Методическая статья «Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС»
методическая разработка по музыке

Кадырматова Ирина Михайловна

Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с дошеольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_tantsy.docx32.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС»

Коммуникационные танцы – это специальная форма танца, которая используется для передачи и обмена информацией, эмоциями и идеями между партнерами или группой людей. Они представляют собой синхронное движение и взаимодействие тела которое служит средством коммуникации без использования слов.

Такие танцы могут включать различные элементы и стили, такие как контактная импровизация, современный танец, модерн, театральный танец  и  другие. Важным аспектом коммуникативных танцев является умение слушать и отвечать на движения и сигналы партнера, создавая гармонию и взаимодействие. С древних времен танец является одной из форм воспитания человека. Особую роль в этом играют народно-бытовые танцы, в которых через разнообразные движения отражается эталон поведения в обществе, трудовая деятельность, семейные отношения. В 20 веке на основе народно-быторых танцев возникли коммуникативные танцы. В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия особое место занимают коммуникативные танцы-игры, поскольку они и развлекают и увлекают.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Общение – основное условие развития личности ребенка, важнейший фактор формирования личности один из  главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через общение с другими людьми. Основная цель  использования коммуникативных танцев-игр – помочь детям войти в современный         мир, такой сложный, динамичный

Так что же такое коммуникативный танец?

Коммуникативный танец – это танец с простыми, легкими, игровыми компонентами, и вызывает  у детей массу положительных эмоций, что способствует развитию не только  музыкально-ритмических способностей,  но и развитию коммуникативных навыков.

Коммуникативный танец состоит из несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных  на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и  группой.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно и нужно в самых разнообразных формах работы с детьми и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях.

В ходе работы могут быть эффективно реализованы следующие нгаправления воспитательной работы.

Развития эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

Развития позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального  благополучия, своей значимости в  детском коллективе. Сформированной положительной самооценки.

Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них игрового действия простые и доступные для исполнения даже маленьким детям. В этих  танцах, как  правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт,  осуществляемый в танце еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.

Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками танцевального действия.

Игра «А кто у нас самый умный» -

 повышение уверенности, робость, самооценки Поставьте малышей напротив друг друга. Обхватить ручку одного ребенка в запястье, погладьте ею нежно сверстника по головке, ручкам, ножкам. Пойте при этом песню о хороших качествах этого сверстника, называйте его по имени: 1. А кто у нас умный, Кто у нас разумный? Ваня у нас умный, Он у нас разумный! 2. Кто у нас красивый, Кто у нас пригожий? Сашенька красивый, Он у нас пригожий. Повторите игру, только теперь предоставьте возможность другому ребенку прикасаться к сверстнику. Предлагайте малышам выполнять действия самостоятельно: «Где дружочек? Где Саша? Погладь Сашу по головке. Вот молодец! И Саша погладит Ваню.»

«Мы с тобою встретились» (Н. Шуть)

Мы с тобою встретились –

Ты и я.

Но не познакомились

Ты и я.

Мы не будем долго ждать,

Время попусту терять:

Как тебя зовут?

– Коля!

Воробушки и автомобиль

Ход игры: Дети – «Воробушки», разбежавшись по залу, приседают и «клюют» зернышки.
Звучит тема автомобиля – ребенок – «Водитель», с рулем в руках двигается по залу. «Воробушки» разлетаются на стульчики.

Воробушки и автомобиль.mp3

Роботы и звездочки

Ход игры: Дети располагаются по всему залу.
Мальчики – Роботы
Девочки – Звездочки
В соответствии с музыкой двигаются «Роботы», «Звездочки» в это время замирают в любой позе. Так, играющие, изображают свой танец поочередно.

игра Роботы и звёздочки.

Жуки и бабочки

Ход игры: Чередуется музыка «Жуков» и «Бабочек» - дети изображают поочередно, то важных Жуков, то легких, изящных «Бабочек».

У оленя дом большой

(на ускорение)
У оленя дом большой (руки домиком над головой),
Он глядит в своё окошко (руки перед лицом – окошком)
Зайка по лесу бежит (кисти рук перед грудью, пружинка).
В дверь к нему стучит (кулачком «стучим» в дверь)
Тук-тук, дверь открой (стучим)
Там в лесу охотник злой (изображаем пистолет кистью руки, стреляем в воздух)
Зайка, зайка, забегай (зовём – машем рукой к себе)
Лапу мне давай! (правая рука вперёд, ладонью вверх)

Здоровалка

Положите руки друг другу на плечи, и по моей команде будем здороваться друг с другом.
КУПЛЕТ:. Как на празднике на нашем было много друзей,
Было много друзей на празднике на нашем,
Они не пили и не ели, друг на друга все глядели,
И здоровались вот так – в ладоши хлоп-хлоп,
1.ПРОИГРЫШ: А теперь взялись за ушки соседа и здороваемся дальше!
2.ПРОИГРЫШ:Коленки соседа,
3.ПРОИГРЫШ Ботиночки соседа,
4.ПРОИГРЫШ: Носик соседа,
5.ПРОИГРЫШ: Под ручку с соседом,
6.ПРОИГРЫШ: Раскинули руки, повернулись к соседу-соседке,
обнялись, похлопали.

«Мы собрались посмеяться» (Н. Шуть)

1. Мы собрались посмеяться,

Наши правила просты:

Жест придумать постарайся.

Начинаешь ты!

2. Мы собрались посмеяться,

Наши правила просты:

Жест придумать постарайся.

Продолжаешь ты!

(Далее: продолжаешь ты).

«Здравствуй говори!»

1)Зашагали ножки весело по кругу (Шагают по кругу/или в рассыпную)

Привели нас ножки по дороге к другу (Находят себе пару, смотрят друг на друга)

Раз, два, три, Здравствуй, говори (На раз, два, три хлопают в ладоши)

Раз, два, три руку мне пожми (Хлопают в ладоши и пожимают друг другу руки)

2) Побежали ножки весело по кругу (Далее по тексту)

Привели нас ножки по дороге к другу

Раз, два, три, головкой поклонись

Раз, два, три, мило улыбнись

3) Поскакали ножки весело по кругу

Привели нас ножки по дороге к другу

Раз, два, три хлопай веселей

Раз, два, три, обнимись скорей!

«Ку-ку»

Дети встают парами по кругу, пары меняются местами по тексту на каждую фразу. (бегут, плывут, летят) на конец фразы хлопнуть.

Прячутся, открываются и говорят «Ку-ку»

На проигрыш: внутренний круг хлопает, внешний приставной галоп 1 раз по кругу до своего места.

На проигрыш в третий раз так же скачут и хлопают, далее прыжки с пятки на пятку.

Дети меняются местами чередуя все движения: бегут, плывут, летят

Протягивают поочередно руки-здороваются, затем вторые руки, прижимаются щека к щеке. Кружатся лодочкой подскоками.

Песня-игра «Здравствуй, друг!»

(муз. Песни «Капель» В. Алексеев)

Вступление и проигрыш:

(Дети выполняют повороты, стоя врассыпную по залу)

1 куплет:

Зашагали ножки прямо по дорожке. (Гуляют врассыпную по залу)

Весело гуляли и друга повстречали. (Находят себе пару – друга)

Припев:

Здравствуй, здравствуй, милый друг! (Пожимают руки друг другу)

Ты посмотри вокруг. (Разводят руки в стороны)

Ты мне только улыбнись! (Улыбаются друг другу)

Крепко обнимись! (Обнимаются)

Проигрыш:

(Дети кружатся в парах, держась за руки)

«Золотые  листики» (сл. Обориной Е. А.)

1. Золотые листики кружатся, летят.

Золотые листики танцевать хотят.

(Бегают «летают» по злу в разных направлениях)

И подумал листик: «Скучно одному,

(Повороты с поднятием плеч вправо, влево).

Я себе для танца друга отыщу!»

(«Козырек» вправо, влево).

Проигрыш: находят себе пару

2. Веселее вместе по ветру лететь,

(Качаются с ноги на ногу в паре)

Можно покружиться, можно песню спеть.

(Кружатся в «лодочке»)

Ля-ля-ля-ля ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля!

(Поют «пружинка» с «фонариками»)

Вот какая дружба крепкая моя.

(Обнимаются нежно).

Проигрыш: все перестраиваются в круг.

3. Полетели вместе листики вперед,

(На легком беге двигаются в центр).

Ах, какой красивый, дружный хоровод.

(На легком беге двигаются обратно).

Ветер затихает, листики кружа,

(Кружатся на шаге).

Падают на землю листики шурша.

(Приседают можно положить руки под щеку (уснули листики)

«Колокольчик позвени» (сл. Обориной Е. А.)

Колокольчик позвени

Всех ребяток весели

В колокольчик поиграй

И другому передай!

«Мальчики по садику гуляли» (сл. Обориной Е. А.)

1. Мальчики по садику гуляли,

Каблучками весело стучали.

Мальчики ходит по залу в разных направлениях, топают ногами)

Хлоп в ладоши, силу показали,

Вот как, вот как весело плясали!

Хлопают в ладоши с каждой стороны по одному разу.

2. Мальчики по садику гуляли,

И себе подружек выбирали.

Подходили и за ручки брали,

И на танец смело приглашали!

Идут и выводят девочку, которую выберут.

3. Потанцуй со мной моя подружка,

Попляши со мною веселушка!

Мальчик встает на колено и хлопает в ладоши, девочка на носочках оббегает его вокруг.

Нам с тобою некогда грустить (скучать)

Мы с тобою будем дружно жить (Будем танцевать)

4. А теперь мы в прятки поиграем

Где же наши глазки угадаем.

Прячутся, закрывают ладошками лицо

Мы с тобою лодочку покружим

По тексту

Мы с тобою очень крепко дружим.

Обнимаются, хлопают в ладоши.

