Консультация "Детское экспериментирование как один из ведущих видов деятельности дошкольников"
консультация (старшая группа)
Консультация "Детское экспериментирование как один из ведущих видов деятельности дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_detskoe_eksperimentirovanie.docx | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 189»
Октябрьского района г.Саратова
410017, г.Саратов, Весенний проезд,4. Телефон: 20-22-43.
Детское экспериментирование
как один из ведущих видов
деятельности дошкольников
Воспитатель: Сафонова Н.В.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок расширяет представления о мире, овладевает причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.
Работа воспитателя должна строиться по принципу сотрудничества взрослого и ребенка. При таком сотрудничестве взрослый действует наравне с детьми, которые получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию можно давать задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. В центрах могут жить персонажи, созданные вместе с детьми. В младшей группе это может быть «Зайчик-любознайчик», который всем интересуется; в средней – «Утенок-удивленок»; в старшей – девочка «Почемучка». Эти герои участвуют в экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи или загадки юным исследователям. Вместе с героями дети составляют правила работы с различными материалами в центре экспериментирования.
Например, правила придуманные в стихотворной форме очень легко запомнятся детьми.
- Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
- Фартук друг он нам помог
И никто здесь не намок.
- Со стеклом будь осторожен
Ведь оно разбиться может.
Если сыпешь ты песок
Рядом веник и совок.
- Ты работу завершил
Все на место положил.
Герои, живущие в лабораториях, становятся просто друзьями.
Материал в центре целесообразно размещать по разделам «Почва и вода», «Звук», «Бумага», «Магниты», «Свет». Вместе с детьми придумать условные обозначения для них, что позволит ребятам быстро находить необходимые им материалы.
Организация поисково–познавательной деятельности идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами.
- Живая природа
Характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде.
- Неживая природа
Воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет, свет, магнитизм.
- Человек
Функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов.
Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации.
Так, например, если в младшей группе, когда проводя опыты с водой, мы знакомим детей с тем, что она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, то в старшей, подготовительной группе ребята узнают о повышении уровня воды, ее испарении, процессе конденсации, силе воды и т.д.
Планируя познавательную деятельность, воспитатель должен найти привлекательный отправной момент – какое-либо событие, позволяющее поставить вопрос для исследования. Это могут быть реальные события, происходящие в данный момент (листопад, Новый год и т. п.). Это так же может быть событие специально смоделированное – внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям (магнит, коллекция минералов и т. п.). Это так же может быть событие, происходящее в художественной литературе (полет на воздушном шаре) или в жизни группы.
Отталкиваясь от событий, воспитатель ставит вопросы для исследования. Каждый вопрос обращает детей к определенному факту, условиям возникновения какого-то явления, заставляет их сравнивать – различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи между ними. Воспитатель вместе с детьми обсуждает их идеи, предположения, предлагает свою версию. Проверку идей (практические действия) ребята могут осуществлять индивидуально, парами или небольшими подгруппами.
Воспитатель может сначала сам провести демонстрационный опыт, или сразу подключиться к одной из подгрупп, затем перейти к другой.
Познавательно-исследовательская деятельность с взрослыми ценна для развития ребенка, она придет импульс свободной
самостоятельной деятельности детей, способствует их собственным изысканиям.
Познавательно-исследовательская деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности:
Чтение художественного произведения, вводящего в конкретную тему, - затем познавательно – исследовательская деятельность.
Познавательно-исследовательская деятельность – затем продуктивная, продолжающая тему.
Познавательно-исследовательская деятельность, затем сюжетная игра. Это зависит от умения, творчества воспитателя.
Как бы ни планировал воспитатель работу, главная его задача научить ребенка к подготовительной группе самостоятельно:
• Выделять и определять проблему, которую нужно решить;
• Предложить возможные решения;
• Проверить эти решения исходя из данных;
• Сделать выводы в соответствии с результатами проверки;
• Применить выводы к новым данным;
• Сделать обобщения.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.
Наша задача убедить родителей признать права ребенка на собственную точку зрения, прислушиваться к мнению детей, реагировать на их радости и печали, поддерживать познавательный интерес, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - как один из ведущих видов деятельности в дошкольном детстве
Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к ш...
"Формирование целостной картины мира при использовании игры, как ведущего вида деятельности у детей дошкольников младшего возраста."
Формирование целостной картины мира – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного, ознакомления детей с природой.Теоретические основы экологического воспитания дош...
Детское экспериментирование - одна из ведущих форм деятельностей дошкольника
Всё о детском экспериментировании...
Методическая разработка на тему: «Музыкальная игра как один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.»
Методическая разработка для воспитателей и музыкальных руководителей о музыкальных играх....
Доклад "Дидактическая игра как один из основных видов деятельности дошкольника"
Доклад составлен для систематизации и углубления знаний педагогов по теме «Дидактические игры детей дошкольного возраста»....
Детское экспериментирование - как ведущий вид деятельности дошкольников
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем.Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие ч...
Опыт работы по теме «Экспериментирование как один из ведущих видов деятельности при ознакомлении детей 2 – 5 лет с неживой природой».
Материал представляет собой опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками...