Конспект открытого урока
учебно-методический материал

Каримжанова Асия Халяпаровна

Конспект открытого занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по теме  «Насекомые»

Студии экологического воспитания и развития (6 лет)

Разработал педагог дополнительного образования: Каримжанова А.Х

Цель:  обобщить знания детей о жизни насекомых.

 

Задачи:
Обучающие:

Уточнить и закрепить знания детей о   насекомых    (название, особенности внешнего вида, питания, образа жизни)
Развивающие:
Развивать у детей логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и  обобщения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
Оборудование и материалы: презентация по теме «насекомые», листы открытий с заданиями,  разрезные картинки (бабочка, пчела, стрекоза, муравей, жук, кузнечик), манная крупа, перчатки (для опыта)

.

Ход занятия:

Орг. момент:

Всем, всем добрый день! 
Прочь с дороги наша лень! 
Не мешай трудиться, 
Не мешай учиться! 

 На занятии наши глаза внимательно 
Смотрят и все … (видят). 
Уши внимательно слушают 
И всё …(слышат). 
Голова хорошо … (думает).

Вводная часть.

Педагог: - Ребята, сегодня к нам за помощью обратился Незнайка (слайд).

В понедельник…  А сегодня какой день недели?  (Вторник). А когда был понедельник? (Вчера). Так вот, в понедельник он разбирал вещи в старом шкафу, и нашел там много интересного: сломанную машинку, плюшевого мишку, портфель без ручки и еще много-много всего. Но больше всего Незнайку заинтересовала деревянная шкатулка (показывает деревянную шкатулку), в которой лежали фотографии, но все они были разорваны (показывает обрывки фотографий). Кто же на этих фотографиях? Незнайка так и не смог понять. И он просит ему помочь.  Поможем? (Да). А как мы можем помочь Незнайке? (Собрать из разорванных частей целые фотографии)

Ребята, кого же вы увидели на фотографиях?

(Бабочку, пчелу, стрекозу, муравья, жучка, кузнечика)

 Слайд

Как, одним словом, мы можем назвать всех этих животных? (Насекомые) Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить? (О насекомых). Да, действительно наша тема – насекомые, самые маленькие представители царства животных. Мы узнаем о них много интересного, где они живут, чем питаются и почему так называются.

Основная часть:

Ой, ребята, посмотрите, как обрадовался наш Незнайка, он хочет все –все узнать о насекомых. Он решил потеплее одеться и быстрее бежать в лес на полянку, чтобы получше рассмотреть насекомых. Слайд

Может быть и мы потеплее оденемся и отправимся на полянку, чтобы встретиться с насекомыми? (Нет.) А почему? (Потому что зима. Зимой в лесу мы не встретим насекомых) Почему? (Потому что некоторые насекомые спят, другие прячутся глубоко под корой деревьев или в земле, а часть насекомых - погибла) Правильно, ребята зимой в лесу насекомых не встретишь.  И поэтому я предлагаю вам стать  учеными – энтомологами. Вы слышали есть такая наука – энтомология, которая изучает насекомых, а ученых, изучающих насекомых называют энтомологами. Слайд

Мы с вами станем ненадолго учеными и изучим насекомых в лабораторных условиях. Согласны? (Да)

 И такнаучное заседание на тему«Насекомые» предлагаю считать открытым!  Мы, как самые настоящие ученые, все наши открытия будем фиксировать в специальном листе, который так и назовем – лист открытий. Коллеги, прежде всего я предлагаю вам рассмотреть строение насекомых.

Слайд Давайте рассмотрим строение насекомых на примере пчелы и муравья.

Посмотрите у пчелы тело состоит из 3 частей (голова, грудь и брюшко)

, а у муравья ? (тоже из 3)

У пчелы 6 лапок, а сколько у муравья? (6)

На голове у пчелы усики, а  у муравья есть усики? (и у муравья есть усики)

Усики у насекомого- это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками как мы пальцами, окружающие предметы. 

Как вы заметили, у насекомых по 6 лапок, тело состоит из 3 частей, а на голове есть усики. А вот чем отличаются насекомые? (У пчелы есть крылья, а у муравья нет)

Итак, коллеги, какое первое и очень важное открытие мы сейчас с вами сделали? (у всех насекомых 6 лапок, тело состоит из 3 частей, есть усики и у некоторых из них есть крылья)) Давайте зафиксируем наше первое открытие в наших листах.

А у нашего ученого-энтомолога Незнайки возник вопрос: почему этих маленьких удивительных существ называют насекомые?

Для того, чтобы ответить, давайте рассмотрим разных насекомых.

Слайд 6

Если мы посмотрим очень внимательно, то увидим, что у них, у всех есть насечки. Насекать, насечка, насекомое. Вот откуда пошло это название.

Итак, мы дали ответ на вопрос Незнайки. Посмотрите, как он рад. И это наше второе открытие

Коллеги, среди нас есть ученые, которые подробно изучили некоторых насекомых. Они готовы нам о них рассказать.

Попробуйте догадаться о каком насекомом мы сейчас поговорим. 

Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку
. (кузнечик)

Слайд Слово предоставляется… (рассказ о  кузнечике)

Ребята, что нового вы узнали? (Ответы)

А сейчас мы послушаем рассказ еще об  одних удивительных насекомых.

Тащит он соломинку К маленькому домику. Всех букашек он сильней Наш трудяга… (Муравей)

Слайд Слово предоставляется… (рассказ о муравье) 

Что нового вы узнали?

А наш Незнайка  немножко устал. Он предлагает нам отдохнуть.

Физминутка.

Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела (пчелка в правой руке)
А за нею шмель – шмелёк
И веселый мотылек (переложить пчелку в левую руку)
Два жука и стрекоза
Как фонарики глаза (пчёлку передавать вокруг себя)
Пожужжали, полетали
От усталости упали. (поднять пчёлку вверх, опустить на пол) 

О каком насекомом мы поговорим сейчас вы узнаете, если отгадаете загадку

Хоть они и жалят больно, Их работой мы довольны. (Пчелы)

Слайд Слово предоставляется… (рассказ о пчеле)

Ребята, что нового вы узнали?(Ответы)

Наши коллеги рассказали нам много нового и интересного. Сказали, где живут насекомые и как называются их домики Давайте вспомним это и зафиксируем в наших листах открытий.

Слайд Задание «Домики для насекомых» Наш Незнайка правильно показал все домики насекомых.  Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Слайд.

 (Взаимопроверка) Для этого поменяйтесь листами с соседом по парте и проверьте правильно ли ваш сосед выполнил задание. Если все правильно кружочек рядом с выполненным заданием раскрасьте в зеленый цвет, а если есть какие-нибудь ошибки – раскрасьте в желтый цвет.  Верните листочки друг другу. Поднимите руку те, у кого кружки раскрашены в зеленый цвет, теперь те, у кого кружки раскрашены в желтый цвет.

Педагог: Посмотрите, а наш энтомолог – Незнайка очень проголодался. Вот он, например, любит конфеты и торты, а чем же питаются насекомые?

(Ответы детей) Слайд.

А теперь, мы как настоящие ученые, должны выяснить: насекомые -  полезные они, или вредные. В ваших листах открытий нарисованы разные насекомые Слайд. Поставьте в квадрате рядом с насекомыми приносящими пользу знак «+», а рядом с насекомыми приносящими вред – знак «-».

… скажи, пожалуйста, возле каких насекомых ты поставил знак «+»? Почему?

…. скажи возле каких ты поставил знак «-» Почему?

Конечно же муха и комар, приносят человеку вред, однако в природе они приносят и пользу, т.к. являются пищей для рыб, птиц, лягушек. В природе нет ненужного или лишнего и это мы должны помнить.

