Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников через использование средств арт-терапии
методическая разработка

Доклад из опыта работы педагога-психолога по использованию средств арт-терапии с детьми дошкольного возраста.Раскрывается актуальность использования средств арттерапии  для развития эмоциональной сферы дошкольников, теоретическое обоснование, задачи и методы работы с детьми.В работе описаны преимущества арт-терапии и принципы работы с детьми дошкольного возраста, а также взаимодействие с родителями и педагогами по данному вопросу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной-личностной  сферы детей  старшего дошкольного возраста через использование   средств  арт-терапии.

                                                                                                         Педагог-психолог Малыгина С.А.

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечении познавательного развития детей. Однако в дошкольном возрасте ребенок овладевает не только знаниями, умениями, навыками, но и происходит становление базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоционально сферы, нравственных ценностей и установок, социально – психологических особенностей в системе отношений между людьми.

Сегодня в качестве основных приоритетов  дошкольного воспитания выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, забота о его эмоциональном благополучии ,принятие и поддержка его индивидуальности.

  • в Федеральном   Государственном   образовательном     стандарте   дошкольного образования» (9,3) «охрана и укрепление эмоционального благополучия детей»-выступает в качестве основной приоритетной  задача дошкольного образовании

Считаю, что проблема эмоционального  благополучия   детей в семье и дошкольном учреждении , развитие его эмоциональной сферы, формирования  «умных эмоций»,  является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. 

  У детей , которые не могут управлять своими эмоциями ,возникает проблема социально-психологической адаптации: нет контакта со сверстниками, ребенок не принят, изолирован или отвергнут. В свою очередь положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние. От этого зависит, насколько чувствует ребенок себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.

Т.о. гармония или дисгармония эмоциональной сферы определяет всю жизнь ребенка: его психическое развитие, общение, взаимодействие, деятельность.

К сожалению одной  из актуальных для современного   дошкольного образования является проблема ухудшения психологического  здоровья, увеличения количества так называемых «трудных» детей, с трудностями эмоциональной регуляции поведения, детей с эмоциональными нарушениями.

Современные дети более интеллектуально развиты и вместе с тем более инфантильны, эмоционально равнодушны, у многих детей повышен уровень тревожности, агрессивности, занижена самооценка.

И для этого есть свои причины:

-дефицит внимания, поддержки, любви, скрытое и явное эмоциональное отчуждение взрослыми ребёнка в семье;

а)нарушение психологического здоровья самих родителей, и в первую очередь их повышенная тревожность и эмоциональная холодность

б)неадекватный  стиль воспитания ребёнка, и в первую очередь гиперопёка или сверхконтроль,

-несоблюдение взрослыми прав, защищающих интересы ребёнка, авторитарный стиль взаимодействия , стремление жёстко подчинить детей своей воле и регламентировать их поведение даже в тех случаях, где им необходима свобода.(А.В.Петровский, Т.И.Чиркова)

-Нестабильность: политическая, экономическая, ценностная.

-отчуждение мира культуры взрослых от детской субкультуры, неготовность понять, принять и сохранить её уникальные традиции, передающиеся от одного поколения к другому;

-раннее  приобщение  дошкольников к  теле-видео-компьютерному  экрану.

-Внедрение раннего обучения, приводящего к перераспределению темпов развития познавательных процессов, что является фактором риска нарушения здоровья детей.

Значительная часть родителей попала под влияние педагогических теорий, пропагандирующих интеллектуализацию воспитания. Родители готовы, не жалея сил и времени, учить детей считать, читать, знакомить с основами наук…. При этом они полностью отказываются от интеллектуально не нагруженных, но имеющих психотерапевтический смысл видов общения: бытовой, совместной деятельности, игры. По мнению специалистов (педагоги, психологи, психиатры), изучавших эту проблему, интеллектуальные перегрузки приводят к глубокой невротизации личности ребёнка, смещению его самооценки в область образовательных достижений.

Застенчивость, тревожность, неуверенность в себе, длительное подавленное состояние, неспособность самостоятельно принимать решение и справляться с трудностями, ощущение собственной неполноценности и многое другое осложняют жизнь ребёнка как в семье, так и в коллективе сверстников. В связи с этим особо актуальной для практической психологии  является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления  этих нарушений.

Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.

Творчество помогает ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами.

Использование арт-терапии в практике педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения обосновано присущими ему функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность.

Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

Арт-терапия основана на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.

 Таким образом арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно «арт-терапия» позволяет  добиться  положительного развивающего эффекта в работе с детьми.

С какими детьми можно проводить работу на основе арт-методов? Для кого предназначены подобные занятия?

Это дети с негативным представлением о себе, неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, страхами. Дети, которые реагируют на окружающие события с помощью сложившихся механизмов защиты: агрессии, отказа от общения, демонстративности. Некоторые из них ведут себя сверхактивно, суетливо, шумно либо, наоборот, стараются стать незаметными.

Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Именно поэтому арт-терапия так эффективна в работе с детьми.

Арт-терапия позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в доизобразительный период: бузусловное принятие, признание достоинств, понимание потребностей. Возвращается ощущение успешности и значимости для окружающих его действий: «я чего-то стою, что-то могу», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями», «я не избегаю неудачи, а стремлюсь к успеху». В ходе взаимодействия с детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться со взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают».

Преимущества  использования  с детьми   методов  арт-терапии

 Какое воздействие оказывает арт-терапия, в чем заключаются ее уникальные особенности?

  • Создает положительный эмоциональный настрой.
  • удовлетворяет потребности в позитивном внимании ,даёт ощущение собственной успешности и значимости
  • Облегчает процесс коммуникации
  • наиболее мягкий метод работы,  с проблемами.позволяет обратиться к тем реальным проблемам которые по каким– либо причинам затруднительно обсуждать вербально.
  • Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме.
  • безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
  • снятие психо- эмоционального напряжения
  • Свободное самовыражение,возможность не навязывая, не заставляя, раскрыть способности ребёнка, помочь ему, опираясь на сильные стороны, преодолевать трудности
  • Активная жизненная позиция
  • Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.
  • Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования арт-терапии в работе с детьми, в том числе, дошкольного возраста.

Теоретическое обоснование

Существуют различные точки зрения на определение арт-терапии, в частности одни связывают ее с лечебным применением разных искусств, другие же связывают данное направление исключительно с лечебным применением клиентом разных изобразительных средств.

Изначально термин арттерапия(буквально: терапия искусством) возник в 1938г, его ввёл Андриан Хилл. З.Фрейд ,К.Юнг изучали сферу бессознательного, говорили,что  безсознательное проявляет себя  в символических образах. Юнг предлагал выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассказах, чтобы лучше понимать  переживания

Дальнейшее развитие арт-терапия получила в учениях К.Роджерс, А Маслоу ,Э. Крамер .Разрабатывая гуманистическую  модель развития личности. Они говорили, что художественный процесс сам по себе имеет оздоравливающее действие и не требует вербального комментатора.

Копытин А.И. и Свистовская Е.Е. отмечают, что, «несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность, что может иметь большое значение в деятельности образовательных учреждений Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагогов, этими авторами предлагается вместо слов «арт-терапия» и «арт-терапевтический» (метод, прием, подход) использовать такие понятия, как «арт-метод» («арт-методы»), «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения» и иными близкими им по содержанию определениями.

Арттерапия в научно-педагогической литературе рассматривается, как средство позволяющее заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности (Г.В. Бурковский, А.И. Захаров, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, О.А. Карабанова, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Р.Б. Хайкин и др.)

Арцишевская И.Л. Л.Мардер Отмечали психопрофилактическую,    социализирующую и развивающую направленность  арттерапевтических методов, говорили об арт-терапии как о мягком методе работы с проблемами ребёнка

Л. С. Выготский ,А. В. Запорожец,  А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович доказали возможность смягчения недостатков эмоционального развития детей  через активное его включения в особым образом организованную деятельность.Считали возрастной период  5 – 7 лет сензитивным   для формирования эмоциональной сферы.  

Ведущая идея:

Использование  разнообразных  средств арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует   преодолению  нарушений   эмоциональной –личностной  сферы детей

Коррекционно-развивающая работа с подгруппой детей и через индивидуальные образовательные маршруты  осуществляется на основе разработанной программы «Развитие и коррекция эмоционально-личностной  сферы у детей старшего дошкольного возраста  через использование средств арт-терапии».

ЦЕЛЬ:Развивать   эмоционально-личностную  сферу ребёнка через использование средств  арт-терапии.

ЗАДАЧИ

  • Формирование умения детей понимать  и выражать собственное
  • эмоциональное  состояние  через творчество, отреагирование актуальных состояний;
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения,

       гармонизация эмоциональной сферы

  • Развитие позитивной самооценки, повышение уверенности в своих силах.
  • Формирование способов эффективного взаимодействия: умения сотрудничать, проявить инициативу, уступить.
  • Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями,

обучение приемлемым отреагирования чувств и переживаний в процессе

творчества.

  • Снижение уровня тревожности и агрессивности, демонстративности
  • Повышение психологической компетентности педагогов  и родителей

по вопросу развития эмоциональной сферы дошкольника  средстами арт-терапии

  • Оптимизация детско-родительских отношений

Данная программа основана на использовании различных форм творческого самовыражения, в первую очередь изобразительных средств: графика, живопись, коллаж.

ПРИНЦИПЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ЭЛЕМЕНТОВ  АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

  • Принцип добровольности (желание ребенка - основное условие работы. )
  • Принцип комфортности  создание  на занятии атмосферы защищённости, доброжелательности, безопасности.
  • Принятие ребёнка таким, какой он есть признание его ценности, значимости, уникальности
  • Принцип максимального учёта  психического своеобразия  и индивидуального опыта каждого ребёнка.
  • Принцип равенства позиций :личностно-ориентированный стиль общения

Работа предполагает совместную деятельность педагога с детьми.

  • Принцип  систематичности
  • Принтип интегративности : использование элементов: изотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, песочного рисования,  игротерапии, что во многом повышает эффективность  работы
  • Принцип вариативности  создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов работы, и степени активности.
  • Принцип доступности : техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности
  • Позитивное одобрение и принятие любого  малейшего достижения ребёнка, продукта творчества, независимо от содержания, формы, качества

Ожидаемые результаты

  • позитивные изменения в психологическом состоянии детей
  • снижение тревожности  и агрессивности, демонстративности
  • уверенность, адекватная самооценка
  • коммуникативная и творческая активность
  • повышение уровня благополучия и статуса ребёнка  в  детском  коллективе.
  • улучшение детско-родительских отношений;

Этапы работы

I этап

  • Изучение психолого-педагогической литературы.
  • Проведение первичной  психолого-педагогической диагностики эмоционально-личностной   сферы, анализ результатов наблюдения и анкетирования
  • Отбор принципов  организации работы, наглядных и методических материалов
  • Разработка плана работы
  • Внесение изменений в РППС.

II этап

  • Реализация плана работы.  
  • Работа  в мини-группах  по индивидуальным образовательным маршрутам
  • Подбор арт-терапевтических  игр и составление  каталога.
  • Вовлечение родителей  и педагогов  в образовательный  процесс.    

III этап

  • Проведение повторной педагогической диагностики.
  • Проведение анализа результативности работы
  • Транслирование опыта практических достижений

      по представленной теме.

  • Определение дальнейшего маршрута.

Причиной направления детей на арт-терапию служат результаты диагностики и наблюдений психолога, а также отмечаемые педагогами и родителями проявления поведенческих и эмоциональных нарушений.

В своей работе я использовала комплекс диагностических методик:

Диагностический инструментарий:

  • Наблюдение за эмоциональным самочувствием детей  в свободной деятельности.
  • Графическая методика «Кактус» М.А.Панфилова
  • Проективная рисуночная методика «Рисунок семьи». Г.Т.Хоментаускас
  • Анкета  для родителей  «Эмоциональное развитие   ребёнка».
  •  Социометрия Т.А. Репиной «Секрет»
  • Изучение самооценки «Лесенка» В.Г.Щур
  • Проанализировав данные диагностики я определила группу детей с которой будет проводится работа по развитию эмоционально-личностной сферы.

Работа  с детьми проводились  с учётом индивидуальных особенностей детей. В занятия включены элементы: изотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии,  свето-песочной  терапии,  игротерапии, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру, выражению активной познавательной позиции, инициативности и независимости в суждениях,  для полноценного развития эмоционального интеллекта.

Занятия проводились в течение 3  месяцев (1 раз в неделю), по составленной программе, с использованием игровых методов и приёмов в комплексе с рисуночной терапией, сказкотерапией, музыкотерапией, а так же с использованием психогимнастических упражнений.

Участниками работы были не только дети, но и родители, педагоги.

Работа с родителями

Задачи: Расширение знаний родителей по вопросам значимости развития социально-эмоциональной сферы детей.

