Консультация "Детское экспериментирование как один из ведущих видов деятельности дошкольников"
консультация (старшая группа)

Сафонова Наталья Владимировна

Консультация "Детское экспериментирование как один из ведущих видов деятельности дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_detskoe_eksperimentirovanie.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                             «Детский сад № 189»

                                Октябрьского района г.Саратова

410017, г.Саратов, Весенний проезд,4. Телефон: 20-22-43.

       Детское экспериментирование

          как один из ведущих видов          

        деятельности дошкольников

 

                                                                                    Воспитатель: Сафонова Н.В.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок расширяет представления о мире, овладевает причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

Работа воспитателя должна строиться по принципу сотрудничества взрослого и ребенка. При таком сотрудничестве взрослый действует наравне с детьми, которые получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию можно давать задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. В центрах могут жить персонажи, созданные вместе с детьми. В младшей группе это может быть «Зайчик-любознайчик», который всем интересуется; в средней – «Утенок-удивленок»; в старшей – девочка «Почемучка». Эти герои участвуют в экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи или загадки юным исследователям. Вместе с героями дети составляют правила работы с различными материалами в центре экспериментирования.

Например, правила придуманные в стихотворной форме очень легко запомнятся детьми.
- Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
- Фартук друг он нам помог
И никто здесь не намок.
- Со стеклом будь осторожен
Ведь оно разбиться может.
Если сыпешь ты песок
Рядом веник и совок.
- Ты работу завершил
Все на место положил.

Герои, живущие в лабораториях, становятся просто друзьями.

Материал в центре целесообразно размещать по разделам «Почва и вода»«Звук»«Бумага»«Магниты»«Свет». Вместе с детьми придумать условные обозначения для них, что позволит ребятам быстро находить необходимые им материалы.

Организация поисково–познавательной деятельности идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами.
-
Живая природа
Характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде.
-
Неживая природа 

Воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет, свет, магнитизм.
- Человек
Функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов.
Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации.

Так, например, если в младшей группе, когда проводя опыты с водой, мы знакомим детей с тем, что она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, то в старшей, подготовительной группе ребята узнают о повышении уровня воды, ее испарении, процессе конденсации, силе воды и т.д.

Планируя познавательную деятельность, воспитатель должен найти привлекательный отправной момент – какое-либо событие, позволяющее поставить вопрос для исследования. Это могут быть реальные события, происходящие в данный момент (листопад, Новый год и т. п.). Это так же может быть событие специально смоделированное – внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям (магнит, коллекция минералов и т. п.). Это так же может быть событие, происходящее в художественной литературе (полет на воздушном шаре) или в жизни группы.

Отталкиваясь от событий, воспитатель ставит вопросы для исследования. Каждый вопрос обращает детей к определенному факту, условиям возникновения какого-то явления, заставляет их сравнивать – различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи между ними. Воспитатель вместе с детьми обсуждает их идеи, предположения, предлагает свою версию. Проверку идей (практические действия) ребята могут осуществлять индивидуально, парами или небольшими подгруппами.

Воспитатель может сначала сам провести демонстрационный опыт, или сразу подключиться к одной из подгрупп, затем перейти к другой.

Познавательно-исследовательская деятельность с взрослыми ценна для развития ребенка, она придет импульс свободной
самостоятельной деятельности детей, способствует их собственным изысканиям.

Познавательно-исследовательская деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности:

Чтение художественного произведения, вводящего в конкретную тему, - затем познавательно – исследовательская деятельность.

Познавательно-исследовательская деятельность – затем продуктивная, продолжающая тему.

Познавательно-исследовательская деятельность, затем сюжетная игра. Это зависит от умения, творчества воспитателя.

Как бы ни планировал воспитатель работу, главная его задача научить ребенка к подготовительной группе самостоятельно:
• Выделять и определять проблему, которую нужно решить;
• Предложить возможные решения;
• Проверить эти решения исходя из данных;
• Сделать выводы в соответствии с результатами проверки;
• Применить выводы к новым данным;
• Сделать обобщения.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.
Наша задача убедить родителей признать права ребенка на собственную точку зрения, прислушиваться к мнению детей, реагировать на их радости и печали, поддерживать познавательный интерес, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - как один из ведущих видов деятельности в дошкольном детстве

    Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к ш...

"Формирование целостной картины мира при использовании игры, как ведущего вида деятельности у детей дошкольников младшего возраста."

Формирование целостной картины мира – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного, ознакомления детей с природой.Теоретические основы экологического воспитания дош...

Методическая разработка на тему: «Музыкальная игра как один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.»

Методическая разработка для воспитателей и музыкальных руководителей о музыкальных играх....

Доклад "Дидактическая игра как один из основных видов деятельности дошкольника"

Доклад составлен для систематизации и углубления знаний педагогов по теме «Дидактические игры детей дошкольного возраста»....

Детское экспериментирование - как ведущий вид деятельности дошкольников

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем.Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие ч...

Опыт работы по теме «Экспериментирование как один из ведущих видов деятельности при ознакомлении детей 2 – 5 лет с неживой природой».

Материал представляет собой опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками...