ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ГОВОРУШКИ» (возрастная группа 3-4 года)
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Дополнительная общеразвивающая программа "Говорушки" направлена на развитие речи детей 3-4 лет. В данной программе представлено подробное календарно-тематический планирование, расчитанное на 64 занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_govorushki_3-4_goda.docx | 69.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕСНОГОРОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №47
Рассмотрено на заседании педагогического совета От «31» августа 2023 г. Протокол № ______ | «Утверждаю» Директор МБОУ Лесногородской СОШ ___________________ Шушин И.В. «31» августа 2023 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ГОВОРУШКИ»
(возрастная группа 3-4 года)
Составитель: Ершова Евгения Викторовна
учитель-логопед
Срок реализации: 1 год
п.Лесной городок, 2023
I.Целевой раздел. | |
| 3 |
| 3 |
1.3. Целевые ориентиры освоения программы. | 4 |
ІІ. Содержательный раздел. | |
2.1. Описание образовательной деятельности Программы. | 5 |
2.2. Описание форм, способов и методов реализации Программы. | 6 |
2.3. Программно-методическое обеспечение Программы. | 7 |
ІII. Организационный раздел. | |
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы. | 9 |
3.2. Календарно-тематическое планирование. | 9 |
3.3. Сроки реализации и продолжительность образовательного процесса. | 22 |
ЛИТЕРАТУРА | 23 |
I.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Для детей 3-4 лет овладение родным языком является основой полноценного формирования личности ребёнка дошкольного возраста. В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца. Поэтому данная программа направлена на удовлетворении потребностей детей в речевом развитии.
Основная направленность данной дополнительной общеразвивающий программы социально-коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программа разработана для улучшение речевого развития, формирования устной речи детей младшего дошкольного возраста, обогащения их пассивного и активного словарного запаса.
1.2. Цель, задачи и основные принципы программы
Цель программ - совершенствование и развитие у дошкольников младшего возраста артикуляционной моторики, правильного звукопроизношения, развитие слухового внимания, развития пассивного и активного словаря, формирование грамматических категорий, развитие связной речи.
Задачи программы.
- Формирование словаря.
Обогащение словаря. Закреплять у детей умение различать и называть части предметов, качества предметов, сходные по назначению предметы, понимать обобщающие слова. Активизация словаря. Активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения.
- Звуковая культура речи.
Продолжать закреплять у детей умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; отчетливо произносить слова и короткие фразы.
- Грамматический строй речи.
Продолжать формировать у детей умения согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами, использовать в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей; в форме множественного числа существительных в родительном падеже; составлять предложения с однородными членами. Закреплять у детей умения образовывать повелительную форму глаголов, использовать приставочный способ для образования глаголов, знакомить детей с образованием звукоподражательных глаголов. Совершенствовать у детей умение пользоваться в речи разными способами словообразования.
- Связная речь.
Продолжать закреплять у детей умение отвечать на вопросы педагога при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; свободно вступать в общение со взрослыми и детьми, пользоваться простыми формулами речевого этикета. Воспитывать умение повторять за педагогом рассказ из 3-4 предложений об игрушке или по содержанию картины, побуждать участвовать в драматизации отрывков из знакомых сказок. Подводить детей к пересказыванию литературных произведений, формировать умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам педагога, а затем совместно с ним.
- Подготовка детей к обучению грамоте.
Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.
- Интерес к художественной литературе.
Обогащать опыт восприятия жанров фольклора (потешки, песенки, прибаутки, сказки о животных) и художественной литературы (небольшие авторские сказки, рассказы, стихотворения). Формировать навык совместного слушания выразительного чтения и рассказывания (с наглядным сопровождением и без него). Способствовать восприятию и пониманию содержания и композиции текста (поступки персонажей, последовательность событий в сказках, рассказах). Формировать умение внятно, не спеша произносить небольшие потешки и стихотворения, воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за педагогом знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, пальчиковых игр. Поддерживать общение детей друг с другом и с педагогом в процессе совместного рассматривания книжек-картинок, иллюстраций. Поддерживать положительные эмоциональные проявления (улыбки, смех, жесты) детей в процессе совместного слушания художественных произведений.
Принципы дополнительной образовательной программы:
- принцип учѐта ведущей деятельности:
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей:
- принцип амплификации детского развития как направленного процесса обогащения и развертывания содержания видов детской деятельности, а также общения детей с взрослыми и сверстниками, соответствующего возрастным задачам дошкольного возраста;
- принцип единства обучения и воспитания: как интеграция двух сторон процесса образования, направленная на развитие личности ребенка и обусловленная общим подходом к отбору содержания и организации воспитания и обучения через обогащение содержания и форм детской деятельности;
- принцип преемственности образовательной работы на разных возрастных этапах дошкольного детства;
- принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование педагогических технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью воспитанников, их психоэмоциональному благополучию.
1.3. Целевые ориентиры программы.
Ребенок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и падеже, повторяет за педагогом рассказы из 3-4-х предложений, пересказывает знакомые литературные произведения, использует речевые формы вежливого общения; ребенок понимает содержание литературных произведений и участвует в их драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них; ребенок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о себе в первом лице; ребенок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения; проявляет речевую активность в общении со сверстником; ребенок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие стихи; ребенок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на себя роль и действует от имени героя, строит ролевые высказывания, использует предметы-заместители, разворачивает несложный игровой сюжет из нескольких эпизодов; ребенок в дидактических играх действует в рамках правил, в театрализованных играх разыгрывает отрывки из знакомых сказок, рассказов, передает интонацию и мимические движения.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
индивидуальные беседы, консультации в течение года;
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности Программы.
В три-четыре года память ребенка носит непроизвольный, непосредственный характер. Наряду с непроизвольной памятью, начинает формироваться и произвольная память. Ребенок запоминает эмоционально значимую информацию. На основе накопления представлений о предметах окружающего мира у ребенка интенсивно развивается образное мышление, воображение. Продолжается формирование речи, накопление словаря, развитие связной речи. В три-четыре года внимание ребѐнка носит непроизвольный, непосредственный характер. Отмечается двусторонняя связь восприятия и внимания – внимание регулируется восприятием (увидел яркое – обратил внимание). В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и во всех знакомых ему помещениях образовательной организации.
Интеграция содержания работы дополнительной образовательной программы в образовательных областях.
Социально-коммуникативное развитие. Игры, способствующие развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками и формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками
Познавательное развитие. Формирование первичных представлений о собственном артикуляционном аппарате и его возможностях, о ритмичности речи, модуляции голоса (на примере звукоподражаний, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (звучании, ритме, темпе).
Речевое развитие. Обогащение активного словаря, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; игры на развитие слухового внимания, чувства ритма.
Художественно-эстетическое развитие. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства - устного народного творчества, фольклора, стихотворных текстов.
Физическое развитие. Упражнения на укрепления периферического речевого аппарата (артикуляционные гимнастики, игры и упражнения на координацию движений, на укрепление и развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.
2.2. Описание форм, способов и методов реализации Программы.
- Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу.
Формы занятий, планируемых по определенной запланированной теме. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Основной формой организации деятельности является кружка групповая.
2. Приемы и методы организации.
Занятия проводятся в группе. Эффективность организации образовательного процесса зависит во многом от выбранных педагогических методов и приёмов обучения.
В содержание игровых занятий включены следующие виды работ:
• Упражнения на развитие слухового восприятия:
Общая цель этих игр – открыть для ребенка особый мир звуков, сделать их привлекательным, значимым, говорящими о важном. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник. Последовательность игр в разделе определяется нарастанием сложности слуховой задачи и осознанности слухового восприятия.
Игры способствуют тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их. Так в игре постепенно формируется способность слышать и понимать звуки. Вначале дети отгадывают источник звука – голос своего ровесника или озвученную игрушку «Кто разбудил Мишутку?», «Колпачок и палочка», «Встречайте госте», «Что выбрал Петрушка?», «Звуковые загадки».
• Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики:
- игры с пальчиками;
- пальчиковые игры с палочками;
- пальчиковые игры со стихами;
- физкультминутки;
- комплексы пальчиковой гимнастики и массаж;
- упражнение с мелкими предметами;
- игры с персонажами пальчикового театра.
- Потешки и стихи, сопровождаемые движениями рук, развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- Динамические упражнения для развития темпа и координации речи и движений.
- Веселые стихи, рисунки, сказочные персонажи делают процесс развития речи ориентированным на ребенка-дошкольника.
Методы используемые при реализации дополнительной образовательной программы:
Наглядные (рассматривание натуральных предметов, рассматривание игрушек, картин, фотографий, игры с предметами)
Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал)
Практические (различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры)
2.3. Программно-методическое обеспечение Программы.
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, Б. Д. Элькониным.
В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л. С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О. В Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т. Б. Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.
Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория Н. А. Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, но по мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима к навыкам правильного звукопроизношения.
III. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы.
Дидактические пособия:
- по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, тексты для составления рассказов с использованием фланелеграфа);
- по лексическому запасу (папки по лексическим темам);
- по фонематическому восприятию (различные музыкальные инструменты, звучащие игрушки.
Дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности:
- лото по лексическим темам;
- пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики;
- кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т.д.);
- разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего;
- набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов;
- лото «живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики);
- наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями;
- наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина);
- набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.
Картотеки: пальчиковых, речедвигательных и дыхательных игр и гимнастик. Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»: обувь, одежда; посуда, игрушки; домашние птицы, зимующие и перелетные птицы домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера; овощи, фрукты, ягоды; растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые; рыбы; продукты питания; профессии, инструменты; транспорт; времена года; части тела человека; дом и его части; действия (глагольный словарь).
Звуковая культура:
- папки с речевым и картинным материалом для автоматизации и дифференциации звуков;
- картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики».
Дидактический материал для развития мелкой моторики: пирамидки, матрешки, шнуровки, Су-Джоки, пазлы, мозаики, «Песочный бассейн» и т.д. Тренажеры и мобили на развитие дыхания.
Театры: кукольные, пальчиковые, магнитные, конусные, плоскостные и т.д. ТСО. Аудио и видео материалы.
3.2. Календарно-тематическое планирование
Октябрь
1 неделя
Тема: «Знакомство с Веселым Голоском». Задачи:
Оборудование: большой и маленькие мешки, натуральные овощи, муляжи овощей, дедушка - кукла бибабо, корзинка. Литература: Л.В.Игнатьева. Учимся говорить правильно. Занятие №1. | Тема: «Звук А». Задачи:
Литература: Л.В.Игнатьева. Учимся говорить правильно. Занятие №2. |
Октябрь
2 неделя
Тема: «В огороде». Задачи:
Упражнение на развитие слухового восприятия «Поливаем огород». Оборудование: большой и маленькие мешки, натуральные овощи, муляжи овощей, дедушка - кукла бибабо, корзинка. | Тема: «В огороде». Задачи: - закрепить в речи обобщающее понятие «овощи»; - использовать в речи слова, введенным на первом занятии. Упражнение на развитие слухового восприятия «Где звенит колокольчик?» Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим» Потешка «Солнышко-ведрышко» Игра «Таня сеяла горох» Отрабатывание предлога «В» Оборудование: сенсорная коробка «Овощи» из фетраю |
Октябрь
3 неделя
Тема: «Фрукты». Задачи:
Оборудование: корзинка, муляжи фруктов (яблоко, груша, лимон, банан), бабушка — кукла бибабо, мешочек. | Тема: «Фрукты. Цвет: красный, желтый, зеленый». Задачи:
Оборудование: картинки и муляжи фруктов, бубен, круги красного, желтого, зеленого цветов. |
Октябрь
4 неделя
Тема: «Чтение и пересказ сказки «Репка»». Цель: сформировать умение отвечать на вопросы, правильно строить пересказ текста. Оборудование: набор картинок, пальчиковый театр. | Тема: «Инсценировка по сказке «Репка». Задачи:
Оборудование: шапочки животных. |
Октябрь
5 неделя
Тема: «Игрушки». Задачи:
Упражнение на развитие слухового восприятия «Угадай, чей голосок?» Пальчиковая игра «Кукле кашу я сварю» Потешка «Раз, два, три, четыре, пять - мы сейчас пойдем гулять» Игра «Мы ногами - топ,топ,топ» | Тема: «Игрушки. Словоизменение» Задачи:
Упражнение на развитие слухового восприятия «Солнышко и дождик». Упражнение на развитие мелкой моторики, зрительного восприятия «Собери матрешку». Оборудование: игрушки — мяч, кубик, пирамидка, машина, матрешка. |
Ноябрь
1 неделя
Тема: «В осеннем лесу. Дикие животные (знакомство)». Задачи:
Упражнения на развитие слухового восприятия «Зайка прыгает, а мишка топает». Оборудование: сенсорная коробка «Лес», игрушки и предметные картинки с изображением диких животных, сюжетная картинка «Лес», наборное полотно или магнитная доска. Пальчиковая гимнастика «Скачет белка на тележке». Дидактические игры «Скажи ласково», «Кто как голос подает?». Упражнение на развитие слухового восприятия «Как звучат игрушки». Пальчиковая игра «Зайчик и ушки». Потешка «Вышли мышки как-то раз». Игра «Дождик, кап!». Игра «Лепим нелепицы. Блоки Дьенеша (белка, лиса, мишка). | Тема: «В осеннем лесу. Дикие животные. Фраза». Задачи:
Оборудование: плоскостные изображения деревьев и кустов, игрушки — дикие животные, предметные картинки, сюжетная картинка «Лес», наборное полотно или магнитная доска. Упражнение на развитие слухового восприятия «Отгадай, кто говорит? (по сказке «Три медведя»)» Пальчиковая игра «Это зайчонок». Потешка «Сорока-белобока». Игра «Колобок». Упражнение на развитие слухового восприятия «Как звучат игрушки». Пальчиковая игра «Дождик». Потешка «Зайка серенький сидит». Игра «Жил-был зайчик». |
Ноябрь
2 неделя
Тема: Чтение и пересказ «Русская народная сказка „Курочка Ряба"». Задачи:
Оборудование: текст сказки, фланелеграф, изображения к сказке для фланелеграфа, предметные картинки, картинка для игры «Золотое яичко». Настольный театр. | Тема: «Звук У». Задачи:
Литература: Л.В.Игнатьева. Учимся говорить правильно. Занятие №6. |
Ноябрь
3 неделя
Тема: «Птенцы домашних птиц (знакомство)» Задача:
Оборудование: игрушки - птенцы домашних птиц, тарелки, зерна, крошки, сюжетная картинка «Птичий двор», предметные картинки, наборное полотно или магнитная доска. | Тема: «Птенцы домашних птиц (продолжение)». Задача:
Оборудование: предметные картинки, обручи, наборное полотно или магнитная доска. |
Ноябрь
4 неделя
Тема: «В гостях у бабушки с дедушкой». Цель: развитие связной речи (учить пересказывать текст с опорой на картинный материал). Упражнение на развитие слухового восприятия «Кто как кричит?». Пальчиковая игра «Кролик». Потешка «Курочка-рябушечка». Игра «Наши уточки с утра». Игра «Лепим нелепицы. Блоки Дьенеша. (Корова, свинья, петушок, собака, кошка, коза, кошка, лошадка). | Тема: «В гостях у бабушки с дедушкой» Цель: Упражнение на развитие слухового восприятия «Кто как кричит?» Пальчиковая игра «Наш красивый петушок». Потешка «Бабушкины оладьи» Игра «Выполни задание». |
Декабрь
1 неделя
Тема: Чтение и пересказ «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой Цель: формировать умение пересказывать текс. Упражнение на развитие слухового восприятия «Как звучат игрушки» Пальчиковая игра «Что зимой мы любим делать?» Игра «На дворе мороз и ветер». | Тема: «Совместное рассказывание сказки «Три медведя» с опорой на картинку. Обучению отвечать на вопросы по сказке. Задачи:
Оборудование: картинки, настольный театр. |
Декабрь
2 неделя
Тема: «Зима». Задачи:
Упражнение на развитие слухового восприятия «Отвернись и угадай» Пальчиковая игра «Зима» Стихотворение «Снег, снег кружится». Игра «Падает снежок». | Тема: «Зима. Снеговик». Задачи:
Оборудование: картинки. |
Декабрь
3 неделя
Тема: «Новый год к нам идет». Задача: развитие слухового восприятия, дыхательные упражнения. Упражнение на развитие слухового восприятия «Повторялки». Пальчиковая игра «Новый год». Стихотворение «Как на горке снег, снег». Игра «Встанем в хоровод». Игра «Лепим нелепицы. Блоки Дьенеша (снеговик). | Тема: «Елочные игрушки». Задачи:
Оборудование: елка, елочные игрушки, предметные картинки, сундучок, письмо от Деда Мороза, наборное полотно или магнитная доска. |
Декабрь
4 неделя
Тема: «Зимние забавы». Задачи:
Упражнение на развитие слухового восприятия «Повторялки» Игра «На дворе мороз и ветер». Упражнение на развитие слухового восприятия «Как звучат игрушки» Пальчиковая игра «Что зимой мы любим делать?» Стихотворение «У сестренки, у Маринки». | Тема: «Звук «О». Задачи:
Литература: Учимся говорить правильно. Занятие №11. |
Январь
2 неделя
Тема: «Наше тело (знакомство)». Задачи:
Оборудование: куклы, музыкальное сопровождение. | Тема: «Наше тело (продолжение)». Задачи:
Оборудование: куклы. |
Январь
3 неделя
Тема: «Лицо (знакомство)». Задачи:
Дидактическая игра: Эмоции с игровым полем. | Тема: «Лицо. Настроение». Задачи:
|
Январь
4 неделя
Тема: «Домашние животные. Словообразование». Задачи:
Оборудование: сюжетная картинка «Скотный двор», плоскостные изображения бабушки и дедушки, игрушки — домашние животные, предметные картинки с изображением домашних животных, игрушки — продукты питания для животных, картинки с изображением корма для них, наборное полотно или магнитная доска. | Тема: «Домашние животные. Величина: маленький, побольше, большой». Задачи:
Оборудование: игрушки домашние животные, кирпичики, кубики, призмы (крыши) разной величины — маленькие, побольше, большие. |
Февраль
1 неделя
Тема: «Детеныши домашних животных (знакомство)». Задачи:
Оборудование: фланелеграф, изображения, домашних животных и их детенышей для фланелеграфа, предметные картинки. | Тема: «Детеныши домашних животных (продолжение)». Задачи:
Оборудование: предметные картинки, наборное полотно или магнитная доска |
Февраль
2 неделя
Тема: Чтение и пересказ «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева. Цель: формировать умение пересказывать текс. Упражнение на развитие слухового восприятия «Повторялки». Пальчиковая игра «Что зимой мы любим делать?» Стихотворение «У сестренки, у Маринки» Игра «На дворе мороз и ветер». | Тема: Звуки «У и О». Задачи:
Литература: Учимся говорить правильно. Л.В.Игнатьева. Занятие №13. |
Февраль
3 неделя
Тема: «Животные Африки». Задачи:
Оборудование: сенсорная коробка «Животные жарких стран», картинки. | Тема: «Животные Африки. Словообразование» Задачи:
Упражнение для развития слухового восприятия «Тихо-громко». Оборудование: наборное полотно «Животные разных континентов». |
Февраль
4 неделя
Тема: «Одежда (знакомство)». Задачи:
Оборудование: куклы на магнитах, одежда, дедушка - кукла бибабо, сундучок, разрезные картинки из 3 частей. Дидактические пособия: одежда из различных материалов. | Тема: «Одежда (продолжение)». Задачи:
Оборудование: кукла, кукольная одежда, предметные картинки. |
Март
1 неделя
Тема: «Русская народная сказка „Колобок". Задачи:
Оборудование: текст сказки «Колобок», настольный театр или иллюстрации к сказке. | Тема: Звук «Ы». Задачи:
Литература: Учимся говорить правильно. Л.В.Игнатьева. Занятие №14. |
Март
2 неделя
Тема: «Обувь (знакомство)». Задачи:
Оборудование: предметные картинки с изображением обуви (туфли, ботинки, валенки, сапоги, тапки), кукла и обувь для нее, разрезные картинки обуви из 3 частей, наборное полотно или магнитная доска. Дидактические пособия: «Кукольная обувь». | Тема: «Обувь. Глаголы». Задачи:
Оборудование: предметные картинки с изображением обуви (туфли, ботинки, валенки, сапоги, тапки), плоскостные куклы, сундучок, наборное полотно или магнитная доска. |
Март
3 неделя
Тема: Чтение и пересказ сказки «Теремок» Цели: Познакомить с русской народной сказкой «Теремок». Формировать фразовую речь. Развивать слуховое и зрительное внимание, умение слушать сказку. Воспитывать навыки организованного поведения. Оборудование: текст сказки «Теремок», настольный театр или иллюстрации к сказке. | Тема: Звуки «О и Ы». Задачи:
Литература: Учимся говорить правильно. Л.В.Игнатьева. Занятие №17. |
Март
4 неделя
Тема: «Весна (знакомство)». Задачи:
Оборудование: сюжетные картинки по теме «Весна», обручи, предметно-схематические изображения признаков весны (см. задание на дом 100), наборное полотно или магнитная доска. | Тема: «Весна (продолжение)». Задачи:
Оборудование: набор картинок, дидактическая игра «Весна», набор разрезных картинок, дидактическая игра «Что лишнее?». |
Апрель
1 неделя
Тема: «Птицы (знакомство)» Задачи:
Оборудование: предметные картинки - воробей, голубь, ворона, сюжетная картинка «Птицы в городском дворе», фланелеграф, вырезанные по контуру изображения вороны, воробья и голубя. | Тема: «Птицы. Предлоги НА, С» Задачи:
Оборудование: сюжетная картинка «Во дворе», фланелеграф, предметные картинки и вырезанные по контуру изображения воробья, голубя, вороны, дерева, пенька, забора. |
Апрель
2 неделя
Тема: «Море и морские обитатели». Задачи:
Оборудование: набор картинок, дидактическая игра «Часть и целое». | Тема: «Звук И». Задачи:
Литература: Учимся говорить правильно. Л.В.Игнатьева. Занятие №18. |
Апрель
3 неделя
Тема: «Дом (знакомство)». Задачи:
Оборудование: набор конструкторов, набор палочек для игры «Построй свой дом». | Тема: «Дом (продолжение)». Задачи:
Оборудование: предметные картинки - дом, молоток, пила; игрушки — зайчонок, лисенок, медвежонок, наборное полотно или магнитная доска. |
Апрель
4 неделя
Тема: «Транспорт (знакомство)». Задачи:
Оборудование: автобус, поезд, грузовик, машина — игрушки и предметные картинки, кукла, кубики, светофор, наборное полотно или магнитная доска. | Тема: «Транспорт (продолжение)». Задачи:
Оборудование: автобус, поезд, грузовик, машина— игрушки и предметные картинки, светофор, длинные и короткие полоски плотной бумаги на каждого ребенка, наборное полотно или магнитная доска. |
Май
1 неделя
Тема: «Насекомые (знакомство)». Задачи:
Оборудование: предметные картинки (или игрушки) — жук, бабочка, муха, сюжетная картинка «Садик около дома», зонтик, игруш-ки-поддувалочки жук и бабочка, наборное полотно или магнитная доска. Игра «Лепим нелепицы. Блоки Дьенеша. (стрекоза). | Тема: «Насекомые. Предлоги НА, С, В, ИЗ». Задачи:
Оборудование: кукла, сюжетная картинка «На лугу», банка, коробка, фланелеграф, игрушки - насекомые, вырезанные по контуру изображения бабочки, жука, мухи, три большие ромашки. |
Май
2 неделя
Тема: «Звуки Ы и И». Задачи:
Литература: Учимся говорить правильно. Л.В.Игнатьева. Занятие №21. | Тема: «Первые цветы». Яркие краски. Задачи:
Оборудование: предметные картинки (или игрушки) — жук, бабочка, муха, сюжетная картинка «Садик около дома», зонтик, игруш-ки-поддувалочки жук и бабочка, наборное полотно или магнитная доска. |
Май
3 неделя
Тема: «Разноцветная неделя». Задачи:
Оборудование: предметные картинки (или игрушки) — жук, бабочка, муха, сюжетная картинка «Садик около дома», зонтик, игрушки-поддувалочки жук и бабочка, наборное полотно или магнитная доска. | Тема: «Звук Э». Задачи:
Литература: Учимся говорить правильно. Л.В.Игнатьева. Занятие №22. |
Май
4 неделя
Тема: «Гласные звуки». Задачи:
Оборудование: символы всех звуков. | Тема: «Лето (знакомство)». Задачи:
Оборудование: сюжетная картинка «Лето», игрушечная лягушка, косынка. |
3.3. Сроки реализации дополнительной образовательной программы: одноступенчатый образовательный процесс (октябрь - май).
Форма детского образовательного объединения: кружок.
Форма проведения - тематическая совместная деятельность педагога с детьми.
Режим организации занятий:
- общее кол-во занятий в год – 64 часа
- кол-во часов и занятий в неделю – 2 раза в неделю
- периодичность занятий – с октября по май.
Длительность проведения работы в кружке в соответствии с действующими санитарными нормами 15 минут.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Игры-занятия со звучащим словом: Книга для воспитателей. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 192 с.
2. Гербова В. В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
3. Ельцова, О. М. Риторика для дошкольников: программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О. М. Ельцова. – С. Пб.: Детство - Пресс, 2009. – 208 с.
4. Жукова Н. С. Я говорю правильно: от первых уроков устной речи к «Букварю» / Н. С. Жукова. - М.: Эксмо, 2010. -726 с.
5. Игнатьева Л.В. Учимся говорить правильно. – М.: Издательство Бином, 2022 – с. 48.
5. Кныш В. А., Комар И. И. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников. - Минск:Аверсэв, 2009.- 188 с.
6. Косинова Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е. М. Косинова. - М.:Эксмо : ОЛИСС, 2011.- 192 с.
7. Лозбякова М. И. Учимся правильно и чётко говорить: пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М.: Вентана-Графф, 2003.- 304 с.
8. Новиковская О. А. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников / О. А. Новиковская. – М.: АСТ, Сова, ВКТ - Москва, 2011. - 878 c.
9. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.
10. Парамонова, Л. Г. Упражнения для развития речи / Л. Г. Парамонова. – М.: АСТ - Москва, 2012. - 208 c.
11. Развитие речи. Дополнительные материалы. Овощи, фрукты, ягоды. - Корифей - Москва, 2010. - 112 c.
12. Успенская, Л. П. Учитесь правильно говорить / Л. П. Успенская, М. В. Успенский. – М.: Просвещение, 2000. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорушки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Говорушки". Для тетей: 6-7 лет....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорушки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Говорушки". Возраст детей: 6-7лет....
Дополнительная общеразвивающая программа "Говорушки"
Развитие речи детей посредством использования малых форм русского фольклора...
Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....
Конспект итогового занятия по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Говорушки» «Путешествие в чудесную страну потешек» во второй младшей группе
ЗАДАЧИ Образовательные: развивать умение рассказывать знакомые потешеки, закличеки; упражнять в умении выполнять движения в соответствии с текстом; обогащать и активизировать словарный запас дете...
Дополнительная общеразвивающая программа (образовательная область «Речевое развитие») «Говорушки»
Программа дополнительного образования дошкольников «Говорушки» ориентирована на детей в возрасте 4-7 лет, имеющие незначительные нарушения речи.Объем программы – 36 учебн...