Самообразование на тему: «Развитие игровой деятельности детей раннего возраста»
статья (младшая группа)

Конарева Нина Андреевна

     В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.

            Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.

В 2021 – 2022 учебном году я выбрала для исследования тему: «Развитие игровой деятельности детей раннего возраста».

            Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности.

            Таким образом, я определила для себя цели:

- изучение способов, методов и приёмов активизации речи детей раннего возраста по средствам игры,

- объединение усилий педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

- формирование умения  излагать свои мысли, расширение словаря.   

            Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

- Изучить актуальность развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой   методической литературы

- Применить полученные знания в работе с детьми.

-  Обобщить опыт работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_nina_2022g.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Светлячок»

Городского округа города Кумертау Республика Башкортостан

Отчет

по самообразованию на тему:

«Развитие игровой деятельности детей раннего возраста»

        Выполнила: Конарева Н.А

2022г.

     В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.

        Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.

В 2021 – 2022 учебном году я выбрала для исследования тему: «Развитие игровой деятельности детей раннего возраста».

        Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности.

        Таким образом, я определила для себя цели: 

- изучение способов, методов и приёмов активизации речи детей раннего возраста по средствам игры,

- объединение усилий педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

- формирование умения  излагать свои мысли, расширение словаря.    

        Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

- Изучить актуальность развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой   методической литературы

- Применить полученные знания в работе с детьми.

-  Обобщить опыт работы по данной теме.

Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы:

 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации;

      2. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. - М.: Просвещение, 1994 - 64 с.

3. Бейлина, А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. - №3. - С. 16 - 19.

4. Доронова, Т.; Доронова, Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» - М., 2011. - 27 

5. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

6. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 1991. - 197с.

7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвещение, 1998.- 143с.

8. Жичкина, А. Значимость игры в развитии речи // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С.2-6.

Мероприятия проведенные с детьми :

Перспективный план работы по теме «Развитие игровой деятельности детей раннего возраста»

Сроки

Формы работы

Виды деятельности

Образовательная область

Октябрь

  1. «Назови правильно»
  2. «Чего не стало»
  3. Настольный театр «Репка»
  4. Игра – инсценировка по сказке  «Репка»
  5. «Семья»
  6. «Накормим куклу Машу обедом»
  7. «Медведь и дети»

«Поезд»

Игры, беседы, двигательная

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое

Ноябрь.

  1. «Чудесный мешочек»
  2. «Что принёс мишка»
  3. Настольный театр «Теремок»
  4. Игра – инсценировка по сказке «Теремок»
  5. «Машина везёт мебель в новый дом»
  6. «Кукла Маша заболела»
  7. «Прятки»

«Куры и кошка»

Игры, беседы, двигательная

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое е

Деабрь

  1. «Разрезные картинки»
  2. «Назови, что это»
  3. Игра – драматизация по сказке «Репка»
  4. Показ взрослыми театра «Репка»
  5. «Едем к бабушке в деревню»
  6. «Овощной магазин»
  7. «Уточки и собачка»

«Заинька»

Игры, беседы, двигательная

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое

Январь

  1. «Кто что делает»
  2. «Угостим куклу чаем»
  3. Настольный театр «Волк и семеро козлят»
  4. Показ взрослыми театра «Теремок»
  5. «Мы пришли к врачу»
  6. «Готовим обед для друзей»
  7. «Автобус»

«Курочка – хохлатка»

Игры, беседы, двигательная

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое

Февраль

  1. «Назови и расскажи»
  2. «Устроим кукле комнату»
  3. Игра – драматизация по сказке «Колобок»
  4. Показ взрослыми театра по сказке «Волк и семеро козлят»
  5. «Парикмахерская»
  6. «Делаем красивые причёски»
  7. «Петушок» Вороны»

Игры, беседы, двигательная

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое

Март

  1. «Разрезные картинки»
  2. «Угостим куклу обедом»
  3. Пальчиковый театр «Колобок»
  4. Показ детьми сказки «Курочка Ряба»
  5. «Доктор лечит куклу Машу»
  6. «Ремонтируем машины»
  7. «Пчёлки»" Гуси»

