Самообразование на тему: «Развитие игровой деятельности детей раннего возраста»
статья (младшая группа)
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
В 2021 – 2022 учебном году я выбрала для исследования тему: «Развитие игровой деятельности детей раннего возраста».
Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности.
Таким образом, я определила для себя цели:
- изучение способов, методов и приёмов активизации речи детей раннего возраста по средствам игры,
- объединение усилий педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
- формирование умения излагать свои мысли, расширение словаря.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- Изучить актуальность развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой методической литературы
- Применить полученные знания в работе с детьми.
- Обобщить опыт работы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_nina_2022g.docx | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Светлячок»
Городского округа города Кумертау Республика Башкортостан
Отчет
по самообразованию на тему:
«Развитие игровой деятельности детей раннего возраста»
Выполнила: Конарева Н.А
2022г.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
В 2021 – 2022 учебном году я выбрала для исследования тему: «Развитие игровой деятельности детей раннего возраста».
Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности.
Таким образом, я определила для себя цели:
- изучение способов, методов и приёмов активизации речи детей раннего возраста по средствам игры,
- объединение усилий педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
- формирование умения излагать свои мысли, расширение словаря.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- Изучить актуальность развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой методической литературы
- Применить полученные знания в работе с детьми.
- Обобщить опыт работы по данной теме.
Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации;
2. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. - М.: Просвещение, 1994 - 64 с.
3. Бейлина, А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. - №3. - С. 16 - 19.
4. Доронова, Т.; Доронова, Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» - М., 2011. - 27
5. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
6. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 1991. - 197с.
7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвещение, 1998.- 143с.
8. Жичкина, А. Значимость игры в развитии речи // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С.2-6.
Мероприятия проведенные с детьми :
Перспективный план работы по теме «Развитие игровой деятельности детей раннего возраста»
Сроки | Формы работы | Виды деятельности | Образовательная область |
Октябрь |
«Поезд» | Игры, беседы, двигательная | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое |
Ноябрь. |
«Куры и кошка» | Игры, беседы, двигательная | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое е |
Деабрь |
«Заинька» | Игры, беседы, двигательная | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое |
Январь |
«Курочка – хохлатка» | Игры, беседы, двигательная | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое |
Февраль |
| Игры, беседы, двигательная | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое |
Март |
| Игры, беседы, двигательная | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое |
Апрель |
| Игры, беседы, двигательная | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое |
Май |
| Игры, беседы, двигательная | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое |
В результате работы за год я:
- Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
- Создала картотеки дидактических, дыхательных, пальчиковых, с\р, артикуляционных, подвижных и др. игр.
- Расширила предметно развивающую среду путем изготовления дидактических игр, пособий для развития мелкой моторики рук, атрибутов для сюжетно ролевых игр.
- Провела консультации для родителей по данной теме.
- Оформила папки-передвижки в родительский уголок.
Сочетая познавательный элемент с игровым малыш сам выстраивает сюжет игры, педагог умело направляет действия малыша, решая поставленную дидактическую задачу. Подвижные игры позволяют научить и закрепить у ребёнка не только основные движения, но и сформировать у ребёнка основы познавательной активности.
Игры-ситуации и театрализованные игры направлены на обучение ребёнка игровым действиям, умению выстраивать цепочку игровых действий в один сюжет, тем самым закрепляя у ребёнка навыки гигиены и самообслуживания. Театрализованные игры вызывают у малыша эмоциональный отклик, побуждая его к двигательной импровизации.
Развивающие игры –игры, где ребёнок, оперируя памятью и вниманием
общается с взрослым, причём взрослый,а в данном случае опытный педагог направляет ход простых рассуждений малыша в нужное ему русло.
Диагностика
В конце каждого учебного года провожу мониторинг детей. Для обследования уровня развития детей моей группы, использовались следующие методы контроля
-анализ деятельности детей в процессе игр;
-анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.
По результатам обследования можно проследить, что показатель "сформирован" увеличился, а показатель "Находится в стадии формирования" уменьшился. Тем самым можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика формирования развития речи у детей данной группы.
Примечание:
- показатель "сформирован" означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
- показатель "находится в стадии формирования" означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
- показатель "не сформирован" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер
Вывод: Тема по самообразованию, выбранная мной я считаю актуальной на данное время, в своей работе я провела анализ литературы по данной проблеме, раскрыла роль воздействия игровой деятельности на речевое развитие детей раннего возраста, составила перспективный план, изучила механизм руководства игрой и методику проведения непосредственной образовательной деятельности, применяла разнообразные формы работы с родителями.
Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.
Я считаю, что выбранная мною тема достаточно раскрыта в моей работе и подтверждает свою актуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование по теме " Развитие игровой деятельности детей раннего возраста"
Игровая форма обучения создаёт положительный эмоциональный фон для обучения....
Программа саморазвития воспитателя II группы раннего возраста Шеиной Валентины Анатольевны на 2015-2016 год тема «Развитие конструктивной деятельности детей раннего возраста средствами игровых приемов»
Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и ст...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста. Тема:,, Развитие игровой деятельности в раннем возрасте. Обучение детей игре”
На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь-играть. А вот почему ребенок играет и почему это нужно делать, сможетобъяснить не каждый. По мнению ученых, игра – это не пус...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста.Тема:"Развитие игровой деятельности в раннем возрасте.Обучение детей игре."
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста. тема: Развитие игровой деятельности в раннем возрасте. Обучение детей игре
Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Одн...
План по самообразованию на 2023 - 2024 учебный год. Тема: "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста"
Актуальность:Игра - один из тех видов детской деятельности , которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В...
Самообразование "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста"
Презентация самообразования...