Недирективная помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
консультация на тему

Сибгатулина Гульсира Минигалиевна

Мастер класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx314.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 10

 г. Лениногорска»

муниципального образования

 «Лениногорский муниципальный район»

 Республики Татарстан

Поддержка индивидуальности и инициативы детей 

Мастер-класс

Тема: недирективная помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

в рамках

презентация опыта работы:

Подготовила:

Сибгатулина Г.М.,

Воспитатель,

1 квалификационная категория

Лениногорск, 2017 г.

Цель: повысить эффективность использования технологии,  создания атмосферы радостного проживания периода детства, способов поддержки детской инициативы, организации жизни группы.

Задачи:

1.     Помочь педагогам в определении стиля поведения с детьми;

2. Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных технологий, направленных на создание атмосферы психологического комфорта и способы поддержки инициативы через установление правил и традиций группы;

3. Формировать умение коллегиально обсуждать проблемы, способствовать развитию гибкого мышления.

1.Ритуал приветствия

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер- классе. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую  сможете использовать в работе с педагогами, а также поделиться и своим опытом.

2.Упражнение «Разогревки - самооценки»

Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Для того, чтобы наше общение было плодотворным, позитивным, чтобы в этом зале царила благоприятная атмосфера, давайте друг другу подарим  ощущения связанные с положительными эмоциями. Участники по кругу оправляют друг другу положительные ощущения.

Вопросы к педагогам:

- Какие ощущения вы получили, отразилось ли это на вашем настроении? Чувствуете ли вы себя как дома?

Наш диалог я хочу с причты.

3. Психологический настрой: «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

Вот и в  наших руках, в руках наших педагогов есть возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

Есть такая планета под названием «Детство», на которой живут озорные мальчишки и девчонки, с широко распахнутыми глазами и звонкими голосами, неугомонные «почемучки». Благополучие маленьких жителей планеты  зависит от тех, как их любят и ценят, от того, как радостно и комфортно  им живется, насколько ярко и насыщенно наполнен каждый день новыми впечатлениями. Их должны окружать заботливые люди,  которые наполнят каждый день незабываемыми впечатлениями, поддержат в воплощении первых маленьких замыслов,  вселят надежду на успех. Поэтому главная цель педагогов планеты «Детство» - создать такую атмосферу для детей,  которая откроет  горизонты для реализации интересов, потребностей, поддержки  инициативы, а это немыслимо без педагогических технологий.

4.Ведение  в тему

Я предлагаю погрузиться в атмосферу планеты «Детства».

В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали»

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада

Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

а) проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

е) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;

ж) проявляют способность к принятию собственных решений.

(написаны на листочках, девочки читают)

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

(написаны на листочках, девочки читают)

Для фокус группы

1.«Больница» (на столе картон, клей, фломастеры, ручки, палочка от мороженного. Участнику группы предлагается изготовить атрибуты к игре больница)

Инструкция: После беседы о работе врача выяснилось, что для игры в «больницу» у детей нет некоторых атрибутов. А так как они любили эту игру, то решили изготовить их самостоятельно. Стали думать, что из чего и как можно сделать. Дружно обсудили все и принялись за работу.

градусник - палочка от мороженного, разрисованная фломастерами или вырезанный из картона

ложечка для проверки горла - палочка от мороженного; стеклянная трубочка для взятия крови – стержень от ручки;

2. «Подарок» (на столе картон, клей, фломастеры, цветная бумага Участнику группы предлагается изготовить подарок для малышей)

Инструкция: Ребята нашей группы изготовили поделки для малышей, выполнив задание, дети сами отнесли игрушки малышам и организовывали там игру. Радость детей младшей группы послужила серьезным стимулом для последующей самостоятельной деятельности, способствовала усилению эмоционального предвосхищения результатов своей работы.

3. «Карнавал» (картон, цветная бумага, ножницы, цветные карандаши, рулон бумаги.)

