Развивающая предметно-пространственная среда старшая группа "Ягодка"
материал (старшая группа)

Рутц Светлана Николаевна

 Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Она содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, безопасна и соответствует ФГОС ДО.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ № 3 Агинский детский сад «Родничок » Предметно-пространственная р азвивающая среда старшая группа «Ягодка» Воспитатель: Рутц Светлана Николаевна

Слайд 2

Предметно-пространственная развивающая среда, создаваемая в образовательной организации с учётом ФГОС ДО, и учётом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, должна обеспечивать условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда в нашей группе выполняет различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную и коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка необходимо продолжать пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определённого возраста. При организации развивающей предметно-пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов её построения: 1.Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования. 2.Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности - создание игровой среды, обеспечивающий ребёнку возможность двигаться. Предметная развивающая среда способствует реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально

Слайд 3

Предметно-пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: 1.Социально-коммуникативная. 2.Познавательная 3.Речевая. 4.Художественно-эстетическая. 5.Физическая При построении предметно-пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы: 1.принцип активности, самостоятельности, творчества; 2.принцип комплексирования и гибкого зонирования; 3.принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка; 4.принцип учёта половых и возрастных различий детей; 5.принцип дистанции, позиции при взаимодействии; 6.принцип стабильности, динамичности; 7.принцип открытости-закрытости; Создавая развивающую среду в группе, я прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребёнка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности. С учётом всех этих принципов я поделила всё групповое пространство группы на зоны: учебную, игровую и зону отдыха. Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям

Слайд 4

Познавательное развитие Центр ФЭМП «Юный математик » . Помогает детям освоить счёт, закрепить цвета, знание геометрических фигур, ориентировку в пространстве. Центр наполнен дидактическим материалом и логическими играми ( палочки « Кюизенера », «Логические блоки Дьенеша », развивающие игры В.В. Воскобовича , логические квадраты, математический планшет); счетный и раздаточный материал (математические пазлы , счётные палочки, головоломки, игры для сенсорного развития детей); разные игры на развитие логического мышления, внимания. Здесь же используется магнитная доска, фланелеграф . При этом обеспечен свободный доступ детей к используемым материалам. Детям предоставлена возможность в свободное от занятий время выбрать интересную игру, пособие и играть индивидуально или совместно с детьми, небольшими группами.

Слайд 7

Центр природы. Этот центр пользуется у детей большой популярностью. На полочках размещены самые разные природные материалы: песок, ракушки, крупы, камни, тазики с водой, мерная посуда – всё это вызывает у детей особый интерес. Также центр содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за растениями ( палочки для рыхления, пульверизатор, лейки, фартуки и нарукавники). Для познавательного развития подобрана специальная детская литература о природе, дидактические игры экологической направленности, алгоритмы проведения опытов, серии картин «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природных материалов. Важным составляющим центра является дневники наблюдений, календарь погоды.

Слайд 10

Центр экспериментирования « Почемучки». В нём находится материал для проведения опытно-экспериментальной деятельности. Здесь размещены разные природные материалы, различные ёмкости для воды и сыпучих материалов, набор луп, зеркал, пипеток, весы, микроскопы, сосуды для опытов, мерная посуда. Дети могут разместить результаты своих опытов и маленьких открытий в виде зарисовок, схем, заметок. Также в центре имеются пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов, схемы, познавательная детская литература, коллекции,

Слайд 12

Центр «Патриотического воспитания» « Мы живём в России». Центр создан для воспитания гражданственности и любви к Родине, знакомит детей с символикой нашей страны, Красноярского края и своего села. В нём находятся пособия отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению с климатическими зонами России, глобус земного шара. С одержит материалы и пособия отражающие традиции и культуру страны и родного края. Сюда же входит художественная литература по краеведению, оформлены альбомы: «Наш город - Красноярск», «Моё село Агинское», «Природа родного края», карта России и села.

Слайд 14

Художественно-эстетическое развитие Центр ИЗО «Волшебная кисточка». Этому центру отведено хорошо освещённое место в группе, имеется свободный доступ. Здесь дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют творческие работы. Полки заполнены изо/материалом (мелки, гуашь, фломастеры, карандаши, пластилин, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, природный материал). Весь материал помешается в контейнерах, которые обозначены маркером. Подобран материал для работы методом нетрадиционного рисования, дидактические игры. По желанию ребёнок может найти и воспользоваться необходимым для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.

Слайд 16

Центр театрализованной деятельности «Маленькие артисты» Этот центр очень любим нашими детьми. В театре дети раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера, именно он помогает сплотить группу. В центре есть переносные ширмы, которые можно разместить в любом месте группы и обыгрывать, маски сказочных персонажей, разные виды театра (настольный, пальчиковый, перчаточный, би -ба- бо , из броссового материала, на ложках на палочках, тростевой, куклы-люди). Интересным дополнением по тематической недели стали музыкальные книги, книги о театре, куклах, театральных представлениях.

Слайд 19

Центр конструирования «Юный строитель», хоть и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Контейнера с конструктором могут перемещаться в любое место. Содержимое центра – конструктора разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы, чертежи построек, альбомы с иллюстрациями архитектурных сооружений, транспорта. Достаточное его количество позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре или на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием строят, обыгрывая свои постройки, комбинируя с другими видами деятельности (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и другие). Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.

Слайд 21

Физическое развитие Центр « Здоровячок » , пользуется популярностью у детей нашей группы, поскольку реализует их потребность в двигательной активности . В центре дети могут играть в различные спортивные игры. Для этого отведено большое пространство в группе. Имеется как традиционное физкультурное оборудование:(мячи большие и маленькие, обручи, кубики, платочки, разноцветные флажки, ленточки, скакалки, корзины для эстафетных игр, мягкий модуль, кегли, гантели), так и нетрадиционное, изготовленное руками педагогов и родителей (мешочки с крупой и песком, маски и медальки для подвижных игр, « моталочки », карандаши, камешки, шишки). Есть «дорожка здоровья», массажные коврики, гимнастические палки, мячи для метания, кольцеброс , атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения после сна и утренней гимнастики. Также центр оснащён разными картотеками: подвижных игр, малоподвижных игр, физкультминуток , пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, иллюстрациями с зимними и летними видами спорта, энциклопедиями о спорте. Всё это способствует сохранению и укреплению здоровья детей.

Слайд 23

Речевое развитие Речевой центр « Звуковичок ». С пособствует развитию речевого аппарата дошкольников, помогает в постановке звуков речи у детей. Регулярное обновление дидактического оснащения центра способствует развитию интереса у детей. Содержит различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки, пособия для проведения артикуляционной гимнастики, для дыхательной гимнастики, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Изготовлена и внесена игрушка Кот – Говорун, который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, побуждать к речевой активности. Он хозяин речевого центра, кот придумывает для детей новые увлекательные игры со звуками и словами: сочинялки , трудноговорилки , бродилки -лабиринты. Внесены дыхательные тренажёры: «Ветерок», «Вертушки», «Футбол», с целью обучения правильному дыханию. Очень любят дети пускать кораблики в тазике с водой, выдувать «морозные картинки» из трубочки .

Слайд 25

Центр книги представляет собой стеллаж с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям, энциклопедии, журналы. Мини-библиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой старшей группы. Дети с удовольствием берут, читают и рассказывают о героях, тем самым поддерживают интерес к той или иной книге. Во время учебно-воспитательного процесса мы используем этот центр для знакомства с поэтами и писателями, читаем сказки, разучиваем стихи. Каждый ребёнок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию .

Слайд 27

Социально-коммуникативное развитие Центр сюжетно-ролевой игры «Мы играем» Центры сюжетно-ролевых игр хоть и стоят на одном месте, но играть в эти игры можно в любом месте группы, так как атрибуты размещены в контейнерах, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры, тем самым решается проблема ограниченного пространства.. Атрибуты к играм постоянно пополняются . Весь игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». В нашем центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Для мальчиков это различные строительные материалы, «сундучок с инструментами», военные фуражки, разные виды и размеры машин. Девочки мечтают стать хозяйками, артистками, модницами. В игровом центре для них: сумочки, коробочки с украшениями, куклы, игрушки-персонажи, коляска для кукол, диван и кресла, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посудой, гладильной доской и микроволновой печью, наборы для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Салон красоты», «Супермаркет», «Дом-семья», «»Гараж», «Корабль» и т.д.

Слайд 28

.

Слайд 30

Центры труда и дежурства Большое значение в развитии личностных качеств ребёнка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Для дежурства в группе есть «Центр дежурства», где дети сами видят, кто дежурный. В центре имеется специальные фартуки и колпачки.

Слайд 31

Центр ПДД и пожарной безопасности В центре безопасности имеется макет улицы с дорогой и пешеходными переходами, машинами, помещены простые дорожные знаки, светофор для ознакомления детей с ПДД, необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм (жилеты, фуражки, жезл, машины), напольный коврик с разметкой улицы дорог. Центр безопасности интересен особенно мальчикам. Они могут выдвинуть стол-макет, построить городок на напольном коврике, и, играя, изучать правила дорожного движения. Есть разные игры по ПДД и безопасности дома, на улице и пожарной безопасности.

Слайд 33

В шумном пространстве группы есть небольшой уголок тишины и спокойствия: палатка – шатёр с мягкими подушками – это наш уголок уединения . Это тихое уютное место. Здесь живут мягкие игрушки, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания или просто полежать. Он располагает к мечтам, беседам, играм. Здесь можно уютно и комфортно расположиться одному или с друзьями, отдохнуть, полистать любимую книгу, рассказать о своей семье.

Слайд 34

Вывод: Предметно-пространственная развивающая среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Она содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна , вариативна, доступна, безопасна и соответствует требованиям ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....