Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ в рамках введения ФГОС ДО
статья

Арзамаскина Инна Юрьевна

Инклюзивное образование - широкий процесс интеграции,подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnaya_praktika_v_dou.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ в рамках введения ФГОС ДО

На смену «интеграции» должна прийти «инклюзия», потому что инклюзивное образование – это более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

При инклюзивном подходе система образования адаптируется к особым образовательным потребностям. Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия-адаптацию системы к потребностям ребенка.

При инклюзивном образовании, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, лучше включается в социальную жизнь. Это позволяет ему быть успешным, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общественной жизни.

Условия для инклюзивного образования:

  1. Нормативно-правовая основа деятельности.
  2. Программно-методическое сопровождение.
  3. Обеспечение современными техническими средствами обучения.
  4. Формирование толерантного отношения социума.
  5. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников.

Определение моделей интеграции позволило выделить формы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии:

  1. Комбинированное. Ребенок с отклонениями в развитии способен обучаться в группе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны дефектолога, логопеда, психолога.
  2. Временное. Обучающиеся в специальных группах и учащиеся обычных групп объединяются не реже двух раз в месяц для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения.
  3. Частичное. Обучающиеся с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае часть дня они проводят в спецгруппах, а часть дня – в обычных группах.
  4. Полное. 1-2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада или классы; эти дети по уровню психофизического, речевого развития более или менее соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения, или ее оказывают родители под контролем специалистов.

Практика инклюзивного образования должна реализовываться в формах:

  1. Индивидуальные занятия со специалистами.
  2. Использоваться фронтальные формы активной организации детей (игры, продуктивные виды деятельности).
  3. Создаваться детско-родительские группы (участники образовательного процесса: дети, родители, специалисты).
  4. Совместная деятельность с другими детьми (игровая деятельность).

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада состоит из нескольких частей:

1 часть - диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы;

2 часть - междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального общеобразовательного плана;

3 часть - планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей всех детей группы;

4 часть - организация совместной деятельности в условиях инклюзивной группы;

Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов. Трудность решения проблемы работы с детьми с ОВЗ усугубляется профессиональной некомпетентностью специалистов образовательных учреждений, недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества.

Инклюзивное образование в России пока носит экспериментальный характер и имеет ряд недостатков. Можно отметить отсутствие специальной подготовки педагогических работников ДОУ, незнание ими основ коррекционной педагогики и специальной психологии, а также несформированный программный и методологический аппарат “инклюзии”, недостаточное материально-техническое оснащение учреждений.

Мне кажется, для осуществления полноценной инклюзии необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении и специально организованная образовательно-воспитательная среда дошкольного учреждения. Инклюзивное воспитание нужно начинать с раннего детства, т.е., активней включать в группы детского сада детей с проблемами в развитии. В инклюзированном ДОУ необходимо иметь хорошее современное оборудование для проведения всех видов занятий, игротерапии, музыкальной терапии и т.д. Важным моментом является наличие в дошкольном учреждении хорошо обученной команды специалистов. Воспитатели, психологи, логопеды, музыкальные руководители должны владеть приёмами различных отраслей коррекционной педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий.

Педагогический эффект в решении образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач в значительной мере зависит от слаженной работы специалистов во всех направлениях коррекционно-развивающей деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательного процесса в рамках введения ФГОС в дошкольной группе

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. ...

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении  «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...

Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ

Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ...

Консультация для воспитателей«Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования»

Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования»...

Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования»

Консультация для воспитателей  на тему: «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования...

презентация "Организация и содержание инклюзивной практики в МДОУ №15 "Ромашка"

В презентации раскрыты особенности работы с детьми с нарушением зрения....