словаря, грамматических форм и синтаксических конструкций (предложений), а также владеть несложными образцами связной речи.
Программа определяет также содержание работы по формированию таких умений и навыков, которые обеспечивают аудирование;
- различать звуки и их сочетания;
- узнавать слова и понимать их значение (пенч, вакан);
- узнавать и различать грамматические формы (няка-някат, нумоло-нумолот, налкси-налксить) и предложения с ними.
В качестве формы контроля развития ребенка проводится:
задания на описание картинки с изменённым содержанием (на тренировочной картинке зеленые шары, на контрольной – красные или изменено количество шаров и т.д.).,
проверочные работы. Основными видами являются текущий и итоговый контроль. Текущий контроль проводится в процессе групповых упражнений и игр. Он может проводиться в ходе занятия. Такой контроль следует проводить регулярно в конце каждой недели и в конце каждой темы. Итоговые проверки проводятся за квартал, полугодие, учебный год.
С помощью мониторинга (наблюдения) отслеживаются и оцениваются результаты обучения.
12. Форма подведения итогов.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы проводится в форме диагностики личностного роста.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование модулей, разделов и тем | Количество часов | |||||||||||
всего | теория | практика | |||||||||||
кол-во занятий | мин. | ||||||||||||
1 | Водное занятие. «Игрушки» | 6 | 150 мин | 60 мин | 90 мин | ||||||||
1.1 | «Вводное занятие. Игрушки: зайчик, медвежонок, ёжик» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
1.2 | Д/и: «Отгадай название игрушки», «Какой игрушки не стало» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
1.3 | «Игрушка: кукла» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
1.4 | «Мордовский фольклор» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
1.5 | «Игрушки: кошка, мышка» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
1.6 | Д/и: «Узнай игрушку по описанию», «Фокусник» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
2 | «Мы знакомимся» | 6 | 150 мин | 60 мин | 90 мин | ||||||||
2.1 | «Слова обращения» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
2.2 | «Кукла Олда приехала в гости» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
2.3 | «Волшебный сундучок» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
2.4 | Д/и «Знакомство» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
2.5 | «Лучшие друзья» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
2.6 | «Вот как я умею» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
3 | «Семья» | 4 | 100 мин | 40 мин | 60 мин | ||||||||
3.1 | «Члены семьи» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
3.2 | «Описание картины «Курица с цыплятами» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
3.3 | Д/и «Назови по-эрзянски» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
3.4 | С/р игра «Семья» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
5 | «Овощи и фрукты» | 6 | 150 мин | 60 мин | 90 мин | ||||||||
5.1 | «Овощи» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
5.2 | «У бабы Арины в огороде» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
5.3 | «Фрукты» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
5.4 | «Зайчик с гостинцами» (фрукты) | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
5.5 | «Зайчик с гостинцами» (овощи) | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
5.6 | «Вот так яблоко» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин | ||||||||
6 | «Домашние животные и птицы» | 4 | 100 мин | 40 мин | 60 мин | ||||||||
6.1 | «Домашние животные» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин | ||||||||
6.2 | Д/и: «Кто лишний», «Угадай сказку» | 1 | 25мин. | 10мин. | 15мин. | ||||||||
6.3 | «Домашние птицы» | 1 | 25мин. | 10мин. | 15мин. | ||||||||
6.4 | Д/и «Назови животных по-эрзянски» | 1 | 25мин. | 10мин. | 15мин | ||||||||
7 | «Дикие животные» | 4 | 100 мин. | 40мин. | 60мин. | ||||||||
7.1 | «Дикие животные: ёжик, белка» | 1 | 25мин. | 10мин. | 15мин. | ||||||||
7.2 | «Помощь Виряве» | 1 | 25мин | 10мин | 15мин | ||||||||
7.3 | «Разучивание потешки «Вирьчиресэ» | 1 | 25мин | 10мин | 15мин | ||||||||
7.4 | Д/ и «Назови слово» | 1 | 25мин | 10мин | 15мин | ||||||||
Итого | 750 мин | 300мин | 450мин |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОКТЯБРЬ
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
| «Приветствие» «Приветствие» | Разучить с детьми слова - приветствия на эрзянском языке. Формировать правильное произношение слов. Закрепить с детьми слова – приветствия на мокшанском языке. Воспитать вежливое отношение к сверстникам | Беседа на тему: «Что такое приветствие», ролевые и подвижные игры. Приветствие. Фонематическая зарядка. Словесная игра «Шумбрат» | Индивидуальные беседы | |
| «Мы знакомимся» «Мы знакомимся» | Познакомить детей с местоимениями: « Мон, тон,сон». Формировать правильное произношение слов. Закрепить знания местоимений. Воспитать интерес к изучению эрзского языка. Расширить словарный запас речевыми образцами «Тон кият?, сон кие? | Беседа по вопросам, заучивание новых слов, игра «Знакомство», пальчиковая гимнастика Игровая ситуация «Прогулка по лесу» | Консультация. «Родителям о детском двуязычии» |
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
«Осень»
«Осень» | Познакомить детей с приметами осени на эрзянском языке, воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение Закрепить знания детей о новых словах: сёксь, пиземе, якшамо,варма | Беседа, ответы на вопросы, рассматривание иллюстраций об осени, заучивание новых слов Рассматривание иллюстрации с изображением осенней погоды | Консультация «Как возникает детское двуязычие?» | ||
«Мои игрушки» «Мои игрушки» | Познакомить детей с новыми словами по теме, добиваться их правильного произношения Закрепить знание слов стядо, озадо, шумбрат, каткине, чеерне, сеельне, нумолне, няка | Рассматривание игрушек, заучивание названий на эрзянском языке, разукрашивание игрушек | Консультация «Дети с разными языками и культурами в детском саду и дома: чему учимся друг у друга» |
НОЯБРЬ
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
| «Семья» «Семья» | Познакомить с новым эрзянскими словами: авай, тетяй, сазор, ялакс Закрепление заранее изученных слов. Формирование правильного произношения слов. Воспитывать любовь к своей семье | Беседа на тему: « Семья» Игра «Назови по-эрзянски» | Изготовление родителями ширмы для кукольного театра и экрана для теневого театра. | |
| Разучивание потешки «Моя семья» С/р игра «Кукла Ната обедает» | Помочь детям запомнить потешку на эрзянском языке, воспитывать любовь к семье Помочь детям воспроизвести новые слова и речевые образцы в их памяти | Дидактическая игра «Те кие?» Загадывание загадок, инценировка, игра | Консультация для родителей на тему: «Роль художественной литературы в развитии речи детей» |
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
| «Овощи и фрукты» «Овощи и фрукты» | Обобщить слова на тему: «Семья». Учить понимать эрзянскую речь с использованием этих слов, развивать сенсорные способности Закрепить с детьми названия овощей и фруктов: куяр, помидор, модамарь. Закрепить речевой образец « Тя мезе?» | Чтение потешки « Морковка» Считалка « Хоть мон вишке нумолнян». Беседа об овощах и фруктах. | Беседа «Театрализованная деятельность в детском саду» | |
| С/р игра в «Магазине» | Повторить с детьми изученные слова по теме «Продукты» | Беседа, игры | Индивидуальные беседы «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству» |
ДЕКАБРЬ
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
1 | «Цвет»
«Цвет» | Закрепить с детьми названия цветов. Формирование правильного произношения слов. Продолжать изучать речевые образцы « Кодамо умарьсь? – Умарьсь якстерь.» Познакомить детей с цветами на эрзянском языке, развивать память. Ввести новые слова: ашо, тюжя, сэнь, раужо. Учить слышать мордовскую речь. | Отгадывание загадок, чтение пословиц, считалок. Сюрпризный момент. Игра « Огород» Дидактическая игра « Собери по цвету», игровое упражнениегород» | Консультация «Что за прелесть эти сказки» | |
| «Зима» Разучивание стихотворения о зиме «Ах тон теле, телине» | Познакомить детей со словами на эрзянском языке по теме «Зима», воспитывать бережное отношение к природе Помочь детям запомнить небольшое стихотворение на эрзянском языке | Словесная игра «Шумбрат». Рассматривание картины «Зима» | Выпуск буклетов «Мастерим куклу-перчатку» |
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
3 | «Части тела» «Части тела» | Изучение новых слов на эрзянском языке : пря, кедь, пильге, чама, сельме, курго.. Заучивание речевого образца « Тямезе?»Побудить интерес к изучению мордовского языка. Продолжить учить детей называть отдельные части тела, воспитывать заботливое отношение к своему организму | Работа по картине, беседа по вопросам, рассматривание Иллюстраций Чтение потешки « Тфу- тфу». | Литературная викторина для детей и родителей «В гостях у сказки» | |
| «В гости елочка пришла» «Новый год». Работа по картине «У елки» | Вовлечь детей в эмоциональную игровую ситуацию; учить ролевому воплощению; создавать условия для эмоционального проживания в роли; развивать эстетический вкус; включать в разыгрывание сюжетов Учить детей отвечать на вопросы по картине на эрзянском языке, запомнить слова и выражения | Разучивание стихотворений про Новый год | Новогодний утренник, с привлечением родителей. |
ЯНВАРЬ
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
| «Домашние животные и птицы» «Домашние животные и птицы» | Изучение новых слов на эрзянском языке: каткине, киска, вазнэ, алаша,атякш, сараз, мацей, туво. Учить разговаривать на эрзянском языке, понимать содержание вопроса и отвечать односложно Вспомнить с детьми названия домашних животных и птиц. Закрепить образец« Нят кит?». Развивать разговорную речь, прививать интерес к изучению языка. | Беседа о домашних животных и птицах. Чтение стихотворения « Вай,катоня» Беседа «Кто живет во дворе» | Пополнение новыми атрибутами театральной зоны, «уголка ряжения». | |
| «Дикие животные» «Дикие животные» | Вызвать интерес у детей к мокшанскому языку, желание научиться говорить и понимать его. Обогащать представления детей о домашних животных Отмечать характерные признаки представителей диких животных. Развивать у детей интерес к живой природе | Использование аудиозаписи « Голоса животных», беседа по вопросам, загадки о диких животных, физкультминутка « Зайка беленький сидит» | Консультация «В здоровом теле, здоровый дух» |
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
| Беседа о Мордовии, Саранске Беседа о Мордовии, Саранске | Заинтересовать детей изучением мордовской культуры, эрзянского языка как часть национальной культуры Познакомить с историей города Саранска, его достопримечательностями, опираясь на иллюстрации, воспитывать любовь к своей родине | Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с видами города Закрепления темы, на вопросы, продуктивная деятельность | Информационная папка «Роль художественной литературы в театрализованной деятельности» |
ФЕВРАЛЬ
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
| «Зима» «Зима» | Углубить знания детей о зиме, о ее признаках, учить различать признаки времен года. Развивать связную речь, умение говорить правильно, логическое мышление. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Развивать у детей способность наблюдать, умение строить предложения. Изучение новых слов: варма, лов, эй, якшамо, теле | Беседа о зиме, работа с картинками Чтение стихотворения о зиме «Теле». Изучение новых слов, рассматривание картин о зиме | Консультации для родителей «Игрушки, развивающие творческую фантазию детей» | |
| «Посуда» «Посуда» | Учить детей называть новые слова, воспитывать интерес к изучению эрзянского языка. Расширить словарный запас детей речевыми образцами « Те мезе?», « Кодамо?» Учить правильно произносить звуки в словах, расширить словарный запас детей. Закрепить речевые образцы по теме « Посуда». Воспитывать уважение к мордовскому народу и его языку | Изучение новых слов: пенч, пеель, вакан. Загадывание загадок, беседа о посуде Отгадывание загадок, чтение считалки. Подвижная игра « В горшочки» | Папки-передвижки «Из истории театра» |
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
| Чтение сказки «Теремок» Драматизация сказки «Теремок» | Повторить название диких животных на эрзянском языке (чеерь, ватракш, нумоло, овто, верьгиз, ривезь) Учить детей понимать эрзянский язык, вызвать желание учить его, развивать диалогическую речь детей, учить отвечать на вопросы | Чтенение русской народной сказки Драматизация | Литературная викторина для детей и родителей «В гостях у сказки» | |
| «Путешествие в зоопарк» Расскажи мне про сказочку | Закрепить с детьми названия диких животных на эрзянском языке, воспитывать у детей интерес, любовь, сострадание ко всему живому Мордовские, русские, татарские народные сказки. «Кавто кумт», «Пси нурдт», «Шайтан Иван», «Байский сын и три мешка»(Т.) «Глупые братья» (Т.), «Глухой, слепой и безногий» (Т.) | Игра- путешествие Чтение сказок разных народов | Изготовление родителями настольного театра на стаканчиках к сказке « Зимовье зверей», масок к сказкам |
МАРТ
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
| «Одежда и обувь» «Одежда и обувь» | Обучать детей эрзянской разговорной речи. Добиваться правильного произношения слов. Знакомить детей с мордовским национальным костюмом, воспитывать интерес к языковой культуре и искусству мордовского народа, вызвать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образцов. Методические приемы. Приветствие. Беседа, сюрпризный момент, дидактическая игра « Разложи узор» | Беседа, дидактическая игра «Одень куклу» Накрой для куклы Олды стол | Оформление фотовыставки «Мы – артисты» | |
| «Весна» «Весна» | Познакомить детей с новыми словами на тему «Весна». Научить правильно произносить слова, формировать положительное отношение к мордовскому языку Закрепить знание ранее изученных слов, формировать правильное произношение слов и слогов, воспитывать любовь к природе родного края | Картинки с изображением солнца, дождя, зонта. Беседа,ответы на вопросы, загадки | Консультация «Место детей в традиционной культуре мордвы» |
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
| Весенние обрядовые праздники Весенние обрядовые праздники | Познакомить детей с обрядовыми праздниками мордвы Закрепить знания о праздниках. Уметь правильно произносить слова «Инечи», «Вербань хлыст» | Разучивание «Кужонь моро»(хороводная песня) Игра «Кажварч» | Изготовление масок животных | |
| «В гостях у Ведявы» Предания и легенды мордвы | Познакомить детей со словом «Ведява» Познакомить детей с легендами мордовского народа | Разучивание: «Тук, тук, пиземне» - закликание Чтение леенды «Дамай ды Лияна», «Пси седейть», «Тюштя» | Консультация «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка» |
АПРЕЛЬ
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
| «Родной город» «Родной город» | Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, формировать знания о его достопримечательностях, чувство патриотизма, обогащать детей новыми знаниями о знаменитых людях родного города Учить правильно, произносить звуки в словах, закреплять знания о родном городе, активизировать словарь детей | Беседа о городе, ответы на вопросы, рассказ « Любимый уголок города» Беседа, загадки, решение кроссворда | Консультация «Обучение детей мордовскому языку» | |
| «Потешный ларчик» «Потешный ларчик» | Приобщить детей к русской национальной традиции; учить чувствовать выразительность произведений малых фольклорных форм Учить эмоционально проживать роль; дать эмоциональный заряд при помощи театра Петрушек; вовлечь детей в игровую ситуацию. | Обыгрывание сказки Разучивание пословиц на эрзянском языке | Совместно с родителями демонстрационный материал |
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
| «Счет от 1 до 5» « Счет от 1 до 5» | Познакомить детей с новыми словами. Обратить внимание на произношение окончаний Изучить речевые образцы « Тесэ, тосо» | Беседа о цифрах, загадки, викторина. Разучить считалку «Вейке, кавто, колмо, ниле…» | Показ родителям дидактических игр «Найди пару» | |
| «Дни недели» «Дни недели» | Познакомить с новыми словами по теме «Дни недели», способствовать повышению речевой активности детей, развитию умения выражать свои мысли на эрзянском языке в пределах знакомой, доступной им тематике Повторение дней недели на эрзянском языке. Воспитывать потребность в общении на эрзянском языке | Чтение стихотворения «Дни недели» Беседы, отгадывание загадок. | Консультация «Взаимосвязь преподавания родного языка с культурными ценностями мордовского народа» |
МАЙ
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
| «Вспомни сказку» «Вспомни сказку» | Будить воображение детей; развивать память; вызывать ассоциации; учить пересказывать сказку с помощью предметов (игрушек) Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; развивать эмоциональную сторону речи детей; создавать эмоционально- положительный настрой на сказку | Сценка «Лошадка-златогривка и баран-круторог». Заучивание шуточной песни «Раужо баран» | Викторина по сказкам совместно с родителями и детьми. | |
| «Мебель» «Мебель» | Учить детей называть новые слова, расширить словарный запас детей речевыми образцами «Те мезе? Кодамо?»
