Дополнительная общеразвивающая программа по театрализации в старшей группе «Театральный сундучок»
рабочая программа (старшая группа)
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением.
Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.
Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Цель: Развивать коммуникативно - творческие способности детей средствами театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_starshaya_gr.docx | 49.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 2 «Искорка»
Московская обл., г. Протвино, ул. Северный проезд, д. 11, тел.8 (4967) 74-65-40
Сайт: www.iskorka.caduk.ru E – mail dsiskorka2@yandex.ru
ПРИНЯТО На заседании педагогического Совета Протокол №------------ «------» ---------------2022 г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад №2 «Искорка» Гордеева А.А. «--------»--------------2022 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
по театрализации
« Театральный сундучок»
на 2022 – 2023 учебный год
Возраст обучающихся: 5 - 6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
воспитатель
Иванова Елена Михайловна
г.о. Протвино, 2022г.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением.
Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.
Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Цель: Развивать коммуникативно - творческие способности детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра.
8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Учебный план
- Количество занятий – 1 раз в неделю
- Продолжительность занятия -25 минут
- Количество раз в месяц -8 занятий
- Количество детей – 26 человек
- Возраст детей – 5– 6 лет
Программа предполагает проведение одно занятие в неделю во второй половине дня 15:15 – 15.40.
Срок реализации программы – 1 год:
Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.
Проводятся под руководством педагога.
Формы и методы обучения:
- Словесные – объяснение;
- Наглядные – показ;
- Креативные – творческий подход.
Используются:
- Игровые упражнения;
- Этюды;
- Игры - драматизации;
- Сюжетно-ролевые игры.
Принципы проведения театрализованной деятельности:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
Основные направления программы:
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
3. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Как вести себя в театре.
Требования к подготовке.
Программа театрального кружка (по ФГОС) предполагает, что по итогам занятий ребенок будет уметь:
- Заинтересованно заниматься постановочно-игровой деятельностью.
- Разыгрывать простые представления по известным ему литературным произведениям и сюжетам с использованием выразительных образных средств (жестов, мимики, интонации).
- Выступать перед детьми и родителями с инсценировками.
- Изображать ответы к загадкам, используя при этом выразительные средства.
Ожидаемый результат:
- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
- Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
Формы подведения итогов:
- Театрализованные представления для детей;
- Досуги;
- Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.
Перспективное планирование.
Октябрь
1. Тема. Сюжетно – ролевая игра «Театр».
Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.
2.Тема. Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).
Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.
Просмотр кукольного театра «Колобок».
Цель: активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.
3. Тема. Ритмопластика.
Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.
4. Тема. Инсценировка сказки «Колобок».
Цель: учить детей понимать эмоциональное состояние героев; развивать у детей умение пользоваться жестами; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе.
Ноябрь
1. Тема. Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
2. Тема. Чтение русской народной сказки «Теремок». Работа над речью (интонация, выразительность).
Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.
3. Тема. Инсценировка р. н. с. «Теремок» (пальчиковый театр).
Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.
4. Тема. Техника речи.
Цель: учить пользоваться интонацией, произносить фразы грустно, радостно; учить строить диалоги; воспитывать выдержку, терпение.
Декабрь
1. Тема. Знакомство с понятием «ролевой диалог».
Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.
Техника речи.
Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.
2. Тема. Чтение р.н.с. «Лиса и журавль».
Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
3. Тема. Драматизация р. н. с. «Лиса и журавль»
Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.
4. Тема. Психогимнастика.
Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.
Январь
1. Тема. Чтение русской народной сказки «Репка». Работа над речью (интонация, выразительность).
Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.
2. Тема. Инсценировка р. н. с. «Репка».
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.
3. Тема. Знакомство с теневым театром.
Цель: продолжать знакомить детей с разными видами театров; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать творческие способности.
Показ взрослыми р. н. с. «Заюшкина избушка» (теневой театр).
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; побуждать интерес к театральной деятельности; обеспечить более яркое восприятие сказки.
4. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности (мягкая игрушка).
Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности (мягкая игрушка); навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать моторику рук в сочетании с речью.
Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос».
Цель: развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.
Февраль
1. Тема. Знакомство с понятием «ролевой диалог».
Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.
2. Тема. Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
Цель: продолжать знакомить детей с настольным театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; воспитывать любовь к театру.
3. Тема. Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка»
Цель: продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Распределение ролей (сказка Ш. Перро «Красная шапочка»). Работа над речью.
Цель: учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.
4. Тема. Инсценировка сказки Ш. Перро «Красная шапочка» (настольный театр – для детей своей группы).
Цель: учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества.
Март
1. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок.
Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности – театром масок; развивать творческий интерес.
Чтение стихотворения В. Антоновой «Зайки серые сидят». Подготовка масок для зайчат (каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку).
Цель: развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты; воспитывать аккуратность в работе; развивать творчество и фантазию.
2. Тема. Подготовка спектакля по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят».
Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.
3. Тема. Подготовка спектакля по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят».
Цель: продолжать развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.
4. Тема. Инсценировка спектакля по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят» (для детей младшей группы).
Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в детях артистичность.
Апрель
1. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности – куклами – Петрушками.
Цель: продолжать знакомить детей с различными видами театральной деятельности; развивать творческий интерес.
2. Тема. Освоение детьми навыков управления куклами – Петрушками.
Цель: учить детей управлять куклами – Петрушками; воспитывать любовь к театральной деятельности.
3. Тема. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Отработка диалогов.
Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; следить за выразительностью образа.
4. Тема. Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (куклы – Петрушки; показ детям младших групп).
Цель: создать радостное настроение у детей; учить имитировать голоса животных; воспитывать нравственность и духовность.
Май
1. Тема. Ритмопластика.
Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.
2 - 3. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Теремок».
Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.
4. Тема. Показ спектакля по сказке «Теремок» (для родителей).
Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.
Создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.
Список литературы
- Г.В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.: 2011г.
- Н.Ф. Губанова "Театрализованная деятельность дошкольников".
- А.Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.: 2011г.
- 3.Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.: 1983г.
- ГА. Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий весеннего праздника с элементами театрализации(старшая группа): Незнайка в цветочном городе
Сценарий весеннего праздника с элементами театрализации(старшая группа): Незнайка в цветочном городеГордиенко Н.С., музыкальный руководитель(г. Барнаул, Россия, структурное подразделениеМАОУ &la...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Театральный сундучок"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Театральный сундучок» составлена с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федерально...
Интерактивная игра "В гостях у сказки" в рамках дополнительной общеразвивающей программы для старших дошкольников
Интерактивная игра-викторина в формате презентации по русским народным сказкам....
Дополнительная общеразвивающая программа для старшего дошкольного возраста "ТИКО-фантазёры"
Программа "ТИКО-фантазёры"...
Конспект совместной театральной деятельности с детьми старшей группы «Театральная игра КВН»
Развитие социально-личностных качеств дошкольников...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ГОВОРУШКИ» (возрастная группа 3-4 года)
Дополнительная общеразвивающая программа "Говорушки" направлена на развитие речи детей 3-4 лет. В данной программе представлено подробное календарно-тематический планирование, расчитанное на...
Интегрированное занятие «Тайна третьей планеты» по дополнительной общеразвивающей программе «ДОБРОмульт». Старший дошкольный возраст.
Интегрированное занятие «Тайна третьей планеты» по дополнительной общеразвивающей программе «ДОБРОмульт»...