Открытое занятие "Морское путешествие"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Формировать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_eksperimentirovanie.docx | 40.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Морское путешествие»
Цель: формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
• развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность;
• развивать познавательную активность, любознательность, интерес к экспериментированию и самостоятельность детей в процессе экспериментирования.
• развивать умение детей приобретать знания посредством практических опытов и умение делать простейшие выводы, излагать свои мысли в понятной для окружающих форме.
- упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы и фиксировать их на бумаге;
• систематизировать знания детей о некоторых свойствах объектов окружающего мира (бумага, вода, магнит);
• побуждать к проявлению творческого воображения во время фиксирования результатов опыта.
- развивать связную речь;
Оборудование: бутылка с картой и запиской, атрибуты для с/р игры «Пароход» -шапка капитана, макет корабля, штурвал, грязная вода, пустая емкость для воды – 9 шт., воронки – 9 шт., ватные диски, мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, столы и стулья, магниты, железные предметы (скрепки , гаечки, болтики), пластмассовые, бумажные, деревянные предметы, кусочки ткани, сундук, индивидуальные карты фиксации результатов опытов.
Ход занятия:
Воспитатель: Доброе утро, ребята! ( дети здороваются).
Звучит «шум моря»
Воспитатель: Ребята, что вы слышите?
Дети: Шум моря.
Воспитатель: Ребята , Как вы думаете, куда мы сегодня с вами отправимся?
Дети: В морское путешествие.
Воспитатель: Смотрите, наш кабинет превратился в корабль, а волны нас зовут в морское путешествие. Все готовы? Тогда проходим на корабль и занимаем свои места. Дети садятся
Картинка на экране (на берег волны выбросили бутылку)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что волны выбросили на берег?
Дети: Бутылку
(Воспитатель достает бутылку, внутри карта и записка)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же внутри? Здесь карта и послание. Давайте я прочитаю, что в нем написано.
«Тот, кто нашел это послание – настоящий счастливчик, карта указывает, где спрятан клад. Но чтобы добраться до клада, вам нужно отправиться в путешествие по островам, указанным на карте. На каждом из них вас ждут очень сложные задания-испытания, и справиться с ними могут только очень внимательные, сообразительные, те, кто умеет слушать и думать. На каждом острове необходимо выполнить задание-испытание и получить ключ-помощник и только тогда вы сможете отыскать клад.»
Воспитатель: Ребята готовы к путешествию? Тогда внимание на карту!
(Дети смотрят на карту)
У каждого острова свой номер. Отправляемся к первому острову.
Воспитатель: А чтобы нам поплыть-надо надуть паруса! Капитан, полный вперёд! Поплыли!
(На экране корабль, плывущий по морю, а затем остров).
Воспитатель: Смотрите, ребята, вот мы и оказались на первом острове.
Воспитатель: Капитан, причаливаем к берегу! Давайте пойдем посмотрим, что на нем интересного. Ребята, посмотрите, что находится перед вами(емкость с водой, камешки ,перо ,бумага, ложка, пробки, пенопласт ,резиновая уточка ,деревянные палочки ,монеты, кусочки пластилина).Давайте мы с вами определим, какие из этих предметов тонут в воде, а какие- нет. Берем по одному предмету, опускаем в воду и смотрим. Как вы думаете почему одни предметы плавают, а другие тонут(ответы детей)Правильно! Предметы, которые не тонут, легче воды, те, которые тонут-тяжелее. Молодцы! А вот и первый наш ключ-помощник .Переверните свои карточки, давайте с вами запишем, какие предметы тонут в воде, а какие-нет.(Записываем) Карточки мы оставляем жителям острова, а первый ключ-помощник возьмем с собой. А мы с вами отправляемся дальше. Поскорее занимаем места на нашем корабле Давайте посмотрим на карту. Куда мы поплывем дальше?
Дети: На следующий остров
(Картинка корабля, затем следующего острова)
Воспитатель: Вот мы с вами и приплыли на второй остров. Какой он грязный. Что же случилось на этом острове? Ребята, посмотрите, сколько на этом острове мусора.
Воспитатель: Разве можно разбрасывать мусор? Вот беда, что же нам надо сделать?
Дети: Собрать мусор.(Собираем бумажки, разбросанные на полу).
Воспитатель: Посмотрите, на острове стало чисто.
Подойдите, пожалуйста, к столу.
Дети подходят к столу. (На столе стоят стаканчик с грязной водой, воронки ,ватные диски, пустая емкость)
Ой, да на острове ещё и грязная вода. Давайте, ребята, поможем жителям острова очистить воду. Посмотрите, какая в стаканчике вода?
Дети: Грязная.
Воспитатель: Чтобы очистить эту воду на столе лежат предметы. Один из них самый главный – это фильтр. Фильтром называют предмет, который помогает задерживать грязь. Как вы думаете какой из предметов на столе может служить нам фильтром?
Дети: Ватные диски
Воспитатель: А вот теперь мы и проверим.
Берем воронку, опускаем в пустую емкость, cверху воронки кладем ватный диск. Затем берем стаканчик с грязной водой и тихонечко переливаем. Посмотрите, ребята, какой стала вода?
Дети: Чистой
Воспитатель: Посмотрите на фильтр. Что на нем осталось?
Дети: Грязь
Воспитатель: Значит фильтр-ватный диск помог нам очистить воду
Какой можно сделать вывод?
Дети: Воду можно очистить при помощи фильтра
Воспитатель: Мы с вами молодцы. Мы очистили воду, помогли навести порядок на острове.
Воспитатель: Но вода может снова стать грязной и, чтобы жители острова знали, что надо делать, мы сейчас составим соответствующую схему. Давайте с вами нарисуем схему результата опыта на индивидуальной карте фиксации( рисуем последовательность действий). Карты со схемами оставим жителям острова, чтобы они не забывали, как очищать воду. Ребята, вот мы с вами получили второй ключ-помощник.
А мы с вами отправляемся дальше. Поскорее занимаем места на нашем корабле Давайте посмотрим на карту. А мы с вами поплывем на следующий остров(На экране картинка с жителями острова «Чунга -чанга»)
Воспитатель: Ребята, это «Танцующий »остров. На этом острове жители любят танцевать. Пойдемте с вами немножко потанцуем.( Физминутка. Танец «Чунга-чанга»)
Воспитатель: Занимаем места на корабле Полный вперед!
(Заставка моря и плывущего корабля к острову и остров «Зверей »)
Воспитатель: Это остров «Зверей». На этом острове все звери живут дружно, но они увидели нас, испугались и убежали. Вот одна обезьянка осталась. Посмотрите, у нее в руке какой-то интересный камень. Обезьянка говорит, что на острове строили игровую площадку, но звери нечаянно рассыпали все гвоздики и гаечки.
Воспитатель: Давайте мы с вами поможем животным собрать гвоздики и гаечки. Берем магнитик и водим над тарелочкой. Что делают болтики?
Дети: Притягиваются
Воспитатель: У нас есть вот такая корзина, давайте в нее сложим все гвоздики, болтики и гаечки.
Скажите, у вас в тарелочках остались предметы. Почему они не притягиваются?
Дети: Потому что они не железные.
Воспитатель: А какие?
Дети: Деревянные ,бумажные, из ткани, пластмассовые.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и третий наш ключ-помощник. Чтобы его получить, надо заполнить карточки .Переверните свои карточки, мы сейчас с вами запишем, какие предметы притягиваются магнитом, а какие- нет.( дети заполняют карты фиксации вместе с воспитателем). Молодцы! Эти карточки мы оставим жителям острова, чтобы они не забывали, что магнит притягивает, а что не притягивает. Ключ мы берем с собой.
Воспитатель: Ребята, у нас же остров большой?( да). Посмотрите, у нас здесь еще одно задание! Что же произошло с нашими цветочками?
Дети: они завяли.
Воспитатель: Почему они завяли? Как вы думаете?
Дети: Им не хватило воды.
Воспитатель: Что же нужно сделать, чтобы наши цветы снова распустились?
Дети: Поставить цветы в воду.
(На столах цветы из бумаги и емкости с водой)
Воспитатель: Давайте тихонечко опустим их воду и внимательно посмотрим, что происходит с цветами.
Дети: Они распускаются
Воспитатель: А почему они распускаются?
Что происходит с бумагой в воде?
Дети: Намокает.
Воспитатель: Правильно, бумага намокает и становится тяжелой, поэтому наши цветы распускаются. Молодцы!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и наш четвертый ключ-помощник. Давайте жителям острова оставим еще одну подсказку подсказку, чтобы они знали, что делать, если опять цветы завянут. Переворачивайте свои карточки (дети заполняют карты фиксации результатов опыта). Четвертый ключ-помощник мы забираем с собой, а жителям оставляем подсказки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту, на этом большом острове нам надо еще найти что?
Дети: клад.
Воспитатель: Клад, посмотрите, здесь есть подсказка. Идем за мной. Нам нужно сделать десять шагов вперед.
Воспитатель: Посмотрите, мы нашли клад! Но сундучок закрыт. Для того, чтобы его открыть, нужно разложить все ключи- помощники, когда мы их разложим , то мы сможем открыть сундук. (дети вспоминают, чем занимались на занятии)
Воспитатель: Сундучок открылся. Вы сегодня нашли самый драгоценный клад-это ваши знания. Всё что вы сегодня выполнили в путешествии это и есть клад. Ну , а это ,ваши угощения за ваш труд( сладкие монетки для детей). Молодцы, ребята!
Воспитатель: Давайте пройдем на корабль. Нам пора возвращаться в детский сад. Что интересного вы сегодня узнали? ( ответы детей)Вы сегодня были умнички, молодцы! Спасибо вам за работу. Давайте попрощаемся с жителями и островами, помашем им. Пока!
Самоанализ открытого занятия в подготовительной группе «Морское путешествие»
Цель: формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
-развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность;
-развивать познавательную активность, любознательность, интерес к экспериментированию и самостоятельность детей в процессе экспериментирования.
-развивать умение детей приобретать знания посредством практических опытов и умение делать простейшие выводы, излагать свои мысли в понятной для окружающих форме.
- упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы и фиксировать их на бумаге;
-систематизировать знания детей о некоторых свойствах объектов окружающего мира (бумага, вода, магнит);
- побуждать к проявлению творческого воображения во время фиксирования результатов опыта.
-развивать связную речь.
Занятие я выбрала по опытно-экспериментальной деятельности, т. к. это один из лучших видов деятельности детей, потому что в детском дошкольном возрасте предметная наглядность стоит на первом месте для лучшего усвоения знаний детьми.
Занятие проводилось с детьми подготовительной группы, в количестве 8 человек. Занятие состояло из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.
Вводная часть была направлена на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, переключение внимания детей к предстоящей деятельности, привлечение внимания за счет использования сюрпризного момента. Выброшенная морем бутылка с запиской вызвала желание узнать, что в записке.
Основная часть представляла собой организованную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач, в ходе которой дети решали проблемные ситуации, актуализировали свои знания, свое мышление и выполняли действия по задачам НОД.
В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление-все это способствовало эффективности работы, мыслительной деятельности и развитию речи детей.
У детей был вызван познавательный интерес. Дети смогли почувствовать свой успех при проведении опытов.
Материал подобран на доступном для детей уровне, подкреплен наглядностью, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности. Все элементы занятия были взаимосвязаны и объединены общей темой. Для снятия усталости была проведена физминутка «Чунга-чанга».Так же в основной части мы использовали такую инновационную технологию, как индивидуальные карты фиксации результатов опытов.
Интеграция различных видов деятельности и форм работы с детьми позволила решить важную практическую задачу: рационально организовать образовательный процесс.
Сюжетная линия была выдержана на протяжении всего занятия, сохранена мотивация и интерес к работе.
На занятии была создана атмосфера доброжелательности, взаимопонимания. Стиль общения обеспечивал ребенку чувство психологической защищенности, доверия. В данной деятельности и взрослый, и ребенок в равной мере являлись субъектами взаимодействия. Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность каким -то одним видом деятельности.
Создавала условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Заключительная часть- подведение итога занятия.
Анализируя деятельность детей на занятии, можно отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания.
Считаю, что поставленные задачи были выполнены.
Самоанализ открытого занятия в старшей группе «Путешествие в деревню»
Задачи:
1. Совершенствовать грамматический строй речи (составление простого предложения со зрительной опорой).
Продолжать учить детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать небольшой рассказ опираясь на картинно- графический план цепной организации, строить законченные предложения. Учить подбирать глаголы к существительному.
Упражнять в согласовании глаголов с существительными в роде, числе и падеже с опорой на мнемотаблицу. Закрепить в речи детей названия детёнышей домашних животных в единственном и множественном числе. Продолжать учить различать диких и домашних животных. Активизировать в речи слова с обобщающим значением (домашние животные). Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний
2. Развивать память, общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
3. Воспитывать интерес к миру животных, доброжелательность, навыки сотрудничества, воспитывать эмоциональную отзывчивость.
На занятии присутствовало детей. Занятие состояло из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.
Вводная часть была направлена на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, переключение внимания детей к предстоящей деятельности.Так же в водной части использовалась речевая разминка.
Основная часть представляла собой организованную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач, в ходе которой дети актуализировали свои знания и выполняли действия по задачам НОД.
В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям -все это способствовало эффективности работы, мыслительной деятельности и развитию речи детей.
В ходе занятия старалась активизировать всех детей, добиваться индивидуальных полных ответов.
Материал подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности. Все элементы занятия были взаимосвязаны и объединены общей темой. Для снятия усталости была проведена физминутка «Тучка»
Заключительная часть- рефлексия
Считаю, что поставленные задачи были выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Путешествие по сказке_Маша и Медведь"
Коррекционно-развивающее занятие в старшей группе. Развитие познавательных процессов и др....
Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж
Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...
Открытое занятие «Путешествие на волшебный остров»
Конспект интегрированного открытого занятие в старшей группе....
Конспект открытого занятия "Путешествие Колобка" 2 младшая группа
Конспект открытого занятия "Путешествие Колобка" образовательная область "Познание" 2 младшая группа...
Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»
Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме. Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...
Конспект открытого занятия «Путешествие капельки» (Путешествие воды в природе.)
Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде.Игровой персонаж -...
Открытое занятие «Путешествие в весенний лес» в рамках Дня открытых дверей во второй младшей группе.
Сценарий открытого занятия по экологии во второй млашей группе....