Поэтапная работа по проекту "Экономика и дети"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
В последнее время на современном этапе развития личности, все большую актуальность приобретает знакомство детей с экономикой. Это актуально, как для системы образования страны, так и региона и любого дошкольного образовательного учреждения. Будущее время будет отличаться от настоящего, но уже сейчас нужно закладывать те основы экономических знаний, которыми можно будет воспользоваться в будущем. Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая как «область разумного ведения домашнего хозяйства», «искусство ведения домашнего хозяйства», экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Работая в дошкольном учреждении, я столкнулась с тем, что нет модели знакомства детей дошкольного возраста с экономикой. В условиях общественного дошкольного воспитания, в детском саду дети тоже «покупают», «продают» и «расплачиваются» за покупки деньгами. Чтобы понять внутреннее состояние каждого ребенка моей группы, оценить их потребности и возможности, скорректировать представления об экономических понятиях в доступной форме я много беседовала с детьми и их родителями. А так как ведущей деятельностью воспитанников являются игры, я и решила начать знакомство с элементарными знаниями по экономике через ролевые, дидактические, развивающие игры и старалась предусмотреть тесную связь этического, трудового и экономического воспитания. При опросе детей в начале своей проектной деятельности я выяснила, что многие дети слышали такое слово «экономика», но не знают, что оно обозначает, имеют малый запас знаний по экономическому образованию. В беседах с родителями мне стало ясно, что они не знают какими способами и методами можно преподнести детям эти знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Поэтапная работа по проекту "Экономика и дети" | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Экономика и дети»
Поэтапная реализация работы по проекту.
Блок | Основные идеи | 1 этап Предварительная работа | 2 этап Основной Расширение и углубление темы | 3 этап Заключительный Решение практических задач | Связь с другими видами деятельности |
Потребности
Производители и ресурсы. Обмен и деньги. Цена. Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика. | Одна из наиболее сильных человеческих потребностей – это потребность в общении, потребность иметь друзей. Очень важны потребности в еде, одежде, питье, обуви, безопасности жизни и здоровья. Для изгототовления любого товара необходимы ресурсы. Они бывают разные – это природные, капитальные, человеческие. Дать детям знания о производителях товаров (продуктов труда). Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения потребностей человека. Бартер – прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег. Деньги – универсальное и удобное средство обмена. Цена – некоторое количество денег, которые люди платят за ту или иную единицу товара или услуг. Хороший хозяин в семье – это одно из условий ее благополучия. Умение экономить, планировать – это искусство, которому люди учатся всю жизнь. | Обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или хочется пить, когда нужно одеться или умыться, когда хочется играть, рисовать, лепить, послушать сказку. Выяснение с детьми, в чем именно заключается потребность: нужны ли им определенные предметы или забота, сочувствие, откуда берутся необходимые вещи, кто оказывает те или иные услуги. Ознакомление детей с разными профессиями. Усиление внимания к проблемам общения: как попросить о нужном предмете, помощи, услуге, как предложить свою помощь. Во время наблюдений, бесед, чтения художественных произведений подвести детей к выводу: одни материалы, из которых делают товары, можно найти в природе, а другие сделаны людьми. Уточнить понятие «товар». Проведение ситуативных игр «Семья», «Магазин» во время которых дети производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами». Привлечение детей к производству рекламы. Пребывание детей в «безденежном» обществе – игра без «денег» (обмен товарами и услугами). Обсуждение вопроса, почему люди осуждают такие качества, как неряшливость, расточительность, жадность, такие явления, как воровство, ложь, а достойными считают доброту, честность, щедрость, благородство, трудолюбие, способность сочувствовать. Дать детям понятие ценностей жизни. | Оказание помощи детям в общении друг с другом, выявление интересов каждого. Обсуждение с детьми, в чем заключаются потребности, выделение из этого разнообразия экономических потребностей. Ознакомление детей с экономической категорией «потребность». Расширение представлений детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди. Развитие творческих способностей, способности детей участвовать в дискуссиях. Расширение представлений о разнообразии природных и капитальных ресурсов и способах их использования. Обсуждение с детьми вопроса о том, откуда берутся продукты питания, кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для производства. Ознакомление детей с видами транспорта, разнообразием транспортных услуг. Расширение представлений о капитальных ресурсах (об инструментах, которыми пользуются люди) Обсуждение понятия «бартер». Выяснение вопросов о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара или услуги. Придумывание с детьми денег, их названия, формы. Проведение конкурса на лучшее изображение денег. Использование придуманных денег в играх по обмену. Проведение беседы о функции и значении денег. Развитие у детей умения заботится об уюте помещений, эстетике быта, о порядке и чистоте в окружающем жизненном пространстве. Знакомство с понятиями бережливый, хозяйственный, добрый, честный, запасливый. Показывать детям образец достойного поведения в быту (отношение к воде, свету, вещам.) Проведение ТРИЗ-игры «Быть добрым хорошо или плохо». | Выяснение причин, по которым те или иные потребности требуют обязательного удовлетворения (еда, воздух, мед.. помощь и др.) Обсуждение, что необходимо для удовлетворения потребностей, какие нужны товары и услуги, каковы требования к тем или иным потребностям (гигиена питания, качество товаров, необходимость в книгах). Продолжение ознакомления детей с производителями товаров и услуг. Решение задачи «как появляется новая тетрадь». Выяснить, какие природные, капитальные и человеческие ресурсы нужны для превращения дерева в тетрадь. Вспомнить о долгом, трудном процессе выращивания леса. Ознакомление с понятием «экономия ресурсов». Уточнить, зачем людям деньги, где и что покупают люди, какие бывают деньги. Обсуждение понятия «семейный бюджет», семейный «доход», «расход». Выяснить, что заработная плата – это цена работы по производству товаров и услуг. Что такое сбережения? Знакомство с денежными единицами других государств. Воспитание полезных привычек: соблюдать чистоту, пользоваться бережно всем, что дают детям для игр и труда, не тратить зря ничего, а использовать для разнообразных занятий (культура деятельности, умение быть занятым). Дать детям представления о том, что предметный мир(вещный мир) – это рукотворный мир, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд и к нему нужно относится с уважением. | Труд в природе – уход за растениями. Ознакомление с окружающим – наблюдения за живой и неживой природой, взаимосвязи явлений в природе. Развитие речи – умение рассказать, объяснить, сформулировать свое мнение. Этика общения – беседы, театрализованные игры по правилам поведения. Художественная литература – чтение книги Г. Остера «Вредные советы». Отгадывание загадок. Ручной труд – изготовление шкатулок из картона. Изобразительная деятельность – рисование на тему «Моя семья». Математика – представление о множестве, понимание терминов «больше-меньше», на сколько больше, меньше». Чтение художественной литературы – В. Маяковский «Кем быть», С. Михалков «А что у вас?», Б. Заходер, С. Баруздин, заучивание пословиц Викторина «Что, где, когда». Дидактические игры «Что из чего сделано?», «Путаница». Составление морфологической таблицы «Из чего сделано?» Изобразительная деятельность – рисование на темы: «Кому спасибо говорим», «Кем я хочу быть». Логика – игра «Пятый лишний». Конструирование – «Найди замену недостающей детали». Экскурсия в прачечную. Обучение грамоте – разгадывание кроссвордов. Познавательное развитие – беседа на тему: «История жизни древних людей». Ручной труд – изготовление поделок из природного и бросового материала. Художественная литература – чтение произведения В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», р. Н. с. «Петушок и бобовое зернышко, «Гус-лебеди». Игра ТРИЗ – «Хорошо-плохо». Составление морфологических таблиц «Какие бывают деньги», «Расходы семьи». Изобразительная деятельность – рисование денег для игры, «Комната в которой я живу». Дид. игра « Витрина какого магазина ». Математика – решение задач в пределах 10. Ручной труд «Продлим жизнь книге». Изготовление предметов обихода из бросового материала (пластмассовых бутылок, крышек от флаконов, использованных фломастеров). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.
Организовать индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации индивидуальной работы со всей группой одновреме...
Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа
Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....
Поэтапное формирование устной речи у детей при ОНР. Двусоставное предложение (3-ий этап обучения).
РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.Задание 8. Научить детей понимать и определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие - одному лицу или нескольким."Покажи, где маль...
Поэтапная работа над составлением рассказа по картине в старшей группе.
Поэтапная работа над составлением рассказа по картине в старшей группе....
ПЛАН ПОЭТАПНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ
В плане поэтапной работы с родителями детей с ОВЗ представлены основные этапы взаимодействия в течение учебного года с указанием темы и целей встреч....
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
«Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей».
laquo;Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей»....