ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гнедина Елена Викторовна

Конспект ООД по финансовой грамотности «Что важнее?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22»

Конспект ООД по финансовой грамотности «Что важнее?»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Привлечение детей к совместной деятельности для развития познавательной активности.

Задачи:

Обучающие:

Формировать первичные экономические понятия: купюры, монеты, зарплата, бюджет, расход, доход, потребности.

Продолжать        создавать        условия        для        решения        проблемных        ситуаций, проводить опыты, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

Создавать условия для развития внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений.

Развивающие:

Обогащать представления детей о правильном отношении к деньгам и разумному их использованию, бережливости, честности, взаимовыручки, щедрости.

Побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом. Воспитательные:

Способствовать воспитанию нравственных качеств.

Формировать эмоциональную отзывчивость,         умение        играть        вместе, дружно.

Предварительная работа:

Просмотр презентации «Как появились деньги». Беседа о потребностях, расходах и доходах людей.

Рассматривание денежных средств (купюры и монеты) . Рассматривание денежных знаков различных достоинств. Просмотр фоторепортажа о профессиях.

Беседа о профессиях родителей.

Методы и приемы:

Основной метод – игровой.

Наглядные методы (интерактивные изображения).

Словесные методы        (показ, инструкции, пояснения, вопросы, поощрения, практический метод, а также метод контроля и стимулирования).

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал:

Проектор,        мультимедийная        презентация,        музыкальное        сопровождение, карточка для записи результатов.

Раздаточный материал:

Кошельки с купюрами и монетами, купюры и монеты для проведения опытов, карточки для записи результатов, простые карандаши, фартуки, разносы, пиалы, салфетки, вода.

Сюрпризный момент: дидактическая игра «Лото», сладкое угощение.

Структура ООД:

Старший возраст

Длительность ООД 25 минут - Вводная часть -5минут

Основная часть-15минут Заключительная часть-5минут

Ход ООД:

Под музыкальное сопровождение. Воспитатель: Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас. Соберемся дружно в круг Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся!

Дети: Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно Говорим мы всем - «Привет!» Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука, Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

В группу заходят две девочки, спорят. Одна говорит: «Монеты!».

Другая: « А я говорю, купюры!»

Воспитатель: Здравствуйте девочки. О чём вы спорите? Ответ девочек: «Какие деньги важнее: монеты или купюры?»

Воспитатель предлагает девочкам присоединиться к ребятам и разобраться в споре: какие всё-таки деньги важнее, монеты или купюры»

Послушайте мою загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

- Что это? Дети: Деньги.

Воспитатель: - Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно!

Но, вот есть вопрос: откуда появляются деньги?

Правильно ребята, их зарабатывают родители, ходят каждый день на работу, трудятся и получают за это деньги, которые называются

«зарплатой». А вы знаете, кем работают ваши мамы и папы? (Ответы детей)

Профессий очень много. Воспитатель: Ребята, а вы хоте поработать и получить зарплату?

Давайте встанем в круг и немного поработаем. Игра «Профессии»

Если хочешь стать маляром - делай так (красят кистью) Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке) Если ты водитель - делай так (вращают руль)

Если ты сапожник - делай так (топают ногами) Если ты спортсмен – делай так (приседают)

Хватит в профессии играть, пора зарплату получать. (Детям раздается зарплата в кошельках. (купюры и монеты).

Воспитатель: Молодцы, ребята, понравилось вам работать? А получать зарплату? Можно сделать вывод, что все профессии важны, все профессии нужны.

Беседа о монетах.

Посмотрите внимательно в ваши кошельки. Все посмотрели, а теперь поднимите руки у кого деньги круглой  формы? И как их называют? (Дети поднимают руки). Эти деньги называют- монетами, Как вы думаете, из чего они сделаны? (Ответы детей – из специальных сплавов метала). Найдите мне геометрическую фигуру – круг. Все верно, молодцы.

А теперь поднимите руки у кого деньги прямоугольной формы? И как эти деньги называют? (Дети поднимают руки) Эти деньги называются - купюрами. А из чего они сделаны? (Ответы детей из специально разработанной бумаги). Найдите мне геометрическую фигуру – прямоугольник. Молодцы.

Деньги бывают разного достоинства. Каким достоинством бывают купюры?

Ответы детей- бывают разного достоинства, например: 10, 50, 100, 200, 500 рублей; 1000, 2000, 5000 тысяч.

Воспитатель: А монеты, каким достоинством бывают, вы знаете? Дети: 1,5,10,50 копеек; 1рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей. Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может, мы это проверим?

Мы с вами отправимся в лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Это помещение, где проводят разные опыты и исследования. Воспитатель:        Правильно,        ещё        в        лаборатории        на        столах        находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Там работают ученые. Как вы думаете, чем занимаются учёные?

Дети: Проводят опыты, что-то изучают.

Воспитатель: Правильно, они изучают, исследуют, проводят различные эксперименты, одним словом занимаются наукой.

  • Мы тоже с вами исследователи.
  • Ребята, при проведении экспериментов учёные записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты, и будем записывать результаты наших исследований в карту, которая находится у нас на столах.

- Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что важней - монеты или купюры.

  1. Эксперимент. Купюру смять. Монету смять.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.

Воспитатель:        На        карточке        напротив        монеты        ставим        плюс,        в        этом эксперименте монета показала лучшие качества.

  1. Эксперимент.

Опустить в воду купюру. Опустить в воду монету.

Воспитатель: Что произойдёт? Какой вывод сделаем, что в этом эксперименте выигрывает? Артём, отметь в нашей карте результат.

  1. Эксперимент.

Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Дети: Предполагают.

Воспитатель: Возьмите на ладошку монету- подуйте, что происходит с монетой? Теперь купюру – подуйте. Что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? Вывод: Что выигрывает? Ставим плюсик.

  1. Эксперимент.

Возьмите свои кошельки и немного потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Дети: Проверяют. Вывод.

Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает? Дети: Ничья. Воспитатель: А что значит ничья?

Дети: Одинаковое количество плюсиков.

Воспитатель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Дети: Размышляют.

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.

-Молодцы! Вы были самые настоящие исследователи.

Физкультурная минутка. Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться) Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться .

Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?» Итак, деньги нам нужны:

для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков; ? и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди.

Вывод: Все люди нуждаются в потребностях, которые требуют больших расходов.

Воспитатель: Девочки и мальчики, а хотите, как ваши родители сходить в магазин, берём кошельки и отправляемся в магазин.

Но        прежде        чем        мы        отправимся        за        покупками,        вспомним несколько правил обращения с деньгами:

  1. Экономно распоряжаться деньгами.
  2. Потраченные средства уже не вернешь.
  3. В        первую        очередь        удовлетворяй        жизненно        важные потребности.
  4. Невозможно иметь все, что хочешь.
  5. Деньги можно накопить или потратить.
  6. Бережно относиться к деньгам. Молодцы.

Вставайте все за мной, в магазин мы все пойдем, и продукты приобретем: (идут по кругу)

Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога, (взмах руками влево, вправо)

Все к обеду принесем, (прямо, широко разводят руки)

И гостей мы позовем. (махи руками к себе) Воспитатель: Ребята, мы с вами в магазине.

А теперь ответьте мне на вопрос что для человека важней, игрушки или продукты?

Ответы детей.

Воспитатель. Конечно же, продукты для человека важней, потому что, без игрушек хоть не так и весело, но человек прожить может, а без продуктов нет.

Поэтому, когда вы ходите в магазин со своими мамами и папами, всегда думайте о том, что важнее для вашей семьи.

Воспитатель:        Давайте        дальше        будем        играть,        какие        же        ещё потребности у человека?

- У человека есть потребность в одежде. (Она защищает человека от холода, от жары)

-Ещё человек нуждается в жилье.

Воспитатель:        Ребята,        прежде        чем        что-нибудь        купить,        надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?

Ответы детей.

Бюджет – это подсчет доходов и расходов. Какой вы бывает доход?

А расход? Ответы детей. Воспитатель:

Давайте поиграем в игру «Хочу и надо». игра «Хочу и надо».

Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку или накопить.

Воспитатель: Девочки, мы помогли вам разобраться в вашем споре? Ответы девочек.

Время нашей игры подходит к концу. Заключительная часть. Анализ НОД

-Что вам понравилось?

-Что для вас было сложным или трудным?

-Что вам далось с легкостью?

-Что нового вы узнали?

Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности.

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю встать в круг, взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово! Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:

«Мы ребята просто класс, Получилось всё у нас!»

Воспитатель: Благодарю за работу, в память о нашей удачной работе, я подарю вам вот эти игры для развития математических способностей.

Воспитатель: Поиграли мы для вас. Вам понравилось у нас? Приходите в гости к нам – Мы споём и спляшем вам.

А сейчас уже пора – Ждут нас игры и дела.

Благодарю всех участников этой игры за активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....