Учить правильно произносить звуки в словах, расширить словарный запас детей. Закрепить речевые образцы по теме «Мебель». Воспитать уважение к мордовскому языку и его народу | Изучение новых слов: лавсь, вальмя, кенкш. Загадывание загадок. Беседа о мебели Отгадывание загадок, чтение считалок. Подвижная игра «Третий лишний» |
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
| «Сказку ты, дружок, послушай и сыграй» «Они прославили нашу родину» | Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей Познакомить с именами олимпийских чемпионов – уроженцев Мордовии, их спортивными достижениями | Сказка «Нумоло ды сеель» Рассматривание фотоальбома «Чемпионы Модовии» | Выставка детских рисунков | |
| «Боевая слава Мордовии» Итоговое занятие « Путешествие по достопримечательностям Мордовии» | Познакомить с именами знаменитых земляков – героев Великой Отечественной войны Повторение пройденного материала. Закрепить знания, полученные за год. | Рассматривание фотоальбома «Герои-земляки» Просмотр спектакля для детей | Посещение мордовского национального театра имени И.М.Яушева |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
Формы занятий:
Образовательный процесс организуется в форме:
• тематические занятия
• беседы
• игры-путешествия
• экскурсии
• викторины
• познавательные минутки
• дидактические игры
• сюжетно-ролевые игры
• подвижные игры
• физминутки.
С детьми проводятся индивидуальные работы для полного усвоения пройденного материала и его закрепления.
- Приемы и методы организации.
В основе работы по обучению второму языку находятся:
общеметодические принципы работы с дошкольниками (активное общение, игра, занимательность, повторяемость, цикличность, воспитательность, систематичность, доступность, гибкость, вариативность);
принципы организации языковой/ речевой игры;
принципы целостной организации занятия как события;
принципы учебной повседневной коммуникации;
специальные методические принципы (отбор языкового материала (на основе его частности, доступности, тематической содержательности, представленности в повседневном общении), опора на родной язык, организация обучения сравнительно – сопоставительном аспекте языков и культур индивидуального учёта уровня развития каждого из языков у детей, взаимного обогащения культур).
При организации процесса обучения детей эрзянскому языку педагогу целесообразно использовать интегративный подход.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи, чтение художественной литературы) (знакомство с мордовскими языками), согласно принципу интеграции, может быть реализовано в других образовательных областях: «Физическое развитие» (Физическая культура, здоровье); «Социально- коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Художественно- эстетическое развитие».
Как известно, ведущим видом деятельности дошкольного возраста начинается игра. Естественным источником мотивов, побуждающих детей к речи на втором языке следует считать специально организованную игровую ситуацию. Игра объединяет дошкольников, развивает у них понимание иноязычной речи, знакомит с другой культурой. Поэтому она является основным методическим приёмом, служащим для реализации данной
образовательной области предлагаемой программы. Для обучения языку можно использовать простые сенсомоторные игры, манипуляции, всевозможные строительные, конструирование, сюжетно- ролевые, театрализованные, настольно- печатные, компьютерные, мордовские фольклорные и подвижные.
Педагогу нужно уделять особое внимание тем видам деятельности, где дети могут свободно двигаться и говорить (на прогулках, в совместной со взрослыми деятельности можно активизировать употребление новых слов, вызвать желание отвечать на вопросы или задавать их).
Закрепление навыков эрзянской разговорной речи можно осуществлять и во время умывания, одевания, приёма пищи. Например, в процессе одевания на прогулку закрепляется лексика по теме (одежда и обувь). Педагог обращается к детям на изучаемом языке, даёт отдельные поручения.
В процессе трудовой деятельности (дежурство по столовой, ухода за растениями и т. п.) также предоставляется возможность для закрепления и активизации словаря, грамматических конструкций, интонаций, навыков разговорной речи.
Навыки эрзянской разговорной речи в пределах усвоенного языкового материала можно активизировать на праздниках, утренниках, во время прослушивания радиопередач (мордовских песен, сказок и т.д.), просмотре телепередач, фильмов.
Контроль над усвоением речевого материала должен осуществляться в речевой деятельности, причём в ситуации, являющейся для ребёнка новой. Поскольку целью обучения является развитие устной разговорной эрзянской речи, то простое повторение или воспроизведение готовых речевых образцов не может являться показателем усвоения. Если дошкольник в состояние самостоятельно описать картинку или ситуацию, с которой он раньше не сталкивался, при помощи ранее введённых средств изучаемого языка, то можно считать эти средства полностью усвоенными.
При обучении мордовскому (эрзянскому) языку в непосредственно организованной образовательной деятельности рекомендуется использовать следующие виды работ:
работа над произношением;
работа с игрушкой или картинкой (изображением предмета)
разучивание и декламация стихов;
разучивание песенок;
инсценировка коротких рассказов, стихов и песенок;
игра в сказку;
игры подвижные, спокойные, тематические;
слушание рассказа воспитателя по картинкам;
работа с большими тематическими картинами;
просмотр видеосюжетов, мультфильмов на изучаемом языке;
составление предложения с использованием материальных опор (кубики или полоски разного цвета обозначают слова);
слушание аудиозаписи;
составление диалогов по картине (методика: воспитатель предлагает внимательно рассмотреть картинку, назвать изображенные на ней предметы и действия, проводит вопросно- ответную работу, затем дети «оживляют» картину, воплощаясь в персонажей, реплики сопровождают соответствующими движениями).
Необходима организация постоянного контроля за всеми аспектами развития речи дошкольников на эрзянском языке, который позволит своевременно определить степень сформированности отдельных навыков и умений, вовремя заметить отставание некоторых детей в усвоение материала. В конце года желательно приводить список слов для активного усвоения.
- Дидактический материал.
Стенды:
Символика Мордовии.
Мордовский национальный костюм.
Карта Мордовии.
Портреты:
Писатели и поэты Мордовии.
Картотеки:
Мордовские подвижные игры («Нумолнэсэ» ( «В зайцев»),
« Чакшкесэ» («В горшочки»), «Варакасо», («В ворону») и др.)
Дидактические игры («Знакомство», «Кто быстрее найдёт ответ», «Краски», «Собери букет», «Найди игрушку» и др.)
Дидактический материал:
Муляжи фруктов и овощей.
Маски для театрализованных игр.
Предметы домашней утвари: самовар, горшок, деревянная посуда.
Мордовские костюмы в иллюстрациях.
- Техническое оснащение занятий.
Диски
Фото хрестоматия « Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии».
Словарь наиболее употребляемых слов (русско-эрзянский, эрзянско – русский).
Писатели Мордовии
Доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Магнитофон.
Компьютер.
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой занятия.
Таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Краткая история эрзя народа И.Ф. Эрзяйкин.: Саранск, 2015
2. Детям о Мордовии: Методическое пособие/авт.-сост. О.В. Бурляева, Е.Н Киркина - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2014
3. Исайкина А.И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия: программа и методические рекомендации/ А.И. Исайкина — Саранск: Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»: МОРМ, МРИО, 2014-64с.
4. Мы в Мордовии живем: регион.образов. модуль дошкольного образования/ О.В. Бурляева — Саранск: Мордовское книжное издательство, 2015-84с.
5. Волшебные сказки мордвы/ собрание и обработка К.Т. Самородов (сост. С.С. Маркова) — Саранск: Мордовское книжное издательство, 2015-192с.
6. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ сост. Е.Н. Киркина — Саранск: Мордовское книжное издательство, 2015
7. Мордовское декоративно-прикладное искусство в дошкольном образовательном учреждении/ методические рекомендации — Саранск, 2014
8. Речевое развитие детей-билингов/ Программа курса по выбору Н.Н. Щемерова: МГПИ — Саранск, 2015
9. Боги и сказания мордвы: рассказы о родном крае для маленьких читателей/ Н.Мокшин. - Саранск:Изд.центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева, 2014
10. Гаранькина В.П. Использование этнокультурного компонента в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия// Этнопедагогические проблемы дошкольного образования/ Под ред. И.М. Фадеевой. - Саранск, 2014
11. Воронин И.Д. Достопримечательности Мордовии. Природные, исторические, культурные. - Саранск, 2014
12. Мордовский народный костюм: Альбом/Составители и авторы текстов Л.Т. Артомошкина, Л.Л. Добрачева, Т.П. Прокина, М.И. Сурина. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2014
13. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т 4, книга первая. Пословицы, присловья, поговорки. Саранск: Мордовское книжное издательство, 2014
14. Мордовское народное искусство. Составитель: Юшкин Ю.Ф. Саранск: Мордовское книжное издательство, 2014
Приложение 2
Картотека игр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет
Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
Программа по дополнительной программе «Логика»
«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»
Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...
Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....