Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ в рамках введения ФГОС ДО
статья
Инклюзивное образование - широкий процесс интеграции,подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnaya_praktika_v_dou.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ в рамках введения ФГОС ДО
На смену «интеграции» должна прийти «инклюзия», потому что инклюзивное образование – это более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.
При инклюзивном подходе система образования адаптируется к особым образовательным потребностям. Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия-адаптацию системы к потребностям ребенка.
При инклюзивном образовании, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, лучше включается в социальную жизнь. Это позволяет ему быть успешным, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общественной жизни.
Условия для инклюзивного образования:
- Нормативно-правовая основа деятельности.
- Программно-методическое сопровождение.
- Обеспечение современными техническими средствами обучения.
- Формирование толерантного отношения социума.
- Повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
Определение моделей интеграции позволило выделить формы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии:
- Комбинированное. Ребенок с отклонениями в развитии способен обучаться в группе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны дефектолога, логопеда, психолога.
- Временное. Обучающиеся в специальных группах и учащиеся обычных групп объединяются не реже двух раз в месяц для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения.
- Частичное. Обучающиеся с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае часть дня они проводят в спецгруппах, а часть дня – в обычных группах.
- Полное. 1-2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада или классы; эти дети по уровню психофизического, речевого развития более или менее соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения, или ее оказывают родители под контролем специалистов.
Практика инклюзивного образования должна реализовываться в формах:
- Индивидуальные занятия со специалистами.
- Использоваться фронтальные формы активной организации детей (игры, продуктивные виды деятельности).
- Создаваться детско-родительские группы (участники образовательного процесса: дети, родители, специалисты).
- Совместная деятельность с другими детьми (игровая деятельность).
Построение инклюзивного процесса в группе детского сада состоит из нескольких частей:
1 часть - диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы;
2 часть - междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального общеобразовательного плана;
3 часть - планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей всех детей группы;
4 часть - организация совместной деятельности в условиях инклюзивной группы;
Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов. Трудность решения проблемы работы с детьми с ОВЗ усугубляется профессиональной некомпетентностью специалистов образовательных учреждений, недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества.
Инклюзивное образование в России пока носит экспериментальный характер и имеет ряд недостатков. Можно отметить отсутствие специальной подготовки педагогических работников ДОУ, незнание ими основ коррекционной педагогики и специальной психологии, а также несформированный программный и методологический аппарат “инклюзии”, недостаточное материально-техническое оснащение учреждений.
Мне кажется, для осуществления полноценной инклюзии необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении и специально организованная образовательно-воспитательная среда дошкольного учреждения. Инклюзивное воспитание нужно начинать с раннего детства, т.е., активней включать в группы детского сада детей с проблемами в развитии. В инклюзированном ДОУ необходимо иметь хорошее современное оборудование для проведения всех видов занятий, игротерапии, музыкальной терапии и т.д. Важным моментом является наличие в дошкольном учреждении хорошо обученной команды специалистов. Воспитатели, психологи, логопеды, музыкальные руководители должны владеть приёмами различных отраслей коррекционной педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий.
Педагогический эффект в решении образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач в значительной мере зависит от слаженной работы специалистов во всех направлениях коррекционно-развивающей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация образовательного процесса в рамках введения ФГОС в дошкольной группе
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. ...
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...
Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ
Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ...
Консультация для воспитателей«Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования»
Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования»...
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
для педагогов ДОУ...
Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования»
Консультация для воспитателей на тему: «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования...
презентация "Организация и содержание инклюзивной практики в МДОУ №15 "Ромашка"
В презентации раскрыты особенности работы с детьми с нарушением зрения....