экономика
план-конспект урока (подготовительная группа)
Цель: Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.
Задачи:
1. Формировать у детей понятие о назначении денег.
2. Познакомить с видами денежных знаков и их временными изменениями.
3. Воспитывать правильное отношение к деньгам, дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.
4. Развивать у детей связную речь.
5. Развивать у детей воображение, внимание, мышление.
Методы и приёмы:
1. Игровой
2. Словесный
3. Практический
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Оборудование: экран, сундучок – копилка с бумажными купюрами и металлическими монетами, мешочки с солью, крупой, зерном, сахаром, стакан с водой, доска с магнитами, 2 – с монетами, с купюрами, кошельки.
Вводная часть
Феечка Копеечка: Здравствуйте, ребята! Я очень рада оказаться у вас в гостях. Пришла я к вам не с пустыми руками, посмотрите, у меня сундучок. А что там внутри, вы узнаете, отгадав мою загадку.
В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги)
Ответы детей
Феечка: Совершенно верно, это деньги. А что же такое деньги?
Размышления детей
Феечка: Действительно, деньги – это средство для жизни, особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги. Как и где мы используем деньги в повседневной жизни?
Ответы детей (покупка продуктов питания, оплата проезда в транспорте, покупка каких – либо подарков и многое другое)
Феечка: А как вы думаете, деньги всегда были?
Размышления детей
Феечка: А чтобы это узнать, мы отправимся сегодня с вами на планету Финансия.
Слайд № 3.
Феечка: Друзья, а как вы думаете, на чем можно отправиться на другую планету? Правильно, на ракете. Ну что, полетели?
Звездолёт готов для старта, экипаж команду ждёт,
Не теряя ни минуты, отправляемся в полёт.
Вы скафандры надевайте, 5 минут осталось нам,
Я ракету запускаю. Экипажи, по местам!
К запуску ракеты приготовиться! Начать обратный отсчёт:
Все хором: 5-4-3-2-1-пуск!
Звучит музыка. Дети имитируют взлёт ракеты.
Слайд № 4
Основная часть
Феечка: Вот мы и очутились на планете финансов. Обратите внимание на экран. Ребята, как вы думаете, почему по этой планете гуляют коровы?
Высказывания детей.
Слайд № 5.
Феечка: В древние времена люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались различными предметами. Так, например, племена скотоводов с незапамятных времен использовали в качестве денег скот.
Феечка: Давайте посмотрим дальше, кто живет на этой планете.
Слайд № 6.
Ребята, а это что такое? Правильно, ракушка.
В Океании, Индии, Африке роль мелких денег играли раковины каури, которые прикреплялись к ткани или куску кожи, нанизывались на шкуры или складывались в мешки.
У разных народов были свои предметы, служившие им в качестве денег. В Мексике деньгами были какао-бобы.
Слайд № 7.
В Канаде, Аляске и Сибири древние предки использовали в качестве денег шкурки ценных зверей.
Слайд № 8.
А в Новой Зеландии племена использовали камни, имеющие в середине отверстие.
Слайд № 9.
Феечка: Ребята, обратите внимание, у нас на столе лежат мешочки. Предлагаю вам подойти, пощупать и угадать, что в них может храниться.
Высказывания детей.
Феечка: Давайте откроем и посмотрим. (В мешочках лежат сахар, зерно, соль, рис)
Как вы думаете, могли ли все эти вещества служить деньгами? Конечно, могли. Все эти вещества также служили в качестве товарных денег. Обмен одной вещи на другую называется бартер.
Давайте подумаем, удобны ли все эти вещи в качестве денег были в использовании? Представим, идет древний человек в магазин, а под мышкой держит быка или корову, а может, большую слоновую кость или мешок камней. Это удобно?
Ответы детей.
Почему? Да, это неудобно, потому что они занимают много места. Их нельзя, например, положить в карман, как бумажные или металлические деньги. Поэтому возникла потребность в другой, более практичной форме платежа. Обратите внимание на экран.
Слайд № 10.
Это золотые и серебряные слитки. Слиток — это форма для хранения драгоценного металла, обладающего материальной ценностью. Но позже и такие деньги стали неудобными. И вот со временем, когда люди научились работать с металлом, стали появляться металлические монеты.
Слайд № 11.
Посмотрите, они отличаются от современных монет? Чем?
Ответы детей (неровные края, отсутствие округлой формы)
Феечка: Такие монеты стали быстро распространяются по всему миру. Это можно было легко объяснить, т. к. монеты удобно хранить, транспортировать, дробить и объединять. Они имеют большую стоимость при небольшом объеме и весе. В России был такой царь – Иван Грозный. Его все боялись. При нем стали делать ровные монеты, на них был изображен всадник на коне, с копьем в руках, и люди стали называть такие монеты - копейки. То есть копье – копейка.
Слайд № 12.
Физкультминутка
«Карманов много у меня»
На ладошку я монетку из кармана положу
Где орел, а может, решка? У монетки я спрошу.
Раз, два, три, монетку обратно в карман положи.
Феечка: Но монеты тоже были очень неудобные. Как вы думаете, почему?
Предположение детей.
Феечка: Да, их нужно было очень много и монеты были тяжелые и занимали много места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Именно поэтому люди придумали другие деньги – бумажные. Их еще называют купюры, банкноты. Первые деньги из бумаги появились в Китае.
Слайд № 13.
А в России первые бумажные деньги были введены при императрице Екатерине II в 1769 году.
Слайд № 14.
Феечка: Деньги у людей появлялись путём обмена, продажи. Ребята, а как вы думаете, каким образом можно было еще заполучить деньги? А за что получают деньги ваши родители?
Дети размышляют.
