Деловая игра для воспитателей «Мозговой штурм: Что такое экологическое воспитание в ДОУ?»
материал по окружающему миру на тему

Тер-Григорян Юлия Николаевна

 

Деловая игра для воспитателей

«Мозговой штурм:

Что такое экологическое воспитание в ДОУ?»

Вопросы к деловой игре

I. 1.    Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

Само слово «экология» образовано от греческих «экое» - «дом» и «логос» - наука.. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между со­бой и окружающей средой».

 

Охранять природу — значит охранять Родину.

 М. Пришвин

I.2.Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране и других странах мира диктует необходимость проведения интенсивной просвещенческой работы по формированию у на­селения экологического сознания и культуры природопользования. Начинать ее следует уже в детском саду — первом звене системы непрерывного образования.

Экологическое образование и воспитание дошколь­ников становится в настоящее время одним из приори­тетных направлений. Чем раньше начинается формиро­вание основ экологической культуры, тем выше в даль­нейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии — главные задачи экологической работы в ДОУ.

Дошкольное детство — один из важнейших этапов формиро­вания личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.

В основе содержания экологического воспитания лежит фор­мирование у ребенка осознанно-правильного отношения к при­родным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Подобное отношение строится на чувственном восприятии объектов природы, эмоциональном отношении к ним и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, а также зависимостей существования живых организмов от фак­торов внешней среды и взаимосвязей внутри природных сооб­ществ. Экологическая образованность и воспитанность дает ре­бенку возможность лучше понимать отдельные аспекты в пове­дении животных, состоянии растений, правильно оценивать их и адекватно реагировать. Осознанный характер отношения прояв­ляется в том, что дети могут сами объяснить ту или иную ситуа­цию или понять объяснения родителей и педагогов; самостоятель­но или совместно со взрослыми, учитывая потребности живого существа, выполнить определенные трудовые действия, направлен­ные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Основными формами работы по экологическому воспитанию дошкольников являются: самостоятельные наблюдения; прове­дение опытов; чтение рассказов с дальнейшим их обсуждением; выработка определенных навыков в различных видах деятельности (игры, импровизации, уход за животными и растениями).

Важнейшими задачами являются:

—формирование умений и навыков по уходу за
растениями и животными;

—руководство чувственно-эмоциональными дет­скими реакциями на окружающую среду;

—воспитание любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения с окружающим миром;

 

-    формирование осознанного понимания взаимосвязей в при­роде и учета этого в практической деятельности;

-    воспитание эстетических и патриотических чувств;

-    укрепление дружеских отношений между детьми;

-    установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами и детьми, их родителями;

-    экологизация быта и семейных традиций.

Для осуществления поставленных задач необходимо следующее:

1.  Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую-работку экологических 

     знаний дошкольников:

-   организовать «зеленую зону» и живой уголок, в которых дети -изучают первые навыки по уходу за растениями и животными, взрослые личным примером демонстрируют им правильное отношение  к объектам природы;

-  собрать демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе («живые картинки», гербарии, коллекции; картинки, иллюстрации, альбомы; картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе; слайды, диафильмы).

2.  Осуществлять ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях и в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

3.Регулярно планировать и проводить тематические прогулки,
экскурсии, походы, помогающие детям наблюдать за погодой и

природой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира.

4.Активно использовать развивающие, познавательные игры,
дающиетолчок к экологическому познанию мира каждым ребенкоми к самопознанию личности.

5.  Осуществлять интегрированный подход при составлении занятий по экологической тематике, т.е. включать элементыэкологических знаний в другие занятия.

6. Проводить просветительскую работу по вопросам экологического воспитания дошкольников среди родителей, используя - различные ее формы: беседы, лекции об экологии и экологической обстановке, диспуты, вечера встреч, анкетирование и т.д.

II.1.           Как, по Вашему мнению, следует сформулировать
цель экологического воспитания детей дошкольного
возраста?

•  Цель экологического воспитания - научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его
большим миром

•  Целью экологического воспитания дошкольников является «формирование осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы,
которые составляют их непосредственное окружение в
этот период жизни»**

•  Цель экологического воспитания - изучение детьми
объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром

•  Цель экологического воспитания дошкольника - это по­
знание живого во взаимосвязи со средой обитания, и
выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним

2.Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы
экологическое воспитание и образование принесло наи­больший эффект и пользу в развитии детей, ...»

•  Достаточно занятий по экологии

•  Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой
частью всего воспитательно-образовательного процесса
и включаться во все виды деятельности: физкультурные
занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром, коллективный труд, занятия по математике
и развитию речи, прогулки, режимные моменты, игры

 

3.     На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и
ответственность в экологическом воспитании детей - на
педагоге-экологе, который проводит занятия по экологии, или на воспитателе, который, не ограничиваясь занятиями, вводит элементы экологического воспитания во
все виды деятельности детей?

4.     Какова роль педагога-эколога в экологическом воспитании дошкольников?

5.     Как Вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе? Насколько оно важно для успешного
усвоения детьми экологических знаний?

6.     Попробуйте дать краткую характеристику предложенной
Вам программы экологического воспитания дошкольников.

