Образовательные программы обучения детей коррекционных групп дошкольных образовательных учреждений
рабочая программа по логопедии

Полежаева Виктория Николаевна

   Программа – ориентир творческой деятельности педагога, определяющий содержание образовательного процесса. В современных условиях особенно важна компетентная реализация выбранной образовательной программы, так как от этого зависит качество дошкольного образования, обеспечивающего становление личности ребёнка с учётом современных научных концепций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_logoped_vika.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные программы обучения детей коррекционных групп дошкольных образовательных                 учреждений

Выполнила: Учитель-логопед

МБДОУ детский сад комбинированного

                                                                                                                 вида №25 г.Белгород  

                                                                                               Полежаева Виктория Николаевна

      Дошкольное  детство – это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Дошкольная интегративная среда является моделью общества. Успех человека в обществе зависит, в том числе, от уровня развития его способностей, которые закладываются в самые ранние периоды жизни человека. Дошкольные образовательные учреждения – ДОУ – (детский сад, детский развивающий центр, прогимназия и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей дошкольного возраста, развития их индивидуальных способностей и необходимой коррекции развития. Воспитание и обучение, осуществляемые в ДОУ, являются важнейшей ступенью в формировании не только предпосылок успешного обучения ребёнка в школе, но и всей его последующей жизни.

    Рост количества детей с особыми образовательными потребностями определяет важность своевременного и полноценного их развития. Поэтому проблема помощи данной категории дошкольников входит в область наиболее актуальных. Задача целенаправленной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, ставит отечественную дошкольную и коррекционную педагогику перед необходимостью обеспечения благоприятных условий воспитания, обучения, коррекции, способствующих максимальной компенсации первичного нарушения, вторичных отклонений и обеспечивающих возможность для формирования всесторонне развитой личности.

        Компенсация первичных нарушений и вторичных отклонений у детей дошкольного возраста возможна при использовании специально разработанных программ, учитывающих специфику детей с особыми образовательными потребностями, а также обеспечивающих единство воспитательных, развивающих, обучающих и коррекционных задач, в процессе реализации которых осуществляется компенсация имеющихся нарушений и происходит формирование основы для всестороннего развития детей. Важно также, чтобы программа предлагала насыщенное образовательное содержание, которое соответствовало бы познавательным интересам современного ребёнка.

   Программа – ориентир творческой деятельности педагога, определяющий содержание образовательного процесса. В современных условиях особенно важна компетентная реализация выбранной образовательной программы, так как от этого зависит качество дошкольного образования, обеспечивающего становление личности ребёнка с учётом современных научных концепций

     Количество и разнообразие существующих программ дошкольного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями весьма невелико. В данной статье я хотела бы рассмотреть Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи [2] и Программу воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития [3].

Во всех перечисленных выше документах представлена развёрнутая характеристика той категории детей, работе с которой адресована данная программа, сформулирована цель, задачи, определены основные направления коррекционного воздействия, подробно описана система работы.

 «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) предназначена для дошкольников старшей и подготовительной к школе группе. Она включает две составные части: «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе» и «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе». Общая цель коррекционно-развивающих программ – освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. Реализация основных задач: нормализации процесса фонемообразования и подготовки детей к овладению элементарными навыками письма и чтения, – обеспечивает интеграцию дошкольников в общеобразовательное учебное заведение. Поставленными задачами определяются направления работы – формирование произношения у детей и формирование элементарных навыков письма и чтения.

     В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» освещены этапы коррекционной работы в средней, старшей и подготовительной к школе группе детского сада. Определена основная форма обучения данной категории детей – логопедическое занятие, где осуществляется развитие языковой системы дошкольников. Данная программа содержит четыре части.

 В первой части, «Логопедическая работа с детьми первого уровня речевого развития» (авторы Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова) поставлены задачи, с одной стороны, максимально эффективного осуществления коррекционной работы, с другой – создание оптимальных условий для сохранения и развития здоровья дошкольников.  Определен вид коррекционных занятий: в индивидуальной форме или микрогруппами. Названы направления логопедической работы: развитие понимания речи; развитие активной подражательной деятельности; развитие внимания, памяти, мышления детей.

     Во второй части – «Логопедическая работа с детьми второго уровня речевого развития» (авторы Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова) – задачи определяются с учётом результатов логопедического обследования, позволяющих выявить речевые и психологические возможности детей, и соотносятся с общеобразовательными требованиями типовой программы детского сада.   Выделяются направления логопедической работы: развитие понимания речи; активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;  развитие произносительной стороны речи; развитие самостоятельной фразовой речи. Как и в работе с детьми первого уровня речевого развития, коррекционные занятия рекомендовано проводить в индивидуальной и подгрупповой форме. Выделены следующие виды подгрупповых логопедических занятий по формированию: словарного запаса; грамматически правильной речи; связной речи; звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры.

   Третья часть программы – «Логопедическая работа с детьми третьего уровня речевого развития» (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) – предназначена для обучения и воспитания детей с развёрнутой фразовой речью, но имеющих выраженное недоразвитие лексики, грамматики и фонетики. Поставлены основные задачи коррекционно-развивающего обучения: развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка; развитие произносительной стороны речи; формирование самостоятельной развёрнутой фразовой речи: подготовка к овладению элементарными навыками чтения и письма. Рекомендованы занятия по формированию связной речи, словарного запаса и грамматического строя, а также произношения. Определены направления работы по развитию речи дошкольников на различных занятиях, проводимых воспитателем (занятиях по формированию элементарных математических представлений, конструированию и изобразительной деятельности, физической культуре), в процессе игровой и трудовой деятельности, режимных моментах и др.

   В четвёртой части программы – «Логопедическая работа с детьми четвёртого уровня речевого развития» (авторы Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова) – поставлена цель коррекционной работы: комплексная подготовка детей к обучению в школе. Сформулированы задачи: дальнейшее развитие и совершенствование фонетического и лексико-грамматического строя, связной речи, а также подготовка детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. Определены направления коррекционно-развивающей работы: совершенствование произносительной стороны речи; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; развитие самостоятельной фразовой речи; подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. В программе указывается на необходимость ориентирования процесса усвоения языковых средств в условиях коррекционного воздействия на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнений и в актах речевой коммуникации.

   «Программа обучения и воспитания дошкольников с задержкой психического развития» (авторы Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина, С.Ю.Кондратьева, И.Н. Лебедева, Е.А. Логинова, Л.В. Лопатина, Н.А. Ноткина, Т.С. Овчинникова, Н.Н. Яковлева) адресована специалистам, работающим с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР). Цель, поставленная авторами, состоит в том, «чтобы проектируемая модель коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы максимально обеспечивала бы гармонизацию, сближение культурного и биологического в развитии детей с ЗПР» [3, с.15]. Программа включает 3 этапа обучения: I – младший дошкольный возраст (3-3,5 – 4-4,5 года), II – средний дошкольный возраст (4,5 – 5,5 лет), III – старший дошкольный возраст (ориентировочно 5,5 – 6,5-7 лет). Каждый этап коррекционно-развивающей работы включает пять разделов:1– сенсомоторное развитие и основы здорового образа жизни (физическое воспитание, формирование представлений о здоровом образе жизни, сенсорно-перцептивное развитие в условиях полифункциональной среды); 2 –познавательно-речевое развитие (формирование социально-личностных представлений и коммуникативных навыков, развитие речи и профилактика речевых нарушений, конструирование, формирование элементарных математических представлений); 3–формирование основ безопасности жизнедеятельности;4–художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность, музыкальное воспитание); 5 – труд.  

    Таким образом, рассмотренные программы имеют в своей основе идеи гуманной, личностно-ориентированной педагогики и направлены на всесторонней развитие детей, создание вокруг них благоприятной речевой среды, целенаправленное преодоление и коррекцию отклонений в развитии.  

   

 Литература

  1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) – М., 2004.
  2. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Автор-составитель Г.В. Чиркина. – М., 2008. 
  3. Программа обучения и воспитания дошкольников с задержкой психического развития / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Е.А. Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа «Система физического развития в коррекционных группах дошкольного образовательного учреждения»

Традиционные физкультурные занятия однообразны, так как подчиняются определенной жесткой методике их проведения, не развивают интерес детей к спорту, в ходе их трудно выявить способности и склонности ...

«Методика обучения детей лепке в дошкольном образовательном учреждении»

ВведениеСчитается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.Лепка необходима для раз...

Рабочая программа "АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (5-7 лет)"

Программа сформирована как программа педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошк...

Положение о методическом объединении учителей-логопедов и воспитателей коррекционных групп дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка-детский сад №15 «Семицветик»

В документе отражены: общие положения фуекционирования МО, цели, задачи и содержание, формы деятельности методического объединения. Освящены вопросы организации деятельности, а также права и обязаннос...

Доклад Обучение детей грамоте в дошкольном образовательном учреждении "Деление слов на слоги"

Уважаемые коллеги!Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы по обучению детей грамоте в дошкольном образовательном учреждении.Грамота начинается со старшей группы и самое главное нам необхо...

"Современные подходы к обучению детей пению в дошкольном образовательном учреждении"

quot;Современные подходы к обучению детей пению в дошкольном образовательном учреждении"...

Современные подходы к обучению детей пению в дошкольном образовательном учреждении.

Известно, что хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу....