Доклад "Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей раннего возраста"
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Пугачева Татьяна Викторовна

           Доклад

«Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей раннего возраста»

         Развитие познавательной активности у детей – вопрос актуальный на сегодняшний день. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.  

          Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой,  является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот  период жизни идет через чувства и ощущения. При организации опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываются возрастные особенности детей. Поэтому занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать. Для того, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность, предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.  Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний.

           Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Цель проекта: развивать познавательный интерес у детей младшего дошкольного возраста через процесс  экспериментирования в повседневной и в организованно-образовательной  деятельности.

Задачи проекта: 1.Познавательные задачи: формирование представлений о предметах, их свойствах и качествах, способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.  2. Развивающие задачи: развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей через элементарное экспериментирование. Умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. 3. Обучающие задачи: учить проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.4. Воспитательные задачи: создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию, дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи, усидчивости и аккуратности.

        Мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности для ознакомления детей раннего возраста со свойствами живой и неживой природы.      Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_sayta.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей раннего возраста»

в первой младшей группе № 202/5

           Развитие познавательной активности у детей – вопрос актуальный на сегодняшний день. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.  

          Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой,  является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот  период жизни идет через чувства и ощущения. При организации опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываются возрастные особенности детей. Поэтому занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать. Для того, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность, предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.  Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний.

           Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Цель проектаразвивать познавательный интерес у детей младшего дошкольного возраста через процесс  экспериментирования в повседневной и в организованно-образовательной  деятельности.

Задачи проекта: 1.Познавательные задачи: формирование представлений о предметах, их свойствах и качествах, способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.  2. Развивающие задачиразвивать познавательно - исследовательскую деятельность детей через элементарное экспериментирование. Умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. 3. Обучающие задачи: учить проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.4. Воспитательные задачи: создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию, дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи, усидчивости и аккуратности.

        Мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности для ознакомления детей раннего возраста со свойствами живой и неживой природы.      Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов.

Сроки реализации проекта: в течение учебного года (2022 - 2023).

Тема: «Вода»

Свою работу я начала с экспериментов с водой. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится малыш – это вода, она дает ребенку приятное ощущение, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Особенно это важно для самых маленьких детей. Вода очень удобна для поисково – исследовательской деятельности. Она обладает психотерапевтическими свойствами: снимает напряжение, способствует релаксации. А еще вода есть всегда и везде.

В режимных моментах    с помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети убедились в том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой, что вода может быть теплой и холодной; водой можно умываться; опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; утоляя жажду водой, сделали вывод, что вода не имеет вкуса. 

На занятиях дети получили представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; вода может быть теплой и холодной; предметы могут тонуть и не тонуть.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что:

вода прозрачная;  прозрачная вода может стать мутной; некоторые вещества в воде растворяются и могут передавать воде свой вкус; вода не имеет формы, ее можно переливать; вода имеет свойство впитываться.

Тема: «Песок»

Для данной темы проводились различные эксперименты с песком. Дети пробовали слепить «угощение»  из сухого и мокрого песка ручками и с помощью формочек, катали валик с рисунком по мокрому песку. Убедились, что мокрый песок принимает любую нужную форму.

При проведении опыта с песком дети пропускали через ситечко мокрый и сухой песок – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

Проводили наблюдения в природе на прогулке, было выявлено, что песок – это множество песчинок.

Тема: «Воздух»

Знакомясь с данной темой, мы с детьми провели различные дидактические игры, на которых сделали интересные выводы, связанные с воздухом: 1. «Поймай воздух» - дети ловили воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть; 2. в игре «Буря в стакане» дети дули через соломинку в стакан с водой и обнаружили, что вода вымещает воздух; 3. играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха; 4. на совместной деятельности «Лодочка, плыви» дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха; 5. на прогулке, наблюдали за травой и листвой – нами было выявлено, что ветер- это движение воздуха.

Тема: «Камни»

Разбирая данную тему, мы с детьми ставили любопытные опыты с различными камнями. На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый», «Какой формы камень?» дети получили представления о том, что камни бывают тяжёлые и лёгкие, а также имеют различную форму.  Провели опыт с водой и камнями, где выяснили, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше. Когда дети сжимали в ручках камень и комочек ваты, то поняли, что камни очень твердые.

Взаимодействие с родителями воспитанников:

           Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.   Я заранее подготовила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира.

            Совместными усилиями пополнили опытно-экспериментальный уголок (с родителями собрали детские книги познавательного характера, стихи, загадки, иллюстрационный материал по темам, оборудование для опытов и экспериментов)

             Проводились индивидуальные и групповые консультации по темам: «Растим любознательных ребят», «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома», «Интересные опыты и эксперименты», «Детское экспериментирование как способ познания мира».

            Для родителей был проведен круглый стол на тему: «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в условиях экспериментальной деятельности». Родители ознакомились с несложными опытами, которые можно провести дома с ребенком.      В результате проводимой работы родители научились проводить элементарные опыты и эксперименты, повысили уровень педагогических знаний по этой теме.

           Рекомендовала родителям во время прогулок проводить наблюдения за интересными объектами, явлениями в природе. Ставить вопросы и вместе искать на них ответы. Давать детям больше самостоятельности в своих суждениях.

          В родительский уголок я поместила консультацию на тему: «Малыши познают мир вокруг себя».

Заключение:

          На основе проведенной мною работы, я могу сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный познавательный потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.  Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей природы. В процессе экспериментирования младшие дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность.

            В группе создан уголок по экспериментированию, где дети самостоятельно могут брать те или иные предметы для игр- экспериментов. Сформирована картотека игр-экспериментов.

            Таким образом, экспериментирование, как метод в педагогической практике, является эффективным и необходимым для развития у детей раннего возраста исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения знаний, умений и навыков.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это и объясняет, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста"

Повышение профессиональной компетенции педагога по вопросу "Детское экспериментирование"...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

«Семинар-практикум» «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей раннего возраста».

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник маленький исследователь, с радость...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей раннего возраста

Основная цель моей  работы, создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.Задачи:Познавательные:•Познакомить детей с некоторыми явлениями и сво...

Доклад «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей раннего возраста»

laquo;Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей раннего возраста»...