Уважаемые коллеги, вы сказали, что насекомые опыляют растения, тем самым принося пользу природе. А вот какие насекомые лучше опыляют растения? Давайте попробуем разобраться. Встаньте и подойдите к столу для проведения опыта. Посмотрите тело шмеля, бабочки, пчелы, осы покрыто мелкими ворсинками и напоминает вот-такую пушистую рукавичку. А на теле муравья и кузнечика нет таких ворсинок, и оно напоминает вот такую гладкую перчатку. Надеваем гладкую перчатку – превращаемся в кузнечика, а надеваем мохнатую рукавичку – превращаемся в кого? (Ответы) Правильно в пчелу….

У нас на подносе – манка, как пыльца на цветке. Сейчас, мы свами увидим, на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опускаем рукавички в пыльцу – манку. Демонстрация опыта. На какую рукавичку прилипла наша пыльца? Почему именно к пушистой прилипла наша пыльца? (Ответы) Вот почему некоторые насекомые хорошо опыляют растения

 Посмотрите, нашего Незнайку кто-то сильно напугал. Кто же это? Отгадайте загадку.

Залезает днём за шторку

И сидит в глубокой норке.

Только вечер настаёт,

Он, глядишь, уж сеть плетёт.

Быть охотником — наука.

Пробежит, не слышно звука.

И ни счесть ни ног ни рук.

А охотник тот … (Паук)

Слайд. Педагог: Скажите где можно встретить паука? (Ответы детей). А вы боитесь пауков? (Ответы детей). Но мы с вами ведь энтомологи, и мы обязательно должны рассмотреть этих насекомых.
Слайд. (паук и жук)

К доске выходит ребенок. У паука 8 лапок и тело состоит из 2 частей (головогрудь и брюшко). Дети делают вывод: паук – это не насекомое.

Вот и наше еще одно открытие: паук – это не насекомое!

А наш паучок вовсе и не страшный. Он приносит много пользы и боятся его не надо. Уважаемые коллеги, мы с вами сделали много научных открытий и теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Верно- неверно». Если вы согласны с тем, что я сказала – вы хлопаете в ладошки, если нет –стоите тихо-тихо.

Все насекомые питаются растениями? (Нет)

У всех насекомых на брюшке есть насечки? (Да)

У насекомых шесть ног? (Да)

Насекомых можно увидеть на улице зимой? (Нет)

Паук – это насекомое? (Нет)

Насекомые нужны на земле? (Да)

Конечно же, они нужны на земле Они приносят много пользы..  И к ним нужно относиться бережно, с заботой.

Насекомое, трава иль птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Заключительная часть

Вот и подошло к концу наше научное заседание на тему: «Насекомые». 

Посмотрите/   Незнайка очень рад, что познакомился с насекомыми, несмотря на то, что за окном зима.

А теперь давайте вспомним, кем вы сегодня были на занятии? (учеными-энтомологами).   Какие вы сделали для себя открытия? (что узнали интересного, нового)? У вас на столах лежат желтые и зеленые ладошки. Поднимите зеленые ладошки те, кому все понравилось, кому на занятии было интересно. Поднимите желтые  ладошки те.  у кого возникли трудности.

Что понравилось на занятии? (проводить наблюдения и опыты).  А что вызвало затруднения?

Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока НОД ( математика) во второй младшей группе "Проказы Бабушки Яги". г.Волгоград 2013.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с №380 "АНТОШКА".   Волгоград 2013г.   ...

План-конспект открытого урока "Откуда берётся звук?"

Занятие-исследование по предмету "Оркестр"Направленность: МузыкальнаяВозраст детей: 5 лет...

План-конспект открытого урока "Музыкально-ритмические игры"

Конспект урока "Развитие музыкальных способностей детей с помощью музыкально-ритмических игр"Возраст обучающихся - 6 летГод обучения - 3...

Конспект открытого урока "Песочные истории" с использованием элементов сказкотерапии .

Тема: «Песочные истории» Цель: развитие  познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками. Программное содержание: 1 .Познакомить детей...

План-конспект открытого урока "Актерское мастерство"

Знакомство со сценарием по сказке "Репка", использование тренингов на уроке...