Феечка: правильно, за работу. Люди позже додумались за выполненный объём работы брать деньги. Получается, деньги стали не только средством покупки каких – либо вещей, но и оплачивали результаты труда людей. Поэтому к деньгам нужно относиться очень бережно.
Слайд № 15,16
А какими деньгами мы с вами сейчас пользуемся?
Ответы детей (Монеты, бумажные деньги, банковские карты).
Слайд № 17.
Чем, по-вашему, удобнее пользоваться? А как вы думаете, где в наше время безопасно хранить деньги?
Дети высказывают своё мнение (безопасно хранить деньги в Банках и на пластиковых картах).
Феечка: Как же нам разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А, может, мы это попробуем проверить? На одном из островов нашей планеты Финансия есть экономическая лаборатория. Мы в ней проведем небольшое исследование. Пройдемте. Встаньте так, чтобы было всем удобно. Пришло время открыть мой сундучок. Посмотрите, что в нём лежит?
Ответы детей: Монеты и купюры.
Феечка: Как настоящие исследователи, мы будем делать записи всех наших результатов на доске: разделим ее на 2 части - монеты и купюры. Посмотрите, что лежит на столе?
Дети: Купюры, монеты, стакан с водой.
Феечка: давайте проведём 1 эксперимент.
1. Эксперимент.
Феечка: Бумага мнётся, рвется; монета – нет. Какой вывод можно сделать?
Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
Феечка: На доске напротив монеты ставим фишку - магнит, здесь монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент.[
Феечка: Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Дети: Она намокает.
Феечка: А если она намокнет, что произойдёт?
Дети: Она может легко порваться.
Феечка: А теперь проверим монету. Что с ней произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает?
Ответы детей. Монета.
Феечка: На доске напротив монеты ставим фишку - магнит.
3. Эксперимент.
Феечка: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Как вы думаете?
Дети размышляют.
Феечка: Давайте опытным путём проверим. Возьмите в одну руку монету, в другую - купюру. Что тяжелее? Давайте подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? Ставим фишку - магнит на доске, где купюры.
4. Эксперимент.
На столе лежат кошельки. Предлагаю взять каждому по кошельку и положить туда купюру и монету. А теперь потрясите. Попробуйте перевернуть. Сделаем вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети проверяют, исследуют.
Феечка: Какой вывод можно сделать?
Дети: Хранить в кошельке купюры гораздо удобнее.
Феечка: Ставим фишку – магнит напротив купюр. А теперь давайте посчитаем количество магнитов.
Дети: Одинаковое количество фишек у монет и купюр.
Феечка: Совершенно верно. По одним достоинствам выигрывают монеты, а по другим - купюры. Какой вывод мы сделаем?
Дети размышляют.
Феечка: Действительно, нам нужны и монеты, и купюры.
Ребята, мы с вами путешествие совершили, опыты провели. Я вижу, что вы много теперь знаете о деньгах и для чего они нужны.
Заключительная часть
Феечка: Давайте, вспомним, о чем мы сегодня говорили:
1) как раньше люди обходились без денег, чем они их заменяли?
2) какие деньги появились первыми?
3) какие деньги сейчас?
Феечка: Давайте, чтобы закрепить наши новые знания перед отправлением на планету Земля, посмотрим мультфильм, который называется «История денег»
Показ мультфильма.
Динамическая пауза - игра «Чего нельзя купить?»
Все мы знаем, что на деньги можно купить очень многое, но далеко не всё. Сейчас я буду называть слова: если это можно купить - хлопаем, если нельзя купить - топаем.
- печенье
- костюм
- ботинки
- телефон
- телевизор
- автомобиль
- квартира
- семья
- друзья
- талант
- здоровье
- доброта
- вежливость
- счастье
То, чего не купишь, эти душевные качества, всё дорогое и близкое нам - это и есть настоящее богатство человека.
Феечка Копеечка: Молодцы, ребята! Я рада, что вы побывали у меня в гостях и узнали много нового. Пришло время прощаться.
Слайд №18.
Звездолёт готов для старта, экипаж команду ждёт,
Не теряя ни минуты, отправляемся в полёт.
Вы скафандры надевайте, 5 минут осталось нам,
Я ракету запускаю. Экипажи, по местам!
К запуску ракеты приготовиться! Начать обратный отсчёт:
Все хором: 5-4-3-2-1-пуск!
Звучит музыка. Дети имитируют взлёт ракеты.
Слайд № 19.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтапная работа по проекту "Экономика и дети"
В последнее время на современном этапе развития личности, все большую актуальность приобретает знакомство детей с экономикой. Это актуально, как для системы образования страны, так и региона и любого ...
Совместная работа родителей и детей по проекту "Экономика и дети"
В беседах с родителями мне стало ясно, что они не знают какими способами и методами можно преподнести детям экономические знания. знания ...
Конспект занятия "Экономика для малышей"
- познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата; - дать представление о рекламе; - пробуждать здоровый интерес к деньгам; - формировать экономическое сознан...
О царицы Экономики и Верной Дружбе.
Занятие по формированию элементарных экономических знаний у детей дошкольного возраста. Обогащение активного словаря детей экономическими...
Конспект занятия по экономики
Конспект занятия по экономическому воспитанию дошкольников...
Конспект занятия по экономике в подготовительной группе (по типу викторины «Что? Где? Когда?»)
Это конспект игрового занятия, целью которого является закрепление знаний по экономическому воспитанию старших дошкольников...
консультация для родителей "Дошкольник и .....экономика"
современный ритм жизни и то с какой скоростью происвходят изменения в современом мире требуют более серьезного подхода к экономическому воспитанию детей, и начинать это надо с детского сада....