Проект методического объединения педагогов-стажистов "Школа педагогического мастерства. На пути к успеху"
методическая разработка

Палагнюк Екатерина Александровна

Проект разработан для методического объединения педагогов-стажистов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_pedagogov_-_stazhistov_na_puti_k_uspehu.docx282.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Планета детства»

Работа методического объединения

 педагогов-стажистов

«Школа педагогического мастерства»

«На пути к успеху»

Старший воспитатель:

Палагнюк Е.А.

Ханты-Мансийск, 2024

Человек не может по-настоящему усовершенствоваться,

Если не помогает усовершенствоваться другим.

Чарльз Диккенс

Аннотация: 

Программа по сопровождению педагогов - стажеров в ДОУ послужит помощником специалистам для сплочения педагогического коллектива в современных условиях модернизации образования, программа рассчитана на 1 год.

Тема: «Совершенствование качества дошкольного образования через повышение профессионального мастерства педагогов в рамках ФГОС и ФОП ДО с использованием инновационных технологий»

Участники программы: педагоги (стаж работы более 15 лет).

Срок реализации программы: 1 год.

Актуальность и социальная значимость психологического сопровождения инновационной деятельности педагога в ДОУ.

Со стремительным развитием инновационных технологий, современный педагог должен успевать за их развитием и своевременно внедрять в образовательный процесс различные инструменты, позволяющие сочетать информационно-коммуникационные, личностно ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности. Одним из актуальных вопросов в сфере образования остается информационные технологии (далее ИТ), которые так активно внедряются и развиваются в жизнедеятельности современного человека.  Для обозначения понятия «информационные технологии» в педагогической литературе используются разные подходы. Необходимо ориентироваться на общепринятое определение ИТ как процессы, методы поиска, сбора, формирования, хранения, обработки, представления, предоставления, передачи, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.  В нашей стране существует ряд государственных документов, в которых говорится о том, что внедрение и развитие ИТ в образовании – одно из приоритетных направлений государственной политики.

Современная практика образования характеризуется активным включением большинства педагогов в инновационную деятельность. Под инновационной педагогической деятельностью понимается освоение педагогами новых, инновационных способов организации образовательного процесса, использование в воспитании обучающихся современных методик и технологий. Но не все педагоги ДОУ в силу отсутствия умений пользоваться ИТ, готовы к серьезной поисковой работе, разработке авторских программ, проектов, современных педагогических технологий, позволяющих совершенствовать образовательный и воспитательный процессы с помощью ИКТ. Таким педагогам необходима психологическая подготовка к осуществлению грамотной деятельности по использованию ИТ в своей работе.

Овладение ИКТ и применение этих знаний, умений и навыков в педагогической деятельности у большинства педагогов - стажистов может быть связана со значительными психологическими проблемами: эмоциональные переживания педагога, негативное состояние, вызванное инноватикой, тревога, страх и другое.  Если одни педагоги, включаясь в инновационную деятельность, постоянно стремятся к самосовершенствованию, самообразованию, повышению уровня своей профессиональной компетентности в вопросах реализации или разработки инноваций, то другие педагоги могут воспринимать это как дополнительную нагрузку, которая требует затрат личного времени и усилий и не приносит удовлетворения собственным педагогическим трудом. В первую очередь, у таких педагогов необходимо формировать мотивацию для участия в овладении современными ИТ и их применении в дошкольном учреждении.

Таким образом, было решено разработать и апробировать программу психологического сопровождения для педагогов.

Цель программы: способствовать активному участию педагогов-стажистов в внедрении и применении ИТ в дошкольном учреждении.

Задачи программы:

1. Изучить уровень готовности педагогов-стажистов к инновационной деятельности;

2. Формировать мотивацию педагогов-стажистов к активному применению ИТ в педагогической деятельности;

3. Развивать способности педагогов к инновационным преобразованиям, к преодолению инновационных барьеров;

4. Формировать у педагогов потребность в непрерывном саморазвитии, самообразовании;

5. Создать условия для сплочения педагогического коллектива, укрепления эмоционально благоприятных взаимоотношений среди педагогов ОУ.

Формы работы: семинар – практикум, круглый стол, консультация, мозговой штурм, групповая дискуссия, деловая игра, тренинги, педагогический фестиваль, мастер– класс, банк идей, коллоквиум.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Педагог применяет свой высокий уровень ЗУН в области ИКТ.

2. Продуктивно взаимодействовать с инновационным опытом коллег, обобщать и распространять свой опыт в области инноваций.

3. Воспринимать критику, гибко реагировать на различные ситуации и контролировать свои действия.

4. Формирование адекватной самооценки личности педагога.

5. Овладение педагогом социально – коммуникативными компетенциями, навыками налаживания эффективного взаимодействия в коллективе.

6. Педагог будет иметь высокий уровень навыков работы с различными информационными технологиями.

Критерии эффективности реализации программы:

1. Осознание необходимости педагогами в овладении и применении ИТ в педагогической деятельности.

2. Готовность педагогов к участию в творческой деятельности по нововведениям в ДОУ.

3. Уверенность педагогов в том, что нововведения оказывают эффективный результат в личностном и профессиональном росте.

4. Высокий уровень технической готовности педагогов к выполнению работы, связанной с ИТ.

5. Позитивная оценка педагогов своего предыдущего опыта работы в инновационной деятельности.

6. Готовность педагогов к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.

Содержание программы:

  1. Диагностический этап

Цель: выявить уровень готовности педагогов к инновационной деятельности в ДОУ и изучить способность педагогов к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.

Диагностический пакет представлен следующими методиками:

  1. Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (модификация методики Т.В. Морозовой)

Цель: выявить спектр условий, которые оказывают влияние на развитие инновационной деятельности педагогов.

  1. Карта педагогической оценки способностей педагога к инновационной деятельности

Цель: показать уровень готовности педагогов к инновационной деятельности.

  1. Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина)

Цель: изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.

  1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко)
  2. Анкетирование педагогов, анкета «Выявления уровня владения ИТ»

Цель: выявить уровень владения и представления педагогов о информационных технологиях.

Дополнительные: методика измерения ригидности (гибкости) личности (Н.В. Киршеев, Н.В. Рябчиков); методика контроля / самоконтроля педагогических воздействий (Л.М. Митина).

Заседание №1 (сентябрь-октябрь)

Тема: «Координация деятельности МО воспитателей МАДОУ детский сад №22 «Планета детства» на 2024-2025 учебный год».

Цель: познакомить и утвердить педагогов с планом работы МО

Задачи:

- повышать методическую грамотность и компетентность педагогов;

- совершенствовать их практические умения организовывать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО;

- помогать педагогам осваивать и применять в работе современные педагогические технологии;

- выявлять, обобщать и распространять передовой педагогический опыт.

п/п

Содержание работы

Форма представления

Ответственные

1

«Мой успех»

Способствовать положительному настрою педагогов на реализацию программы; снятие эмоционального напряжения в коллективе

Круглый стол

.

Старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог

2

Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2023-2024 учебный год с учётом праздничных дат и мероприятий.

Круглый стол

Руководитель МО, воспитатели

3

Карта педагогической активности участников МО: распределение мероприятий между членами МО на 2023-2024 учебный год.

Круглый стол

Руководитель МО, воспитатели

4

Наставничество и сотрудничество. Педагогическое сопровождение молодых педагогов.

Круглый стол

Руководитель МО, воспитатели

5

Утверждение графика открытых мероприятий воспитателя ДОУ

Круглый стол

Руководитель МО, воспитатели

6

«Предметно-развивающая среда в ДОУ»

Семинар-практикум

Старший воспитатель, зам. завед. по ВР, Методист

Заседание №2 (ноябрь-декабрь)

Тема: «Современные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

Цель: определить возможности применения современных технологий для познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ.

Задачи:

  • изучить и распространить инновационный опыт работы педагогов по внедрению технологий познавательного развития дошкольников;
  • проанализировать эффективность используемых игровых технологий;
  • мотивировать педагогов к профессиональной самореализации;
  • сформировать банк эффективных методов и технологий познавательного развития дошкольников.

Форма работы: аукцион мастер-классов.

№ п/п

Содержание работы

Форма работы

Ответственные

1

Кейс-технологии как эффективный метод речевого развития детей дошкольного возраста

Мастер-класс

Воспитатель

2

Проектно-целевой подход в интеллектуальном развитии дошкольников на примере использования технологии ТРИЗ

Презентация результатов деятельности педагогов с детьми

Воспитатель

3

Особенности моделирования образовательной деятельности по интеллектуальному развитию детей с использованием метода «План – дело – анализ»

Мастер-класс

Воспитатель

4

Формирование логико-мыслительной деятельности с использованием игровых технологий у дошкольников с ОВЗ

Мастер-класс

Воспитатель

5

Технология психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Мастер-класс

Педагог-психолог

6

Использование игровых технологий в процессе обучения дошкольников плаванию

Презентация из опыта работы

Воспитатель по плаванию

7

Закрытие аукциона мастер-классов. Тренинг профессионального и личностного роста

Круглый стол

Педагог-психолог

Заседание №3 (февраль-март)

Тема: «ИКТ как средство организации образовательного процесса в ДОУ»

Цели: повысить профессиональное мастерство педагогов, выявить и поддержать творчески работающих педагогов.

Задачи:

  • Информационная пропаганда педагогов, расширение кругозора, повышение уровня профессиональной компетенции;
  • Поиск инновационных технологий взаимодействия педагогов, повышение профессиональной компетентности в аспекте применения в образовательном процессе объединений по интересам квест-технологии:
  • Обмен опытом среди педагогов по использованию интернет ресурсов в профессии, развитие мотивации у педагогов на инновационную деятельность

№ п/п

Содержание работы

Форма работы

Ответственные

1

«Инновационная деятельность в образовании»

Консультация

Старший воспитатель

2

«Эмоциональная культура педагога: эмоциональная гибкость, эмпатия, экспрессия»

Круглый стол

Педагог-психолог

3

«Я воспитатель, а это значит…»

Конкурс презентаций своей профессии

Старший воспитатель, педагоги

4

«Наука и творчество»

                        

Деловая игра

Старший воспитатель, воспитатели

5

Развитие певческого и речевого голоса дошкольников младшего и старшего возраста с использованием Орф-технологии

Консультация

Музыкальный руководитель

6

«Повышаем уровень педагога в инновационной деятельности» (поиск инновационных технологий взаимодействия педагогов, повышение профессиональной компетентности в аспекте применения в образовательном процессе объединений по интересам квест-технологии).

Квест-игра

«Мозговой штурм»

Старший воспитатель, педагоги

7

«Использование в методической работе интернет ресурсов» Обмен опытом среди педагогов по использованию интернет ресурсов в профессии, формирование мотивации у педагогов на инновационную деятельность

Семинар, представление опыта работы молодых педагогов

Старший воспитатель, педагоги

Заседание (итоговое) №4 (май)

Тема: «Организация взаимодействия с родителями как гарант успешного партнерства. Подведение итогов работы методического объединения воспитателей за 2024-2025 учебный год».

Цель: активизировать внимание педагогов к проблеме планирования совместной деятельности с родителями, обобщение результатов деятельности работы методического объединения.

Задачи:

• вовлечь педагогов в процесс обсуждения получаемых знаний для поиска наиболее эффективных форм сотрудничества с родителями;

•внедрить разнообразные организационные формы сотрудничества дошкольной организации и семьи;

•повысить эффективность позитивного воспитательного влияния дошкольной организации на семью;

• подвести итоги работы методического объединения воспитателей за 2024-2025 учебный год

Форма работы: тренинг-семинар

№ п/п

Содержание работы

Форма представления

Ответственные

1

Образовательное событие как форма взаимодействия детей,

педагогов и родителей

Презентация из опыта работы

Воспитатель

2

Проведение мониторингов и экспресс-анкетирования как средство получения запросов и обратной связи от родителей

Презентация из опыта работы

Воспитатель

3

«ИКТ как средство взаимодействия педагога и родителя»

Семинар

Старший воспитатель, воспитатели

4

Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность

Презентация из опыта работы

Воспитатель

5

Роль МО в совершенствовании педагогического мастерства

Круглый стол

Старший воспитатель,

6

«Методический багаж»

Подведение итогов работы за год, рефлексия педагогов

Круглый стол с чаепитием

Старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог

План проведение открытых образовательных мероприятий МО

педагоги-стажисты

Ноябрь

№ п/п

Мероприятие

Время проведения

Ответственные

1

Открытый НОД согласно планам самообразования воспитателей

в течение года

Воспитатели

2

Открытый НОД по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе

ноябрь

Воспитатели-стажисты

3

Открытое музыкальное занятие с применением Орф-подхода

ноябрь

Музыкальный руководитель

4

Открытый НОД с использованием игровых технологий у дошкольников с ОВЗ

ноябрь

Воспитатель-стажист

5

Открытый НОД по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе

ноябрь

Воспитатель-стажист

План проведение открытых образовательных мероприятий МО

Молодые воспитатели

Апрель

№ п/п

Мероприятие

Время проведения

Ответственные

1

Открытый НОД

Познавательное развитие

апрель

Молодые воспитатели

2

Открытый НОД

Речевое развитие

Молодые воспитатели

3

Открытый НОД

ФЦКМ

Молодые воспитатели

4

Открытый НОД

ФЭМП

Молодые воспитатели

5

Открытый НОД Художественно-эстетическое развитие

Молодые воспитатели

6

Открытый НОД

Парциальных программ

Молодые воспитатели

Приложение 1

Методика оценки уровня инновационного потенциала
педагогического коллектива
(модификация методики Т.В. Морозовой).

Данная методика позволяет выявить спектр условий, оказывающих влияние на развитие инновационной деятельности педагога.

Опросник:

1. Необходимы ли, на ваш взгляд, изменения в учебной, внеурочной деятельности ОУ?

2. В чем конкретно эти изменения должны выражаться?

3. Почему необходимо вносить эти изменения?

4. Какие, на ваш взгляд, конкретные изменения нужны в вашем учебном заведении?

  • В управлении ОУ.
  • В технологиях обучения, воспитания и развития.
  • В режиме работы преподавателей и обучающихся.

5. Чувствуете ли вы себя готовыми к освоению новшеств:

  • в содержании обучения;
    (Полностью готовы, достаточно подготовлены, частично готовы, не готовы – нужное подчеркнуть).
  • в технологии обучения?
    (Полностью готовы, достаточно подготовлены, частично готовы, не готовы – нужное подчеркнуть).

6. Оцените качество условий в вашем учебном заведении для развития инновационной деятельности:

  • 3 балла – очень хорошие;
  • 2 балла – хорошие;
  • 1 балл – удовлетворительные;
  • 0 баллов – неудовлетворительные.

Условия

Баллы

Материальные

Финансовые

Организационные

Психологический климат в коллективе

Стимулирование

Система обучения кадров


7. Что является для вас препятствием в освоении и разработке новшеств?

  • отсутствие времени;
  • отсутствие обоснованной стратегии развития учебного заведения;
  • отсутствие помощи;
  • отсутствие лидеров, новаторов в ссузе;
  • разногласия, конфликты в коллективе;
  • отсутствие необходимых теоретических знаний;
  • слабая информированность о нововведениях в образовании;
  • отсутствие или недостаточное развитие исследовательских умений;
  • отсутствие стимулирования.

Выберите 5 наиболее значимых для вас препятствий и подчеркните их.

Данная методика позволяет определить условия, созданные в образовательном учреждении для инновационной деятельности педагогов.

Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителям школ.
сост. Морозова Т.В.
М.: Центр «Педагогический поиск», 2004 - с. 160

Приложение 2

Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию»

(И.В. Никишина)

Цель методики: изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.

Вопросы:

1. Я стремлюсь изучать себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.

6. Я исследую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от усвоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я бы отнесся положительно к моему продвижению по службе.

Оценивание:

5 баллов - данное утверждение полностью соответствует действительности;

4 балла - скорее соответствует, чем нет;

3 балла - и да, и нет;

2 балла - скорее не соответствует;

1 балл - не соответствует.

Подведение итогов:

75-55 баллов. Активное саморазвитие.

54-36 баллов. Отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий.

35-15 баллов. Остановившиеся саморазвитие

Приложение 3

Диагностика уровня эмоционального выгорания

(В.В.Бойко)

 Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.  «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Цель: диагностировать механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Инструкция: Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - родители, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

ТЕСТ

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение

физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес,

живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных:

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»

2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания»

3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Фаза «НАПРЯЖЕНИЕ»

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3)

3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

Фаза «РЕЗИСТЕНЦИЯ»

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)2.

2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78 (5)

3. Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)

4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80 (10)

Фаза «ИСТОЩЕНИЕ»

1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Интерпретация результатов.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не сложившийся симптом,

10-15 баллов - складывающийся симптом,

16 и более - сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания».

Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Освещаются следующие вопросы:

 какие симптомы доминируют;

 какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;

 объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;

 какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности

 каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

 какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Теория для интерпретации В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:

1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью.

Проявляется в таких симптомах:

• переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);

• недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);

• «загнанность в тупик» – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;

• тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.

2. «Резистенция» – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления.

Проявляется в таких симптомах:

• Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – не контролированное влияние настроения на профессиональные отношения;

• Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;

• Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;

• Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.

3. «Истощение» – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких

симптомах:

• Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;

• Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;

• Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;

• Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.

Приложение 4

Консультация для педагогов

«Инновационная деятельность в образовании

По статистике, практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно.

В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».

В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.

Современный словарь по педагогике трактует этот термин так: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».

М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан».

Основные признаки инновационной деятельности педагога.

Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию.

Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

  • творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;
  • открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;
  • культурно-эстетическая развитость и образованность;
  • готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;
  • развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать - сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).

Важным условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.

Инновационная направленность педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:

- происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа.

Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики;

- усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;

- изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновационная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследовательский характер.

- вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Если говорить более просто и однозначно, то главной причиной, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически каждому коллективу, оказывающему услуги в сфере образования.

В зависимости от концептуальных положений обновления и содержания образования инновационные процессы можно разделить на методико-ориентированные и проблемно ориентированные.

В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики, например:

- применение современных информационных технологий;

- применение принципа интеграции содержания образования;

- развивающее обучение;

- дифференцированное обучение;

- проектное обучение;

- проблемное обучение;

- программированное обучение;

- модульное обучение.

В рамках методико-ориентированных педагогических технологий обязательным условием профессиональной практической деятельности, подготовленности, компетентности и педагогического мастерства преподавателя должны стать следующие подходы к современной организации обучения:

личностно-ориентированный подход. Для достижения личностного роста студентов используется стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки при выборе методов и средств работы;

сущностный подход отражается во взаимодействии преподавателей в направлении развития способностей студентов на основе формирования сущностных системных знаний при установлении междисциплинарных связей;

операционно-деятельностный подход основывается на ключевых позициях государственных образовательных стандартов. Умение действовать у студентов формируется в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения;

профессионально ориентированный (компетентностный) подход к обучению выражается в формировании у студентов профессиональной компетентности и профессиональных установок;

креативно-развивающийся подход формирует у студентов продуктивное мышление и творческое отношение к деятельности, качества и способности творческой личности, научно-творческие умения и навыки;

контекстный подход выражается в соответствии содержания изучаемых дисциплин государственному образовательному стандарту.

Перечисленные современные образовательные технологии соответствуют требованиям и положениям концепции образования, в том числе и в учреждениях СПО.

Новые задачи профессиональной педагогической деятельности

ВЛАДЕНИЕ НОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

  • Использование современные образовательных технологий, в том числе дистанционных, информационных, при проведении диагностической, консультативной, коррекционной и реабилитационной работы, а также цифровых образовательных ресурсов.
  • Использование современных педагогических технологий: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода.
  • Умение работать с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Коммуникативные умения

  • владение методами убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе
  • владение технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения

Правовые знания

  • приоритетные направлений развития образовательной системы Российской Федерации
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.

Современная российская система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в появлении альтернативных типов учебных заведений, использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования, применении новых педагогических технологий и других инноваций. Это требует от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.

Педагог, вовлеченный в инновационные образовательные процессы, должен владеть как высокоразвитой индивидуальной культурой переработки информации (в том числе с помощью современных компьютерных технологий), так и уметь ее адаптировать в соответствии с возможностями обучающихся, обладать дидактическими способностями. Продуктивно работать, если ему предоставлена возможность компетентного выбора различных траекторий педагогической деятельности через формирование индивидуального стиля поиска и нахождения адекватных путей и способов реализации своей индивидуальности. Эта возможность создается в различных взаимодействиях с факторами инновационной обучающей среды, призванных обеспечить как личностный рост, так и формирование психолого-педагогических новообразований.

Таким образом, инновационные процессы в образовании задают новый тип профессионального сознания и поведения педагога, становления его субъектом педагогической деятельности.

Приложение 5

Квест-игра «Мозговой штурм». «Повышаем уровень педагога в инновационной деятельности»

Цель: поиск инновационных технологий взаимодействия педагогов, повышение профессиональной компетентности в аспекте применения в образовательном процессе объединений по интересам квест-технологии.

Задачи:

  • Поддерживать умение педагогов взаимодействовать и понимать личную ответственность за достижение общего результата.
  • Способствовать сплочению всех педагогов членов команды.
  • Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах реализации задач организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
  • Активизировать мыслительную деятельность воспитателей.
  • Закреплять знания ФГОС.

ХОД ИГРЫ:

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Наш методический час сегодня называется «Мозговой штурм», «Повышаем уровень педагога в инновационной деятельности» и пройдет в необычной форме – КВЕСТ ИГРЫ. Вы готовы немного попутешествовать, в поисках необычного сокровища и найдем его, если справимся со всеми заданиями. Давайте для начала встанем в круг. Длинный путь проделаем вы с вами, а интеллект измеряется не только мощью ума, но и мощью души. Давайте друг другу подарим комплимент или пожелание перед путешествием, передавая массажный мяч. Так как наша игра командная нам нужно поделиться на 2 команды и в этом нам поможет «Чудесный мешочек». По очереди вынимаем из мешочка записки и образуем команды.

Притча. Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? А сам подумал: «Скажет живая я её умертвлю, скажет мертвая –выпущу». Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках». Так что все в ваших руках не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное! ИТАК НАЧИНАЕМ!

Станция «Разминочная»

 Отгадываете загадку – получаете подсказку. (конверт с буквами для составления названия кабинета, где ждет задание.)

ЗАГАДКИ:

Первое слово над чайником тает

Второе – у папы растет над губой.

А целое ветер морской надувает

И в плаванье нас приглашает с тобой (парус)

Первый слог-нота,

Вторая тоже,

А в целом- на горох похожа (фасоль)

Начало-нота, потом –оленя украшение

А в месте – место оживленного движения (дорога)

Предлог стоит в моем начале,

В конце же загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом (задача)

Станция «Самообразование»

«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы не знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».

Уважаемые коллеги!

  • Напишите формы работы по самообразованию!

Ответы: -открытые занятия

                -взаимопросмотры и анализ НОД

                -публикации методических материалов

           -участие в профессиональных конкурсах различного уровня

                -обобщение педагогического опыта

  • Какие формы представления педагогического опыта можно использовать?

Ответы: -получение профессионального образования

                -выступления на педагогических советах, семинарах

                -организация мастер-классов

                -творческий отчет по теме самообразования

                -представление и распространение педагогического опыта

После выполнения задания выдается конверт с пазлами фотографий одной команде и второй команде.

Станция «Опытная»

Запишите какому возрасту соответствует опыт!

  • Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти. (2-3 года)
  • Две луковицы растения, одинаковые по форме, помещают в разную среду: одну – в воду, другую – в почву. Наблюдают за их ростом и делают вывод, где растение быстрее растет. (5-6 лет).
  • Воспитатель берет магнит и подносит его к разным игрушкам, дети наблюдают за его действиями. Затем дает детям попробовать, как магнит притягивает металлические предметы (3-4 г).
  • Вода не имеет формы. Воспитатель наливает воду в сосуды разной формы и объясняет детям, что вода принимает форму того сосуда, в который её наливают. Потом проливает на пол. Спрашивает, что происходит с водой. (4-5 лет).

По окончании выполнения задания загадывается загадка        

Бегать нужно там, скакать

Веселиться и играть,

Только раз зайдешь туда,

Начинается – игра (спорт.зал)

-команды идут в спортивный зал

Станция «Запоминайки» и «Фантазеры»

Задание №1

 Зачитывается 25 слов:

яблоко, сумка, роза, апельсин, пирамида, чай, кукла, ваза, воробей, шапка, медведь, слон, кровать, верблюд, зонт, тетрадь, карандаш, птица, пальто, стакан, телефон, цветок, человек, дерево, мячик.

Команда должна записать все слова, которые удалось запомнить.

       Задание №2

«Эксперимент рождается не просто

Порой – с наивного вопроса

Порой – со странного ответа

Он долго зреет в тайне где-то

Когда сомнений нет уж боле-

Он вырывается на волю

Нам отдает себя на милость

Смотрите! Что-то получилось!

Посмотрим, что же получится у вас

Задание –Дорисовать 10 одинаковых изображений (кругов) – рисунки не повторяются.

По окончании выполнения задания дается цифровая загадка.

Буква

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

буква

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

буква

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ь

Ы

Ъ

Э

Ю

Я

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

 

Зашифрованное слово для 1 команды

19,16,13,15,29,26,12,16. (солнышко)

Зашифрованное слово для 2 команды

4,15,16,14,10,12,10. (гномики) – это название групп, где ждет следующее задание.

Станция «Знание и мастерство»

Задание – тест «Педагогический зачет»

Отметьте правильный ответ-

  • Педагогика-наука о…

-обучении и питании

-образовании и воспитании

-воспитании и обучении

-питании и поведении

  • Как называется представление педагогом своих достижений?

-реклама

-портфолио

-автопортрет

-фотоальбом

  • Что в переводе с латинского означает слово «семинар»?

-питомник

-хозяйство

-рассадник

-семь наук

  • Когда происходит августовская педагогическая конференция?

-после дождика в четверг

-в середине вашего отпуска

-в конце августа

-1 апреля

  • Что из нижеперечисленного не относится к формам педагогического поощрения?

-похвала

-благодарность

-присвоение звания

-оценка

  • Задачами НОД являются:

   -Воспитательная, прогностическая, проектировочная

   - Образовательная, развивающая, воспитательная

   -Образовательная, воспитательная, объяснительная

   -Развивающая, образовательная, прогностическая

  • Расставьте по порядку этапы процесса усвоения знаний воспитанниками:

-осмысление (2)

-восприятие   (1)

-применение  (4)

-запоминание (3)

-систематизация  (6)

-обобщение   (5)

По окончанию выполнения задания- РЕБУС- подсказка куда идти дальше.

«Смешарики»- название группы для одной команды и

«Золотая рыбка» для второй группы.

Станция «Ассоциации»

Задание

По первым буквам в названии слов составить слово-ассоциация к этим словам! (Инновация) (предлагаются полоски со словами перемешанные)

зобретение

ововведение

овшество

тбор

недрение

реал

елесообразность

дея

нициатива

По окончании задания выдается конверт с пазлами картинки музыкального зала и отправляются в музыкальный зал.

Ведущий-

Квест учебный завершаем

От души всех поздравляю!

И скажу я вам в ответ:

«Хороши вы спору нет!

На вопрос, когда же отдых,

Я отвечу никогда!

Ведь родились педагогом,

Вы девчата, навсегда!

От души вам пожелаю

Творческих идей добра!

Пусть любовь детишек наших,

Согревает нам сердца!

Вот вы потихонечку и добрались до сокровища. Давайте откроем и посмотрим, что же там внутри. (награждение – каждый достает из сундучка ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ – пожелание, диплом за прохождение квеста, и сладкий приз.

Полезные советы:

Учитесь расслаблятьсяВедь именно длительное напряжение приводит к стрессу. Для этого вы можете использовать самые разные приемы. Все зависит от ваших личных предпочтений.

Учитесь радоватьсяНаходите приятное даже в мелочах (ребенок улыбнулся Вам, солнце светит, сегодня кто-то сказал что-то приятное и т.д.).

Тогда жизнь будет радостнее, настроение – лучше.

Ищите позитивные моменты по всем! Даже если сегодня в чем-то допустил ошибку – это опыт, на котором учатся, чтобы потом исправить все промахи.

Улыбайтесь и смейтесь! Ведь, как давно известно, смех продлевает жизньМежду делом смотрите юмористические передачи, комедии, получайте заряд положительных эмоций!

Смена имиджа. Изменения во внешнем виде влекут за собой перемены в мире внутреннем. Вы можете не прибегать к кардинальной смене имиджа, однако даже новая эффектная стрижка, модный костюм способны придать уверенности в себе и создать ощущение удовольствия.

Учитесь прощатьК сожалению, наш мир и люди в нем несовершенны, и порой обидеть могут невзначай и сами того не желая. Не принимайте все близко к сердцу. Прощая другого человека, мы приносим мир и покой в свою душу.

Расставьте приоритеты в своей профессиональной деятельности. Вы сами должны определить, что необходимо сделать в следующую очередь, а что может и подождать. Конечно, в работе педагога дел всегда невпроворот, и все нужно выполнить срочно. Тем не менее, нужно пересмотреть этот длинный список и подумать, как же мы можем оптимизировать свою работу.

Найдите время для отдыха. Пусть это будет даже 5 минут, в течение которых Вы сможете отвлечься от дел, выпить чашечку чая, сменить обстановку, пообщаться с кем-то.

Любите. Любовь – это великое счастье. Пусть она будет в Вашей жизни. Это может быть любовь к детям, к супругу (супруге), природе, людям, жизни….

В конце хочу вам сказать несколько слов:

-У нас есть, чем гордиться и есть, к чему стремится. Жизнь – это движение к цели. Что бы дойти до цели, нужно прежде всего, идти вперед, а не стоять на месте, ведь наш ДОУ-ЭТО

Д- добрые, душевные, доброжелательные  

О- общительные, ответственные, обаятельные

У- умные, успешные, увлеченные педагоги.

И закончить нашу квест-игру я бы хотела притчей:

«СЧАСТЬЕ»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе» - спросил Бог. «Слепи мне счастье» - попросил человек. Ничего Бог не ответил, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. «Все в твоих руках» - ответил Бог. «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, размышляйте и хоть криво да сами».

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

Приложение 6

Консультация для педагогов

ИКТ как средство организации образовательного процесса в ДОУ»

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

 Что такое ИКТ?

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • формировать информационную культуру у детей;
  • активизировать познавательный интерес;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
  • ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы.
  • ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях, например видео-мастер-классы, вебинары и др.
  • значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде;
  • меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к НОД.
  • с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты.
  • Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.

ИКТ - это прежде всего:

  • преобразование ППРС
  • создание новых средств для развития обучающихся
  • использование новой наглядности
  • дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании
  • разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы)
  • в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода
  • поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии, и иллюстрации.

  Применение ИКТ:

  1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с обучающимися и для оформления стендов, группы.
  2. Подбор дополнительного познавательного материала.
  3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
  4. Оформление групповой документации, отчётов.
  5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с обучающимися и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
  6. При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени. 

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Сегодня ИКТ позволяет:

• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у обучающихся огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

• Привлечь внимание обучающихся движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.

• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

• Поощрять обучающих при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  1. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание обучающихся и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  2. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
  3. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
  4. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
  5. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
  6. Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.
  7. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
  8. Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.
  9. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
  10. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  11. Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.
  12. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и «продвинутым» родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребёнка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

Вывод:

Бесспорно, что в современном образовании, компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития обучающихся достаточно простым и эффективным. Средствами мультимедиа позволит наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности.

Таким образом, в условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении 2012 г: "Педагогическая запущенность у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом".

В выступлении раскрываются причины педагогической запущенности, стадии педагогической запущенности у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом....

Методическое объединение "Современный комплексно-педагогический подход в развитии речи детей с ОВЗ"

Одной из актуальных проблем специальной педагогики является поиск путей оказания качественной коррекционной помощи детям с особыми возможностями здоровья (далее – с ОВЗ). С принятием н...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования.

4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания;

4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания;

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования,...