Опыт работы по теме «Экспериментирование как один из ведущих видов деятельности при ознакомлении детей 2 – 5 лет с неживой природой».
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Ливсон Светлана Жоресовна

Материал представляет собой опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №4 общеразвивающего вида» г.Сыктывкар

Опыт работы по теме

«Экспериментирование как один из ведущих видов деятельности при ознакомлении детей 2 – 5 лет с неживой природой».

Опыт работы воспитателя:

С. Ж. Ливсон

Сыктывкар, 2022

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………….

1. Теоретические аспекты темы.

1.1. Психолого-педагогические основы экспериментирования……………….

1.2. Виды экспериментов и методика их проведения………………………….

2. Ознакомление детей 2 – 5 лет с неживой природой посредством экспериментирования…………………………………………………………….

2.1 Организация работы с родителями…………………………………………

Заключение………………………………………………………………………..

Библиография……………………………………………………………………..

Приложения……………………………………………………………………….

Введение.

Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

К.Е.Тимирязев

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине.

Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать его к миру природы, помогая получить яркие, эмоциональные, живые впечатления и достоверные представления о нём. Малыш  с раннего детства исследует окружающий мир, всё, что он видит впервые – удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаётся на всю жизнь – исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Экспериментирование – один из способов познания ребёнком окружающего мира.

В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. Важно не только проводить эксперименты, но и результаты связывать с повседневной жизнью.

Для того, чтобы ввести детей в прекрасный мир неживой природы были составлены следующие цели:

- создать условия для экспериментирования детей с неживой природой;

- учить проводить небольшие опыты, предоставив детям максимум разумной свободы.

Для решения поставленных целей были определены следующие задачи:

1. Формирование у детей представлений об окружающей неживой природе посредством экспериментирования.

2. Развитие интереса к экспериментированию.

3. Накопление впечатлений от проводимых экспериментов.

4. Воспитание правильного отношения к неживой природе.

1. Теоретические аспекты темы.

1.1. Психолого-педагогические основы экспериментирования.

Слово «эксперимент» происходит от греческого «experimentum”, что переводится как «проба», «опыт».

Современный словарь иностранных слов содержит такое определение: «эксперимент» - это 1). научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно-учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и много кратно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо. «Большая Советская энциклопедия» добавляет: «Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяет постановку задач и интерпретацию его результатов».  

Эксперимент  - важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим.

Детское экспериментирование является наиболее интересным и перспективным направлением деятельности детей. «Главная цель исследовательского обучения -  формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры». (Г.Доман, А.Н.Савенков).

Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в разных формах. Возникнув в определённом возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется. На определённом этапе создаются предпосылки для возникновения нового более сложного способа экспериментаторской деятельности. Ребёнок каждого конкретного возраста должен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующим возрастам и одновременно осваивать новую форму, до которой он дозрел к данному возрасту.

Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н.Поддьяковым: «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой». Н.Н.Поддъяков, наблюдая за деятельностью детей отмечал, что ребёнок, экспериментируя с предметами, получает удовольствие от самого процесса. Он также считал экспериментирование показателем умственной активности ребёнка. Без неё, полагал учёный, невозможно интеллектуальное и творческое развитие детей. Поиски ребёнка, работающего с глиной, наглядны и выразительны. Этот процесс поиска нужного решения Е.А.Флёрина назвала «экспериментированием».

Известный швейцарский психолог Ж.Пиаже утверждал, что стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы человека.

По мнению академика Н.Н.Поддъякова, «… в деятельности экспериментирования ребёнок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Профессор кафедры психологии МГПУ, доктор педагогических и психологических наук А.И.Савенков писал: «Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад».

«Все дети чувствуют и  видят по-своему” , - считал Ж.Ж.Руссо.

Были проведены сотни исследований (в том числе Роберта Фэнца), результаты которых подтверждают потрясающую интенсивность развития мыслительных способностей маленьких детей. Этот факт так же косвенно подтверждают исследования Рождера Брауна, доказавшие, что дети быстро усваивают более сложное.

