«Развитие творческого воображения методом «мозгового штурма»
статья (старшая группа) по теме

Савельева Елена Константиновна

ТРИЗ-технология  позволяющая воспитывать и обучать ребёнка по принципу «Творчество во всём!»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    «Развитие творческого воображения методом «мозгового штурма»

Наша  жизнь  в  эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее.

 Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения.

В конце 50-х годов ХХ века в России появилась наука ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Ёе автор – отечественный изобретатель Г.С.Альтшуллер. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества.

Целью использования данной технологии  является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой -  поисковой активности, стремления к новизне.

Мы знаем, что дошкольный возраст особенно уникален, ибо  как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому так важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка по принципу «Творчество во всём!»

Сегодня мы  попытаемся раскрыть метод «мозгового штурма». Его по-другому называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи. Существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, которая и придаёт названию некий героический шарм.  

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны, и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной лодки судно было беззащитной мишенью. Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они станут пищей для акул. Что делать?

Один из членов экипажа предложил "гениальную" идею: когда они увидят пенный след торпеды, то надо всем вместе встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет в другую сторону.

К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде.

Осборн задумался – бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Так появился метод мозгового штурма, который в шестидесятые годы считали самым перспективным.

И по сей день мозговой штурм является очень популярной современной методикой – его применяют и в рекламе, и при разработке технологий, словом везде.

Чем полезна эта методика в быту, и как ее использовать? Наверное, каждый из нас сталкивался с проблемой поиска подарка близким людям. А идей – как нарочно, никаких. Вот в таких случаях и может выручить «мозговой штурм». Как найти отправную точку?

Осмотритесь вокруг. Вполне вероятно, что на диване рядом с Вами лежат журналы. Откройте печатное издание на любой странице, закройте глаза и поставьте указательный палец в любом месте текста. Затем откройте глаза и прочитайте выбранное слово – вот и отправная точка. В принципе, подойдет любая надпись, название или объект.

Например: вам надо придумать какой-нибудь подарок для племянницы школьного возраста. Предположим, вы сидите на кухне, а рядом на столе лежит этикетка от маринованных шампиньонов. Ваш примерный  ассоциативный ряд.

«Шампиньоны… грибы… грибы есть ядовитые – мухоморы… у мухоморов яркие, красивые шляпки… шляпки… идёт себе такая дама в шляпке… на шляпке яркая ленточка развивается… к ленточке приколоты цветочки… Интересно, как делают такие цветочки? Они ведь искусственные… Это наверно очень интересно!»

В магазине вы без труда найдёте книжку-руководство по созданию искусственных цветов из бумаги и декорированию бисером. Быть может, такой подарок натолкнёт девочку на желание заниматься в кружке рукоделия.

Итак, рассмотрим классическую методику мозгового штурма для решения задач. На первый взгляд, метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:
1.Постановка  задачи.

2. Выдвижение идей.

3. Обсуждение идей.

4. Принятие решения.

Определим порядок проведения «мозгового штурма». Для решения некой задачи нам нужны специалисты, их следует разделить на две группы: «Генераторы идей» и «Эксперты».

 «Генераторы идей» - будут высказывать  решения поставленной задачи, а «Эксперты» будут внимательно слушать и записывать  все идеи.

Когда у первых все версии иссякнут, слово берут «Эксперты». Они дружелюбно оценивают и анализируют каждое решение. Анализ проходит по оценке "хорошо - плохо". Из всех вариантов выбирается оптимальный ответ, позволяющий решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Например, поставлена следующая проблема:

«На дереве созрели яблоки. Вовочка хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя – около дерева будка со злой собакой. Как Вовочке попробовать яблоко?

  1. Дождаться, когда хозяин уведёт собаку гулять (хорошо - никого не будет, можно взять яблоко свободно; плохо – нельзя брать чужое без спроса, наказуемо)
  2. Бегать вокруг будки, пока собака не запутается в цепи (хорошо – цепь станет короткой, собака не достанет; плохо – собака может задавиться цепью, жалко)
  3. Попробовать компот, варенье из яблок или сухофрукты (хорошо – не надо никуда лезть; плохо – это уже не натуральный продукт, не так вкусно)
  4. Отодвинуть будку вместе с собакой (хорошо – собака далеко – не достанет; плохо – как подойти к будке, да и она тяжёлая, проблематично)
  5. Сбить яблоко длинной палкой (хорошо – достанешь яблоко; плохо – оно упадёт рядом с будкой, снова встанет проблема)
  6. Купить яблоко в магазине (хорошо – не надо думать, как достать яблоко; плохо – надо сначала заработать  денег)
  7. Подружиться с собакой (хорошо – она станет доброй, подпустит к дереву;  плохо – надо найти чем её угостить, вдруг она не всё любит)
  8. Подружиться с хозяином (хорошо – наладить контакт с хозяином;  плохо – он не захочет общаться)
  9. Сделать трамплин или взять батут и запрыгнуть на дерево (хорошо – весёлое решение; плохо – можно не долететь до дерева и попасть в зубы к собаке)
  10. Вызвать МЧС и спуститься по лестнице с вертолёта (хорошо – дополнительная помощь; плохо – этого нельзя делать по пустякам, наказуемо)
  11. Договориться с соседской вороной, чтобы та принесла яблоко в клюве (хорошо – твою проблему решит другой; плохо – поймёт ли ворона, что от неё требуется)
  12. Прорыть тоннель под землёй к дереву (хорошо – собака не заметит; плохо – трудно и долго копать)
  13. Надеть шапку-невидимку (хорошо – никто не увидит, в том числе и собака;  плохо – негде взять шапку)
  14. Надуть мусорные пакеты, как воздушные шары  и подлететь к дереву (хорошо – пакеты – есть дома;  плохо – может отнести ветром в другую сторону)
  15. Выстрелить из гарпуна с присоской на резинке и достать яблоко (хорошо – безопасно и интересно, плохо – прилипнет ли яблоко)
  16. Найти другое дерево с яблоками (хорошо – можно забыть про собаку вообще; плохо – возможно придётся долго искать)
  17. Найти коробку из-под холодильника, влезть в неё и передвигаться к дереву (хорошо – собака не поймёт, что происходит; плохо – может увидеть угрозу в самой коробке и всё равно набросится)
  18. Надеть ходули и идти к дереву (хорошо – находишься высоко – собаке не достать; плохо – надо сначала научиться ходить на ходулях)

Осборн говорил: «Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно». А мозговой штурм - это несколько усовершенствованный коллективный метод проб и ошибок.

Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие творческой личности посредством мозгового штурма"

 Наша жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Действительно, обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, ...

Буклет "Метод мозгового штурма"

Как эффективно провести начало  ООД...

Мастер-класс для педагогов "Технологии ТРИЗ в детском саду. Метод мозгового штурма"

МАСТЕР-КЛАСС  ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ. МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА»...

Мастер-класс "Метод "Мозговой штурм"

Материал для молодых специалистов...

Дидактическая игра «Волшебная коробочка» (ТРИЗ метод «мозговой штурм») Познавательная деятельность

Организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем....

«Технология ТРИЗ как фактор развития творческого потенциала личности» (Метод мозгового штурма) (Педагогический практикум)

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активност...