Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnaya_praktika_v_dou.docx | 101.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
г. Шарыпово
«Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ»
Разработала: Марьясова Г.А.
педагог-психолог
МБДОУ №15 «Ромашка»
г. Шарыпово 2018г.
«Дети должны жить
в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребенка…»
В. Сухомлинский
Инклюзия – это вовлечение в образовательный процесс каждого ребёнка с особенностями развития в соответствии с той образовательной программой, которая удовлетворяет его индивидуальные образовательные способности и обеспечивает специальные условия.
Возможность реализации инклюзивного подхода заложена в рамках действующего законодательства Российской Федерации в области образования.
Федеральный закон от 29. 12. 2012года № 273-ФЗ (ред. От 23. 07. 2013г.) «Об образовании в Российской федерации»
- предусматривает разработку адаптированной образовательной программы, для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психического развития, индивидуальных возможностей при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию.
Актуальность
- Зрение у детей играет особенно важную роль, поскольку в процессе роста каждый ребенок развивается и формируется как личность исходя из того, что он видит, в каком качестве визуально воспринимает предметы, объекты и явления.
- Учитывая актуальность данного вопроса, организация среды проходит красной нитью через всю методическую работу в ДОУ. Эта проблема поднималась на педсоветах, МО, на семинаре – практикуме: «Предметно – развивающая среда как условие развития детей с нарушением зрения».
- В смотре – конкурсе «Наша группа – лучшая!» одним из параметров оценки было состояние коррекционно – развивающей среды.
Мы окончательно убедились в том, что предметно-развивающая среда ДОУ – это основная составляющая системы необходимых условий, которая обеспечивает всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, а профессиональный и творческий подход к её организации в учреждении, где есть дети с патологией зрения нацелен на социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию данных детей в общество.
Развивающая предметно-пространственная среда для воспитанников с нарушением зрения
- это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами;
- это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса.
РППС в детском саду для слабовидящих должна
- иметь привлекательный вид;
- выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
- снимать утомляемость;
- положительно влиять на эмоциональное состояние;
- помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
- проявлять пытливость и любознательность;
- стремиться к творческому осмыслению познанного;
- давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.
Принципы создания РППС
- самостоятельной активности ребёнка;
- полифункциональности (открывает множество возможностей);
- трансформируемости (возможность изменений по ситуации);
- вариативности;
- информативности;
- стабильности и динамичности;
- междисциплинарного подхода (интеграции образовательных областей).
При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы
- Ограждать детей от отрицательного влияния игрушек безнравственность и насилие.
- Психологические факторы - соответствие параметров ПРС возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.
- Психофизиологические факторы - соответствие объектов ПРС зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка
- Зрительные ощущения. Освещение (уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях) и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта.
- Слуховые ощущения. Совокупность звучания звукопроизводящих игрушек.
- Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка.
Физиологические факторы – это соответствие объектов ПРС силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.
Наполняемость РППС обеспечивает
- Разностороннее физическое, социально-личностное; познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие.
- реализацию образовательных областей в образовательном процессе, включающем: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Особенности познавательной и личностной активности детей с нарушением зрения
При нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений:
- ослабляются познавательные процессы и познавательная активность;
- замедляется скорость переработки информации и её восприятие;
- снижется объём и устойчивость внимания;
- нарушаются пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений;
- появляются проблемы в речевом развитии;
- задерживается развитие движений и формирование двигательной активности;
- нарушается координация и точность движения крупной и мелкой моторики;
- ухудшается осанка;
- нарушается эмоционально-волевая сфера; происходит отклонение от норм в развитии личности.
Особенности мотивационной стороны познавательной деятельности воспитанников с нарушением зрения
- Отсутствие интереса к познавательно – образовательной деятельности;
- Медлительность;
- Малоподвижность;
- Бедность представлений об окружающем мире.
Условия психологического сопровождения детей с нарушением зрения в ДОУ
- Создание благоприятных условий для пребывания ребенка в детском саду, положительного эмоционального фона.
- Организация полноценного общения со сверстниками.
- Составление индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов.
- Включение «особого» ребенка в разнообразную деятельность, с учетом его возможностей, интересов и способностей.
- Осуществление мотивационной готовности к обучению.
- Создание условий для психологических занятий, игр по сенсорике, развитию внимания, воображения и произвольности поведения.
Направления психолого–педагогического сопровождения
1. Предупреждение возникновения проблем развития ребёнка.
2. Помощь ребёнку в решении актуальных задач обучения и воспитания.
3. Психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ.
4. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов.
Организационно-методические рекомендации развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
- Занятия являются необходимой составной частью реабилитационных мероприятий для детей с нарушением зрения;
- Важно ориентировать педагогов на допустимость определённых видов нагрузки, с учётом их психофизических особенностей;
- Для занятий физической культурой учитывать противопоказания.
Особые дети – особенные формы работы
- Ролевые игры
- Психогимнастические игры
- Кинезиологические упражнения
- Коммуникативные игры
- Игры и задания, направленные на развитие произвольности
- Игры, направленные на развитие воображения
- Эмоционально – символические игры
- Сказкотерапевтические игры
- Релаксационные методы
- Исследовательская деятельность
- Аромотерапия, арттерапия, изотерапия
- Игры с использованием интерактивных стола и доски
- Работа с офтальмотренажёрами
- Игры с водой и песком (с подсветкой и без)
- Сенсорные коробки для развития воображения и мелкой моторики
- Пальчиковая гимнастика
- Логоритмика
- Посещение сенсорной комнаты
Вывод:
- Весь наш коллектив прилагает немало усилий для создания развивающей предметно-пространственной среды, для того, чтобы предметная среда не утомляла, была по - домашнему уютной, удобной и интересной, многое создается руками педагогов.
- Мы убедились в том, что предметно-развивающая среда детства – это и есть система необходимых условий, которая обеспечивает всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка с нарушением зрения.
- Но сколько бы мы ни обсуждали важность создания развивающей предметно-пространственной среды, следует помнить: посредником должен быть педагог. От его компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок освоить её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
для педагогов ДОУ...
презентация "Организация и содержание инклюзивной практики в МДОУ №15 "Ромашка"
В презентации раскрыты особенности работы с детьми с нарушением зрения....
Проект «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении»
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения дет...
«Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех дете...
Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ в рамках введения ФГОС ДО
Инклюзивное образование - широкий процесс интеграции,подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей....
Организация тьюторского сопровождения инклюзивной практики
Рекомендации...