Консультация для воспитателей и родителей: «Способы и направления поддержки детской инициативы»
консультация (средняя группа)
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности
детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать,
сочинять и пр. В соответствии с собственными интересами является важнейшим
источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_i_vospitateley.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей и родителей: «Способы и направления поддержки детской инициативы»
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности
детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать,
сочинять и пр. В соответствии с собственными интересами является важнейшим
источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная
деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во
второй половине дня.
Позиция педагога - поддерживать и поощрять инициативу ребенка
в эмоциональном общении (всегда откликаться на стремление малыша получить
доброжелательное внимание, поддержку, ласку). Поощрять инициативные и
самостоятельные действия детей.
В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:
• развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к
получению новых знаний и умений;
• создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к
активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте
• постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми
более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых
подходов, поощрять детскую инициативу;
• тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности,
доводить начатое дело до конца;
• ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.
Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно
проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не
завершать работу;
• «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой
ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно
просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
• поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных
самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого
ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
• поощрять познавательную активность каждого ребенка, развивать
стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов.
• проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их
познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения
возникающих проблем.
• поддерживать стремление к положительным поступкам, способствовать
становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.
• получать возможность участвовать в разнообразных делах: в играх,
двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств
предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве
(имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).
• специально насыщать жизнь детей проблемными практическими и
познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно
применить освоенные приемы;• создавать различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу,
активность, совместно найти правильное решение проблемы
• создавать ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт
дружеского общения, внимания к окружающим;
• создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и
умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает
желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на
поиск новых, творческих решений
• показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и
гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Сферы инициативы
Способы поддержки детской
инициативы
Творческая инициатива (включенность
в сюжетную игру как основную творческую
деятельность ребенка, где развиваются
воображение, образное мышление) -
поддержка спонтанной игры детей, ее
обогащение, обеспечение игрового времени
и пространства;
- поддержка самостоятельности детей в
специфических для них видах деятельности
Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды
продуктивной деятельности - рисование, лепку, конструирование, требующие усилий
по преодолению "сопротивления" материала, где развиваются произвольность,
планирующая функция речи) -поддержка детской самостоятельности в разных видах
изобразительной, проектной, конструктивной деятельности;
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности, материалов
Коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со
сверстниками, коммуникативная функция речи)
• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
- установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях
познавательная инициатива - любознательность (включенность в
экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где
развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-
следственные и родовидовые отношения) - создание условий для принятия
детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности, материалов3-4 года
Деятельность воспитателя по
поддержке детской инициативы
•Создать условия для реализации
собственных планов и замыслов
каждого ребенка.
•Рассказать детям об их
реальных, а также возможных в
будущем достижениях.
•Отмечать и публично
поддерживать любые успехи детей.
•Всемерно поощрять
самостоятельность детей и расширять сферу.
•Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.
•Поддерживать стремление научиться делать что-то радостное ощущение
возрастающей умелости.
•В ходе совместной деятельности терпимо относиться к затруднениям ребенка,
позволять ему действовать в своем темпе.
•Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих.
•Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к
застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.
•Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств
и недостатков.
•Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной
мере проявлять любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече;
использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
проявлять деликатность и тактичность.
4-5 лет
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы
•Поощрять желание ребёнка строить первые собственные умозаключения,
внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его
интеллектуальному труду.
•Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их
стремление переодеваться («рядиться»).
•Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под
популярную музыку.
•Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома»,
укрытия для игр.
•Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на
один, а не на глазах у группы.
•Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им
сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это
самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.
•Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий:
дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети. А
не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.
•Привлекать детей к украшению группы к праздникам. Обсуждая разные
возможности и предложения.
•Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку
воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.
•Привлекать детей к планированию жизни группы на день.
5 – 6 лет
Приоритетная сфера инициативы –
вне ситуативно – личностное общение
Деятельность воспитателя по
поддержке детской инициативы:
•Создать в группе положительный
психологический микроклимат, в равной
мере проявляя любовь и заботу ко всем
детям; выражать радость при встрече;
использовать ласку и теплое слово для
выражения своего отношения к ребенку.
•Уважать индивидуальные вкусы и
привычки детей.
•Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать
внимание детей на полезность будущего продукта для других и ту радость. Которую
он доставил кому – то (маме, бабушке, папе, другу).
•Создать условий для разнообразной самостоятельной творческой деятельности
детей.
•При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.
•Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более
отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и
т. п.
•Создать условия и выделять время для самостоятельной творческой или
познавательной деятельности детей по интересам.
6-8 лет
Приоритетная сфера инициативы – научение
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
•Вводить адекватную оценку результата
деятельности ребенка с одновременным
признанием его усилий и указанием
возможных путей и способов
совершенствования продукта.
•Спокойно реагировать на неуспех
ребенка и предлагать несколько вариантов
исправления работы: повторное исполнение
спустя некоторое время, доделывание;
совершенствование деталей и т. п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым
видам деятельности.
•Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность,
обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
•Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем
индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
•Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его
результатами.
•Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой
деятельности детей.
•При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
•Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц.
Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.
•Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или
познавательной деятельности детей по интересам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Способы и направления поддержки детской инициативы"
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору...
Автор: Смирнова Ольга Ростиславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга. Консультация для педагогов ДОУ. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО
В консультации для педагогов ДОУ рассматриваются вопросы: понятие "инициатива", "развитие", способы и направления поддержки инициативы у детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного...
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....
«Способы и направления поддержки детской инициативы. Организация педагогического взаимодействия способами (методами) поддержки».
Организация педагогического взаимодействия способами (методами)поддержки. Технология "Колесо выбора"...
Презентация к консультации для педагогов «Способы и направления поддержки детской инициативы»
способы и направления поддержки детской инициативы...
Консультация для родителей "Способы и направления поддержки детской инициативы"
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. В соответствии с собственными интереса...
Консультация для педагогов Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности
Консультация для педагогов "Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности"...