Мозговой штурм
материал

Коробкова Лидия Викторвна

Мастер- класс "Мозговой штурм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_mozgovoy_shturm.docx20.14 КБ
Файл korobkova_l.v.pptx264.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Коммуникативная компетентность педагога»

Ход

Все в наших руках: чувствуем мы себя счастливым человеком или несчастным, радуемся ли мы каждому новому дню или просто ставим галочки, дружелюбны и открыты другим людям или замкнуты, агрессивны, завистливы. Все зависит только от нас. Человек взаимодействует с окружающим миром, посредством общения. Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и взаимопонимания. Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли.

Мы обучаем, воспитываем и развиваем детей тоже в процессе общения. И от того, насколько оно эффективно зависит результат нашего нелегкого труда.

         Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная часть общения. По внешней стороне общения, согласно С.Л. Рубинштейну, мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.

Сейчас я покажу вам фотографии 6 девушек. Про одну из этих девушек коллеги говорят: ответственная, целеустремленная, общительная, готова выслушать и прийти на помощь в любую минуту, добрая, отзывчивая, внимательна к проблемам других, трудолюбивая. Всмотритесь в их лица, как вы думаете, о какой девушке идет речь?

Сейчас я поделю вас на 2 группы. Вам нужно будет по фотографии охарактеризовать человека и сказать, исходя из каких внешних данных, вы так считаете. Сейчас каждой группе я дам свою фотографию. Затем посмотрим, какие характеристики у нас получатся. Но есть одно условие – работать тихо, чтобы противоположная группа не услышала ваши характеристики.

         Есть факты, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Сейчас мы были участниками двух экспериментов. В первом эксперименте мы наблюдали явление, называемое «Эффект ореола». Эффект ореола - это влияние первого впечатления о человеке (преимущественно его внешних данных и манеры общения) на наше к нему отношение в дальнейшем. Например, если сложившийся образ человека положительный, то при дальнейшем взаимодействии с ним, мы будем отыскивать в нем только положительные черты, не замечая его недостатков. Если, напротив, человек на первый взгляд, вызывает у нас негатив, то, каким бы он не был замечательным, мы будем замечать только его недостатки. Этот эффект проявляется, в основном, при оценке людей незнакомых, общение с которыми происходит редко. При более частом общении с этим человеком, со временем, эффект ореола исчезает, и отношение к нему меняется, т.е. мы видим уже и его положительные, и отрицательные стороны.

        Во втором эксперименте, мы познакомились с силой установки. Установка – это неосознаваемая внутренняя психологическая готовность действовать определенным образом.

        А сталкиваемся ли мы в процессе педагогического общения с данными явлениями?

Разминка «Чувство, настроение»

Сейчас я предлагаю вам подобрать ассоциации к слову праздник.

В процессе общения важно использовать позитивную лексику. Почему? Обратимся к исследованиям ученых:

1.  Позитивная лексика влияет на мотивацию обучения

2.  Так же доказано, что позитивная лексика влияет на качество усвоения материала и темп деятельности.

        Всем известно влияние на людей негативной лексики.

Еще один эксперимент Масару Эмото проводил с рисом. В три стакана с водой насыпали рис. На протяжении какого-то времени первому стакану говорили «Я тебя люблю», второму – «Я тебя ненавижу», а третьему стакану ничего не говорили. В первом стакане рис начал бродить и издавать приятный запах. Рис во втором стакане почернел. А в третьем стакане, на который не обращали внимания, рис загнил. Доктор Эмото говорит о том, что эти данные необходимо применять в воспитании детей.  А что именно по этому поводу сказал Масару Эмото? Какой вывод можно сделать?

А почему позитивная лексика не всегда используется?

Для того чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю выполнить упражнение «Я знаю 5 своих хороших качеств».

Мне нужно несколько добровольцев, которые будут называть свои хорошие качества, например: «Я знаю 5 своих хороших качеств: честность — раз, доброта — два, трудолюбие — три, открытость — четыре, любознательность — пять».