Формирование практических навыков родителей  по взаимодействию  с ребёнком, оптимизации детско-родительских отношений

Способствовать повышению ответственности родителей за  эмоциональное благополучие детей

Мероприятия:

Анкетирование родителей:

  • «Особенности эмоционального развития ребёнка»

Тематические консультации для родителей :

«Как с помощью рисунка победить страх»

«О чём расскажет детский рисунок»

«»Как научить  ребёнка преодолевать негативные эмоции

Консультация для родителей «Как понимать и слушать ребёнка»

  • Как помочь детям с нарушениями в эмоциональной сфере
  • ( агрессивные дети, тревожные дети)
  • Электронные консультации  , презентации  для родителей  на сайте

-Презентации и выступления на родительских собраниях:

«Как облегчить адаптацию»

«Кризис 3 лет»

«Возраст почемучек»

«Правила общения в семье»

Составление библиотечки для родителей и педагогов из книг, периодики, печатных статей, памяток, рекомендаций

Работа с педагогами

Задачи:

  • Расширение знаний педагогов по вопросам значимости развития социально-эмоциональной сферы детей.
  • Самосовершенствование педагогов в овладении коммуникативными умениями, навыками саморегуляции, способами бесконфликтного  общения.
  • Формирование практических навыков  педагогов по взаимодействию  с ребёнком

Консультации для педагогов ДОУ:

«Основные показатели изменений  в поведении ребёнка в период адаптации к ДОУ .Условия успешной адаптации.»

Консультация для педагогов «Значение цвета в детском рисунке»

Консультация «Как помочь застенчивому ребёнку»

Консультация  для педагогов « игры на развитие умения понимать понимать свои чувства и других людей»

«Развитие  эмпатических способностей детей в процессе общения»

«Условия для эмоционального благополучия детей в летний период»

«Психологический уголок в детском саду»

«Особенности взаимодействия педагогов с детьми с нарушениями развития социально-эмоциональной сферы»

Тематические консультации для молодых специалистов:

«Неуверенные, застенчивые  дети. Как  им  помочь ?»

Особенности взаимодействия с агрессивными детьми»

Как помочь  ребёнку справиться со своими страхами2

Открытые  просмотры  для педагогов ДОУ:

«Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников»

Семинары-практикумы «Основы коммуникации»(4 занятия)

Семинар-практикум  с элементами тренинга

 : «Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей»

После проведения курса занятий, была проведена повторная диагностика детей с использованием тех же  методик, что и на начальном этапе. Диагностика проводилась с целью проверки эффективности психологической коррекции эмоциональной сферы ребёнка, посредством составленной нами системы занятий с использованием метода арт-терапии.

Сравнивая результаты первичной и итоговой диагностики, был сделан вывод, что систематическое проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста пло развитию эмоционально-социальной сферы через использование средств арттерапии  даёт положительные результаты

Сопоставление результатов первичного и повторного обследования детей убедительно свидетельствует о положительной динамике в эмоциональной сфере ребёнка у детей .Это находит своё выражение в снижении у детей  уровня страхов, тревожности, агрессивности, демонстративности.

Позитивные изменения, произошедшие в эмоциональной сфере детей выразились в снижении негативно окрашенных переживаний и общей психологической напряженности, стабилизации общего фона настроения..

Воспитатели и родители отметили положительное эмоциональное самочувствие детей в период проведения с ними специальных занятий с использованием арт-терапевтических методов.

Литература:

  • Свистунова Е.В. Разноцветное детство:игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия М.»Форум» 2012г
  • Паршина Т.Б., Корнеева Т.П., Лупанова Е.В Использование арт-терапевтических средств в работе с дошкольника-ми: Методическое пособие – Пенза, 2014.
  • А.А.Воронова «Арт-терапия для дошкольников» Т.Ц.Сфера 2017г.
  • Г.М.Татарникова «Индивидуальное сопровождение детей «группы риска» Волгоград»Учитель»2014г
  • Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду», ТЦ «Сфера», М., 2003г.
  • Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», Спб, «Речь», 2006г.
  • Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми»: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"

Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"...

Рабочая программа для коррекции и развития познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием песочной терапии "В гостях у Песочной Феи"

Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обра...

Рабочая программа по коррекции и развитию познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием телесно - ориентированной терапии

Телесно-ориентированная психотерапия с помощью специальных упражнений, направленных на достижение определенной цели, аккуратно влияет на состояние человека. Она обходит многие барьеры и сопротивление ...

Развитие сенсомоторной сферы у дошкольников через использование элементов песочной терапии

Доклад  об использовании элементов песочной терапии в своей работе...

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»...

Формирование эмоциональной сферы старшего дошкольника через использование музыкальных сказок

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование музыкальных сказок. Огромная роль в развитии и воспитании реб...