«Чтобы активность детей не ослабевала, наряду с ясными отчётливыми знаниями, должна оставаться зона неопределённых. Путь дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач, пробуют, экспериментируют, и получают неожиданный ответ на свои вопросы». (Г.Стрельченко).

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. По мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе новые, всё более сложные цели.

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы сделали вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

2.1. Виды экспериментов и методика их проведения с дошкольниками.

Детское экспериментировании имеет свои особенности:

1. Оно свободно от обязательности. Во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраняться ощущение внутренней свободы, нельзя ребёнка обязать ставить опыт.

2. Не следует жестоко регламентировать продолжительность опыта. Если ребёнок работает  с увлечением, не стоит прерывать его занятие только потому, что истекло время, отведённое на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока.

3. Не следует жёстко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия.

4. Дети не могут работать не разговаривая. При организации экспериментов нужно специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению.

5. При проведении природоведческих экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. У одних склонность к экспериментированию выражена очень сильно, у других почти отсутствует.

6. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов.

Необходимость фиксировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребёнка.

7. Право ребёнка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребёнок всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.

8.   Очень важно уметь применять адекватные способы вовлечения детей в работу.

9. Соблюдение правил безопасности требует особого внимания. Увлекаясь работой, дети забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

10. Способ введения ребёнка в целостные педагогический процесс – отличительная особенность детского экспериментирования.

В детском саду эксперименты незаметно вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое.

Эксперименты -  не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

11. Очень ответственным является конечный этап эксперимента – анализ результатов и формирование выводов.

Лучше всего сделать так, чтобы дети в непринуждённой форме поделились с воспитателем радостью открытия или решили какую-то экспериментальную задачу, требующую всего изученного материала.

12. Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношения к работе. Это категорически недопустимо.

Эксперименты, которые используются в работе с детьми для ознакомления с неживой природой, можно классифицировать по разным принципам:

1. по мету проведения:

- в групповой комнате;

- на участке;

- в лесу, в поле и т.д.;

2. по количеству участвующих в них детей:

- индивидуальные (1 - 4 ребёнка);

- групповые (5  - 10 детей);

- коллективные (вся группа);

3. по причине их проведения:

- случайные,

-запланированные;

- поставленные в ответ на вопрос ребёнка;

4. по характеру включения в педагогический процесс:

- эпизодические (проводимые от случая к случаю);

- систематические;

5. по продолжительности:

- кратковременные (от 5 до 15 минут);

- длительные (свыше 15 минут);

6. по количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

- однократные;

- много кратные лили циклические;

7. по месту в цикле:

- первичные;

- повторные;

- заключительные и итоговые;

8. по характеру мыслительных операций:

- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другим объектами и явлениями);

- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);

9. по характеру познавательной деятельности  детей:

- иллюстративные (детям всё известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

- решение экспериментальных задач;

10. по способу применения в аудитории:

- демонстрационные (В аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами.);

- фронтальные (В аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках детей).

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются:

1. Случайные наблюдения и эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели, что-то интересное в природе. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование воспитателя по всем разделам биологии, географии, земледелия.

2. Подготовка у проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомиться с ним заранее -  и на практике, и изучив специальную  литературу. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель и задачу, которая должна быть решена, даёт время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Но чувствуя себя свободными, дети должны переходить определённых границ, за которыми начинается нарушение дисциплины.

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи. В то же время, он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстаёт и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Продолжительность эксперимента определяется многими факторами: особенностями изучаемого явления, состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети устали, занятие следует прекратить ранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, её можно продолжить сверх запланированного времени.

3. К проведению экспериментов, которые проводятся как ответы на детские вопросы, привлекается либо тот ребёнок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав  вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребёнку самому установить истину, проведя несложное наблюдение. В дальнейшем, если работа не сложна, она проводиться как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, её осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями.

Чтобы экспериментирование оправдало возложенные на него надежды, необходимо соблюдать ряд правил. Самое главное  - подходить к проведению этой работы творчески.  

1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.

2. Не сдерживайте инициативы детей.

3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или научиться делать) самостоятельно.

4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.

5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

а). прослеживать связи между предметами и явлениями;

б). формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования:

в). Учиться анализу и синтезированию, классификации и обобщению информации.

Требования, предъявляемые к объектам работы.

При организации наблюдений очень важно правильно выбрать объект. При несоблюдении этого условия познавательная ценность эксперимента снижается.

1. Главным является требование максимального соответствия избранного объекта целям и задачам в ходе эксперимента. Выбирая объект, надо отдать предпочтение тому, у которого данный признак лучше выражен.

2.  Безопасность объекта для детей.

3. Категорически запрещается проводить эксперименты с незнакомыми объектами. При контакте с незнакомыми объектами вероятность несчастных случаев резко возрастает.

4. Желательно, чтобы объект, выбранный для экспериментирования, был типичным для данной группы объектов и содержал все необходимые части.

5. Не может быть никаких возрастных ограничений в демонстрации тех или иных объектов. В прямой зависимости находятся понятия, которые могут быть сформированы у детей с помощью тех или иных объектов.

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов. Таким образом, можно определить следующую структуру эксперимента:

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формулирование задачи исследования.

3. Продумывание методики эксперимента.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9. Фиксирование результатов.

10. Анализ полученных данных.

11. словесный отчёт об увиденном.

12. Формирование выводов.

2. Практическая часть.

Работа по ознакомлению детей 2 - 5 лет с неживой природой посредством экспериментирования проводилась на базе МАДОУ «Детский сад №4». Особенность данной работы заключалась в том, что она началась сразу после прохождения детьми периода адаптации к детскому саду.

Началом работы было проведение диагностического исследования.

В исследовании принимала участие контрольная группа детей 1 младшей группы из 23 человек. Работа проводилась с октября по май.

Цель диагностики: выявить уровень знаний детей о неживой природе.

Изучая отношение детей к неживой природе, необходимо выяснить следующее:

1. Наличие у детей интереса к неживой природе.

2. Наличие стремления у детей принять участие в опытах-экспериментах.

3. Умение отвечать на вопросы.

4. Наличие элементарных знаний самостоятельного действия.

Для получения нужной информации был использован метод индивидуальной беседы с каждым ребёнком. Содержание беседы было направлено на выявление знаний детей о неживой природе.

Для наглядности при проведении беседы использовались иллюстрации с изображением явлений неживой природы, а так же песок, камни, вода.

В ходе обследования по просьбе взрослого дети находили и показывали или называли предмет, явление.

Детям были заданы следующие вопросы:

- Что это?

- Что можно делать с водой?

- Какая вода по цвету?

- Кому нужна вода?

- Какой снег?

- Что можно делать со снегом?

- Какой песок?

- Что можно делать из мокрого песка?

- Какие камни по цвету?

- Какие камни по форме?

Ответы оценивались в соответствии со следующими критериями:

Высокий уровень -  3 балла – ребёнок уверенно отвечает на вопрос, рассматривает объект, показывает.

Средний уровень  - 2 балла – делаются попытки найти объект, объяснить с помощью воспитателя.

Низкий уровень – 1 балл – ребёнок задумывается, затрудняется выделить объект, несмотря на активную помощь воспитателя.

В соответствии с критериями оценки был определён уровень знаний детей.

 Обследовано 27 детей (Приложение № 1):

 Высокий уровень – 0

Средний уровень – 52%

Низкий уровень - 48%

Следующим этапом работы была разработка перспективного плана по экспериментальной деятельности для детей 1 младшей группы (Приложение № 2).

Далее в группе был создан мини-уголок для игр-экспериментов  с малышами (пересыпания, переливания), где мы разместили песок, глину, камни, воду.

Проведение игр с песком и водой показало, что они приносят детям на только радость и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей, моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление.

Работа с детьми была организована в соответствии со следующими принципами:

- от простого к сложному;

- последовательности;

- системности;

- повторности;

- наглядности.

Экспериментирование начали с определения плавучести предметов. Для этого мы собрали разнообразные предметы и опустили в банку с водой. Дети увидели, что одни предметы утонули, другие – нет. При обсуждении результатов опыта подводили детей к тому, что тяжёлые предметы тонут, а лёгкие – нет.

Брали стаканчик с песком и насыпали немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется?

Затем пробовали высыпать глину. Что легче высыпать  - песок или глину? Песок – рыхлый, а глина слипается комочками.

Наблюдая за песочными часами, закрепили понятие о том, что песок – сухой – сыплется. С помощью  увеличительного стекла рассмотрели, из чего состоит песок (из мелких зёрнышек –песчинок). Как выглядят песчинки? Какие они? Маленькие, круглые, жёлтые. Экспериментирование  сопровождалось внешним оживлением детей, весёлым смехом, радостью, удивлением.

Сравнивая песок и глину, обратили внимание на то, что глина состоит из мелких очень слипшихся частичек. Выяснили, что глина похожа на песок тем, что из неё можно лепить.

В банку насыпали песок, положили на бок и пустили поток воздуха – песчинки передвигаются. Этот эксперимент ещё раз показал детям, что сухой песок сыплется, состоит из мелких зёрнышек.

Затем мы брали палочку и пробовали её «посадить» в стаканы с песком и глиной. Выяснили, что глина – сухая и твёрдая, палочку в неё воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держаться» друг за друга, поэтому её и воткнуть легче. Мы уже знаем, что песок -  рыхлый. (Приложение № 3). Наливаем воду в стакан с песком. Потрогали песок и выяснили, что он стал влажным, мокрым. Куда же исчезла вода? Она «забралась» в песок.

Наблюдали, как медленно вода впитывается в глину.

Лепили из влажной глины, в затем из влажного песка. Из песка лепить нельзя – поделки рассыпаются, а из глины – остаются такими, как мы их слепили и, высыхая, затвердевают.

Работая по данному направлению, проводили познавательные занятия. При выборе темы занятия соблюдали следующие правила:

- тема должна быть интересна детям, она должна увлекать их;

- тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования;

- в ней необходим элемент положительности, необычности;

- тема должна быть такой, чтобы выполнить работу относительно быстро.

Все занятия проводили в игровой форме. В группу приходил весёлый Петрушка, приносил разноцветные баночки, а мы с детьми определяли, что в них. Приходила красивая кукла и приносила разные виды песка, вместе с ней малыши строили дорожки, пекли куличи.

Отношения с детьми строились на основе партнёрства. Большую радость и удивление и даже восторг малыши испытывали от своих маленьких и больших открытий, которые вызывали у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

На первых порах детям был предложен определённый алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. Например, при окрашивании воды гуашью сначала демонстрируется весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме. Затем детям предлагается принять участие в эксперименте и только после этого им позволяется самостоятельно провести эксперимент. Опыты, проводимые на занятиях с небольшим интервалом, проводили для закрепления в самостоятельной деятельности.

В ходе поведения экспериментов использовали следующие приёмы:

- поощрение, позвала детей;

- работа руками детей: «Сейчас Сашенька возьмёт и поставит палочку в песок» - берём палочку рукой Саши и ставим в нужное место;

- дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным детям – Вика будет лить водичку, а Паша мешать;

- совместная работа воспитателя и детей: вы сейчас скатаете снежные комочки и принесёте мне -  вместе вылепим снеговика;

- помощь воспитателя детям: Костя, тебе помочь опустить кораблик в воду?

- работа воспитателя по указанию детей: ребята, что мне надо прежде всего сделать, чтобы опустить кораблик в воду?

Проводя эксперименты, старались, чтобы дети воспринимали воспитателя, как участника эксперимента.

В конце занятия оказывали детям помощь в подборе слов, делились радостью открытия. (Приложение № 4).

 Одним из методов знакомства с неживой природой являются наблюдения и эксперименты на прогулке.

В зависимости от характера проведения мы использовали следующие наблюдения:

1.  Случайные – не требуют специальной подготовки. Они проводились экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное. Это значит, что гуляя с детьми, мы выискивали в неживой природе явления, которые могут заинтересовать детей, пополнить багаж их знаний или просто доставить удовольствие, вызвать положительные эмоции.

Выходя на улицу, замечали с детьми лужу с водой. Бросали в лужу камешки – от камешек лужа морщинится, по воде расходятся круги. Лужа от маленького камешка морщинится немножко, от большого – расходятся широкие круги. Брали палку, мешали – шли волны, меняли направление, закручивались в спирали.

 Случайные  наблюдения и эксперименты у детей вызывали удовольствие, чувство радости, удивление.

2. Запланированные наблюдения и эксперименты. Подготовка к ним начиналась с определения текущих дидактических задач. Затем выбирался объект. В процессе опытнической деятельности дети не только знакомятся с неживой природой, но и целенаправленно подходят к её пониманию.

Сравнивали песок в песочнице во время дождя и в сухую погоду. Строили замки, дома, «пекли пирожки». Предлагали детям пройти по мокрому песку. Остаются следы.

С помощью вертушек показали, как дует ветер. Качает ветки деревьев.

Наблюдали за дождём, слушали, как стучат капли дождя по крыше и оконным стёклам.

Давали детям поручения: найти самый большой и самый маленький камень; выбери самый красивый.

Бросали в таз с водой камни и губку. Сравнивали, что происходит.

Собирали коллекцию камней речных и морских – проводили дидактические игры, где знакомили детей с разнообразием камней и их особенностями, значением для человека. (Приложение № 5).

Зима – время ослепительного снега. Идёт снег. Приносит тишину. Наблюдая за падающим снегом, знакомились с его свойствами (холодный, белый). Наблюдали, как меняется всё вокруг, когда идёт снег, как красиво становится. Читали отрывок из стихотворения И.Сурикова  «Зима». После снегопада посмотрели с детьми на большие сугробы.

В заключении подводили итоги и формулировали выводы. Если дети устали, наблюдение или эксперимент прекращали. Из-за неустойчивости внимания постоянно поддерживали интерес.

Наблюдения приобретут яркость и помогут расширить знания детей, если научить их слышать природу в произведениях художественной литературы и народного творчества. (Приложение № 6).

Результаты проводимой работы показали, что дети научились обращать внимание на изменения в неживой природе, проводить опыты с помощью воспитателя, начали запоминать последствия некоторых своих действий, научились отвечать на вопросы взрослых, произносить фразы, свидетельствующие о понимании событий. Данные диагностики отражены в Приложении № 1.

Работу по экспериментированию продолжили во 2-й младшей группе. В этом возрасте у детей ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать многочисленные вопросы природоведческого содержания.

В начале года была проведена диагностика.

Цель диагностики: выявить умение детей воспринимать картинку, откликаться на содержание, замечать признаки неживой природы.

В процессе диагностики предстояло выяснить следующее:

- выявить умение называть явления неживой природы;

- обозначать признаки и качества, отвечающие на вопросы «какой», «какая»;

- называть действия (глаголом), связанные с изображением явления.

Чтобы получить нужную информацию, были проведены индивидуальные беседы с каждым ребёнком с использованием иллюстраций с изображением явлений неживой природы.

Критерии оценки:

Высокий уровень – 3 балла – ребёнок без труда отвечает ан поставленные вопросы, выполняет задания.

Средний уровень – 2 балла – ребёнок испытывает небольшие затруднения, нуждается в дополнительных вопросах.

Низкий уровень – 1 балл – ребёнок с заданием не справляется, затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

Диагностика показала следующие результаты (Приложение № 7):

Высокий уровень  - 13%

Средний уровень – 74%

Низкий уровень – 13%

При организации экспериментальной деятельности с детьми 2-й младшей группы были поставлены следующие цели:

- формирование элементарных знаний о неживой природе;

- проведение опытно-исследовательской деятельности с помощью взрослого.

Задачи:

1. Формирование способности видеть многообразие неживой природы в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в исследовательской деятельности.

3. Формирование у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Для решения поставленных задач был разработан перспективный план (Приложение № 8).

Все занятия проводились в игровой форме. В гости приходили Знайка (Приложение № 9), кукла. От имени героя загадывали загадки, читали стихи. Вместе с детьми продумывали методику проведения опыта, педагог давал советы и вместе с детьми осуществляли необходимые действия. Дети 2-й младшей группы не могут работать самостоятельно, но охотно делают это вместе со взрослым. Во время работы они могут выполнять не одно, а два действия подряд, если они просты (Вика, вылей водичку и налей новую).

Экспериментируя с детьми на занятиях, вносили первые схемы. Символические изображения удобны, они не отвлекают ребёнка от основной задачи (Приложение № 10).

По результатам экспериментов выслушивались мнения детей, принимали решения. Дети уже способны устанавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому задают первые вопросы, и стараются на них  ответить. Поэтому кроме плановых и случайных наблюдений и экспериментов проводили эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос  ребёнка. К проведению таких опытов привлекается тот ребёнок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, советовали ребёнку самому установить истину, проведя несложное наблюдение (А ты сам посмотри, какой лёд.). Ребёнок разбивает лёд лопаткой (крупный, тонкий).

Другие наблюдения и опыты в этом возрасте усложнила так, как у детей накопилась определённая сумма знаний; сформировалась способность устанавливать простейшие связи.

Наблюдали за солнцем – солнце греет -  тепло, закрыли тучи  - холодно. Делали выводы – солнце светит, но не греет осенью и зимой. Отмечали, как искриться на солнышке снег. Потому, что солнце и его лучи отражаются на снегу. Предлагали детям набрать воздух в рот и выпустить его тоненькой струйкой. Воздух виден в виде пара.

Наблюдали за небом, определяли, на что похожи облака. Сравнивали вечернее и дневное небо. Обращали внимание детей на то, что облака плывут по небу. Почему? Их гонит ветер.

Проводили опыт с воздушным шариком. От чего он улетел? Его унёс ветер. Какой сегодня ветер? Вспоминали, как осенний ветер гонял опавшие листья по земле. А сейчас ветер гоняет снег. Ветер перегоняет снег с места на место, поэтому получаются сугробы.

Проводили следующий опыт. Детям дали ленточки, предложили поднять и посмотреть, как они колышутся. Почему? -  Дует ветер.

Наблюдали за метелью. Разыгрался ветер, снег летает в воздухе. Опыт: ветер зимой холодный. Что мы ощущаем, когда повернёмся лицом к ветру? Мороз и холодный ветер обдувает и щиплет лицо. (Приложение № 11).

Знакомили детей с понятием «воздух», его свойствами (не виден, не имеет формы) и его ролью в жизни человека. Учились «ловить» воздух – детям раздавали полиэтиленовые пакеты. Поднимали пакеты над головой и опускали резко вниз. Закручивали пакеты. Что внутри пакетов? – воздух.

Надували воздушные шарики – в шариках много воздуха. Дули в стаканчики через трубочки, появились пузырьки воздуха.

Махали рукой у лица, дули на руку. Что вы чувствовали? Уточняли, что это всё воздух. Развитие интереса закрепляли в продолжении опытов (Приложение № 12).

Проводили опыты со снегом. Выявили, что снег сохраняет тепло: он укрывает землю, будто одеялом, сохраняя растения и деревья от мороза.

Брали две бутылочки с водой одинаковой температуры на прогулку. Одну закапывали в снег, другую оставляли на поверхности. В конце прогулки отмечали, что вода в бутылке, закопанной в снегу, охладилась меньше.

Предлагали детям отгадать, где быстрее растает лёд – в миске с горячей или холодной водой. Раскладывали лёд, и затем наблюдали за происходящими изменениями.

Превращали снег в воду: вносили в группу комок снега и клали в чашку. Снег таял. Спрашивали детей, можно ли эту воду назвать чистой. Почему? В чашке видны частички грязи, потому что в воздухе, через который  пролетали снежинки по пути к земле, были пылинки, частички копоти. Снег их по дороге собрал и стал грязным. Воздух после снегопада становиться чище, пахнет морозом, свежестью.

Предлагали детям молча походить по снегу и послушать, как он скрипит в морозную погоду.

Окрашивали воду, заливали в формочки, замораживали, получали цветные льдинки. Соорудили с детьми ледяную горку, обратили внимание на поверхность. Почему она называется ледяной?

Через простейшие эксперименты старались довести до детей, что это закономерные явления.

Обращали внимание детей на то, что в морозную погоду снег пушистый, рассыпчатый (подбрасывали снег в воздух – из такого снега лепить нельзя. А в тёплую погоду  - снег липкий, из него можно лепить. Лепили снежную бабу, снежки, делали постройки.

Время от времени определяли цвет снега, искали следы, которые остаются на снегу, сравнивали. Проводили подвижные игры «Снег кружиться», «След в след», «Затейники», «Зайка беленький сидит», искали самый высокий и самый маленький сугроб.

С наступлением оттепели внимание детей привлекали сосульки. Обратили внимание детей на то, что они образуются на солнечной стороне здания. Находили самую маленькую, самую большую сосульки. Проследили, как в тёплую погоду  с них стекают капли воды. Предлагали тихонько постоять и послушать, как падают капли в подставленное ведро. Каждому ребёнку предлагали рассмотреть сосульку, потрогать её руками, выяснить, какая она – гладкая, холодная. Предложили посмотреть через сосульку – что видно? Прозрачная она или нет? На что они похожи? Занесли сосульку в группу, она растаяла. Провели беседу о том, что ледяные сосульки в тепле тают.

Наблюдали за таянием снега. Детям всегда интересно, как вылепленная им снежная баба куда-то исчезает. Что остаётся на её месте? Снег таял ещё больше,  и мы с детьми наблюдали за большими и маленькими ручейками. Пускали лодочки, бумажные кораблики, сухие веточки, кусочки глины, камушки.

Поддерживая интерес к экспериментированию, приучали детей высказывать собственное впечатление, обогащая словарный запас, показывали пример сами. Во время наблюдений читали стихи, потешки (Приложение № 14), загадывали загадки (Приложение № 15). Проводили дидактические игры «Какой», «Какая», «Собери снежинку», «Чудесные снежинки», развивающие наблюдательность и активность.

Детское экспериментирование связано со всеми видами деятельности. Наблюдение является составной частью любого эксперимента.

Экспериментирование способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Очень  тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов. Умение чётко выразить мысль облегчает проведение опыта.

Экспериментирование переплетается с изобразительной деятельностью. Чем глубже изучен объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее предают его дети в лепке, рисовании (снеговик, снег и т.д.).

Экспериментирование связано с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размер.

По  результатам проведённой работы диагностика выявила следующие уровни знаний детей:

Обследовано 27 детей (Приложение № 7).

Высокий уровень – 52%.

Средний уровень – 48%.

Низкий уровень – 0.

Таким образом, в ходе проведённой работы у детей сформировались представления об окружающей неживой природе, умение замечать многообразие неживой природы в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

С большим интересом дети участвуют в экспериментировании. Накопленные впечатления от проводимых экспериментов распространяются на все виды деятельности.

Эксперименты воспитывают в детях правильное отношение к неживой природе  - дети стали ярче и глубже чувствовать красоту и многообразие окружающего мира.

Проводимая работа дала следующие результаты. К концу года задачу эксперимента формулируют воспитатели, а дети её понимают. При проведении простейших экспериментов дети отвечают на вопрос взрослого: «Как это сделать?». Дети выполняют инструкции, содержащие два поручения. При проведении простейших опытов отвечают на вопрос: «Что случиться, если мы это сделаем?». Работают вместе с воспитателем. Запоминают последствия некоторых экспериментальных взаимодействий. Понимают простейшие причинно-следственный связи. Отвечают на вопросы взрослых по теме наблюдения.

Экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста вызывает у ребёнка интерес к исследованию неживой природы, развивает способность мыслить, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями. Поэтому работу по экспериментированию решили проводить в средней группе.

Цель поставленной работы – развивать у детей умение работать самостоятельно, под непосредственным контролем педагога.

Задачи работы:

1. Учить формулировать задачу при непосредственной помощи педагога.

2. Учить продумывать отдельные детали эксперимента, предполагать результат.

3. Воспитывать умение выполнять инструкции, содержащие 2 – 3 поручения одновременно.

Был разработан перспективный план для работы с детьми по экспериментальной деятельности в средней (Приложение № 18).

2.1. Организация работы с родителями.

Помимо работы с детьми проводилась работа с родителями. Работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества.

Цель работы с родителями:

1. Помочь родителям увидеть окружающий мир неживой природы с позиции ребёнка и относиться к нему как к равному.

2. Помочь родителям понять, что экспериментирование необходимо для развития их собственного ребёнка.

3. Содействовать укреплению связи дошкольного учреждения и семьи.

Для реализации поставленных целей необходимо использовать различные формы работы с родителями (Приложение № 17).

Было проведено анкетирование родителей на тему «На что обращаете внимание, когда гуляете с ребёнком?».

Затем провели семинар-практикум «Играя – экспериментируем». Выпустили папки-передвижки на темы «»Как маленький ребёнок открывает для себя мир природы», «Домашняя лаборатория», «Экспериментируем с детьми: воздух», где рекомендовали несложные эксперименты, которые можно провести в  домашних условиях.

Проводили консультации на тему «Летом на прогулке», где знакомили родителей с тем, в какие игры можно играть с детьми, используя песок, воду, камни.

Заключение.

 

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

  • повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
  • знания детей о неживой природе.

Библиография:

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет. – Воронеж, 2007.

2. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 – 3 лет. Социальное развитие. Окружающий мир. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.

3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – С.-Пб., Детство-Пресс, 2004.

4. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - № 7/2008, № 4/2008, № 5/2005.

5. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: Мозаика- синтез, 2006.

6. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. - М.: Вако, 2010.

7. Дошкольная педагогика. - № 6/2005, № 5/2006, № 4/2008, № 7/2008.

8. Дыбина О.В., Рахманова И.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2010.

9. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

10. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. – М.: ООО Сфера, 2010.

11. Методически рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

12. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.:. Мозаика –Синтез, 2000.

13. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М.:. ООО Фирма «Издательство АСТ», 1998.

14. Николаева С.Н. Юный эколог. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

15. Оверчук Т.И. Воспитательная система «Маленькие Россияне». – М.: Мозаика – Синтез, 2007.

16. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

17. Рукова М.А., Бутикова А.А. Ознакомление с природой через движение. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

18. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Издательский Дом «Карапуз», 2001.

19. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». – М., 2008.

20. Соломенникова О.А. экологическое воспитание в детском саду. – М.6 Мозаика- синтез, 2006.

21. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - № 10/2008, № 10/2009.

22. Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 2/2005, № 6/2007.

23. Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. – М.: ТЦ Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - как один из ведущих видов деятельности в дошкольном детстве

    Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к ш...

Методическая разработка на тему: «Музыкальная игра как один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.»

Методическая разработка для воспитателей и музыкальных руководителей о музыкальных играх....

Годовой план познавательно-экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с явлениями неживой природы и рукотворным миром

Годовой план познавательно-экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с явлениями неживой природы и рукотворным миром...

Опыт работы по теме "Экспериментирование как эффективный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все к...

Консультация "Детское экспериментирование как один из ведущих видов деятельности дошкольников"

Консультация "Детское экспериментирование как один из ведущих видов деятельности дошкольников"...

ОПЫТ РАБОТЫ на 3 года(младшая и средняя и старшая возрастные группы). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Целью моей работы является развитие познавательной сферы детей через включение их в процесс эксперементирования. В моём опыте работы представила перспективный план на вторую младшую, среднюю и старшую...