Игры, беседы, двигательная

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое

Апрель

  1. «Чья мама»
  2. «Кто как маму зовёт?»
  3. Настольный театр «Три медведя»
  4. Показ взрослыми театра по сказке «Три медведя»
  5. «Покупаем одежду в магазине»
  6. В гости к куклам»
  7. «Карусели» Медведь и зайчата»

Игры, беседы, двигательная

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое

Май

  1. «Оденем куклу на прогулку»
  2. «Что забыла надеть кукла»
  3. Игра – инсценировка по сказке «Заюшкина избушка»
  4. Показ детьми театра по сказке «Заюшкина избушка»
  5. «Что в посылке нам прислали»
  6. «»На приёме у врача»

Игры, беседы, двигательная

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое

В результате работы за год я:

- Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

- Создала картотеки дидактических, дыхательных, пальчиковых, с\р, артикуляционных, подвижных  и др. игр.

- Расширила предметно развивающую среду путем изготовления дидактических игр, пособий для развития мелкой моторики рук, атрибутов для сюжетно ролевых игр.

- Провела консультации для родителей по данной теме.

- Оформила папки-передвижки в родительский уголок.

Сочетая познавательный элемент с игровым малыш сам выстраивает сюжет игры, педагог умело направляет действия малыша, решая поставленную дидактическую задачу. Подвижные игры позволяют научить и закрепить у ребёнка не только основные движения, но и сформировать у ребёнка основы познавательной активности.

        Игры-ситуации и театрализованные игры направлены на обучение ребёнка игровым действиям, умению выстраивать цепочку игровых действий в один сюжет, тем самым закрепляя у ребёнка навыки гигиены и самообслуживания. Театрализованные игры вызывают у малыша эмоциональный отклик, побуждая его к двигательной импровизации.

        Развивающие игры –игры, где ребёнок, оперируя памятью и вниманием

общается с взрослым, причём взрослый,а в данном случае опытный педагог направляет ход простых рассуждений малыша в нужное ему русло.

Диагностика

        В конце каждого учебного года провожу мониторинг  детей. Для обследования уровня развития  детей моей группы, использовались следующие методы контроля

-анализ деятельности детей в процессе  игр;

-анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.

        По результатам обследования можно проследить, что показатель "сформирован" увеличился, а показатель "Находится в стадии формирования" уменьшился. Тем самым можно сделать вывод, что  наблюдается положительная динамика формирования развития речи  у детей данной группы.

Примечание:

  • показатель "сформирован" означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
  • показатель "находится в стадии формирования" означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
  • показатель "не сформирован" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер

Вывод: Тема по самообразованию, выбранная мной я считаю актуальной на данное время, в своей работе я провела анализ литературы по данной проблеме, раскрыла роль воздействия игровой деятельности на речевое развитие детей раннего возраста, составила перспективный план, изучила механизм руководства игрой и методику проведения непосредственной образовательной деятельности, применяла разнообразные формы работы с родителями.

        Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.

        Я считаю, что выбранная мною тема достаточно раскрыта в моей работе и подтверждает свою актуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме " Развитие игровой деятельности детей раннего возраста"

Игровая форма обучения создаёт положительный эмоциональный фон для обучения....

Программа саморазвития воспитателя II группы раннего возраста Шеиной Валентины Анатольевны на 2015-2016 год тема «Развитие конструктивной деятельности детей раннего возраста средствами игровых приемов»

Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и ст...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста. Тема:,, Развитие игровой деятельности в раннем возрасте. Обучение детей игре”

На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь-играть. А вот почему ребенок играет и почему это нужно делать, сможетобъяснить не каждый. По мнению ученых, игра – это не пус...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста. тема: Развитие игровой деятельности в раннем возрасте. Обучение детей игре

Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Одн...

План по самообразованию на 2023 - 2024 учебный год. Тема: "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста"

Актуальность:Игра - один из тех видов детской деятельности , которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В...