«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
консультация на тему
Развитие позновательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
В связи с этим особую актуальность приобретает развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, что позволит эффективно развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать устойчивые познавательные интересы.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость, каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Однако, на современном этапе ученые и педагоги отмечают, что за последние три года произошло значительное снижение познавательной активности. Дети очень редко проявляют инициативность и самостоятельность, утрачивают интерес при затруднениях, проявляют отрицательные эмоции.
Стало очевидно, что наиболее важным в познавательном развитии ребенка является не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие инициативы и познавательной активности.
В процессе развития дошкольников познавательная активность выступает: как средство увлекающего обучения; как сильный мотив, к протеканию познавательной деятельности; как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить, а значит, сделать шаг в неизведанное. В нашем детском саду создан центр детских исследований «Хочу всё знать», в котором образовательная деятельность организована таким образом, чтобы дать детям возможность самостоятельно найти ответы на интересующие вопросы. Приоритетными в определении темы исследования являются детские вопросы.
Наиболее ярко исследовательская деятельность проявляется в экспериментировании, которое направлено на самостоятельное исследование объектов и явлений в ходе практических действий.
Модель построения занятия может меняться в зависимости от задачи. Такая система работы позволяет с помощью активных методов включить в исследовательскую деятельность каждого ребёнка, поставить его в личностно – развивающую ситуацию, которая обеспечивает развитие познавательной активности, становления опыта, выработку своего собственного мнения.
Использование технологий исследовательской деятельности позволяет развивать познавательные способности дошкольников, учит самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировки в информационном пространстве.
Развивать познавательную активность детей следует именно на исследовательской основе, где ребенок выступает в роли экспериментатора, исследователя, открывает для себя "взрослые" законы через понятную ему деятельность. И задача педагогов - помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными.
Список используемых источников:
З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева. Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников // ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
Выявление особенностей проектной деятельности и этапов её реализации в дошкольных образовательных учреждениях....
Проект "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Цель данного проекта: создание системы работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности посредством детского экспериментрирования....
Мастер-класс «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. Вестник научных конференций Наука и образование в XXI веке По материалам международной научно-практической конференции 29 января 2021 г. часть 3
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
Консультация для родителей...
Методическая рекомендация «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Методическая рекомендация«Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...