конспект открытого урока по классу балалайки «Знакомство с инструментом и элементами музыкальной грамоты. Посадка. Постановка рук»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУДОД «Детская музыкальная школа»
г.о. Дзержинский
Преподаватель Градусова Наталья Евгеньевна
Предмет, ученик, класс балалайка, Верников Иван, 1 класс
Тема урока «Знакомство с инструментом и элементами музыкальной грамоты. Посадка. Постановка рук»
Дата проведения урока: 12.09.2011 г.
Форма проведения урока: индивидуальная
Тип урока: комбинированный, урок получения новых умений и навыков
Вид урока: традиционный
Цель урока: Знакомство с инструментом, элементами музыкальной грамоты. Развитие сознательного отношения к игре на балалайке;
Задачи урока:
Обучающие:
- Подготовительные упражнения по посадке и постановке аппарата
- Постановка правой руки;
- Освоение приёмов игры: щипок, перебор;
- Постановка левой руки;
- Изучение нотной грамоты.
Развивающие:
- Стимулировать развитие музыкальных способностей ученика через инновационные формы работы на уроке.
- Способствовать развитию у ученика синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.
- Формировать у ученика психологическое раскрепощение и коммуникабельность.
- Способствовать формированию интереса к игре на балалайке.
Воспитывающие:
- Воспитывать в детях любовь к игре на балалайке и музыкальной культуре в целом.
- Воспитывать в детях толерантность и коммуникабельность.
- Воспитать серьезное отношение к занятиям
Материально-техническое оснащение урока: классная комната для групповых занятий с партами для учащихся, инструмент-балалайка, нотные пособия, инструмент- фортепиано, нарисованный нотный стан, цветные кружочки.
Методические приемы: объяснение, наглядный метод, игровой метод, сравнение, самоконтроль, практическая работа, контроль.
Межпредметные связи: сольфеджио.
Этапы урока:
№ | Этапы урока | Цели и задачи |
1 | Организационный (приветствие, подготовка инструмента, подготовка дидактических материалов урока) | Воспитание умения организовать свое рабочее место и настроиться на активную работу |
2. | Наглядно-демонстрационный. Подготовительный Знакомство со строением балалайки. Подготовительные упражнения по посадке и постановке аппарата | Сознательное руководство и контроль учеником упражнений и состоянием своих мышц. |
3. | Практический Постановка правой и левой рук. Закрепление учебного материала на практических заданиях | Развитие у ученика синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков. |
4. | Теоретический Изучение нотной грамоты | Повышение уровня теоретической подготовки. |
5. | Заключительный этап: подведение итогов урока, поощрение за активную работу на уроке, домашнее задание. | Закрепление полученных знаний. |
Используемые методы:
наглядный (слуховой и зрительный)
объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (инструментальные и ритмические иллюстрации учителя и воспроизведение услышанного учеником)
накопление знаний;
наблюдение;
самоконтроль;
убеждение;
стимулирование;
создание ситуации успеха
Используемые современные технологии обучения:
Технология личностно-ориентированного обучения .
Игровая технология.
Ход урока:
№ | Этапы урока | Содержание урока |
1 | Организационный (приветствие, подготовка дидактических материалов урока) | Приветствие. Подготовка дидактических материалов урока: А.Джумаев «111 пьес для начинающих балалаечников»; А.Шалов «Основы игры на балалайке»; Нарисованный нотный стан, цветные кружочки. |
2 | Наглядно-демонстрационный. Подготовительный
| Знакомство ученика с инструментом, его возможностями. Педагог знакомит ученика со строением балалайки. Предлагается изучить небольшой комплекс подготовительных упражнений, чтобы учащийся при игре на инструменте мог сознательно руководить своими упражнениями и контролировать состояние мышц. Игровая форма работы: Упражнение 1. Проверка и фиксация свободного положения корпуса и плеча. Проверка и фиксация свободного положения корпуса и плеча. Посадить учащегося на половину стула. Ноги поставить перпендикулярно полу, спина прямая. В этом положении поднять плечи вверх и мгновенно расслабить мышцы плеча и плечевого пояса, мышцы плеч как бы «упадут» вниз, то есть примут нормальное естественное положение. Упражнения повторить несколько раз. Упражнение 2. Выработка свободных движений всей руки. Положение 1. Учащийся сидит на стуле. Поднять руки вперед до горизонтального положения и мгновенно расслабить мышцы плечевого пояса. При условии полного и моментального расслабления мышц руки упадут вниз и будут покачиваться, подобно маятнику, до полной остановки. Положение 2. Упражнение выполняется стоя. Поднять руки в стороны и мгновенно расслабить мышцы, чтобы руки свободно упали к корпусу с последующими несколькими отскоками от него. Положение 3. Упражнение выполнять стоя. Педагог поднимает в сторону расслабленную правую, а затем левую руку ученика, ощущая ее вес. По команде педагога: «Стоп!» учащийся должен «включить» мышцы, необходимые для удержания руки в этом положении. По команде: «Брось» - расслабить мышцы, дав руке свободно упасть. Фиксировать внимание ученика на активном и пассивном состоянии мышц при различных положениях руки. Технология личностно-ориентированного обучения . |
3. | Практический | Посадка. Постановка правой и левой рук. Освоение приёмов игры: щипком и перебором по одной и всем струнам. А.Джумаев «111 пьес для начинающих балалаечников» №1-5 и т.п. Игровой материал. Ход игры. Педагог рассказывает историю: «ейчас мы пойдем с тобой на прогулку, но она необычная. Помогать будут нам ладошки. Вот мы спускаемся по лестнице (ᴨȇдагог медленно ударяет в ладоши. Ученик повторяет такой же ритмический рисунок).-- А теᴨȇрь мы вышли на улицу,-- продолжает педагог,-светит солнышко, мы обрадовались и побежали. Вот так (частыми ударами ᴨȇредает бег. Ученик повторяет). Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю (педагог вновь медленно хлопает. Ученик повторяет) и т.п. Впоследствии с использованием этого метода инструмента ученик сам придумывает различные рассказы самостоятельно и озвучивает их игрой на инструменте. (Вместо хлопков можно использовать игру на инструменте вместе с педагогом.) Технология личностно-ориентированного обучения Технология игрового обучения |
4. | Теоретический | Педагог исполняет несколько известных произведений, различных по характеру и доступных восприятию ученика. После прослушивания музыкального произведения ученик определяет характер музыки. Знакомство с элементами музыкальной грамоты: нотным станом, скрипичным ключом, нотами «ля» и «ми» 1-ой октавы. Знакомство с размером 2/4 и 4\4. Длительностями (четвертями и половинками). Прохлопывание знакомых попевок и исполнение их на инструменте. Примеры: -на одном звуке: Е.Теличеева «Смелый пилот», «Небо синее», «Я иду с цветами», р.н.п. «Андрей-воробей»; -А.Джумаев «111 пьес для начинающих балалаечников» №1-5 и т.п. Чтобы облегчить ученику понимание расположения звуков по высоте, применяются игровые приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на нарисованном нотном стане, пропевание, показ рукой скачка от одной ноты к другой. Технология личностно-ориентированного обучения Технология игрового обучения |
5. | Заключительный этап: подведение итогов урока, поощрение за активную работу на уроке, домашнее задание. | Попросить ученика рассказать о строении балалайки. Показать, как нужно сидеть за инструментом. Рассказать с какими штрихами познакомились на уроке, какие выучили ноты. Отметить активную работу, выставить отметку. Дом. задание: запомнить строение балалайки, повторить и запомнить ноты «ля» и «ми» 1-ой октавы, играть знакомые попевки и пьесы на щипок и перебор по одной и всем струнам. А.Джумаев «111 пьес для начинающих балалаечников» №1-5- играть по нотам со счётом вслух. |
Используемая литература
1.П.Нечепоренко, Н.Мельников «Школа игры на балалайке» «Музыка» Москва 2004г.
2. А.Шалов «Основы игры на балалайке», «Музыка», Ленинград, 1969г.
3. А.Илюхин «Самоучитель игры на балалайке», «Музыка», Москва, 1978г.
4. А.Жумаев «111 пьес для начинающих балалаечников», Саратов, 2009г.
5. Берак О.Л. Школа ритма. Учебное пособие по сольфеджио. Часть 1. Двухдольность. РАМ им. Гнесиных, Москва. 2004 г.
6. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём». Сольфеджио 1 кл. ДМШ. Учебн. пособие.-С-Пб,1992
7. Современные инновационные технологии в школьном образовании [Электронный ресурс] // http://school16konst.ucoz.ru/load/vospitatelnaja_rabota/sovremennye_innovacionnye_tekhnologii_v_shkolnom_obrazovanii/8-1-0-81 (10.03.2012).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия по классу балалайки «Работа над артикуляцией в классе балалайки. Начальный период»
конспект занятия по классу балалайки...
Конспект открытого занятия по теме «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду»
Игра на музыкальных инструментах влияет на познавательное развитие дошкольников и развитие творческих способностей....
План-конспект открытого урока "Музыкально-ритмические игры"
Конспект урока "Развитие музыкальных способностей детей с помощью музыкально-ритмических игр"Возраст обучающихся - 6 летГод обучения - 3...
Конспект открытого урока "Песочные истории" с использованием элементов сказкотерапии .
Тема: «Песочные истории» Цель: развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками. Программное содержание: 1 .Познакомить детей...
Конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе (Миллениум)
Урок 1 Раздел 5 Жизнь животных. Тема «Миниатюрные животные»...
Конспект открытого урока музыки в старшей группе детского сада по теме « Путешествие в мир Музыки. Изучение основ музыкального искусства»
Использование разных видов деятельности (пение, слушание музыки, танцевальную, игровую, речевую) для закрепления знаний у детей о музыкальной грамоте, о средствах музыкальной выразительности. Развиват...
2.8. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции публикации открытые уроки, мастер-классы.
Наличие подтверждающих документов об обобщении педагогического опыта (справки)....