Упражнение «НЕ- высказывания»

Мы уже убедились, что большое влияние на собеседника оказывает то, что мы говорим. Очень часто воспитатель в словах повседневного лексикона использует слова с отрицательной частицей «не». Например: не играй ручкой, не балуйся, не отвлекайся. Наш мозг устроен так, что значение определенного слова связано с некоторым образом, некоторой картинкой, которая прочно засела в нас на уровне сознания и бессознательного. Я скажу вам слово «яблоко» и у каждого возникнет образ яблока, у каждого свой, неповторимый и все же это будет яблоко, а не стул или чемодан. Так же дело обстоит и с частицей «не», которая употребляется с каким-то словом. Я скажу  «не прыгай» и у вас бессознательно возникнет образ прыжка или прыгающего человека. Тем самым я призываю вас к действию «Прыгай». И нет ничего удивительного в том, что после пяти замечаний ребенку «Не отвлекайся», он становится еще более невнимательным. Мы программируем ребенка действовать определенным образом, часто не осознавая, что именно мы заставляем его действовать так, а не иначе.

А теперь замените фразы с «не» на более конкретные и запишите их в правой колонке. Например вместо: не отвлекайся, сказать: слушай внимательно.

Нам нужно говорить не о том, что мы не хотим, а о том что мы хотим.

Самым важным аспектом коммуникативной компетентности является  культура речи.

Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации). Владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности – в том числе и педагогов.

1 задание практикума «Проверь себя»

Задание. Определите род существительных.

Шампунь (м.р.), мозоль (ж.р.), кофе (несклон. м. р), тюль (м.р.), вуаль (ж.р.) , какао(несклон., ср.р), пальто (несклон. ср.р), гель (м.р.), вермишель (ж.р.).

Наиболее часты грамматические ошибки, связанные с употреблением рода им.сущ.. Можно услышать неправильное сочетание слов: железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мазоль, заказной бандероль, лакированный туфель. Но ведь существительные рельс, шампунь –м.р., мозоль, бандероль – ж.р. Слово туфель в такой форме считается неправильным. Правильно говорить: туфля с ударением на первом слоге – нет одной туфли.

Не всегда правильно используются и глаголы.

Ложить и класть

 Неправильное употребление глагола ложить и класть. Глаголы ложить и класть имеют одно и то же значение, но класть – это литературное слово, а ложить – просторечное. Нелитературно звучит выражения: «Я ложу книгу на место», правильно: «Я кладу книгу на место».

Стать и встать

Встать – подняться с места, становясь на ноги. Вообще это слово связано с устремлением вверх.

Можно встать на защиту природы или встать перед женщиной, а на рабочее место лучше стать. Поэтому правильно стать к станку, стать на учет, стать на вахту, стать рядом.

Одеть или надеть

Кого-то   - одевают, на себя  – надевают. Надевают шапку, одевают ребенка.

III. Подведение итога

Как мы убедились,  много факторов влияет на эффективность процесса общения. Некоторые из них мы смогли сегодня увидеть. Возможно, какая-то информация показалась вам полезной. Спасибо за внимание и активное участие, и помните: ВСЕ В НАШИХ РУКАХ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коммуникативная компетентность педагога в общении с родителями воспитанников (законными представителями)

Слайд 2

Женский род Мужской род Средний род Шампунь Мозоль К офе Т юль В уаль Какао Пальто Гель В ермишель

Слайд 3

«Кто не умеет говорить, карьеры не сделает» Наполеон Бонапарт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей «Мозговой штурм: Что такое экологическое воспитание в ДОУ?»

Деловая игра для воспитателей«Мозговой штурм: Что такое экологическое воспитание в ДОУ?»Вопросы к деловой игреI. 1.    Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение эт...

Педагогическая игра "Мозговой штурм"

Игра с педагогами, в которой используются современные активные методы работы по теме: "Использование инновационных форм в организации работы по физическому воспитанию дошкольников"...

«Развитие творческого воображения методом «мозгового штурма»

ТРИЗ-технология  позволяющая воспитывать и обучать ребёнка по принципу «Творчество во всём!»...

Как провести мозговой штурм.

Мозговой штурм очень эффективный метод , где педагоги могут проявить своё творчество, показать свои знания.  Данный метод применяется при проведении педсоветов, тренингов, семинаров и т.д.....

Статья "Развитие творческой личности посредством мозгового штурма"

 Наша жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Действительно, обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, ...

Интегрированное мероприятие по познанию "Мозговой штурм"

Интеллектуальный турнир для старших школьников формирует интегративные качества личности ребенка. Мероприятие включает в себя образовательные области: музыка, познание, коммуникация и будет эффективно...