Инструкция. Представьте себе, что вы жители сказочного города. И в этом сказочном городе проходит карнавал. Нужно придумать и сделать маску или костюм для карнавала.
Когда для карнавала все будет готово, из рулона бумаги (обоев) делается длинная дорожка и дети представляют свои карнавальные костюмы и маски.

5.Работа с залом

Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Поэтому активность, инициативность, стремление к самореализации - сущностные характеристики личности.

Развитие инициативности:

1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или такие, в которых у человека есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).

Научить грамотно реагировать на собственные ошибки (смотри "Ошибочка! ").

Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.

Проблема воспитания самостоятельности у дошкольников рассматривается в двух аспектах: умственном и нравственном. Выделяют 3 компонента развития самостоятельности:

1.Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление (Формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л. С. (1983, во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т. д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели.

Игра «Рисуем по памяти узоры»

Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попрошу 2 минуты посмотреть на этот узор.

После этого узор убираю и предлагаю воспроизвести его по памяти.

2.Эмоциональный: при определенных условиях эмоции могут существенно повышать продуктивность мыслительной деятельности.

 Упражнение «Мое качество»

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, все в круг. Нам нужно будет по кругу передавать мяч тому, кто сидит справа, при этом называя свое имя и качество характера. Например: Люся — веселая. Следующий участник повторяет то, что сказал ему передающий мяч, и называет свое имя и качество, и так по кругу. Всем понятно? Начинаем игру.


Упражнение «Визитная карточка»

Задание 1 Составьте свою визитную карточку. 

Сочините устно шутливую визитную карточку: придумайте фамилию, имя, чем занимаетесь и т.д.
Схема:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Кто вы по профессии, занятиям.
3. Адрес.
4. Телефон.

5. Представьте себя… кем хотите.

3. Волевой: элементы воли, закладывающиеся у детей еще в дошкольном возрасте; уровень развития воли зависит от средств, форм и методов воспитания.

Игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе» (от 6-ти лет). Взрослый задает вопрос (загадывает загадку). Тот игрок, который знает ответ, молча поднимает руку, складывает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Когда все игроки догадаются и поднимут пальцы вверх, ведущий начинает считать: «Раз, два, три…» На счет «три» все игроки вместе шепчут ответ.

 Выступление фокус группы:

Необходимо отметить, что для развития инициативности важно участвовать родителям в этом процессе. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь маме помыть посуду или папе - закрутить шуруп. Тут важно, во-первых, не бить по рукам, когда ребенок "лезет помочь". И во-вторых, не вздыхать "инициатива наказуема", когда ребенок в чем-то ошибся.

Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты. Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребенку самовыражаться и инициировать творческие порывы.


В заключении хочу сказать, что стимулируя развитие самостоятельности, каждый раз стараюсь раскрывать перед детьми новые возможности, показывая рост их достижений, связывая растущую самостоятельность и инициативность с успешной перспективой обучения в школе.

Таким образом, самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности –это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.

Упражнение «Мои комплименты всем»

Цель: развитие навыков сотрудничества.

Инвентарь: кружки диаметром 3 см каждому участнику.

Инструкция. Сейчас, в конце наших занятий, у вас есть прекрасная возможность подарить другу комплименты. На кружках напишите, пожалуйста, комплимент каждому. Сейчас я буду называть каждого участника по имени, и мы все вместе подарим ему свои комплименты и поблагодарим за помощь и сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Стендовый доклад по обобщению опыта развития инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности младших дошкольников с учетом гендерного развития...

Мастер-класс на РП(М)О "Мотивация деятельности дошкольников как средстворазвития детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Познакомить с приемами и способами развития навыков импровизации у детей; музыкальных, ритмических, пластических....

«Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»

laquo;Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержкудетской инициативы и самостоятельностив различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»...

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности. Основная идея технологии состоит в то...

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

При внедрении в свою работу технологии «План – дело – анализ», можно увидеть то, как растёт инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к у...

Мастер – класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ»

Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности....