Коррекционная деятельность в дошкольном образовательном учреждении
статья

Андреева Ирина Александровна

В статье представлена модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ,  обозначена цель,  выделены приоритетные направления работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная деятельность

 в дошкольном образовательном учреждении

В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО, который учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада являются:

  • Обеспечение стартовых возможностей для обучения детей в школе, что соответствует ФГОС;
  • Осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми, с учётом потребностей воспитанников детского сада, их родителей (законных представителей)

В нашем ДУ ведется систематическая коррекционно-развивающая работа: на данный момент у нас функционируют 7 групп для детей с особыми возможностями здоровья: 4 группы с ТНР (тяжелые нарушения речи) и 3 группы с НОДА (нарушение опорно-двигательного аппарата).

Модель нашей коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему и включает диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие надёжный уровень моторного, речевого, интеллектуального и психического развития дошкольника. А также привлечение различных специалистов, для этого у нас создана команда единомышленников: учителя-логопеды, педагог-психолог, инструктор по адаптивной физкультуре, специалист по РР, специалист по РЭМП, руководитель ИЗОстудии, музыкальный руководитель, воспитатели, помощники воспитателя).

Целью коррекционно-развивающей работы является создание системы комплексной помощи детям, в преодоление или ослабление недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи – выбор и реализация индивидуального образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка; преодоление затруднений в реализации образовательной программы//комплексная подготовка ребенка к школе; социализация и адаптация ребенка в обществе;

Коррекционная работа в ДОУ включает в себя несколько взаимосвязанный направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Диагностическое направление включает:

• своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

• раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

• комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации: изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, социализация ситуации развития и условий семейного воспитания, адаптивные возможности уровня социализации, систематический разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития, анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающее направление обеспечивает:

•  своевременную специализированную помощь в усвоение содержания образования и коррекцию недостатков в условиях ДОУ

  • выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями
  •  коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекция его поведения, социальная защита ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Информацинно-просветительское направление предусматривает:

• разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей со всеми участниками коррекционной работы: родители, педагоги

Консультативная работа включает:

•непрерывность психолого-педагогического сопровождения детей и их семей по вопросам дифференциации психолого-педагогических условий воспитания, обучения, коррекции и развития и социализации воспитанников

• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы детей с ОВЗ;

В коррекционных группах при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных, речевых и высших психических сфер. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные формы работы, а также самостоятельную деятельность ребёнка с ОВЗ в специально организованной пространственно-речевой среде.

Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений разработаны адаптированные программы для детей с ТНР и для детей с НОДА, на основе общей образовательной программы ДОУ, где предусмотрены все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроки усвоения материалов, система коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, особые условия реализации.  

Для каждой группы нарушений есть особые направления в работе специалистов:

Для групп детей с НОДА – оздоровительный массаж, физиолечение, адаптивная физкультура;

Для групп детей с ТНР – коррекция речи (постановка звуков, развитие фонематического слуха, коррекция лексико-грамматической стороны речи), психологическое сопровождение;

Для детей той и другой группы нарушений предусмотрена единая работа специалистов, где педагоги используют новейшие разработки ИКТ, разнообразные развивающие дидактические пособия, робототехнические наборы;

  • ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
  • РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
  • ШАХМАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • КРУЖОК «ХАТХА-ЙОГА»
  • ЗАНЯТИЯ В ФОК «ЮНИОР», ОБУЧЕНИЕ ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ КРУЖОК «ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД»

Таким образом, в условиях нашего детского сада такая коррекционная работа эффективна, она осуществляется в комплексе и включает педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа «Система физического развития в коррекционных группах дошкольного образовательного учреждения»

Традиционные физкультурные занятия однообразны, так как подчиняются определенной жесткой методике их проведения, не развивают интерес детей к спорту, в ходе их трудно выявить способности и склонности ...

Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».

Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

Положение о методическом объединении учителей-логопедов и воспитателей коррекционных групп дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка-детский сад №15 «Семицветик»

В документе отражены: общие положения фуекционирования МО, цели, задачи и содержание, формы деятельности методического объединения. Освящены вопросы организации деятельности, а также права и обязаннос...