Игра - как один из ведущих видов деятельности в дошкольном детстве
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, ибо основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию его психики, личностных черт, интеллекта.
Представители почти всех направлений в зарубежной психологии пытались объяснить игру детей (З.Фрейд, Ж.Пиаже). Но все они рассматривали ребенка изолированно от общества, в котором он живет и частью которого является. Ребенок и взрослый, развитие их отношений, изменение места ребенка в обществе совершенно выпали из поля зрения исследователей. Более того, эти отношения рассматривались как не имеющие прямой связи с психическим развитием.
К отечественным ученым, которые занимались разработкой рассматриваемой проблемы, можно отнести К.Д.Ушинского, А.Н.Сикорского, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльклнина и др. Л.С.Выготский обращался к игре как ведущему типу деятельности детей дошкольного возраста и разрабатывал гипотезу о психологической сущности развернутой формы ролевой игры. С.Л.Рубинштейн рассматривал игру как особый тип деятельности – выражение определенного отношения личности к окружающей действительности.
Д.Б.Эльконин занимался углублением и разработкой основных положений теории Л.С.Выготского. Согласно его концепции детской игры, ролевая игра – проявление возрастающей связи ребенка с обществом, особая связь, характерная для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для него.
Концепция игры выдающегося психолога Д.Б.Эльконина занимает центральное место в современной отечественной детской психологии и служит ориентиром для большинства исследователей сюжетно-ролевой игры.
Структура игровой деятельности включает в себя следующие компоненты: игровые действия, сюжет и содержание игры, воображаемую ситуацию, правила и роль, которую принимает на себя ребенок. Роль является, по мнению Д.Б.Эльконина, центральным компонентом игры и одновременно ее структурной единицей, Объединяющей в себе нормы, правила, способы поведения людей в различных ситуациях и игровые отношения.
Ролевая игра в своей развитой, развернутой форме строится на моделировании отношений между людьми. Эти отношения ребенок познает и осваивает через принятие роли взрослого, что подтверждает положение Д.Б.Эльконина о роли как единице игровой деятельности.
Тема игры задается ее сюжетом, т.е. сферой действительности, которая моделируется в игре. Игры, в которых дети принимают на себя роль, называют сюжетными, что подчеркивает наличие некоторых событий, которые постепенно разворачиваются в действиях и приводят к закономерному разрешению ситуации. Сюжет детских игр, как правило, очень прихотлив и не всегда последователен. Дошкольники не представляют себе в деталях, как будут разворачиваться события, и одна игра никогда не повторяет полностью другую. Сюжет строится ребенком, исходя из имеющихся у него знаний, и отражает создаваемую в игре воображаемую ситуацию. Лучше всего дети знакомы с семейными ролями и действиями, связанные с бытовыми ситуациями, - поэтому игры в семью являются неизменно популярными среди старших и младших дошкольников. Часто темой сюжетов становятся понравившийся фильм или мультфильм, где эмоционально и одновременно понятно обозначены действия героев. Такие действия можно проигрывать, дополняя собственными идеями. В играх могут причудливо переплетаться реальные и сказочные сюжеты, но возрастная логика развития сюжетов подчиняется следующей закономерности: бытовые сюжеты дополняются профессиональными, а затем социальными.
Конечно, сюжеты игр не сводятся только к профессиональным или социальным ролям окружающих их взрослых. Дошкольники не только «репетируют» свои будущие социальные роли мамы, папы, учителя и пожарника, но разыгрывают вымышленные ситуации, превращаясь в нереальных персонажей. Старшие дошкольники легко перевоплощаются в пиратов и суперменов, животных, предметы или даже пищу. С одинаковой живостью они путешествуют в прошлом и будущем, воплощая приключения, которых никогда не было.
В сюжетно-ролевой игре решается центральная проблема всего детства: поиск своего места среди взрослых людей. В.В.Зеньковский считал, что эта проблема стоит перед человеком всю жизнь. Удивительно, что ребенок, живя полной жизнью в настоящем, тем не менее устремлен в будущее. Он устанавливает свою принадлежность к разным социальным кругам раньше, чем это произойдет в реальной жизни.
Удивительно, насколько дети консервативны в выборе сюжетов для игр! Каждое поколение детей играет в одни и те же игры. Это еще одна тайна детской игры. Вероятно, такие вековые сюжеты, как старые дороги, должны быть пройдены каждым из нас. Может быть в этих играх с вечной тематикой отражена суть нашей жизни!
Нам кажется, что сюжет не оригинален. А действие не отличаются разнообразием. Но ребенок вновь и вновь воспроизводит понравившиеся сюжеты. Почти ничего не меняя. Старые темы вновь оживают.
Ролевая игра не требует участия большого количества детей. Она стихийно развивается в небольших группах по 2-3 ребенка, иногда по 5-6 детей. Пусковым механизмом игры могут является интересные события. внутренние переживания. Подходящие вещи или дружелюбный партнер. Когда дети обнаруживают, что им никто не мешает, они погружаются в свой мир. Живут сами по себе. Понимая друг друга почти без слов. Игры разворачиваются с большим размахом в условиях семьи. Но и в детском саду дети используют для них каждую свободную минуту.
В группе воспитатель помогает детям организовывать игровую деятельность. Учит детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал. Побуждает детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (билеты для игры в театр, деньги для покупок). Способствует творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы. Развивает творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. Формирует отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Воспитывает доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением друзей по игре, справедливо решать споры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Музыкальная игра как один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.»
Методическая разработка для воспитателей и музыкальных руководителей о музыкальных играх....
Психолого-педагогические аспекты игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве
В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве, описаны различные взягляды ведущих педагогов на ценность детских игр для развития до...
Игра ,как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.
Игра в дошкольном детстве....
Опыт работы по теме «Экспериментирование как один из ведущих видов деятельности при ознакомлении детей 2 – 5 лет с неживой природой».
Материал представляет собой опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками...
Консультация "Детское экспериментирование как один из ведущих видов деятельности дошкольников"
Консультация "Детское экспериментирование как один из ведущих видов деятельности дошкольников"...
Проект: "Экспериментирование с материалами и веществами -один из ведущих видов деятельности детей раннего возраста"
Восприятия мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, испыты...