Педагогический проект по наставничеству "Дорога к успеху"
методическая разработка
Данный проект расчитан на 2 год. Подготовлен для более успешной работы наставника с молодыми специалистами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 61.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Ладошки»
МО «Барышский район»
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ ЦРР «Ладошки»
МО «Барышский район»
________________Н.В. Нигматулина
Приказ №______от__________2020 г.
Педагогический проект
«Дорога к успеху»
Разработала: воспитатель
МБДОУ ЦРР «Ладошки»
МО «Барышский район»
Зотова Елена Юрьевна
г.Барыш 2020
Основание для разработки проекта:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
5. Устав МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Ладошки» МО
«Барышский район»
6. Основная образовательная программа МБДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад «Ладошки» МО «Барышский район».
Заказчик проекта:
Родители, администрация и педагоги коллектива МБДОУ «Центр развития ребенка = детский сад «Ладошки» МО «Барышский район».
Целевая группа:
Молодые специалисты (педагогический стаж работы до 3х-лет)
Цель проекта:
Развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста
(Развитие профессиональной компетентности молодого педагога )
Задачи проекта:
- Ускорить процесс профессионального становления молодого педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
- оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности;
- индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности и мастерства молодого педагога через создание индивидуальных образовательных маршрутов;
- овладение современными подходами и внедрение передовых педагогических технологий в образовательный процесс.
Основные направления:
1. Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в моделировании воспитательно-образовательного процесса.
2. Формирование навыка ведения педагогической документации.
3. Изучение нормативных актов и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
4. Развитие профессиональной компетенции.
5. Изучение уровня профессиональной подготовки молодых педагогов и анализ результатов работы наставничества.
Условия эффективности:
1. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов.
2. Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого педагога.
3. Сочетание теоретических и практических форм работы.
4. Анализ результатов работы.
5. Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.
Ожидаемый результат проекта:
1. Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на ценности саморазвития.
2. Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями).
3. Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
4. Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.
Срок реализации проекта: 2 года
Введение.
Современная система дошкольного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. При этом большое внимание уделяется профессиональной компетентности педагогов. Становление педагога как профессионала состоит из целого ряда этапов, важнейшими из которых являются приобретение личностно - профессиональных качеств и социально-профессиональной устойчивости в первые годы работы в дошкольном образовательном учреждении. Требования к личности и содержанию профессиональной деятельности начинающего педагога предполагают наличие y него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Сегодня обществу требуется не просто воспитатель, a педагог дошкольного образования, который способен обеспечить не только воспитание и обучение ребенка, но и всестороннее развитие его личности. Изменения, происходящие с личностью в процессе подготовки овладения профессиональной деятельностью и eё самостоятельного осуществления, приводят к становлению личности как профессионала.
На современном этапе система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий.
Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности, как в профессиональной, так и в личностной.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же высокого и безупречного профессионализма.
В нашем образовательном учреждении мы выделили две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:
1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы в детском саду.
Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством педагога-наставника.
В опыте работы нашего учреждения используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге.
В связи с меняющимися требованиями и большим потоком информации, молодые педагоги не всегда могут самостоятельно ориентироваться в возникающих проблемах, поэтому возникла необходимость в создании проекта, направленного на предупреждение затруднений, развитие профессиональной траектории молодых специалистов
Гипотеза: Если осуществить адресный, точечный подход, используя новые формы работы с молодыми кадрами и создать условия для освоения современных технологий, тем скорее наметиться индивидуальная траектория роста.
Актуальность: Статистические данные последних лет неумолимы: педагогический состав дошкольных учреждений стремительно «стареет», а так же большое количество молодых специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причин ухода начинающих педагогов из сферы
дошкольного образования несколько:
1. слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;
2. неумение применять на практике теоретические знания, полученные в
ходе обучения;
3. недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.
В этих условиях очень важны - грамотная поддержка и сопровождение
молодых специалистов, сотрудниками ДОО, не только администрацией, но и
коллегами в первую очередь опытными воспитателями. Поэтому основная
задача руководителя и педагогического коллектива помочь молодому педагогу в развитии его профессиональных умений и навыков, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален. На этом фоне одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится всемерная поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя.
Цель проекта: Развитие профессиональных компетенций молодых специалистов, посредством наставничества.
Задачи проекта:
- оказать практическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности;
- индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности и мастерства молодого педагога через создание индивидуальных образовательных маршрутов, персонифицированных программ профессионального роста.
- овладение современными методами, приемами, технологиями, их эффективное применение на практике.
Концептуальность разработки проекта.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Немаловажную роль играет благоприятная атмосфера внутри ДОУ, где в первую очередь администрация и педагогический коллектив готовы поддерживать и оказывать всестороннюю помощь начинающему педагогу на протяжении всего адаптационного периода молодого специалиста.
Теоретическая интерпретация опыта:
Наставничество - одна из форм сотрудничества, систематическая индивидуальная работу опытного воспитателя по развитию у молодого или начинающего специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области воспитания и обучения для формирования компетенции для создания условий и ситуаций развития детей соответствующей специфике дошкольного возраста
1) обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий
для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения
своих чувств и мыслей; не директивную помощь детям, поддержку детской
инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой,
исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностях н социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее – зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; задержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; сценку индивидуального развития детей; взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. Вместе с тем, при постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности.
Этапы становления молодого педагога включают:
• адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности),
• стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности),
• преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
Согласно точке зрения М. Г. Гаруновa. В. В. Краевского, П. И. Пидкасистогo, и др., если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, то у него могут складываться качества комфортности, безынициативности, могут появиться робость, неуверенность в себе, что приводит к серьезной деформации личности.
Адаптацию к изменяющимся требованиям образовательного процесса можно считать успешной, если достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере (в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам преподавания, профессиональное мастерство высоко оценивается коллегами и родителями).
Предполагаемый результат:
Данный проект способствует становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
1. вхождение в профессиональное образовательное пространство,
2. профессиональное самоопределение,
3. творческая самореализация,
4. проектирование профессиональной карьеры,
5. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Участники проекта:
- администрация ДОУ;
- педагоги коллектива ДОУ;
- молодые педагоги ДОУ.
Срок реализации проекта (2 года)
2 года (сентябрь 2020 г.- май 2022 г.)
Ожидаемые результаты:
- Молодые педагоги адаптируются в новом коллективе;
- Рост профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов;
- Рост уровня самообразования, самоорганизации, саморазвития.
Контроль за реализацией проекта:
- Администрация ДОУ;
Принципы реализации Проекта:
- Принцип согласованности (совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения);
- Принцип «выращивания» (создание условий для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности педагога);
- Принцип саморазвития (создание условий для появления у педагогов установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);
- Принцип рефлексивности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления педагогов);
- Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности педагога);
- Принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности);
- Принцип психологической поддержки (помощь в определении личностных качеств).
Условия реализации проекта:
1.Нормативно-правовое обеспечение:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Устав МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Ладошки» МО «Барышский район»;
- Основная образовательная программа МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Ладошки» МО «Барышский район»
2. Кадровое, финансовое и материальное обеспечение проекта:
- Кадровое обеспечение проекта:
- Административный персонал ДОУ;
- Педагогический персонал ДОУ.
- Материально-техническое обеспечение проекта:
- Ресурсы ДОУ.
Проектная часть
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный
II. Реализационный.
III. Итоговый.
I. Подготовительный этап:
Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодых педагогов; разработка основных направлений работы с молодыми педагогами.
Содержание этапа:
Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:
- педагогическое образование;
- теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);
- наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;
- ожидаемый результат педагогической деятельности;
- выявление особенностей личности педагога.
Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:
- опрос;
- собеседование;
- анкетирование;
- наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе.
В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:
1) воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку;
2) воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;
3) воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.
В зависимости от полученных данных, педагог наставник ставит цели работы, определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.
Примерные цели и формы работы:
Воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку | Воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы | Воспитатели со слабо развитой мотивацией труда |
Содержание и цели работы | ||
Усвоение теоретического материала, формирование навыков практической работы. | Овладение навыками практической работы с педагогами, родителями. | Повышение интереса и положительного отношения к педагогической деятельности, помощь в осознании своей профессиональной значимости, степени ответственности за воспитание и обучение детей. |
Формы работы | ||
Консультации Семинары-практикумы Беседы Изучение методической литературы Взаимопосещения Коллективные просмотры педпроцессов Анализ педагогических ситуаций | Дискуссии Круглые столы Деловые игры Убеждения, поощрения беседы |
Таким образом, разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на год. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.
II этап Реализационный:
• Изучение теоретического основания и содержания программы «От рождения до школы» авторы
• Совместное изучение новейших педагогических технологий и применение их в работе с детьми.
• Совместное проектирование образовательного процесса, составление календарного и перспективного планов работы.
• Ознакомление молодых специалистов с организацией предметно-развивающей среды в группах.
• Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОО.
• Показ совместной деятельности с детьми и режимных моментов наставниками для молодых специалистов в разных возрастных группах.
• Посещение режимных моментов и показ совместной деятельности молодыми педагогами, с дальнейшими предложениями по выбору наиболее эффективных методов работы с детьми.
• Консультации для молодых специалистов по работе с родителями.
• Самообразование молодых специалистов.
• Обсуждение образовательной деятельности, использования приемов и
методов в различных ситуациях.
• Совместные тренинги, игровые упражнения, коучинг.
Начальный этап вхождения начинающего педагога в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будут успешны, если четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала специалиста, его профессиональных знаний. Должна быть создана такая система сопровождения молодых специалистов, которая поможет им не только адаптироваться, но и развить умение на практике применить знания, полученные в учебном заведении, сформировать педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями.
Направления деятельности по работе с молодыми специалистами:
1. Создание в организации условий для личностных проявлений начинающего педагога, для его самореализации.
3. Организация систематического, грамотного, увлекательного психолого-педагогического просвещения начинающих педагогов в различных формах.
4. Создание условий для повышения квалификации, профессионально-педагогической переподготовки воспитателей (если они пришли из других сфер деятельности).
5. Вовлечение молодых педагогов в научно-методическую и экспериментальную работу.
6. Деятельность всевозможных клубов, вечеров, интересных встреч, дискуссий, неформального общения профессиональной направленности.
7. Диагностика и мониторинг образовательного процесса, роста профессионального мастерства начинающего педагога.
8. Проведение и психолого-педагогический анализ мероприятий, организованных начинающими педагогами.
9. Контроль, учёт и оказание методической помощи воспитателям.
10. Обеспечение или предложения педагогам самостоятельно изучить необходимую литературу с рекомендациями по организации образовательного процесса, взаимодействию с родителями воспитанников, повышению профессиональной компетентности.
11. Научение педагогов правильному и рациональному ведению документации.
12. Организация индивидуального наставничества (распределение наставников; оформление документации по наставничеству: рекомендации начинающим педагогам и их наставникам, индивидуально-личностная программа повышения профессиональной компетентности начинающего педагога-воспитателя; создание методической копилки начинающего педагога-воспитателя).
13. Своевременное решение конфликтных ситуаций.
Педагог-наставник:
- содействует созданию благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
- обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
- координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей;
- оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
- передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;
- знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями;
- консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
- оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности
начинающего педагога.
Формы работы:
1.Диалог, беседа.
2.Индивидуальная, групповая консультация.
3.Самоанализ собственной деятельности.
4.Обучающие семинары.
5.Практикумы.
6.Анкетирование, опрос.
7.Мастер-класс педагога наставника.
8.Взаимопосещения, открытые просмотры.
9.Анализ педагогических ситуаций.
10.Коучинг, тренинги.
11.Деловая игра.
12.Круглый стол.
13.Конкурс профессионального мастерства.
Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
В методическом сопровождении деятельности начинающих педагогов важны не разнообразие мероприятий, а система, направленная на совершенствование профессиональной подготовки путем освоения целостной работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
Вывод: система наставничества планируется и своевременно конкретизируется в зависимости от ожиданий и индивидуальных особенностей педагога. Эта система согласуется с годовыми задачами и спецификой ДОУ, поэтому она не может разрабатываться единой для всей системы дошкольного образования.
III этап Итоговый:
• Показ молодыми специалистами открытых мероприятий:
- в образовательной организации
- на муниципальном уровне
• Анализ результатов работы на педагогическом совете.
• Ежегодное подведение итогов работы.
• Обобщение опыта работы.
Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым воспитателем, специалистом целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля.
Механизм реализации проекта:
Реализация данного проекта рассчитана на 2 учебных года, осуществляется наставниками, молодыми (вновь принятыми педагогами), руководителем дошкольной организации. Методическая служба и руководитель образовательного
учреждения осуществляют контроль реализацией программы и за работой
наставников.
Руководитель дошкольной организации в начале учебного года представляет
молодого специалиста педагогическим работникам детского сада, объявляет
приказ о закреплении за ним наставника, создает необходимые условия для
совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником.
а основе примерного плана по наставничеству каждый наставник составляет индивидуальные планы работы на год, в соответствии с которыми и осуществляется работа и контроль. Контроль за реализацией проекта включает: посещение занятий, родительских собраний и других мероприятий проводимые наставником и молодым специалистом, анализ планов и отчетов.
В конце учебного года результаты работы по наставничеству, т.е. результаты реализации проекта представляются на итоговом педагогическом совете.
Заключение
Движение личности в сфере профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности. Таким образом, профессиональное становление субъекта — это часть индивидуального развития человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания активной профессиональной деятельности.
Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
Для успешной адаптации начинающих педагогов основным видом их познавательной и формирующей профессиональной деятельности следует признать самостоятельную работу, самообразование, самовоспитание, самоанализ, самоконтроль, то есть личностное адаптационное усовершенствование. Процесс профессиональной адаптации y каждого педагога индивидуален и зависит от множества факторов, но в целом он связан с понятием «адаптированность», которая определяется как освоение норм профессиональной деятельности. Достижение соответствия нормам обеспечивает качественную профессиональную деятельность, оптимальную работоспособность и является базой, фундаментом, непременным условием для развития творческиx способностей педагогa, совершенствования профессионального мастерства, формирования индивидуального стиля деятельности.
Приложение 1
Показатели системы оценки
профессиональной деятельности молодого педагога
1.Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов в сфере образования.
2.Культура ведения документации.
3.Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества.
4.Реализация современных образовательных программ, методик и технологий обучения и воспитания.
5. Использование в профессиональной деятельности информационных технологий.
6. Комплексная система планирования образовательной деятельности, индивидуальное сопровождение воспитанника.
7. Использование инновационных форм, методов образования.
8. Создание современной развивающей предметно-пространственной среды,
информационно-образовательной среды.
9. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе.
10. Участие в инновационной работе.
11. Осуществление самообразования.
12. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей.
13. Дисциплинированность и ответственность.
14. Достижения воспитанников.
Приложение 2
Анкета для педагога наставника
для анализа промежуточных результатов работы
Уважаемый педагог!
Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить процесс адаптации и наставничества новых работников в нашей организации.
К Вам прикреплен молодой педагог. Ответьте, пожалуйста, как строится ваше взаимодействие и как Вы оцениваете результат.
Вопрос | Оценка (по шкале от 1 до 5) |
1. Достаточно ли было времени, проведенного Вами с молодым педагогом, для получения им необходимых знаний и навыков? | |
2. Насколько точно следовал Вашим рекомендациям молодой педагог? | |
3. В какой степени затраченное на наставничество время было | |
4. В какой степени затраченное на наставничество время было | |
5. Насколько, по Вашему мнению, молодой педагог готов к | |
6. Каков на данный момент, на Ваш взгляд, уровень | |
7. Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является | |
– помощь при вхождении в коллектив, знакомство с принятыми | |
– освоение практических навыков работы; | |
– изучение теории, выявление пробелов в знаниях; | |
– освоение административных процедур и принятых правил | |
8. Какой из используемых Вами методов обучения Вы считаете Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого | |
– самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по | |
– в основном самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по телефону; | |
– личные консультации в заранее определенное время; | |
– личные консультации по мере возникновения необходимости; | |
– поэтапный совместный разбор практических заданий | |
Ваши предложения по организации процесса наставничества образовательной организации:
_________________________________________________________________________
|
|
Приложение 3
Анкеты для молодого педагога
Вводная анкета
1.Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
- Да
- Нет
- Частично
2.Каких знаний, умений, навыков вам не хватает в настоящее время?___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. В каких направлениях организации воспитательно-образовательного процесса вы испытываете трудности?
- в календарно-тематическом планировании
- в составлении рабочей программы
- в составлении перспективного планирования
- в составлении индивидуальных образовательных маршрутов
- в ведении другой документации воспитателя (укажите, какой)_______________________________________________________________
- в проведении организованной образовательной деятельности
- в проведении педагогической диагностики
- в проведении культурно-досуговых мероприятий
- в проведении совместных мероприятий с родителями воспитанников
- в проведении других мероприятий (укажите, каких)_______________________________________________________________
- в общении с коллегами, администрацией
-в общении с воспитанниками
- в общении с родителями воспитанников
- другое (допишите) _____________________________________________
4. Что представляет для вас наибольшую трудность?
- целесообразно организовать рабочее пространство
- формулировать цели, задачи
- выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей организованной образовательной деятельности (ООД)
- мотивировать деятельность воспитанников
- формулировать вопросы проблемного характера
- создавать проблемно-поисковые ситуации
- подготавливать для воспитанников задания различной степени трудности
- активизировать деятельность воспитанников в ходе ООД
- организовывать сотрудничество между воспитанниками
- организовывать само и взаимоконтроль воспитанников
- реализовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
- развивать способности воспитанников
- другое (допишите)________________________________________________________
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- cамообразованию
- практико-ориентированному семинару
- курсам повышения квалификации
- мастер-классам
- творческим лабораториям
- индивидуальной помощи со стороны наставника
- школе молодого педагога
- другое (допишите)__________________________________________________________
6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- типы занятий, методика их подготовки и проведения
- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
- приемы активизации познавательной деятельности воспитанников
- оценка достижений воспитанников, динамики развития
- психолого-педагогические особенности воспитанников разных возрастов
- урегулирование конфликтных ситуаций
- формы работы с родителями
- формы и методы педагогического сотрудничества с воспитанниками
- другое (допишите) ___________________________________________
Приложение 3
Анкета для молодого педагога
для анализа промежуточных результатов работы
Уважаемый педагог!
Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить в нашей организации адаптацию новых работников. Для быстрого и легкого погружения в рабочий процесс Вам был назначен наставник. Ответьте на вопросы, как строилось Ваше взаимодействие с наставником. Выберите наиболее подходящий ответ или укажите свой вариант ответа.
1. Как Вы можете охарактеризовать периодичность общения с наставником? Отметьте подходящий вариант или напишите свой:
- каждый день;
- один раз в неделю;
- 2–3 раза в месяц;
- вообще не встречались;
- другое__________________________________________________________________
2. Какое время в среднем в неделю у Вас уходило на общение с наставником?
- 3,5–2,5 часа в неделю;
- 2–1,5 часа в неделю;
- полчаса в неделю;
- другое__________________________________________________________________
3. Как строилось Ваше общение с наставником? Оцените в процентном соотношении, когда Вы были инициатором общения и когда он, по схеме «Вы – наставник»:
- 30–70 процентов;
- 60–40 процентов;
- 70–30 процентов;
- 80–20 процентов;
- другое__________________________________________________________________
4. Всегда ли наставник мог дать ответы на Ваши вопросы?
- да, всегда;
- нет, не всегда;
- нет, никогда;
- другое__________________________________________________________________
5. Давал ли Вам наставник обратную связь по результатам работы, говорил о том, что Вы делаете правильно, неправильно, что можно улучшить?
- да, каждый раз после окончания задания;
- да, раз в неделю вне зависимости от окончания задания подводил итог;
- да, раз в месяц;
- нет;
- другое__________________________________________________________________
6. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее эффективными?
7. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее неэффективными?
_________________________________________________________________________
8. Ваши предложения по организации работы с педагогом наставником на следующий период ____________________________________________________
Приложение 4
Диагностическая карта оценки навыков молодого педагога
Молодой воспитатель: _____________________________________
(Ф.И.О.)
Наставник: ______________________________________________
(Ф.И.О.)
Инструкция: Оцените навыки молодого воспитателя по шкале:
3 – высокий уровень развития навыка;
2 – средний уровень развития навыка;
1 – развитие навыка не проявляется.
Подсчет баллов: поставьте галочку в столбце с цифрой, которая соответствует уровню развития навыка.
Интерпретация: посчитайте все галочки по каждому блоку навыков. Большинство выборов по шкале – уровень развития у навыка. Запишите вывод в конце карты.
№ | Прогностические навыки | Оценка | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 | Осознает цель своей деятельности в виде программы личностных качеств, которые должны быть сформированы в каждом ребенке в процессе усвоения содержания ООП ДО | |||
2 | Умеет проектировать и планировать развитие личных качеств ребенка в соответствии с периодами воспитательно-образовательного процесса по основным направлениям воспитания и обучения, которые прописаны в ООП ДО | |||
3 | Умеет отбирать наиболее важный материал по усвоению каждой образовательной области ООП ДО | |||
4 | Умеет отбирать дидактический материал и организовывать развивающую предметно-пространственную среду по интересам и возрасту детей | |||
5 | Умеет планировать деятельность детей и не нарушать свободу выбора ребенка | |||
Организаторские и коммуникативные навыки | ||||
1 | Умеет организовывать собственную деятельность по выполнению годового плана | |||
2 | Умеет находить себе помощников среди коллег и направлять их усилия | |||
3 | Умеет развивать познавательную активность и способности детей в процессе усвоения ООП ДО | |||
4 | Умеет формировать коллектив детей и организовывать его деятельность, мотивировать детей общаться с педагогом и сверстниками | |||
5 | Устанавливает конструктивные отношения с родителями воспитанников для достижения целей развития и воспитания, которые прописаны в ООП ДО | |||
6 | Умеет подходить к воспитаннику с верой в его лучшие качества | |||
7 | Умеет сочетать требования к детям и родителям с глубоким уважением к ним | |||
Аналитические навыки | ||||
1 | Умеет анализировать свою работу и соотносить результаты с поставленными целями по ООП ДО | |||
2 | Умеет комплексно анализировать деятельность детей и уровень их навыков | |||
3 | Может оценить уровень психолого-педагогической подготовленности ребенка к школе | |||
4 | Умеет перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми условиями и задачами |
Вывод: _____________ обладает достаточной (недостаточной) компетенцией, чтобы
полностью выполнять все обязанности воспитателя. Ее профессиональные навыки по окончании периода наставничества развиты на ____________ уровне.
Рекомендации: В дальнейшем ______________ необходимо продолжать развивать _________________навыки, в особенности навыки__________________.
Приложение 5
Форма отчета о проделанной работе по организации наставничества
за _______ учебный год
МБДОУ ЦРР «Ладошки» МО «Барышский район» | ||||||||||
Наставник - Зотова Елена Юрьевна, воспитатель, № 97 от12.08.2020 год | ||||||||||
Педагогический стаж работы наставника: 17 лет | ||||||||||
Мусаткина Вероника Ивановна – молодой специалист | ||||||||||
2020-2022 учебный год | ||||||||||
Шкала оценок | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
не соответствует требованиям (знания и владение навыками отсутствует) | частично соответствует (знания и навыки недостаточные, отрывочные и несистематизированные, неуверенно применяются на практике) | соответствует требованиям (знания достаточно полные, но имеются вопросы, требующие дополнительной консультации, владение навыками достаточно уверенное) | превосходит требования (знания исчерпывающие, умения уверенно применяются на практике) | |||||||
Профессиональные знания и умения | ||||||||||
№ | Наименование выполненных мероприятий по осуществлению наставничества | Дата начала | Дата окончания | Оценка наставника | Оценка руководителя | Коммен-тарии | ||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
Предварительная оценка (на основании выставленных наставником оценок) | ||||||||||
Итоговая оценка (с учетом корректировок руководителя) | ||||||||||
Руководитель _____________ ________________________________________ подпись Ф.И.О. «______»_____________20____г. Наставник _____________ ________________________________________ подпись Ф.И.О. «______»_____________20____г. Педагог с результатами наставничества ознакомлен _____________ ________________________________________ подпись Ф.И.О. «______»_____________20____г.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая гостиная «Благополучный эмоциональный климат – успех работы».
Благополучный эмоциональный климат – успех работы...
Проект «Сделай шаг к успеху».ноябрь 2017
Формирование коммуникативных навыков, творческого потенциала личности средствами игровой деятельности детей младшего школьного возраста....
Совместный проект «Спорт-здоровье и успех, в Югорске знают лучше всех»
Информация для родителей о спортивных играх и развлечениях на свежем воздухе....
Педагогический проект "Шахматы - успех для всех"
В данном проекте описывается работа по шахматному направлению....
ПРИКАЗ 26.02.2019г № 388-ОД о проведении Педагогического совета№ 1 на тему «Успех каждого ребенка».
Приказ...
ПРОЕКТ Первые дорожки к успеху. Создание модели психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях группы комбинированной, компенсирующей направленности.
Данный проект рассчитан на специалистов, воспитателей, детей дошкольного возраста с РАС (находящихся в группе риска по РАС) и их родителей; он носит долгосрочный характер, способствует созданию систем...
Педагогический проект «Детский сад - мир комфорта, успеха и развития» по реализации ЛРОС МАДОУ "Детский сад №4" г. Пионерский
Педагогический проект «Детский сад - мир комфорта, успеха и развития» по реализации ЛРОС МАДОУ "Детский сад №4" г. Пионерский...