Коррекционно-образовательная деятельность учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении
консультация на тему
Консультация для учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-obrazovatelnaya_deyatelnost_uchitelya-logopeda_v_dou.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-образовательная деятельность учителя-логопеда
в дошкольном образовательном учреждении
Консультация для учителя-логопеда
Разработала Бодрова М.А.Старший воспитатель
ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Солнышко»
Построение в детском саду системы коррекционно-развивающей работы, позволяющей компенсировать речевые нарушения детей .Коррекционно-образовательная деятельность осуществляется в следующих направлениях:
- Диагностико-аналитическое
- Прогностическое
- Коррекционно-развивающее
- Координация взаимодействия субъектов в едином коррекционно-образовательном пространстве
- Профилактическое и преемственное саморазвитие и развитие ДОУ
- Изучения и внедрения эффективных технологий в работу ДОУ
Методы и технологии диагностико-аналитического направления:
- Изучение и анализ медико-педагогической документации (характеристики, анкеты, анамнестические данные, результаты клинического исследования ребёнка педиатром, отоларингологом, неврологом и др.)
- Наблюдение особенностей поведения и общения ребёнка в процессе регламентированной и нерегламентированной деятельности
- Беседы с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные), педагогами, родителями
- Промежуточные, итоговый срезы
- Диагностические пробы:
-педагогические (дидактические, словесные, наглядные, практические методы и приёмы в исследовании всех сторон речевой деятельности) по методикам О.Е.Грибовой, Г.В.Чиркиной
-специальные функциональные пробы (изучение строения артикуляционного аппарата, функций моторики и дыхания) по методикам Н.Ю.Григоренко, С.А.Цыбульского.
- Интерпретация данных обследования
Инструментарий:
Диагностические задания на базе созданного дидактического материала Одним из направлений деятельности является формирование слоговой структуры слова у дошкольников: проблемы, технологические приёмы. Целью данной работы является отбор, последовательность эффективных приёмов в развитии навыков употребления детьми слов сложной слоговой структуры.
Способ: Освоение, интеграция методик (С.Е.Большакова, Н.В.Курдвановская, Г.В.Бабина, Н.Ю.Сафонкина)
Инструментарий:
- Диагностический, дидактический материал, картотека игр по формированию пространственно-временных представлений и серийно-последовательной организации движений.
- Схема применения приёмов (из разных методик) по развитию неречевых процессов соответственно возраста детей
- Последовательность, взаимосвязанность и дифференцированность педагогического участия в процессе (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог, учитель-логопед)
- Практические рекомендации для педагогов и родителей (основные направления, игры, игровые приёмы)
В результате учителем-логопедом и педагогами:
1. Осуществляется дифференциальная клинико-педагогическая диагностика детей с учётом аспектов: оценка физического и неврологического состояния детей; оценка физического и неврологического состояния детей; изучение строения органов артикуляции, исследование состояния артикуляционной, мимической моторики, моторики кистей и пальцев рук; изучение строения органов артикуляции, исследование состояния артикуляционной, мимической моторики, моторики кистей и пальцев рук; комплексное обследование всех сторон речевой деятельности и сопряжённых с ней психических процессов.
2. Выявляются индивидуальные, возрастные особенности каждого ребёнка.
3. Анализируются данные обследования (анамнестические, клинические, педагогические).
4. Планируется коррекционно-педагогическая работа (индивидуально, с подгруппами, фронтально).
Разделы планирования:
- Стороны речевой деятельности
- Моторные функции
- Психические процессы, связанные с речью
Планирование индивидуальной работы
- Становление (коррекция) речевых навыков
- Поэтапная автоматизация (дифференциация) речевых навыков
Планирование работы с группой детей
- Закрепление комплекса речевых навыков
- Активизация речевых навыков в коллективной деятельности
- Стимулирование речевой активности
- Формирование коммуникативной культуры
Действуют пакеты документации для обследования детей, планирования коррекционно-развивающей работы
Отслеживается развитие каждого ребёнка с нарушением речи по индивидуальному образовательному маршруту
Результаты работы учителя-логопеда и педагогического коллектива:
1. Решение основных задач коррекционного обучения посредством логопедических занятий:
Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия)
Развитие навыков связной речи
Овладение элементами грамоты
2. Качественная активизация речевой деятельности и личностного развития детей посредством преобразования предметно-развивающей среды в группе
3. Контроль уровня овладения детьми знаний, умений и навыков
4. Карты развития ребенка
5. Логопедизация предметно-развивающего пространства
Каждый участник воспитательно-образовательного пространства выполняет следующие функции:
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
Решение коррекционных задач - формирование речевых навыков и умений Логопедизация режимных моментов и занятий
СЕМЬЯ Закрепление речевых навыков в свободной деятельности
Контроль речи ребенка
Оптимизация, стимулирование процесса коррекции
ВОСПИТАТЕЛИ Закрепление навыков
Реализация образовательной программы ДОУ
Интеграция содержания логопедической работы в деятельность детей ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Диагностика Психологическая коррекция высших психических функций Социальная адаптация
АДМИНИСТРАЦИЯ ДОУ Методическая помощь, решение нормативно-правовых вопросов, обеспечение МТБ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Формирование ритмики, пластики, просодики Логоритмика Корригирующая гимнастика (дыхательная, речевая) ИНСТРУКТОР ПО ФИЗВОСПИТАНИЮ Формирование моторных навыков и умений Лечебная физкультура
РЕБЕНОК Участие Активность Сознательность Самоконтроль Мотивация
Данная система работы позволяет создать целостную систему взаимодействия участников коррекционно-развивающего процесса в детском саду, обеспечить интегрированные связи между специалистами, комплексный подход к деятельности (диагностика, профилактика, коррекционно-развивающий аспект; общее планирование)
Коррекционную работ учитель-логопед планирует в соответствии с задачами профилактического и преемственного направления детского сада:
1. Проводить плановую работу во всех группах физиологической направленности детского сада:
Обследование речи детей
Направление на ПМПК, к узким специалистам
Консультирование педагогов
Оказание ранней коррекционной помощи детям (с 5-х лет)
2. Способствовать преемственности между педагогами, логопедами детского сада и школы
3. Пропагандировать логопедические знания через консультации родителей
4. Способствовать предупреждению речевых нарушений у детей
5. Проведение мастер-классов, семинаров для педагогов и родителей
6. Выступления на родительских собраниях
7. Методические, практические рекомендации для педагогов и родителей.
Учитель-логопед принимает активное участие в функционировании и развитии ДОУ: Методический совет ПМПк, целевые, творческие группы, педагогические советы.
Рекомендуемые современные, эффективные технологии для работы учителя-логопеда:
Проектная деятельность: Собственные проекты. Проекты коллег (участие) Логопедические технологии: Дыхательная гимнастика, миогимнастика, логопедический массаж
Непрерывность логопедического воздействия (детский сад - семья) позволяют сократить сроки коррекционной работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте
В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...
План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР
Пояснительная записка У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движени...
Проектная деятельность учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида
Для повышения эффективности логопедической работы, наряду с непосредственным исправлением звукопроизношения и лексико-грамматических структур речи, достаточно широко используетс...
Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении.
В данной презентации представлены основные задачи и направления коррекционно-развивающей работы , особенности организации в образовательном учреждении для детей дошкольного возраста....
Анализ состояния и условий осуществления образовательной деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад №156 «Сказка» в рамках реализации части образовательной программы дошкольного образов
Анализ состояния и условий осуществления образовательной деятельностиМуниципального казенного Программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов...
Адаптированная образовательная программа учителя логопеда Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад 11 Лесозаводского городского округа»
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ТНР...