«Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
консультация

Преснякова Валентина Петровна

Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuzivnoe_obuchenie.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 9

имени Героя Советского Союза И.Д. Ваничкина

города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

Проект инклюзивная среда в образовательном  

                 Учреждении

«Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»

                                         воспитатель первой квалификационной              

                                      категории Преснякова Валентина Петровна

Пояснительная записка.

Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки,переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.

Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.

Актуальность создания экспериментальной площадки.

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится в центре общественного внимания. В ГБОУ СОШ №9  Структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса» число лиц дошкольного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 4 % от общего состава дошкольников. Согласно прогнозным оценкам число детей с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится дошкольник.

Краткая аннотация проекта.

Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы структурного подразделения Детский сад «Звонкие голоса». Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду дошкольного учреждения. В результате реализации проекта педагоги дошкольного учреждения освоят технологию создания организации и содержания среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной программе обучения, успешной их социализации к школе. Дошкольники получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при правильной организации и содержании окружающей их среды. Проект будет реализован через вовлечение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся по средствам создания вокруг дошкольников соответствующей среды и условий.

Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов дошкольного учреждения, в состав которой войдут администрация дошкольного учреждения, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели группы «Жар-птица». Всего в проекте будут принимать участие 5 педагогов и 20 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Длительность проекта определяется медицинскими показаниями дошкольников, индивидуальной траекторией обучения.

В будущем, это поможет в решении возникшей российской проблеме постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в школу, а дальнейшем в современное общество.

Актуальность проекта.

Детский сад «Звонкие голоса» обучает 205 ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет. Из них 20 – дети с ограниченными возможностями здоровья. Все 20 дошкольников обучаются интегрировано в группе по общеобразовательной программе + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной СП «Детский сад «Звонкие голоса», на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. С 01 сентября будут обучаться 10 человек – по программе для возраста 5-6 лет, 10 человек – по программе 6-7 человек.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме создать условия для реализации образовательных потребностей. На начальном этапе создан дошкольный психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх педагогов дошкольного учреждения, медицинской сестры и психолога. Из узких специалистов в дошкольном учреждении работает психолог и учитель-логопед. Специалисты работают по программе психокоррекции речевой коррекции для дошкольников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений соответствующего вида. Специалисты находится в штате. Ведутся дневники сопровождения, работает психолог с обучающимися.

С детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2020/2021 учебном году будут работать 5педагогов. 50% педколлектива понимают и принимают ситуацию. 50% коллектива не видят перспективы такого образования, в связи с тем, что отсутствует видение результата,возникает вопрос: как дети смогут обучаться в школе. В связи с этим необходима помощь не только в подготовке педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии, но и создании условий. Таким образом в проекте участвуют 6 педагогов, они же члены команды. Обязанности распределены между членами команды. Необходимым остается квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума. Ранее консилиум проходил в режиме совещания. Анализ организации и создания условий обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования. Инклюзия дошкольников с ОВЗ в образовательное пространство сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы дошкольникам и педагогам для достижения успеха. Дошкольное учреждениереализует следующие программы обучения: общеобразовательная программа + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной СП «Детский сад «Звонкие голоса», на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

Дошкольника со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие дети в саду в процессе реализации его особых образовательных потребностей. В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организована кружковая работа различной направленности.

Цель и задачи Программы.

 Цель проекта: Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ, медицинского персонала и родителей в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и в их социализации в образовательное пространство ДОУ.

 Задачи:

- создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;

- разработать модель  эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса   образования  детей с ограниченными возможностями здоровья через взаимодействие диагностического, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально - личностного  направлений деятельности;

- совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);

- обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве ДОУ.

Стратегия достижения поставленной цели

Основной целью нашего образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики стало обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями. В соответствии с поставленной целью произошло разворачивание педагогической деятельности.

   Данный проект рассчитан на 2 года, реализация будет проходить в 3 этапа:

I этап – подготовительный: сентябрь 2020 г. – декабрь 2020 г.

II этап – основной: январь 2021г. – август 2021г.

III этап – заключительный: сентябрь 2021г.– декабрь 2021г.

На первом этапе:

- будет проведен анализ квалификации специалистов, комплектации предметно-развивающей среды, образовательных программ и технологий, по которым работает наш ДОУ, затем согласуем с главным специалистом Управления образования соответствие наших условий реализации инклюзивных целей;

- далее   руководитель, учитель-логопед и педагог-психолог  проведут встречи с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определят состава ПМПк и координатора по организации инклюзивной практики в ДОУ;

- на основе заключения ПМПК и результатов диагностики, проведенной  специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед) были разработаны адаптированные образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ в ДОУ;

- проведут анкетирование и встречи с родителями детей с ОВЗ и возрастной нормы;

- подписать договоры с родителями.

На втором этапе:

- разработать концепцию организации инклюзивной практики, включающей основные ценности и технологии их реализации;

- скорректировать образовательную программу ДОУ, учитывающую ФГОС ДО и особенности инклюзивного процесса;

- позаботится о методическом обеспечении образовательного процесса;

- так как очень важным звеном является повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов в области инклюзии, то начать обучение педагогов через участие в конференциях, вебинарах (областная межведомственная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы инклюзивного образования и медицинское сопровождение образовательного процесса»);

- постараться, насколько это возможно в наших условиях, создать развивающую предметно-пространственную среду;

- разработать структуру управления инклюзивным образовательным учреждением, в которую вошли: научно-методический совет ДОУ, психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ, родительские общественные организации, которые в нашем детском саду представляет Управляющий совет и родительский комитет;

- создать сетевое взаимодействие с организациями-партнерами, а именно с Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Доверие».

Научно-методический совет создан для решения стратегических и оперативных задач, в него входят заведующая, координатор по инклюзии, руководители различных служб и структурных подразделений ДОУ. Научно-методический совет разрабатывает концепцию развития инклюзивной практики в ДОУ, программу развития и годовой план; определяет направления разработки и план внедрения новых технологий дошкольного образования; обобщает имеющийся опыт в области инклюзивной практики; определяет перечень необходимых научно-практических материалов.

Координации деятельности педагогического коллектива ДОУ по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс способствует возложение обязанностей координатора по инклюзии на одного из специалистов ДОУ. В нашем детском саду координатором является учитель логопед. Основная цель работы координатора – создание необходимых условий совместной работы коллектива ДОУ и родителей для наиболее эффективной реализации программы развития и реабилитации каждого ребенка с ОВЗ и его социализации в группе ДОУ.

В нашем детском саду функционируют следующие структурные подразделения, реализующие инклюзивную практику:

- логопедический пункт;

- консультативный пункт.

Консультативный пункт на базе нашего ДОУ работает с 2016 года с целью  обеспечения  единства и преемственности семейного и общественного воспитания,  поддержки всестороннего развития личности ребенка, оказания помощи семье в воспитании, развитии и обучении детей, не посещающих ДОУ, в том числе и детей  с ОВЗ. В рамках Консультативного пункта специалисты проводят работу с детьми с целью получения дополнительной   информации   в   форме  беседы,  проведения диагностических исследований, организации наблюдения за детьми и др. За прошлый учебный год за помощью в Консультативный пункт обратились 23 семьи, из них 7 семей, имеющие детей с особыми образовательными потребностями.   С детьми с ОВЗ специалистами было проведено полное обследование, разработаны индивидуальные маршруты развития, родителям даны рекомендации  по выполнению коррекционно-развивающих заданий (артикуляционная и пальчиковая гимнастика,  игры для развития фонематического восприятия,  игры и упражнения на развитие памяти внимания, мышления, коммуникативных навыков)

После завершения дошкольного образования детьми с ОВЗ мы продолжаем отслеживать их развитие. В рамках преемственности дошкольного учреждения с общеобразовательной школой педагог-психолог передает учителю карты развития детей с ОВЗ, где отражены индивидуальные особенности и динамика развития. Педагоги  нашего учреждения принимают активное участие в заседании круглого стола по обсуждению адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению, ПМПк и в других мероприятиях, где задействованы эти дети.

План реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»

 Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

1. повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;

 2. материально-техническое и организационное обеспечение;

 3. создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

 4. создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды. Образовательное учреждение с инклюзивной группой  решает следующие задачи:

 1. создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

 2. обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

 3. организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико- консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

 4. преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

5. постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

 6. охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей; 7. социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями.

№/№

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1.

Внесение изменений в устав и локальные акты учреждений

Администрация

Август 2020г.

2.

Разработка  и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития дошкольного образовательного учреждения

Администрация

Август 2020г.

3.

Создание компьютерной базы данных детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год

ПМПк

май 2020 г.

4.

Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ДОУ

Старший воспитатель

июнь 2020г.

5.

Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития детей и подростков, нуждающихся в инклюзивном образовании

Ст.воспитатель, педагог- психолог, учитель- логопед.

В течение года

6.

Организация и проведения педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», «Современные возможности организации инклюзивного образования в ДОУ », мастер-классов по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации учебно-воспитательного процесса

Ст. воспитатель,

Воспитатели,

Учитель-логопед,

Педагог-психолог

В течение года

7.

Укрепление материально-технической базы образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования

Администрация

В течение года

8.

Участие педагогической и родительской общественности в школьных мероприятиях «Мы разные, но мы вместе», «Улыбка согревает сердце»  в рамках программы инклюзивного образования

Воспитатели

В течение года

9.

Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения  родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования

Воспитатели

В течение года

10.

Организация работы по информированию подростков и их родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

ПМПк

Декабрь,

Апрель

11.

Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования

Администрация

В течение года

12.

Организация работы школьного психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям

ПМПк

В течение года

13.

Разработка тематических образовательных программ, учебно-методических пособий по взаимодействию образовательного учреждения и семьи ребенка с особыми образовательными нуждами

Ст.воспитатель,

ПМПк

В течение года

14.

Участие в конкурсах творчества учащихся и воспитанников на различных уровнях.

Воспитатели

В течение года

15.

Составление индивидуальных программ сопровождения учеников с особенностями психофизического развития.

ПМПк

Август, Сентябрь

16.

Проведение коррекционной работы с детьми  ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

ПМПк

В течение года

Практическая значимость результатов проекта.

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.

2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.

4. Обучение станет более доступным для дошкольников, испытывающих проблемы в здоровье.

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

6. Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.

На страницах разработки можно ознакомиться с теоретическим обоснованием проблемы создания развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области "Физическое развитие"....

Организация коррекционной предметно – развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения.

Как известно, дошкольное детство – это начало всех начал и то, что ребенок приобретает в этом возрасте, во многом определяет его дальнейший жизненный путь....

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении  «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...

Инновационные формы организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

В статье автор представил новое современное средство обучения в дошкольной педагогике –лэпбук.Ключевые слова: лэпбук, активное познание, эксперименты, творческая деятельность, исследовательская ...

Научная публикация. "Организация развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении"

Данная публикация рассматривает систему организации, развивающей предметно - пространственной среды, которая не требует кардинальных перемен, а строится на основе уже имеющейся развивающей среды....

Научная публикация. "Организация развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении"

Данная публикация рассматривает систему организации, развивающей предметно - пространственной среды, которая не требует кардинальных перемен, а строится на основе уже имеющейся развивающей среды....