Открытое занятие "Морское путешествие"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Пешкова Юлия Сергеевна

Формировать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_eksperimentirovanie.docx40.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия  в подготовительной  группе «Морское путешествие»

Цель: формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

• развивать стремление  к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность;

• развивать познавательную активность, любознательность, интерес к экспериментированию и самостоятельность детей в процессе экспериментирования.

• развивать умение детей приобретать знания посредством практических опытов и умение делать простейшие выводы, излагать свои мысли в понятной для окружающих форме.

  • упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы и фиксировать их на бумаге;

• систематизировать знания детей о некоторых свойствах объектов окружающего мира (бумага, вода, магнит);

• побуждать к проявлению творческого воображения во время фиксирования результатов опыта.

  • развивать связную речь;

Оборудование: бутылка с картой и  запиской, атрибуты для с/р игры «Пароход» -шапка капитана, макет корабля, штурвал, грязная вода, пустая емкость для воды – 9 шт., воронки – 9 шт., ватные диски, мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, столы и стулья, магниты, железные предметы (скрепки ,  гаечки, болтики), пластмассовые, бумажные, деревянные предметы, кусочки ткани, сундук, индивидуальные карты фиксации результатов опытов.

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро, ребята! ( дети здороваются).

Звучит «шум моря»

Воспитатель: Ребята, что вы слышите?

Дети: Шум моря.

Воспитатель: Ребята , Как вы думаете, куда мы сегодня с вами отправимся?

Дети: В морское путешествие.

Воспитатель: Смотрите, наш кабинет превратился в корабль, а волны нас зовут в морское путешествие. Все готовы? Тогда проходим на корабль и занимаем свои места. Дети садятся

Картинка на экране (на берег волны выбросили бутылку)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что волны выбросили на берег?

Дети: Бутылку

(Воспитатель достает бутылку, внутри карта и записка)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же внутри? Здесь карта и послание. Давайте я прочитаю, что в нем написано.

«Тот, кто нашел это послание – настоящий счастливчик, карта указывает, где спрятан клад. Но чтобы добраться до клада, вам нужно отправиться в путешествие по островам, указанным на карте. На каждом из них вас ждут очень сложные задания-испытания, и справиться с ними могут только очень внимательные, сообразительные, те, кто умеет слушать и думать. На каждом острове необходимо выполнить задание-испытание и получить ключ-помощник и только тогда вы сможете отыскать клад.»

Воспитатель: Ребята готовы к путешествию? Тогда внимание на карту!

(Дети смотрят на карту)

У каждого острова свой номер. Отправляемся к первому острову.

Воспитатель: А чтобы нам поплыть-надо надуть паруса! Капитан, полный вперёд! Поплыли!

(На экране корабль, плывущий по морю, а затем остров).

Воспитатель: Смотрите, ребята, вот мы и оказались на первом острове.

Воспитатель: Капитан, причаливаем к берегу! Давайте пойдем посмотрим, что на нем интересного. Ребята, посмотрите, что находится перед вами(емкость с водой, камешки ,перо ,бумага, ложка, пробки, пенопласт ,резиновая уточка ,деревянные палочки ,монеты, кусочки пластилина).Давайте мы с вами определим, какие из этих предметов тонут в воде, а какие- нет. Берем по одному предмету, опускаем в воду и смотрим. Как вы думаете почему  одни предметы плавают, а другие тонут(ответы детей)Правильно! Предметы, которые не тонут, легче воды, те, которые тонут-тяжелее. Молодцы! А вот и первый наш ключ-помощник .Переверните свои карточки, давайте с вами запишем, какие предметы тонут в воде, а какие-нет.(Записываем)  Карточки мы оставляем жителям острова, а первый ключ-помощник возьмем с собой. А мы с вами отправляемся дальше. Поскорее занимаем места на нашем корабле Давайте посмотрим на карту. Куда мы поплывем дальше?

Дети: На следующий остров

(Картинка корабля, затем следующего острова)

Воспитатель: Вот мы с вами и приплыли на второй остров. Какой он грязный. Что же случилось на этом острове? Ребята, посмотрите, сколько на этом острове мусора.

Воспитатель: Разве можно разбрасывать мусор? Вот беда, что же нам надо сделать?

Дети: Собрать мусор.(Собираем бумажки, разбросанные на полу).

Воспитатель: Посмотрите, на острове стало чисто.

Подойдите, пожалуйста, к столу.

Дети подходят к  столу. (На столе стоят стаканчик с грязной водой, воронки ,ватные диски, пустая емкость)

Ой, да на острове ещё и грязная вода. Давайте, ребята, поможем жителям острова очистить воду. Посмотрите, какая в стаканчике вода?

Дети: Грязная.

Воспитатель: Чтобы очистить эту воду на столе лежат предметы. Один из них самый главный – это фильтр. Фильтром называют предмет, который помогает задерживать грязь. Как вы думаете какой из предметов на столе может служить нам фильтром?

Дети: Ватные диски

Воспитатель: А вот теперь мы и проверим.

Берем воронку, опускаем в пустую емкость, cверху воронки кладем ватный диск. Затем берем стаканчик с грязной водой и тихонечко переливаем. Посмотрите, ребята, какой стала вода?

Дети: Чистой

Воспитатель: Посмотрите на фильтр. Что на нем осталось?

Дети: Грязь

Воспитатель: Значит фильтр-ватный диск помог нам очистить воду

Какой можно сделать вывод?

Дети: Воду можно очистить при помощи фильтра

Воспитатель: Мы с вами молодцы. Мы очистили воду, помогли навести порядок на острове.

Воспитатель: Но вода может снова стать грязной и, чтобы жители острова знали, что надо делать, мы сейчас составим соответствующую схему. Давайте с вами нарисуем схему результата опыта на индивидуальной карте фиксации( рисуем последовательность действий). Карты со схемами оставим жителям острова, чтобы они не забывали, как очищать воду. Ребята, вот мы с вами получили второй ключ-помощник.

А мы с вами отправляемся дальше. Поскорее занимаем места на нашем корабле Давайте посмотрим на карту. А мы с вами поплывем на следующий остров(На экране картинка с жителями острова «Чунга -чанга»)

Воспитатель: Ребята, это  «Танцующий »остров. На этом острове жители любят танцевать. Пойдемте с вами немножко потанцуем.( Физминутка. Танец «Чунга-чанга»)

Воспитатель: Занимаем места на корабле Полный вперед!

(Заставка моря и плывущего корабля к  острову и остров  «Зверей »)

Воспитатель: Это остров «Зверей». На этом острове все звери живут дружно, но они увидели нас, испугались и убежали. Вот одна обезьянка осталась. Посмотрите, у нее в руке какой-то интересный камень. Обезьянка говорит, что на острове строили игровую площадку, но звери нечаянно рассыпали все гвоздики и гаечки.

Воспитатель: Давайте мы с вами поможем животным собрать гвоздики и гаечки. Берем магнитик и водим над тарелочкой. Что делают болтики?

Дети: Притягиваются

Воспитатель: У нас есть вот такая корзина, давайте в нее сложим все гвоздики, болтики и гаечки.

Скажите, у вас в тарелочках остались предметы. Почему они не притягиваются?

Дети: Потому что они не железные.

Воспитатель: А какие?

Дети: Деревянные ,бумажные, из ткани, пластмассовые.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и третий наш ключ-помощник. Чтобы его получить, надо заполнить карточки .Переверните свои карточки, мы сейчас с вами запишем, какие предметы притягиваются магнитом, а какие- нет.( дети заполняют карты фиксации вместе с воспитателем). Молодцы!  Эти карточки мы оставим жителям острова, чтобы они не забывали, что магнит притягивает, а что не притягивает. Ключ мы берем с собой.

Воспитатель: Ребята, у нас же остров большой?( да). Посмотрите, у нас здесь еще одно задание! Что же  произошло с нашими цветочками?

Дети: они завяли.

Воспитатель:  Почему они завяли? Как вы думаете?

Дети:  Им не хватило воды.

Воспитатель: Что же нужно сделать, чтобы наши цветы снова распустились?

Дети: Поставить цветы в воду.

(На столах цветы из бумаги и емкости с водой)

Воспитатель: Давайте тихонечко опустим их воду и внимательно посмотрим, что происходит с цветами.

Дети: Они распускаются

Воспитатель: А почему они распускаются?

Что происходит с бумагой в воде?

Дети: Намокает.

Воспитатель: Правильно, бумага намокает и становится тяжелой, поэтому наши цветы распускаются. Молодцы!  

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  а вот и наш четвертый ключ-помощник. Давайте жителям острова оставим еще одну подсказку подсказку, чтобы они знали, что делать, если опять цветы завянут. Переворачивайте свои карточки (дети заполняют карты фиксации результатов опыта). Четвертый ключ-помощник мы забираем с собой, а жителям оставляем подсказки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту, на этом большом острове нам надо еще найти что?

Дети: клад.

Воспитатель: Клад,  посмотрите, здесь есть подсказка. Идем за мной. Нам нужно сделать десять шагов вперед.

Воспитатель: Посмотрите, мы нашли клад! Но сундучок закрыт. Для того, чтобы его открыть, нужно разложить все ключи- помощники, когда мы их разложим , то мы сможем открыть сундук. (дети вспоминают, чем занимались на занятии)

Воспитатель: Сундучок открылся. Вы сегодня нашли самый драгоценный клад-это ваши знания. Всё что вы сегодня выполнили в путешествии это и есть клад. Ну , а это ,ваши угощения за ваш труд( сладкие монетки для детей). Молодцы, ребята!

Воспитатель:  Давайте пройдем на корабль. Нам пора возвращаться в детский сад. Что интересного вы сегодня узнали? ( ответы детей)Вы сегодня были умнички, молодцы! Спасибо вам за работу. Давайте попрощаемся с жителями и островами, помашем им. Пока!

Самоанализ открытого занятия  в подготовительной группе «Морское путешествие»

Цель: формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

-развивать стремление  к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность;

-развивать познавательную активность, любознательность, интерес к экспериментированию и самостоятельность детей в процессе экспериментирования.

-развивать умение детей приобретать знания посредством практических опытов и умение делать простейшие выводы, излагать свои мысли в понятной для окружающих форме.

- упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы и фиксировать их на бумаге;

-систематизировать знания детей о некоторых свойствах объектов окружающего мира (бумага, вода, магнит);

- побуждать к проявлению творческого воображения во время фиксирования результатов опыта.

-развивать связную речь.

Занятие я выбрала по опытно-экспериментальной деятельности, т. к. это один из лучших видов деятельности детей, потому что в детском дошкольном возрасте предметная наглядность стоит на первом месте для лучшего усвоения знаний детьми.

Занятие проводилось  с детьми подготовительной группы, в количестве 8 человек. Занятие  состояло из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. 

Вводная часть была направлена на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, переключение внимания детей к предстоящей деятельности, привлечение внимания за счет использования сюрпризного момента. Выброшенная морем бутылка с запиской вызвала желание узнать, что в записке.

Основная часть  представляла собой  организованную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач, в ходе которой дети  решали проблемные ситуации, актуализировали свои знания,  свое мышление и  выполняли действия по задачам НОД.

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление-все это способствовало эффективности работы, мыслительной деятельности и развитию речи детей.

У детей был вызван познавательный интерес. Дети смогли почувствовать свой успех при проведении опытов.

Материал подобран на доступном для детей уровне, подкреплен наглядностью, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности. Все элементы занятия были взаимосвязаны и объединены общей темой. Для снятия усталости была проведена физминутка «Чунга-чанга».Так же в основной части мы использовали такую инновационную технологию, как индивидуальные карты фиксации результатов опытов.

Интеграция различных видов деятельности и форм работы с детьми позволила решить важную практическую задачу: рационально организовать образовательный процесс.

Сюжетная линия была выдержана на протяжении всего занятия, сохранена мотивация и интерес к работе.

 На занятии была создана атмосфера доброжелательности, взаимопонимания. Стиль общения обеспечивал ребенку чувство психологической защищенности, доверия. В данной деятельности и взрослый, и ребенок в равной мере являлись субъектами взаимодействия. Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность каким -то одним видом деятельности.

Создавала условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Заключительная часть-  подведение итога занятия.

Анализируя деятельность детей на занятии, можно отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. 

 Считаю, что поставленные задачи были выполнены.

Самоанализ открытого занятия в старшей группе «Путешествие в деревню»

Задачи:
1. Совершенствовать грамматический строй речи (составление простого предложения со зрительной опорой).
Продолжать учить детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать небольшой рассказ опираясь на картинно- графический план цепной организации, строить законченные предложения. Учить подбирать глаголы к существительному.
Упражнять в согласовании глаголов с существительными в роде, числе и падеже с опорой на мнемотаблицу. Закрепить в речи детей названия детёнышей домашних животных в единственном и множественном числе. Продолжать учить различать диких и домашних животных. Активизировать в речи слова с обобщающим значением (домашние животные). Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний
2. Развивать память, общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
3. Воспитывать интерес к миру животных, доброжелательность, навыки сотрудничества, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

На занятии присутствовало   детей. Занятие  состояло из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. 

Вводная часть была направлена на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, переключение внимания детей к предстоящей деятельности.Так же в водной части использовалась речевая разминка.

Основная часть  представляла собой  организованную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач, в ходе которой дети   актуализировали свои знания и  выполняли действия по задачам НОД.

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям -все это способствовало эффективности работы, мыслительной деятельности и развитию речи детей.

В ходе занятия  старалась активизировать всех детей, добиваться индивидуальных полных ответов.

Материал подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности. Все элементы занятия были взаимосвязаны и объединены общей темой. Для снятия усталости была проведена физминутка «Тучка»

Заключительная часть- рефлексия

 Считаю, что поставленные задачи были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие по сказке_Маша и Медведь"

Коррекционно-развивающее занятие в старшей группе. Развитие познавательных процессов и др....

Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж

Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...

Открытое занятие «Путешествие на волшебный остров»

Конспект интегрированного открытого занятие в старшей группе....

Конспект открытого занятия "Путешествие Колобка" 2 младшая группа

Конспект открытого занятия "Путешествие Колобка" образовательная область "Познание" 2 младшая группа...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект открытого занятия «Путешествие капельки» (Путешествие воды в природе.)

Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.  Воспитывать бережное отношение к воде.Игровой персонаж -...