Педагогам предлагаются программы: Васякииа-Новикова Ж. Программа «Паутинка» для детей дошкольного возраста

Белавина И., Найденская Н. Планета - наш дом: Методи­ка проведения занятий по основам экологии для дошкольни­ков и младших школьников Рылеева Н. Наш дом - природа Николаева С. Юный эколог Ашиков В., Ашикова С, Семицветик

7..Вам предлагаются диагностические карты знаний и уме­ний детей «Экологическое воспитание: мир природы и
ребенок» Расскажите, как Вы будете диагностировать
следующие знания, умения и навыки детей:

•  Владение навыками экологически безопасного поведе­ния в природе

•  Стремление к исследованию объектов природы, умение
делать выводы, устанавливать причинно-следственные
связи

•  Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы

•  Умение проводить простейшие опыты, знание правил
безопасности

9. Попробуйте смоделировать, как элементы экологическо­го воспитания можно ввести в занятия по физкультуре, музыке, в занятия познавательного цикла

10.Попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости
приведенные ниже принципы создания экологической
комнаты в детском саду (на 1-е место поставьте самое ак­туальное, на Ваш взгляд, положение):

•  Наличие как можно большего числа видов растений и
животных

•  Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ра­ковины)

•  Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им
среды обитания и ухода

•  Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых
растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых)

•  Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными

•  Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы

•  Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы

11.Для бесед с детьми на разные темы можно составить систему вопросов. Например, для закрепления знаний по теме «Деревья и кустарники» можно предложить детям следующий перечень вопросов:

1. Назови и покажи деревья и кусты, растущие на улице, на участке.

2.    Назови и покажи части деревьев.

3.    Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.

4.    Как и откуда дерево получает питательные вещества?

5.    Зачем дереву ствол, ветки, листья?

6.    Чем дерево отличается от кустарника?

7.    Какую пользу деревья приносят окружающей среде и
человеку?

8.    Как человек помогает деревьям и кустарникам?

9.    Для каких обитателей живого мира дерево является их
домом?

Как Вы считаете, достаточно ли полным является этот пе­речень вопросов? Что бы Вы добавили в него или, наоборот, исключили?

Попробуйте составить аналогичные перечни вопросов по темам «Овощи, фрукты и ягоды», «Дикие животные», «До­машние животные», «Времена года».

12. Попробуйте сформулировать для детей

•  Правила безопасного поведения при наблюдении за животными и растениями

•  Правила безопасного труда в природе

•  Правила безопасности при проведении опытов с при­
родными объектами

•  Правила безопасной игры в природе

Организация игры

Воспитатели разбиваются на команды воспитателей групп младшего и раннего возраста, воспитателей групп стар­шего возраста. В каждой команде должно быть не больше 6 человек. Каждая команда занимает свой игровой стол. На сто­лах следует разложить различные материалы для выполнения заданий: листы бумаги, карандаши, ручки. Ведущий игры за­ранее оговаривает правила:

•  Задания в игре даются не все сразу, а по мере выполнения

•  На выполнение каждого задания дается определенное,
строго ограниченное время

•  По истечении времени, отведенного на выполнение задания, участники каждой команды дают устные ответы
на поставленные вопросы

•  Ответы выносятся на суд всех участников игры

•  Окончательное решение о правильности ответа прини­мает жюри (старший воспитатель, заведующая и эколог)

•  После обсуждения и вынесения решения жюри форму­лируется правильный ответ на вопрос задания

Для определения степени профессионализма воспитателя можно составить простую таблицу, в графах которой будут проставляться оценки (можно в баллах) за ответы на вопросы и выполнение заданий деловой игры. Эта таблица поможет вынести решение о профессионализме воспитателя в осуще­ствлении экологического образования дошкольников.

 

P.S.

•  Ответы выносятся на суд всех участников игры

•  Окончательное решение о правильности ответа прини­
мает жюри (старший воспитатель, заведующая и эколог)

•  После обсуждения и вынесения решения жюри форму­
лируется правильный ответ на вопрос задания

Для определения степени профессионализма воспитателя можно составить простую таблицу, в графах которой будут проставляться оценки (можно в баллах) за ответы на вопросы и выполнение заданий деловой игры. Эта таблица поможет вынести решение о профессионализме воспитателя в осуще­ствлении экологического образования дошкольников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра в форме «мозгового штурма» «Педагогический ринг» (нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста)

Деловая игра в форме «мозгового штурма»«Педагогический ринг» (нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста) Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравств...

Деловая игра для воспитателей Мозговой штурм «Что такое детское экспериментирование?

1. Что вы понимаете под термином «эксперимент»? Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «экспериментум», что переводится как «проба, опыт&raqu...

Деловая игра для педагогов "Мозговой штурм"

данная разработка включает в себя блиц-опрос педагогов по физическому воспитанию дошкольников, физкультразминку, педагогические ситуации, с помощью которых решаются задачи двигательной активности дете...

Деловая игра для воспитателей детского сада по формированию нравственного воспитания у детей дошкольного возраста

Практический материал для педагогов дошкольной образовательной организации...

Деловая игра для педагогов " Природа - главное средство в экологическом воспитании дошкольников".

Цель: Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении.Задачи:1. Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои зн...