«Развитие познавательного интереса и познавательных действий у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности»
учебно-методический материал
Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательного интереса и познавательных действий у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности»
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Л.С. Выготский.
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка - дошкольника одним из ведущих видов деятельности: Деятельность экспериментирования всё больше пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель самообразования:
- Повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса с детьми.
Задачи:
- Сформировать личный практический опыт по организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
- Создать условия для опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности детей в группе.
- Развить устойчивый познавательный интерес дошкольников в поисково-исследовательской деятельности.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Формировать представления у детей о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
- Поддерживать у детей инициативу в познании окружающего мира.
Новизна:
- Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Три уровня овладения детьми навыками экспериментирования:
- Педагог ставит проблему и начинает её решение, дети осуществляют решение проблемы вместе с воспитателем.
- Педагог ставит проблему, дети самостоятельно, но при поддержке взрослого находят решение и осуществляют эксперимент.
- Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются детьми самостоятельно.
План работы:
- 1 этап – информационно-аналитический (07.09.2020г.- 21.12.2020г.)
Содержание работы | Период деятельности | Результат |
Изучение нормативно-правовых документов, научно-методической литературы, современных образовательных технологий. | Сентябрь 2020 года | Приобретение теоретических знаний по теме. |
Приобретение методической литературы. | Внедрение в практическую деятельность передового педагогического опыта. | |
Изучение передового педагогического опыта по организации опытно-экспериментальной иисследовательской деятельности дошкольников (интернет-ресурсы) | В течение года | Посещение открытых показов организации НОД педагогов ДОУ. |
Посещение районных методических объединений воспитателей ДОУ. | В течение года | Повышение уровня профессионального мастерства в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. |
Изготовление пособий.Оформление дидактических игр. Создание картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. | В течение года | Дидактический и наглядный материал. Выставка дидактических игр |
Оформление папки-передвижки «Экспериментальная деятельность детей» Изготовление буклета «Познавательно-исследовательская деятельность» | В течение года | |
Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.) | В течение года | Исследовательская деятельность детей в течение года. Интерес детей к исследовательской деятельности. |
Разработка перспективного планирования опытно- экспериментальной деятельности с детьми. | Сентябрь | Организация работы по опытно экспериментальной и исследовательской деятельности с дошкольниками. |
План работы:
- 2 этап- практический (11.01.2021г.- 11.05.2021г.)
Содержание работы | Период деятельности | Результат |
Работа с родителями: Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» Консультации:«Игры с водой и песком. Это интересно!» «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем» Семинар-практикум: Тема: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей дошкольного возраста» Фотовыставка: «Мы экспериментируем» Изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей воду» Пополнение уголка детского экспериментирования. Выпуск альбома «Замки на песке», «Волшебный песок» Оформление наглядной информации в родительском уголке «Опыты с водой и бумагой» | В течение года | Формирование у родителей представлений о познавательном развитии детей посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. |
Формирование у родителей представлений о познавательном развитии детей посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности родительском уголке: «Опыты с водой и бумагой». | В течение года | Опытно-экспериментальная деятельность с детьми. |
НОД по таким темам: "Какой вода имеет цвет?", "Песочные часы", "Где можно найти воздух" и т.д. Наблюдения на прогулке: "Какие бывают камни", «Зачем деревьям свет», «Где появляются первые проталинки?» и т.д. Опыты на прогулке: "Нужен ли растениям зимой снег" , "Как согреть руки","Свет вокруг нас" и т.д. | В течение года | Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей. Эксперименты с живой и не живой природой. Исследовательский опыт. |
Выступление на педсовете по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность, как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста» | май 2021 г. | Преставление опыта работы, обмен опытом. |
План работы:
- 3 этап – обобщающий (представление опыта работы) (12.05.2021 г.- 26.05.2021 г.)
Содержание работы | Период деятельности | Результат |
Обобщение педагогического опыта. | Май 2021 г. |
Литература:
- Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Санкт-Петербург «детство-пресс»2013г. Н.В.Исакова/
- Познание предметного мира: комплексные занятия для детей 5-7 лет./ Волгоград: «Учитель» 2009г. Санкина Л.К./
- Нетрадиционные техники рисования в детском саду./ М.: «Скрипторий» 2013г. Давыдова Г.Н./
- Организация деятельности детей на прогулке /издательство «учитель» 2013г.Т.Г.Кобзева/
- Интернет ресурсы по теме: «экспериментальная деятельность в ДОУ», «Опыты и эксперименты», «Весёлые опыты», «Занимательные фокусы».
- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
- Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
Работа раскрывает исследовательскую деятельность в дошкольном образовательном учреждении....
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Развитие позновательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...
Проект "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Цель данного проекта: создание системы работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности посредством детского экспериментрирования....
Консультация для воспитателей «Развитие познавательного интереса и познавательных действий детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности»
Консультация для воспитателей «Развитие познавательного интереса и познавательных действий детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности»...
НОД «Развитие познавательно-исследовательского интереса и экспериментальных действий у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности»
laquo;Развитие познавательно-исследовательского интереса и экспериментальных действий у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности» Цель: способствовать развитию у де...
Методическая рекомендация «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Методическая рекомендация«Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...
"Предметно - развивающая среда, способствующую развитию познавательного интерес детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности"
Предметно - развивающая среда,способствующую развитию познавательного интерес детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности....