Наша матушка - вода!
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дементьева Марина Андреевна

Конспект поможет закрепить и обобщить знания дошкольников о разнообразных свойствах воды, развивать интеллектуально-личностные качетсва воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_matushka_voda.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное дошкольное образовательное автономное  учреждение

«Детский сад № 179»

Конспект

занимательной деятельности

по познавательному развитию

на тему «Наша матушка вода!»

для группы общеразвивающей направленности

для детей 6-7 лет

Подготовила

Дементьева Марина Андреевна

воспитатель

г. Оренбург

КОНСПЕКТ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ТЕМУ:

«Наша Матушка вода!»

Цель: закреплять и обобщать знания дошкольников о разнообразных
свойствах воды,
развивая интеллектуально-личностные качества
воспитанника:

  • предпосылки учебной деятельности,
  • познавательную активность,
  • любознательность,
  • владение диалогической речью и конструктивность поведения,
    социальные нормы и правила поведения,
  • способность решать интеллектуальные и личностные задачи в
    логическом их завершении,

%

  • элементарные правила здорового образа жизни,
  • первичные представления о мире и природе эмоциональная
    отзывчивость.

Задачи:

Обучающие:

- формировать представления о планете Земля как об общем доме, учить
отмечать на карте своего края реки, на глобусе поверхность воды,
воспитывать бережное отношение к природе,

- формировать познавательный интерес в поисково-исследовательской
опытнической деятельности;

- формировать предпосылки учебной деятельности;

- закреплять элементарные экологические знания о воде;

Развивающие:

- развивать интерес к совместной деятельности со сверстниками;

-активизировать коммуникативные навыки связной речи в логическом
изложении ситуации;

-развивать воображение и мышление детей в самостоятельной
опытно-экспериментальной деятельности;

-закреплять навыки самостоятельного выбора действий;
Воспитывающие:

-расширять представления о «малой» и «большой» Родине, ее природе
ценностях;

-формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему
миру;

- воспитывать общую культуру поведения и потребность в ЗОЖ,
Форма проведения мероприятия:   поисково - исследовательская
деятельность детей.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды
  • Загадывание загадок
  • Чтение стихотворения «Путешествие Капельки»
  • Проведение отдельных опытов с водой
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода»
  • Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»

Оборудование:

  • макет планеты Земля (глобус);
  • карта Оренбургской области;
  • магнитная доска;
  • мольберт;
  • картинки реки Урал, реки Сакмара;
  • лазерная указка;
  • д /и «Кому нужна вода?»
  • иллюстрации к стихотворению «Путешествие капельки»;
  • оборудование для опытно-экспериментальной деятельности;
  • мультимедийное оборудование, магнитофон.

План ОД

  1. Вводная часть:

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.
          Определение цели.

Анализ обследования, выводы.

  1. Основная часть:

Показ, комментирование, дискуссия.

Определение способа изготовления
Планирование.

Изготовление
Обыгрывание
Физкультурная пауза
Образец составления рассказа.

Составление рассказов детьми из личного опыта

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов ОД.

Длительность ОД

Ход

образовательной деятельности

Часть ОД

Содержание

Области

Вводная часть.

Создание проблемной
ситуации.

Создание мотива для
деятельности детей
Определение цели.
Анализ обследования,
выводы.

Вводная (информационно-познавательная)

-Ребята, сегодня мы с вами будим говорить о
самом важном элементе на планете - «о Воде». Но сначала посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы здесь видите? (на экране планета Земля)

Это вид из космоса. А где еще можно увидеть нашу планету Земля? (ответы детей: на карте, на глобусе) А теперь давайте присядем и рассмотрим глобус
Загадка:

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

                                  (глобус)

  • А что такое глобус?

       (Глобус - это модель Земли.)

  • А как вы понимаете - модель Земли?

(дети высказывают, объясняют)

  • Правильно, дети,
  • Глобус - это модель нашей планеты
    Земля в уменьшенном виде.
  • А что мы можем узнать о нашей
    планете Земля, посмотрев на её модель,
    то есть, посмотрев на глобус?

                    (Можно увидеть моря, океаны,    горы, реки, страны...)

  • Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки,

(показать на глобусе)

  • Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет - это вода: моря, океаны, реки, озёра)

  • Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться вода?

  • Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?
  • Почему? (Дети объясняют)
  • Зачем вода нужна растениям?
  • А как они её получают?
  • Почему животные не могут жить без воды?
  • Ребята, а людям нужна вода?

(Дети объясняют, делают выводы)

Д/игра «Кому нужна вода?»

Звучит запись журчания ручейка

(Чтение стихотворения о воде)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

(иллюстрации к стихотворению)

  • Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.
  • А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна.
    Растительному, животному миру и человеку
    нужна вода пресная. А какая это вода
    пресная?
    Может вы знаете о ней?
  • Правильно, пресная вода - это вода без
    солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?

(Дети объясняют) Показать плакат «Откуда в городе вода?»

  • А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
  • А как вода поступает в реку?

- А какие реки есть в Оренбургском крае?
(ответы детей) показ на карте р. Урал и р. Сакмара (иллюстрации)
Динамическая пауза
К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились,
(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой - это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин,
(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)

И отправились домой.

Познавательное развитие,

 речевое развитие социально-коммуникативное

2. Основная часть.

Показ,комментирование,
дискуссия.

Определение способа

изготовления.

Планирование.

Изготовление.

Обыгрывание

Физкультурная пауза

Демонстрация.

Образец составления
рассказа.

Составление рассказов
детьми из личного опыта

2 часть: Практическая

(Опытно-экспериментальная)

  •  Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое
    лаборатория?
    (Это место, где ученые проводят
    опыты и ставят эксперименты.)
  • Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
  • Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети
    рассаживаются по два человека за один стол.)
  • Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель
спрашивает, какой формы эти предметы (ответы  детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем
узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода - жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

 (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

Опыт 2. Какого цвета вода?

Возьмем два стакана - один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим

ее за стаканом с водой. Нам видно картинку?
(ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через
молоко - не виден. Значит - вода прозрачная
жидкость. Прозрачную воду можно сделать
непрозрачной. Для этого намочим кисточку и
окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.
(Используя при этом алгоритм, символизирующий
это свойство воды. И
 вывешиваем его на доску)

Опыт 3. Вода - растворитель.

-А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и
высказывают свое мнение. Затем предложить
одному ребенку размешать в воде сахар, другому - соль, третьему - аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

-Ребята, а вы знаете, что в нашем Оренбургском крае, есть свое соленое озеро, как оно называется?
(озеро Развал» - показ фотографий озера.

- Кто из вас был на соленом озере?

Каким свойством оно обладает? (ответы детей).А давайте сейчас мы с вами попробуем сделать свое небольшое соленое озеро.

Опыт 4. Свойства солёной воды
Необходимый инвентарь:
две стеклянные чаши с водой, два яйца, поваренная соль (24 ст. ложки).

  • - Ребёнок с помощью ложки опускает
    яйцо в один стакан, наблюдает, что оно
    тонет.
  • - Во втором стакане он растворяет соль,
    тщательно размешивая её ложкой.

Опускает второе яйцо. Наблюдает, что в этом стакане яйцо плавает на поверхности.

Гимнастика для глаз

- Делать научные открытия дело не из
лёгких, поэтому в лабораториях бывают
перерывы для того, чтобы отдохнули наши глазки. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.
(Дети располагаются на ковре в произвольном
порядке.)
 

Глазки у ребят устали,
посмотрели все в окно
(посмотреть влево и вправо)

Ах, как солнце высоко.

(посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем,
в группе радугу построим
(посмотреть по дуге)

Вверх по радуге пойдем
Вправо, влево повернем
А потом скатимся вниз,

(посмотреть вниз)
жмурься сильно, но держись.

(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

  • Отдохнули, ребята? Тогда занимаем
    места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

  • Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)
  • Давай все по очереди заглянем в него.

Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

  • А где ещё можно увидеть своё отражение?
    (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы тепёрь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод:  Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Опыт 6.«Разлить поровну»

Необходимый инвентарь: три прозрачных стакана, кувшин или чайник с водой, салфетка.

- Сейчас Маша должна разлить воду из

кувшина поровну во все три стакана.

Когда стаканчики наполнены, мы свами

проверим результат.

(Работу можно повторить, вылив воду из
стаканчиков обратно в кувшин).

Дети приклеивают картинки свойств воды вокруг капельки по ходу выполнения экспериментальных опытов.

Познавательное развитие, речевое развитие, социально - ком- муникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Заключительная

часть.

Оценка деятельности
детей и самооценка.
Подведение итогов ОД.

Выводы. Слайды «Почему воду нужно беречь».

Длительность ОД: 30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наша спутница - вода"

В конспекте в ировой форме представлена экспериментальная деятельность с водой....

ПРОЕКТ "Наша помощница-вода"

Данный проект расчитан для детей  подготовительной к школе группы...

ПРОЕКТ«МАТУШКА ВОДА-БЕСЦЕННАЯ И ВСЕМ НЕОБХОДИМАЯ»

    Современное содержание воспитательно–образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой...

Занятие «Поможем Матушке-Воде»

Закрепить знания детей о родных состояниях воды (жидкость, лёд, снег и пар).Расширить представления о свойствах снега и льда, об их значении в природе. Учить детей анализировать и делать выводы о неко...

Конспект ННОД по экологии. Тема:"Земля - кормилица наша, матушка!"

Конспект ННОД по экологии. Тема:"Земля - кормилица наша, матушка!"...

Проект по теме: «Береги цветы – красоту нашей матушки Земли».

Цель проекта: Развитие познавательного интереса у детей и формирование добрых чувств к растительному миру.Вид проекта:Ознакомительно-творческий.Продолжительность: краткосрочный.Состав участников проек...