"Понятие и содержание инклюзивного обучения"
консультация

Швецова Ирина Петровна

консультация "Понятие и содержание инклюзивного обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obuchenie.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

            Понятие и содержание инклюзивного образования

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для воспитанников, имеющих особые образовательные потребности. Из этого следует, что инклюзивная форма обучения не должна вытеснять традиционную (специальное обучение).

Таким образом, инклюзивное (интегративное) образование — процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех (в плане приспособления к нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями).

Однако следует отметить ряд факторов, мешающих введению инклюзии в образовательные учреждения:

  • организация инклюзивного образования во всех субъектах Российской Федерации требует привлечения в образовательные организации (00) большого числа специалистов (дефектологов, логопедов);
  • неравномерно распределены центры развития и коррекции, в которых могут получить коррекционную помощь дети с ОВЗ, в первую очередь — дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;
  • толерантное отношение населения РФ к детям-инвалидам находится на стадии формирования, т.е. наблюдается психологическая неготовность общества относиться к детям с ОВЗ как к его полноправным членам.

Однако, как показывает практика последних лет, стала активно проводиться работа по созданию модели совместного обучения детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательной среде. Определен, обоснован и экспериментально проверен набор вариантов инклюзии, позволяющих подобрать каждому ребенку с особыми образовательными потребностями доступную и полезную для его развития модель интеграции, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь.

В соответствии с требованиями 00 должна создавать адаптированные основные образовательные программы (АООП) с

учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с ОВЗ.

В структуре каждого варианта АООП для обучающихся с ОВЗ представлены:

  • пояснительная записка, в которой раскрыты: цели и задачи АООП, срок ее освоения, представлена краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся;
  • планируемые результаты освоения обучающимися АООП 00;
  • система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП 00;
  • содержание образования:

  • программа формирования базовых учебных действий,
  • программы учебных предметов, курсов,
  • программа нравственно-патриотического развития,
  • программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни,
  • программа коррекционно-развивающей работы,
  • программа внеурочной деятельности,
  • учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса (примерный календарный учебный график);

•        условия реализации основной образовательной программы
(ООП):

  • кадровые,
  • финансово-экономические,
  • материально-технические;

•        варианты обучения в инклюзивном пространстве:

  • посещение,
  • надомное обучение,
  • дистанционное обучение.

Некоторые обучающиеся по состоянию здоровья не могут посещать 00. В таких случаях на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по АООП организуется на дому или в медицинских организациях.

Также администрацией 00 должны быть предусмотрены занятия различных специалистов на дому, консультирование родителей.

При сопровождении ребенка в школе применяются следующие формы коррекционной работы: — комбинированная — дети с уровнем психофизического,

интеллектуального и речевого развития, соответствующим

или близким возрастной норме, имеющие навыки самообслуживания, по 1—2 чел. обучаются в обычных классах и получают систематическую коррекционную помощь педа-гога-дефектолога и психолога;

  • частичная — дети (1—2 чел.), еще не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают часть дня или неполную рабочую неделю в классе нормально развивающихся сверстников;
  • временная — вне зависимости от уровня психофизического, интеллектуального и речевого развития и навыков самообслуживания дети ОВЗ объединяются со здоровыми детьми 1—2 раза в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.

Родители должны знать и понимать, что:

  • инклюзия будет эффективна в полной мере только для тех детей с отклонениями в развитии, которые по уровню психофизического, интеллектуального и речевого развития соответствуют возрастной норме, имеют навыки самообслуживания и психологически готовы к совместному с нормально развивающимися сверстниками обучению (по 1—2 чел. включаются в обычные классы образовательного учреждения (организации));
  • общеобразовательные организации (детские сады, школы) не имеют коррекционного направления, и родители должны быть проинформированы администрацией об этом;
  • родители могут присутствовать в школе (классе / группе детского сада) на усмотрение администрации;
  • родители должны нести ответственность наравне со специалистами за составление специальной индивидуальной программы развития (СИПР).

Инклюзивное, или включенное, образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) садах и школах. В основе практики инклюзивного образования лежат идея принятия индивидуальности, акцент на разработку индивидуальной образовательной программы (ИОП). Закон Москвы от 28.04.2010 № 16 «Об образовании лиц с ОВЗ в г. Москве» рассматривает специальные образовательные условия: образовательные программы, средства коммуникации, педагогические, психолого-педагогические услуги, без которых освоение специальной программы невозможно.

Включение ребенка с ОВЗ в образовательную среду сопровождается прддержкой психолога и педагога (тьютора). Тьютор (англ. tutor — наставник, опекун) — новая специальность в отечественном образовании. Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где это — особая исторически сложившаяся педагогическая позиция. Тьютор сопровождает процесс индивидуального обучения в школе, вузе, системах дополнительного и непрерывного образования. В инклюзивном образовании тьютор — специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. Задача тьютора — помочь ребенку с особенностями развития адаптироваться к школьной среде, проявить свои способности. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.

Сегодня в России должность тьютора официально входит в число должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоц-развития России от 05.05.2008 № 216н и 217н). Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Миздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н).

В настоящее время тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, ' а также родители детей с ОВЗ.

Принципы инклюзивного обучения

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

•        Инклюзивное обучение делает акцент на разработку ин-
• дивидуальной образовательной программы. Это положе
ние закреплено в Федеральном государственном образова
тельном стандарте начального общего образования (при
каз Министерства образования и науки
РФ от 06.10.2009
№ 373).

Варианты обучения в инклюзивном пространстве

  • Посещение образовательной организации детей с ОВЗ вместе с детьми без нарушений (включение в группы ДОО, в класс).
  • Надомное обучение (сочетание занятий дома и в школе).
  • Дистанционное обучение (если нет противопоказаний к работе с компьютером). Сначала родителям предлагается заполнить анкету для дистанционной формы обучения (см. приложение) с целью изучения тех навыков, которыми владеет ребенок с ОВЗ.

Особенности инклюзии

  • Инклюзивное образование — новая, недостаточно изученная форма обучения, трудно представить инклюзию в ОО (детском саду, школе).
  • Инклюзивное образование предполагает изменение общего образования: ребенок с ОВЗ оказывается в микро-сообществе непохожих на него детей, он учится социализироваться и общаться.
  • Инклюзивное образование требует знаний об особенностях детей с ОВЗ, создания сложной и разнообразной среды, в которой бы ребенок себя реализовал.
  • Воспитатель, учитель — основная фигура воспитания и образования (он либо блокирует ситуацию инклюзии, либо преодолевает свои предубеждения, экспериментирует, ищет новые методы, приемы и формы организации занятий с ребенком с ОВЗ).
  • При обучении в инклюзивной группе (классе) педагоги должны оказывать поддержку родителям ребенка с ОВЗ.

Проблемы инклюзивной формы обучения

Дети с ОВЗ испытывают затруднения в общеобразовательной школе:

  • они не могут приспособиться к новому темпу школьной жизни;
  • у них не сформирована учебная мотивация;
  • наблюдаются низкий уровень регуляции поведения, нарушение характера коммуникации со сверстниками и учителем, недостаточность социальной нормативности;
  • редко удается составить эффективную индивидуальную программу коррекционного обучения;
  • ребенок оказывается в ситуации искусственной изоляции, дополнительно ограничивающей его возможности социального развития (Е.Л. Черкасова).

Своеобразие развития детей с ОВЗ обусловливает их особые образовательные потребности — потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей, которые может проявить ребенок в процессе обучения (В.И. Лубовский).

Особые образовательные потребности выявляются у разных категорий детей с ОВЗ:

  • с нарушением слуха (имеется потребность в специальной знаково-языковой системе общения, технических средствах);
  • с нарушением речи

Для развития инклюзивной формы обучения необходимы:

  • выработка государственной политики и создание нормативно-правовой базы для инклюзивной формы обучения;
  • обязательная профессиональная подготовка учителей для перехода к образовательной инклюзии, подготовка всех участников школьного сообщества;
  • вовлечение в процесс развития инклюзивного образования общественных организаций, родительских групп, профессионалов системы специального образования и других заинтересованных участников;
  • использование потенциала ресурсных центров поддержки инклюзивного образования с привлечением профессионального психолого-педагогического опыта специальной школы;
  • взаимодействие учителей, специалистов и родителей в инклюзивном пространстве .

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2014) направлен на обеспечение права на образование «особых» детей. Он предусматривает:

  • исключение определения ребенка с ОВЗ как «необучаемый»;
  • создание индивидуальных образовательных программ;
  • гарантированную систематическую специальную помощь. Предмет этого стандарта — образование, которое должно

быть развивающим, образовывающим, социализирующим. Выделяют четыре варианта инклюзивного образования.

•        Первый вариант — цензовый уровень:

  • ребенок полностью включен в инклюзивное пространство;
  • осваивает основную образовательную программу.

•        Второй вариант — цензовый уровень:

  • упрощение программы по времени, но программу осваивает;
  • повседневные контакты со здоровыми сверстниками;
  • поэтапная помощь ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении  «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...

Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ

Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ...

презентация "Организация и содержание инклюзивной практики в МДОУ №15 "Ромашка"

В презентации раскрыты особенности работы с детьми с нарушением зрения....

Проект «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения дет...

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ...

Коллективное обсуждение: «ФОП ДО: основные понятия, структура, содержание»

Цель: знакомство педагогов с ФОП ДО: цели, задачи, структура программы, сроки реализации в ДОО. План:1. Специфика ФОП ДО?2. На основе каких нормативных правовых актов разработана Федеральная прог...