"Эксперимент - как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Эксперимент в педагогике и психологии это один из основных методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности .
В работах А. Деметроу , Н.Н. Поддьякова , Ж. Пиаже настойчиво проводится мысль о том, что один из важных компонентов познавательной деятельности человека является экспериментальное мышление, которое способствует выявлению причинных связей. Содержанием данного экспериментального мышления являются компоненты:
- комбинаторские способности, необходимые для поиска возможных путей взаимодействия;
- способности по формированию гипотез о возможных причинных отношениях;
- способности строить планы экспериментов, направленных на проверку выдвинутых гипотез;
- способности конструирования объяснительных моделей (А. Деметроу).
Следует отметить, что проблема детского экспериментирования и его роли в развитии дошкольников привлекала внимание многих учёных в отечественной и зарубежной педагогике (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Г.В. Уродовских, Н.Е. Веракса, Е.В. Бодрова, И.С. Фрейдкин, Ж. Пиаже, А. Деметроу, Дж. Флейвелл). Данные исследования убедительно доказывают, что в процессе эксперимента ребёнок действует как исследователь, самостоятельно преобразовывая окружающие объекты для дальнейшего их познания.
Экспериментирование- это особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. Как отмечается в исследованиях Н.Н. Поддьякова, экспериментирование способствует активному познанию окружающего мира, его преобразованию, обогащению опыта и стимулирует ребёнка на поиск новых знаний.
В ходе экспериментирования ребёнок самостоятельно ищет разнообразные пути решения проблемных задач тем самым, накапливая опыт, об окружающей действительности преобразуя её, познавая новые свойства и качества объектов.
При этом полученные ребенком новые представления отличаются от уже существующих у него знаний, эффективно обогащая познавательную сферу. Н.Н. Поддьяков выделяет две формы детского экспериментирования:
- познавательная - в результате которой ребёнок получает новые знания;
- продуктивная - в результате, которой получается продукт деятельности (необычный рисунок, книжка - самоделка и т.д.).
В основе детского экспериментирования всегда стоит цель - получение новых знаний. В работах Н.Н. Поддьякова настойчиво проводится мысль о том, что выполняя исследовательские действия, ребёнок самостоятельно выстраивает путь получения новых знаний, находит новые приемы, тем самым обогащая деятельность. При этом в процессе эксперимента ребёнок может получить неожиданный результат, преобразующий и направляющий деятельность совершенно в другом направлении.
Действия экспериментирования характеризуются гибкостью и подвижностью. Приобретая новые знания об объекте, ребёнок получает возможность ставить новые цели.
В экспериментировании проявляются два основных вида исследовательской деятельности дошкольников.
Первый - ребёнок действует как субъект, самостоятельно планирующий свою деятельность (цель, способы реализации), достигая в ней своих результатов, удовлетворяющей потребности и интересы.
Второй вид – ребёнок осуществляет исследовательскую деятельность, которая спланирована и организована взрослым. Именно взрослый целенаправленно обучает ребёнка исследовательским действиям, а ребенок выступает в роли исполнителя указаний взрослого. В данной деятельности отсутствуют ошибки, самостоятельный поиск решений, проявление инициативы.
Оба вида способствуют развитию ребёнка, но второй вид полностью исключает поиск ребенком новых способов познания объектов, что приводит к отсутствию творчества. Главное, что в первом виде деятельности активно идёт развитие мотивационной сферы ребенка, интереса к новому, поиск разных способов и приемов решения проблемы, удовлетворение от полученного нового, неожиданного результата. Такая деятельность полностью захватывает дошкольника. Решая конкретную проблему, он испытывает массу эмоций от возможности исследовать и преобразовать объекты, а затем, приобретает уверенность в своих силах от полученного результата, и сильную мотивацию для дальнейшего экспериментирования с объектами и материалами.
Как отмечается работах Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой, О.В. Афанасьевой и др. важной особенностью детского экспериментирования является наличие проб и ошибок. При достижении поставленной цели дошкольник испытывает разные способы действий, варьируя, переставляя, преобразовывая способы решения задачи, тем самым находя правильный. Ребёнок использует не только уже известные способы действия, он строит новые, тем самым формируя умение раскрывать новые свойства и качества объектов и предметов, одновременно преодолевается боязнь совершить ошибку. Дошкольнику очень важно научиться делать выводы из полученных ошибок, тем самым находя и выявляя нужную информацию для преобразования дальнейших действий. При этом взрослому необходимо лишь обозначить перед ребёнком проблемную ситуацию, которая будет направлять его на активизацию самостоятельных инициативных действий.
В экспериментировании проявляются все стороны исследовательской активности. Н.Н. Поддьяков выделяет основные характеристики детского экспериментирования:
- личностный компонент: ребёнок выступает как личность, самостоятельно планирующая свою исследовательскую деятельность;
- целеобразование: самостоятельная постановка и достижение более сложных целей в процессе деятельности;
- саморазвитие: в процессе познания ребёнок получает новые варианты, способы действий, и применяет их в дальнейшей деятельности, которые в свою очередь способствуют получению более новых знаний, а также они стают основой получения усовершенствованных способов деятельности и так далее;
- детское творчество: полученные результаты в экспериментировании являются творчеством ребёнка.
Таким образом, детское экспериментирование способствует интенсивному развитию исследовательской активности у дошкольников и становлению субъектной позиции ребёнка в познании и деятельности (О.В. Афанасьева, Т.И. Бабаева, О.В. Киреева, Л.М.Кларина, З.А.Михайлова). Это определяет необходимость рассмотрения разнообразных подходов и педагогических условий, способствующих развитию исследовательской активности в экспериментировании у старших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
Статья о развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования....
презентация Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста
Задачи:Познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельностью.Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка. Учить выделять проблему.Развивать мышление, творчес...
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников....
Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...
Актуальный педагогический опыт "Игры-эксперименты как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
laquo;Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».Китайская пословица Изменившаяся ситуация...
Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Ребенок открывает мир в процессе любой своей деятельности. но именно в познавательно-исследовательской дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как у...
Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста...