«Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
консультация
Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obuchenie.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 9
имени Героя Советского Союза И.Д. Ваничкина
города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области
Проект инклюзивная среда в образовательном
Учреждении
«Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
воспитатель первой квалификационной
категории Преснякова Валентина Петровна
Пояснительная записка.
Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки,переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.
Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.
Актуальность создания экспериментальной площадки.
Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится в центре общественного внимания. В ГБОУ СОШ №9 Структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса» число лиц дошкольного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 4 % от общего состава дошкольников. Согласно прогнозным оценкам число детей с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится дошкольник.
Краткая аннотация проекта.
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы структурного подразделения Детский сад «Звонкие голоса». Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду дошкольного учреждения. В результате реализации проекта педагоги дошкольного учреждения освоят технологию создания организации и содержания среды для детей с особыми образовательными потребностями.
Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной программе обучения, успешной их социализации к школе. Дошкольники получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при правильной организации и содержании окружающей их среды. Проект будет реализован через вовлечение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся по средствам создания вокруг дошкольников соответствующей среды и условий.
Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов дошкольного учреждения, в состав которой войдут администрация дошкольного учреждения, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели группы «Жар-птица». Всего в проекте будут принимать участие 5 педагогов и 20 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Длительность проекта определяется медицинскими показаниями дошкольников, индивидуальной траекторией обучения.
В будущем, это поможет в решении возникшей российской проблеме постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в школу, а дальнейшем в современное общество.
Актуальность проекта.
Детский сад «Звонкие голоса» обучает 205 ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет. Из них 20 – дети с ограниченными возможностями здоровья. Все 20 дошкольников обучаются интегрировано в группе по общеобразовательной программе + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной СП «Детский сад «Звонкие голоса», на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. С 01 сентября будут обучаться 10 человек – по программе для возраста 5-6 лет, 10 человек – по программе 6-7 человек.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме создать условия для реализации образовательных потребностей. На начальном этапе создан дошкольный психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх педагогов дошкольного учреждения, медицинской сестры и психолога. Из узких специалистов в дошкольном учреждении работает психолог и учитель-логопед. Специалисты работают по программе психокоррекции речевой коррекции для дошкольников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений соответствующего вида. Специалисты находится в штате. Ведутся дневники сопровождения, работает психолог с обучающимися.
С детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2020/2021 учебном году будут работать 5педагогов. 50% педколлектива понимают и принимают ситуацию. 50% коллектива не видят перспективы такого образования, в связи с тем, что отсутствует видение результата,возникает вопрос: как дети смогут обучаться в школе. В связи с этим необходима помощь не только в подготовке педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии, но и создании условий. Таким образом в проекте участвуют 6 педагогов, они же члены команды. Обязанности распределены между членами команды. Необходимым остается квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума. Ранее консилиум проходил в режиме совещания. Анализ организации и создания условий обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования. Инклюзия дошкольников с ОВЗ в образовательное пространство сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы дошкольникам и педагогам для достижения успеха. Дошкольное учреждениереализует следующие программы обучения: общеобразовательная программа + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной СП «Детский сад «Звонкие голоса», на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
Дошкольника со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие дети в саду в процессе реализации его особых образовательных потребностей. В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организована кружковая работа различной направленности.
Цель и задачи Программы.
Цель проекта: Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ, медицинского персонала и родителей в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и в их социализации в образовательное пространство ДОУ.
Задачи:
- создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- разработать модель эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья через взаимодействие диагностического, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально - личностного направлений деятельности;
- совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);
- обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве ДОУ.
Стратегия достижения поставленной цели
Основной целью нашего образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики стало обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями. В соответствии с поставленной целью произошло разворачивание педагогической деятельности.
Данный проект рассчитан на 2 года, реализация будет проходить в 3 этапа:
I этап – подготовительный: сентябрь 2020 г. – декабрь 2020 г.
II этап – основной: январь 2021г. – август 2021г.
III этап – заключительный: сентябрь 2021г.– декабрь 2021г.
На первом этапе:
- будет проведен анализ квалификации специалистов, комплектации предметно-развивающей среды, образовательных программ и технологий, по которым работает наш ДОУ, затем согласуем с главным специалистом Управления образования соответствие наших условий реализации инклюзивных целей;
- далее руководитель, учитель-логопед и педагог-психолог проведут встречи с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определят состава ПМПк и координатора по организации инклюзивной практики в ДОУ;
- на основе заключения ПМПК и результатов диагностики, проведенной специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед) были разработаны адаптированные образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ в ДОУ;
- проведут анкетирование и встречи с родителями детей с ОВЗ и возрастной нормы;
- подписать договоры с родителями.
На втором этапе:
- разработать концепцию организации инклюзивной практики, включающей основные ценности и технологии их реализации;
- скорректировать образовательную программу ДОУ, учитывающую ФГОС ДО и особенности инклюзивного процесса;
- позаботится о методическом обеспечении образовательного процесса;
- так как очень важным звеном является повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов в области инклюзии, то начать обучение педагогов через участие в конференциях, вебинарах (областная межведомственная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы инклюзивного образования и медицинское сопровождение образовательного процесса»);
- постараться, насколько это возможно в наших условиях, создать развивающую предметно-пространственную среду;
- разработать структуру управления инклюзивным образовательным учреждением, в которую вошли: научно-методический совет ДОУ, психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ, родительские общественные организации, которые в нашем детском саду представляет Управляющий совет и родительский комитет;
- создать сетевое взаимодействие с организациями-партнерами, а именно с Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Доверие».
Научно-методический совет создан для решения стратегических и оперативных задач, в него входят заведующая, координатор по инклюзии, руководители различных служб и структурных подразделений ДОУ. Научно-методический совет разрабатывает концепцию развития инклюзивной практики в ДОУ, программу развития и годовой план; определяет направления разработки и план внедрения новых технологий дошкольного образования; обобщает имеющийся опыт в области инклюзивной практики; определяет перечень необходимых научно-практических материалов.
Координации деятельности педагогического коллектива ДОУ по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс способствует возложение обязанностей координатора по инклюзии на одного из специалистов ДОУ. В нашем детском саду координатором является учитель логопед. Основная цель работы координатора – создание необходимых условий совместной работы коллектива ДОУ и родителей для наиболее эффективной реализации программы развития и реабилитации каждого ребенка с ОВЗ и его социализации в группе ДОУ.
В нашем детском саду функционируют следующие структурные подразделения, реализующие инклюзивную практику:
- логопедический пункт;
- консультативный пункт.
Консультативный пункт на базе нашего ДОУ работает с 2016 года с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, поддержки всестороннего развития личности ребенка, оказания помощи семье в воспитании, развитии и обучении детей, не посещающих ДОУ, в том числе и детей с ОВЗ. В рамках Консультативного пункта специалисты проводят работу с детьми с целью получения дополнительной информации в форме беседы, проведения диагностических исследований, организации наблюдения за детьми и др. За прошлый учебный год за помощью в Консультативный пункт обратились 23 семьи, из них 7 семей, имеющие детей с особыми образовательными потребностями. С детьми с ОВЗ специалистами было проведено полное обследование, разработаны индивидуальные маршруты развития, родителям даны рекомендации по выполнению коррекционно-развивающих заданий (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, игры для развития фонематического восприятия, игры и упражнения на развитие памяти внимания, мышления, коммуникативных навыков)
После завершения дошкольного образования детьми с ОВЗ мы продолжаем отслеживать их развитие. В рамках преемственности дошкольного учреждения с общеобразовательной школой педагог-психолог передает учителю карты развития детей с ОВЗ, где отражены индивидуальные особенности и динамика развития. Педагоги нашего учреждения принимают активное участие в заседании круглого стола по обсуждению адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению, ПМПк и в других мероприятиях, где задействованы эти дети.
План реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»
Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:
1. повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;
2. материально-техническое и организационное обеспечение;
3. создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
4. создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды. Образовательное учреждение с инклюзивной группой решает следующие задачи:
1. создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
2. обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
3. организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико- консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
4. преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
5. постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
6. охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей; 7. социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями.
№/№ | Мероприятия | Ответственные | Сроки |
1. | Внесение изменений в устав и локальные акты учреждений | Администрация | Август 2020г. |
2. | Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития дошкольного образовательного учреждения | Администрация | Август 2020г. |
3. | Создание компьютерной базы данных детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год | ПМПк | май 2020 г. |
4. | Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ДОУ | Старший воспитатель | июнь 2020г. |
5. | Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития детей и подростков, нуждающихся в инклюзивном образовании | Ст.воспитатель, педагог- психолог, учитель- логопед. | В течение года |
6. | Организация и проведения педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», «Современные возможности организации инклюзивного образования в ДОУ », мастер-классов по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации учебно-воспитательного процесса | Ст. воспитатель, Воспитатели, Учитель-логопед, Педагог-психолог | В течение года |
7. | Укрепление материально-технической базы образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования | Администрация | В течение года |
8. | Участие педагогической и родительской общественности в школьных мероприятиях «Мы разные, но мы вместе», «Улыбка согревает сердце» в рамках программы инклюзивного образования | Воспитатели | В течение года |
9. | Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования | Воспитатели | В течение года |
10. | Организация работы по информированию подростков и их родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. | ПМПк | Декабрь, Апрель |
11. | Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования | Администрация | В течение года |
12. | Организация работы школьного психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям | ПМПк | В течение года |
13. | Разработка тематических образовательных программ, учебно-методических пособий по взаимодействию образовательного учреждения и семьи ребенка с особыми образовательными нуждами | Ст.воспитатель, ПМПк | В течение года |
14. | Участие в конкурсах творчества учащихся и воспитанников на различных уровнях. | Воспитатели | В течение года |
15. | Составление индивидуальных программ сопровождения учеников с особенностями психофизического развития. | ПМПк | Август, Сентябрь |
16. | Проведение коррекционной работы с детьми ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. | ПМПк | В течение года |
Практическая значимость результатов проекта.
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.
2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.
3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.
4. Обучение станет более доступным для дошкольников, испытывающих проблемы в здоровье.
5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.
6. Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.
На страницах разработки можно ознакомиться с теоретическим обоснованием проблемы создания развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области "Физическое развитие"....
Организация коррекционной предметно – развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения.
Как известно, дошкольное детство – это начало всех начал и то, что ребенок приобретает в этом возрасте, во многом определяет его дальнейший жизненный путь....
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
для педагогов ДОУ...
Инновационные формы организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении
В статье автор представил новое современное средство обучения в дошкольной педагогике –лэпбук.Ключевые слова: лэпбук, активное познание, эксперименты, творческая деятельность, исследовательская ...
Научная публикация. "Организация развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении"
Данная публикация рассматривает систему организации, развивающей предметно - пространственной среды, которая не требует кардинальных перемен, а строится на основе уже имеющейся развивающей среды....
Научная публикация. "Организация развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении"
Данная публикация рассматривает систему организации, развивающей предметно - пространственной среды, которая не требует кардинальных перемен, а строится на основе уже имеющейся развивающей среды....