Конспект занятия по экономики
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект занятия по экономическому воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_buratino.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Поможем Буратино открыть супермаркет»
Программное содержание: Систематизировать знания детей о разнообразии товаров, что все их можно разместить водном супермаркете, группируя по определенным признакам. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». Развивать познавательные интересы, фантазию, воображение. Создавать эмоционально-положительный климат в группе.
Оборудование: Дидактическая игра «Хочу и надо», «Выбери дом», рекламы, изготовленные с родителями, клей, материал для коллажей, атрибуты для Буратино.
Ход занятия:
В-ль: Ребята сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. А как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие.
Ответы детей.
В-ль: Хорошо, но раз мы отправимся в сказку, значит и транспорт, на котором мы отправимся должен быть сказочным, правда?
Ответы детей:
В-ль: Отправимся в полет на чудо – машине, которая называется «Сказколет», а чтобы мы могли связаться с детским садом или найти ответы на тяжелые вопросы. Давайте возьмем с собой компьютер и сотовый телефон.
Пальчиковая игра «Сказколет». Приготовились, включили моторы, закрылки открыли, полетели «у». Набираем высоту, закрылки закрыть, приняли вертикальное положение, опустились на сказочную планету, и увидели сказочных героев, улыбнулись друг другу, понравились, поздоровались: «здравствуйте», а они на сказочным языке. Тогда и мы попробуем на сказочном. Понравились друг другу и пошли, встретились, поцеловались и обнялись и в стороны разошлись. Ой, как хорошо! Понравилось, и еще раз встретились. Ну, вот мы и прибыли, посмотрите как здесь чудесно, волшебно, сказочно. Это кто сидит под деревом?
Ответы детей: Буратино!
В-ль: Здравствуйте уважаемый Буратино, вы не скажете, почему вы тут сидите один.
Буратино: Здравствуйте! Не мешайте мне, я жду, пока вырастет чудо-дерево. Вчера посадил здесь пять золотых, которые мне дал Карабас, и полил и посолил, а дерево все не растет, а мне так хочется, чтобы у нас с папой Карло было много денег.
В-ль: Это опять проделки Кота и Лисы. Ребятки может вырасти из монет чудо-дерево с денежками?
Ответы детей: Нет.
В-ль: А что с деньгами произойдет в земле?
Ответы: Заржавеют, сгниют.
В-ль: Ребята, а что нужно сделать, чтобы были деньги.
Ответы детей: Работать пойти.
Буратино: Ну и ладно, я тогда пойду и куплю себе много мороженого, пирожного, конфет, шоколада …
В-ль: Стоп, стоп! А кА же папа Карло, а куклы. Что же им бедным останется. И можно ли тратить все деньги на сладости, а ребята, расскажите Буратино.
Ответы детей.
В-ль: Вот видишь Буратино, есть вещи более необходимые. А чтобы ты лучше запомнил, сейчас мы с ребятками с тобой поиграем. Лиза, у тебя в компьютере есть игра, найди ее, пожалуйста.
Игра «Хочу и надо»
Буратино: Вот спасибо! Я все запомнил. Но как же мне сделать, чтобы денег стало больше, ведь если я потрачу их на то, что надо, их не останется.
В-ль: Ребята уже сказали, что надо пойти работать, а мы предлагаем тебе открыть магазин.
Буратино: А что такое магазин?
Ответы детей.
Буратино: А какие бывают магазины и что в них продают?
Ответы детей.
Буратино: Нет, так я ничего не запомню.
В-ль: Буратино, мы тебе поможем сейчас мы тебе подарили картинки. Что должно быть в разных магазинах. Лиза посмотри, пожалуйста, в своем компьютере.
(Лиза открывает компьютер и от туда вынимает пустые листы со значками, обозначающими отделы магазинов и разные картинки – товары).
В-ль: Ребятки. Компьютер дал сбой, и все перепуталось, надо что-то делать.
Буратино: Как же я теперь узнаю, какие товары мне нужны в магазин?
В-ль: Спокойствие, только спокойствие, я сейчас посмотрю, что у меня есть в сумочке (вынимает разные предметы). Это пригодится? Нет? А это? (вынимает клей-карандаш) а это поможет? Картинки можно приклеить.
Ответы детей: Да.
Коллажи «Разные магазины»
Буратино: Здорово! Теперь я ничего не забуду. Но вот что мне выбрать «Магазин для животных» или «Продукты» или «Бытовая техника». Хочу и то, и то, и то.
В-ль: Буратино ты не переживай можно открыть магазин в котором будут продаваться разные товары, правда ребята, и как же он будет называться.
Ответ детей: Супермаркет.
Буратино: Вот здорово спасибо я побежал в коморку к папе Карло и там открою «Супермаркет».
В-ль: Постой, постой! Как вы думаете, ребята коморка папы Карло подойдет для супермаркета
Ответы детей:
Буратино: Что же тогда делать?
В-ль: Необходимо либо построить, либо купить новое здание. Ребята давайте заглянем в наш компьютер, может он нам поможет.
Игра «Выбери дом»
Ответы детей с пояснениями.
Буратино: Вот спасибо. Только если супермаркет такой большой нам одним с папой Карло не справиться.
Ответы детей: Нужны помощники.
Игра «Помощники для Буратино»
Буратино: Вот здорово! Ну, я пошел, спасибо. Только вот как же все узнают, что я открыл магазин.
Ответы детей.
В-ль: Нужно сделать рекламу магазина и товаров. Мои ребятки дома с мамами учились делать рекламу, сейчас мы попросим Татьяну Васильевну, пусть она отправит нам по компьютеру, а ребятки тебе расскажут.
Презентация реклам.
Буратино: Спасибо вам большое, теперь я знаю что мне нужно делать с денежками и как их правильно потратить на нужные вещи. За это я вам хочу подарить вот эти золотые монеты, они сладкие. До свидания побегу заниматься делами.
В-ль: А нам ребятки пора возвращаться обратно в детский сад.
Упражнение «Полет на сказколете»
Вот мы и на месте. Где мы с вами были, что мы доброго сделали, чему научили Буратино?
Ответы детей.
В-ль: Спасибо вам за прекрасное путешествие, вы у меня молодцы!
Картотека
дидактических игр с экономическим содержанием
(А – авторские дидактические игры)
1.«КАКИЕ БЫВАЮТ РАСХОДЫ »(А)
ЦЕЛЬ: Показать детям ,что расходы бывают обязательные(основные) и необязательные (не основные).
МАТЕРИАЛ: Модель «Расходы»,карточки с изображением предметов, символизирующих основные и не основные расходы(мебель, одежда, продукты, питания, свет, газ, игрушки,
книги ,карточки белого и красного цвета.
ХОД. Вариант1:ведущий показывает картинку с изображением какого- либо предмета, дети поднимают карточку того цвета каким он считает предмет по степени необходимости.
Вариант2:детям раздаются предметные картинки ,карточки раздаются двум детям. По сигналу воспитателя дети становятся вокруг ребенка необходимого по их мнению цвета.
2. «МАЛЕНЬКИЕ ПОКУПКИ»
ЦЕЛЬ: Показать, что каждая вещь стоит денег, сопоставлять цена товара с имеющимися наличными деньгами.
МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением различных предметов(товаров),ценники, деньги.
ХОД: Дети выбирают товар ,соотносят цену с имеющимися у них деньгами, делают покупки по заданию ведущего :
-Покупка только одного предмета(товара).
-Покупает сразу несколько товаров.(спрос не превышает предложение).
-Покупатель сравнивает товары по стоимости(дороже, дешевле, одинаковые по цене)
3. «ИНТЕРЕСНЫЕ ПОКУПКИ»
ЦЕЛЬ: Раскрыть детям покупательную силу денежных знаков.
МАТЕРИАЛ: Товары разной стоимости, монеты (купюры) разного достоинства.
ХОД: Ведущий дает задания «покупателям» с постепенным усложнением:
-купить вещь(предмет),которая стоит….рублей;
-назвать, что можно купить за …..рублей;
-самостоятельно узнать, а потом назвать одну, две, три вещи, стоящие определенную сумму денег.
4. «УЗНАЙ ТОВАР»(А)
ЦЕЛЬ: Дать понятие, что каждая вещь-товар .Товары бывают разного назначения.
МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением товара различного назначения(промышленные, сельскохозяйственные, культурно-бытового назначения и др.)
ХОД: Вариант1: Покупатель описывает товар не называя его ,продавец отгадывает и отдает.
Вариант2:Покупатель называет назначение предмета или некоторые действия с этим предметом, продавец отгадывает и отдает.
Вариант3:Покупатель называет то что может получиться
5. «ЧЕЙ СУВЕНИР»(А)
Цель: Познакомить детей с народными промыслами(Городецкая, хохломская и т.д.)
МАТЕРИАЛ: Картинки –пазлы .
ХОД:Вариант1:Детям предлагаются пазлы с изображением различных народных промыслов. Ведущий показывает картинку дети определяют у кого какой промысел и складывают пазлы .
Вариант2:Дети самостоятельно выбирают пазлы одного промысла.
Вариант3:Ведущий называет промысел, дети находят изображения изделий этого промысла.
6. «Детская лотерея»(А)
Цель: Познакомить детей с особенностями разыгрывания лотереи.
Материал: Лотерейные билеты с указанием номера и серии; специальные призы(детские поделки);табло.
