Наша жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. В конце 50-х годов ХХ века в России появилась наука ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Ёе автор – отечественный изобретатель Г.С.Альтшуллер. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремления к новизне. Мы знаем, что дошкольный возраст особенно уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому так важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка по принципу «Творчество во всём!» Сегодня мы попытаемся раскрыть метод «мозгового штурма». Его по-другому называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи. Существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, которая и придаёт названию некий героический шарм. Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны, и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной лодки судно было беззащитной мишенью. Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они станут пищей для акул. Что делать? Один из членов экипажа предложил "гениальную" идею: когда они увидят пенный след торпеды, то надо всем вместе встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет в другую сторону. К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде. Осборн задумался – бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Так появился метод мозгового штурма, который в шестидесятые годы считали самым перспективным. И по сей день мозговой штурм является очень популярной современной методикой – его применяют и в рекламе, и при разработке технологий, словом везде. Чем полезна эта методика в быту, и как ее использовать? Наверное, каждый из нас сталкивался с проблемой поиска подарка близким людям. А идей – как нарочно, никаких. Вот в таких случаях и может выручить «мозговой штурм». Как найти отправную точку? Осмотритесь вокруг. Вполне вероятно, что на диване рядом с Вами лежат журналы. Откройте печатное издание на любой странице, закройте глаза и поставьте указательный палец в любом месте текста. Затем откройте глаза и прочитайте выбранное слово – вот и отправная точка. В принципе, подойдет любая надпись, название или объект. Например: вам надо придумать какой-нибудь подарок для племянницы школьного возраста. Предположим, вы сидите на кухне, а рядом на столе лежит этикетка от маринованных шампиньонов. Ваш примерный ассоциативный ряд. «Шампиньоны… грибы… грибы есть ядовитые – мухоморы… у мухоморов яркие, красивые шляпки… шляпки… идёт себе такая дама в шляпке… на шляпке яркая ленточка развивается… к ленточке приколоты цветочки… Интересно, как делают такие цветочки? Они ведь искусственные… Это наверно очень интересно!» В магазине вы без труда найдёте книжку-руководство по созданию искусственных цветов из бумаги и декорированию бисером. Быть может, такой подарок натолкнёт девочку на желание заниматься в кружке рукоделия. Итак, рассмотрим классическую методику мозгового штурма для решения задач. На первый взгляд, метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага: 1.Постановка задачи. 2. Выдвижение идей. 3. Обсуждение идей. 4. Принятие решения. Определим порядок проведения «мозгового штурма». Для решения некой задачи нам нужны специалисты, их следует разделить на две группы: «Генераторы идей» и «Эксперты». «Генераторы идей» - будут высказывать решения поставленной задачи, а «Эксперты» будут внимательно слушать и записывать все идеи. Когда у первых все версии иссякнут, слово берут «Эксперты». Они дружелюбно оценивают и анализируют каждое решение. Анализ проходит по оценке "хорошо - плохо". Из всех вариантов выбирается оптимальный ответ, позволяющий решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Например, поставлена следующая проблема: «На дереве созрели яблоки. Вовочка хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя – около дерева будка со злой собакой. Как Вовочке попробовать яблоко? - Дождаться, когда хозяин уведёт собаку гулять (хорошо - никого не будет, можно взять яблоко свободно; плохо – нельзя брать чужое без спроса, наказуемо)
- Бегать вокруг будки, пока собака не запутается в цепи (хорошо – цепь станет короткой, собака не достанет; плохо – собака может задавиться цепью, жалко)
- Попробовать компот, варенье из яблок или сухофрукты (хорошо – не надо никуда лезть; плохо – это уже не натуральный продукт, не так вкусно)
- Отодвинуть будку вместе с собакой (хорошо – собака далеко – не достанет; плохо – как подойти к будке, да и она тяжёлая, проблематично)
- Сбить яблоко длинной палкой (хорошо – достанешь яблоко; плохо – оно упадёт рядом с будкой, снова встанет проблема)
- Купить яблоко в магазине (хорошо – не надо думать, как достать яблоко; плохо – надо сначала заработать денег)
- Подружиться с собакой (хорошо – она станет доброй, подпустит к дереву; плохо – надо найти чем её угостить, вдруг она не всё любит)
- Подружиться с хозяином (хорошо – наладить контакт с хозяином; плохо – он не захочет общаться)
- Сделать трамплин или взять батут и запрыгнуть на дерево (хорошо – весёлое решение; плохо – можно не долететь до дерева и попасть в зубы к собаке)
- Вызвать МЧС и спуститься по лестнице с вертолёта (хорошо – дополнительная помощь; плохо – этого нельзя делать по пустякам, наказуемо)
- Договориться с соседской вороной, чтобы та принесла яблоко в клюве (хорошо – твою проблему решит другой; плохо – поймёт ли ворона, что от неё требуется)
- Прорыть тоннель под землёй к дереву (хорошо – собака не заметит; плохо – трудно и долго копать)
- Надеть шапку-невидимку (хорошо – никто не увидит, в том числе и собака; плохо – негде взять шапку)
- Надуть мусорные пакеты, как воздушные шары и подлететь к дереву (хорошо – пакеты – есть дома; плохо – может отнести ветром в другую сторону)
- Выстрелить из гарпуна с присоской на резинке и достать яблоко (хорошо – безопасно и интересно, плохо – прилипнет ли яблоко)
- Найти другое дерево с яблоками (хорошо – можно забыть про собаку вообще; плохо – возможно придётся долго искать)
- Найти коробку из-под холодильника, влезть в неё и передвигаться к дереву (хорошо – собака не поймёт, что происходит; плохо – может увидеть угрозу в самой коробке и всё равно набросится)
- Надеть ходули и идти к дереву (хорошо – находишься высоко – собаке не достать; плохо – надо сначала научиться ходить на ходулях)
Осборн говорил: «Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно». А мозговой штурм - это несколько усовершенствованный коллективный метод проб и ошибок. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
|
|