«Раз, ладошка, два, ладошка»

«У меня, у тебя»

«Шел король по лесу, нашел себе принцессу»

«Здравствуйте, ладошки» муз.М.Картушиной                                       «Поссорились- помирились»

Танцевальные игры – превращения. Игры-превращения развивают у детей фантазию, воображение, творческие способности. 

«Зеркало»

Дети стоят в парах лицом друг к другу. Один из них Показывает движения, другой их повторяет как отражение в зеркале.

Игра с тем же содержанием может называться «Обезьянки».

«Чудо-юдо»

Дети присаживаются, опускают голову и обхватывают руками колени, изображая таинственный кокон. Под музыку из коконов начинают появляться фантастические обитатели других планет.

«Насос»

Вариант А.

Играющие располагаются по кругу. Дети приседают и превращаются в ненадутые резиновые игрушки, каждый задумывает про себя свой будущий образ. В центре взрослый или ребенок. Он начинает «надувать» игрушки, изображая «насос» и произнося звук «Ш». Дети постепенно поднимаются и изображают задуманную игрушку.

Вариант Б. 

Можно играть в парах, меняясь ролями. Сначала один придумывает фигуру, потом другой.

«Мокрые котята»

Дети изображают промокших под дождем котят, которые лежат на ковре, «свернувшись клубочком». После дождя котята вытягивают лапки, стряхивают капельки, выгибают спинку, умываются, греются, веселятся.

«Снеговик»

Дети стоят врассыпную: ноги широко расставлены, руки на поясе, тело напряжено, спина прямая, осанка горделивая. Играющие изображают «толстых» снеговиков. Под словесные указания взрослого: «Выглянуло солнце, стаю пригревать, снежок стал таять» — «снеговики» постепенно расслабляют мышцы, начинают «оседать», «таять», опуская голову, плечи, руки по очереди. В конце опускаются на пол, превращаясь в «лужицу».

«Прекрасные цветы»

Дети располагаются врассыпную по залу, изображая бутоны, из которых с началом музыки начинают «распускаться прекрасные цветы».

Музыкальное сопровождение побуждает играющих к пластичности движения, выразительной мимике.

Под палящими лучами солнца цветы начинают вянуть; дети, медленно расслабляясь, опускаются на одно колено. А под дождиком снова оживают, поднимаются. Действия сопровождаются соответствующей мимикой.

Роли Солнышка  и  Дождика могут исполнять дети.

«Ручеек с платочком»

Задачи: развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слышать

музыкальные фразы, ориентировки в пространстве. Воспитание

коммуникативных навыков — умение выбрать партнера.

Реквизит: яркий платочек.

Вступление — дети становятся в пары по центру зала, соединенные руки

поднимают вверх. У Ведущего (у которого нет пары) в руках платочек.

Ведущий становится сзади всех.

Ведущий начинает игру в «Ручеек» — проходит между парами и

выбирает себе пару, передавая платочек тому, кто остался без пары. Эти

движения повторяются до конца музыкальной части.

Отыгрыш — перестраиваются в круг (дети расходятся направо и налево) Затем идут по кругу за ведущим, у которого в руках платочек, закручивая

спираль.

Поворачиваются в другую сторону и раскручивают спираль, становясь

снова в круг.

Отыгрыш — ведущий передает вправо по кругу платочек (из правой

руки в правую руку соседа, стоящего справа, мягко, с легким поклоном). Тот,

кто передал платочек, спокойным шагом выходит из круга и идет на место.

Так происходит передача платочка по кругу (на каждый счет), и дети

постепенно расходятся на места. Тот, у кого после окончания музыки

останется в руках платочек — победитель, который получает приз или

становится Ведущим при повторении игры.

 

Танцы с участием родителей:

Чтобы родители не были пассивными слушателями и гостями, привлекаем их к исполнению общих танцев с детьми. Все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс при участии в танце-игре:

  • «Вперёд 4 шага», 
  • «Лавата»,
  • « У жирафа пятна, пятна»,
  • «Буги- вуги», 
  • «Вперёд  четыре шага»,
  • Веселый непарный танец

«Тетя Весельчак»

Эти танцы представляют  уникальную возможность общения и взаимодействия, используя тело и движения как язык. Они могут быть выполнены в различных контекстах, таких как проекты, спортивные мероприятия, театральные выступления или просто для развлечения и общения.

Список литературы:

1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. — СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004. — 36 с.

2.

 

                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)

В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ С УЧЕТОМ ФГОС ДО...

«Эффективные способы, приёмы и формы в работе с дошкольниками в соответствии с ФГОС»

Эффективность способов, приёмов и форм работы с дошкольниками в соотвествии с ФГОС...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с детьми в соответствии с ФГОС»

Цель мастер-класса:- способствовать формированию активного творческого восприятия музыки, умению получать наслаждение от игр и совместных действий, воспитывая доброжелательность и умение быть ком...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС»

Цель мастер-класса:Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов, актуализация представления о роли коммуникативных танцев-игр для обогащения социального опыта дошкольни...