ХОД: Лотерея-это возможность выиграть что-либо на купленные лотерейные билеты. Дети покупают билеты, а дальше все разыгрывается как в настоящей лотерее. Крутится барабан с шарами, и объявляется номер билета ,на который « выпал» выигрыш. Дети сравнивают номера билетов с номерами на табло. Это беспроигрышная лотерея.
7. «Угадай, какая это профессия»
ЦЕЛЬ: Закрепить и уточнить знания детей о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве.
МАТЕРИАЛ: Карточки картинки с изображением людей разных профессий.
ХОД:Вариант1:Воспитатель описывает профессии рекламного агента ,рекламодателя, художника-оформителя, и т.д.но не называет их .Дети отгадывают.
Вариант2:Игра с карточками, на которых изображены :банк, детский сад, рекламное агентство, больница, магазин и т. д.Детям раздаются карточки и они говорят чем занимаются люди работающие например в больнице.
8. «Кто что делает?»
ЦЕЛЬ: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир.) и трудового действия (взвешивания товара ,готовит еду, рисует )
ХОД: Ребенок , взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
Вариант: Дети подбирают инструменты ( картинки ),которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
9. «НАЗОВИ ПРОФЕССИИ»
ЦЕЛЬ: Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека ;воспитать интерес к людям разных профессий.
МАТЕРИАЛ: Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.
ХОД: Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
10 «КТО ТРУДИТСЯ, КТО ИГРАЕТ»(А)
ЦЕЛЬ: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – не трудовой).
МАТЕРИАЛ: набор карточек с изображением игровых и трудовых процессов.
ХОД: У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное бельё, дети танцуют, играют и т.д.), устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствия).
11 «КАКИЕ БЫВАЮТ ДОХОДЫ»
ЦЕЛЬ: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).
МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату, и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.
ХОД: Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют дополнительные и основные доходы.
12 «ТОВАРНЫЙ ПОЕЗД»
ЦЕЛЬ: Закрепить знание детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.
ХОД: Вариант 1: Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода.
Вариант 2: Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – игрушечная фабрика.
13 «МАРШРУТЫ ТОВАРОВ»(А)
ЦЕЛЬ: Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленны товары, мебель, сельхозпродукты и др.).
МАТЕРИАЛЫ: картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», и т.п.
ХОД: каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам, с названием магазина.
14 «СОБЕРИ ВМЕСТЕ»
ЦЕЛЬ: Расширить представление детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.
МАТЕРИАЛ: Карта (панно) с изображением различных товаров.
ХОД: У каждого ребенка – карта. На которой нарисованы разные предметы. Используя круги Эйлера – Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобное – несъедобное; игрушки – орудия труда.
15 «УГАДАЙ, ГДЕ ПРОДАЮТСЯ»(А)
ЦЕЛЬ: Научить детей соотносить названия магазина с товарами, которые в нем продаются; развивать умение обобщать группы предметов.
МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.
ХОД: дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
16 «МАГАЗИН ИГРУШЕК»
ЦЕЛЬ: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
МАТЕРИАЛ: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
ХОД: Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
17 «ЧТО БЫСТРЕЕ КУПЯТ?»(А)
ЦЕЛЬ: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
МАТЕРИАЛ: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).
ХОД: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
18 «ЧТО И КОГДА ЛУЧШЕ ПРОДАВАТЬ?»
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности ( времени года) на реальный спрос.
МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т.д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.
ХОД: Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сандалии, сарафан – в «летний» магазин.
19 «ДОМИНО»(А)
ЦЕЛЬ: Закрепить знание о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.
МАТЕРИАЛ: карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.
ХОД: Правила игры – общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок, слева или справа кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобранны карточки.
Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экономике в подготовительной группе (по типу викторины «Что? Где? Когда?»)
Это конспект игрового занятия, целью которого является закрепление знаний по экономическому воспитанию старших дошкольников...
Конспект занятия по экономике в подготовительной группе «Экскурсия по Экономинску»
Цель: выявить уровень знаний детей по экономическому воспитанию....
Конспект занятия по экономике "Ателье"
Развивать умение правильно составлять описательные рассказы об одежде, опираясь на схему. Тренировать в дифференциации одежды по назначению (праздничная, раябочая, спортивная), по принадлежности (мужс...
Конспект занятия по экономике в подготовительной группе «Бюджет семьи»
Тема: «Бюджет семьи». Цель. Ввести детей в мир экономических отношений.Задачи:- познакомить с понятиями: бюджет, доход, расход;- развивать...
Конспект занятия по экономике в старшей группе. Тема: Почему цены разные?
Расширить знания детей о ценах о ценах на товары и услуги, почему один и тот же товар может быть дешевле и дороже....
Конспект занятия по экономике «Деньги и результат труда. Профессии»
Цели: объяснить дошкольнику, что такое трудиться, работать и зарабатывать....
Конспект занятия по экономике.
В данном материале представлен конспект занятия по экономике, для детей подготовительной к школе группы....