НОД «Развитие познавательно-исследовательского интереса и экспериментальных действий у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
«Развитие познавательно-исследовательского интереса и экспериментальных действий у детей дошкольного возраста
в исследовательской деятельности»
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей как распределяются световые лучи по планете;
- показать детям на наглядной модели причину смены времени суток на планете Земля;
- познакомиться со свойства света с помощью самостоятельного экспериментирования;
Развивающие:
- развивать связную речь при экспериментировании;;
- развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы;
- способствовать формированию представления о том, что опыт – один из способов познания окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитывать желание взаимопомощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_svoystva_sveta.docx | 43.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №37 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
«Развитие познавательно-исследовательского интереса и экспериментальных действий у детей дошкольного возраста
в исследовательской деятельности»
Воспитатель: Дударева Наталия Викторовна
г. Санкт-Петербург
2022г
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи
ОО Познавательно-исследовательское развитие
Возрастная группа: средняя группа, 4-5 лет
Воспитатель: Дударева Наталия Викторовна
Тема: Исследование свойств света опытным путем. Знакомство с лучом и отражением.
Программное содержание: познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца; понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета;; познакомить детей с отражением, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях. Развивать навыки связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия. Воспитывать самостоятельность, активность.
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей как распределяются световые лучи по планете;
- показать детям на наглядной модели причину смены времени суток на планете Земля;
- познакомиться со свойства света с помощью самостоятельного экспериментирования;
Развивающие:
- развивать связную речь при экспериментировании;;
- развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы;
- способствовать формированию представления о том, что опыт – один из способов познания окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитывать желание взаимопомощи.
Словарная работа: проникает, яркий, тусклый, тень, преломляет, отражение, светонепроницаемый, естественный, искусственный.
Предварительная работа: Организация наблюдений за солнцем, луной, звездами, за лучом света. Игры с тенью. Показ теневого театра.
Материал и оборудование: глобус, фонарики, коробка с сюрпризом, материал для д/игры, бумага, зеркальца, кирпичики, дощечка, ткань, пленка, фигурки животных, шар,
№ | Этап/ продолжительность | Задачи этапа | Содержание совместной деятельности | Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности | Предполагаемый результат | |
Педагог | Дети | |||||
1. | Вводная часть Организационный момент 2 минута | Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность | Заходим в темное помещение (свет выключен) В.:-Ой ребята, а говорили , что у нас на занятии гости будут, я их что-то не вижу. А вы видите? (ответы) Как же быть? Что нам нужно ?(ответы) В.: - Конечно счет! (заходим и здороваемся) В.: -Поздороваться нужно и друг с другом вам сегодня поможет воздушный шарик. В.:- Посмотрите, что он делает? (улыбается) В.:-Как думаете, почему он улыбается? Какое у него настроение? (У него хорошее настроение) Этот шарик не простой. Он волшебный. У кого в руках он побывает, у того целый день будет хорошее настроение. В.:- Хотите подержать его в руках? Давайте будем передавать его по кругу из рук в руки и говорить друг другу слова приветствия. Какие это слова? Как можно приветствовать друг друга? (Дети передают шарик по кругу, говорят слова приветствия, шарик возвращается к воспитателю). В.:- А теперь отпустим шарик, пусть он летит дальше и дарит всем радость и улыбку. | Включаются в игровую ситуацию, отвечают на вопросы педагога, активизируют мыслительные процессы. | Словесный метод | Настрой на предстоящую деятельность. Включенность в игровую ситуацию |
2. | Проблемная ситуация 3 минуты | Мотивировать детей на дальнейшую деятельность | В.: - Сегодня утром я на пороге нашей группы нашла коробочку. Решила показать её вам, ребята, и вместе узнать что там внутри. Давайте посмотрим! Вы согласны? (ответ детей) В: - Но коробка очень сильно запечатана и открыть ее не получается, а заглянуть очень хочется. Как же быть? (Ответы) Замечают, что в коробке есть отверстия(2), предлагают заглянуть в них. Дети по очереди смотрят в коробку. -Что там ребята?(ответы-там темно) - Что нам делать? (ответы детей- нужен свет) подсвечиваем. - Что внутри коробки?(ответ детей – светлячок) Вы слышите чей- то голос!? (проектор)(презентация) АУДИОПОСЛАНИЕ ОТ СВЕТЛЯЧКА « ЗДРАВСТВУЙТЕ ДОРОГИЕ ДЕТИ. ДА, Я СВЕТЛЯЧОК, НО Я НЕ МОГУ СВЕТИТЬ, ПОТоМУ ЧТО ЗНАЯ КОЛДУНЬЯ МЕНЯ ЗАКОЛДОВАЛА И Я НЕ МОГУ СВЕТИТЬСЯ И ПОЭТОМУ НЕ МОГУ НАЙТИ СВОХ МАМУ И ПАПУ. ЧТОБЫ НАЙТИ ДОРОГУ ДОМОЙ, МНЕ НУЖНО УЗНАТЬ СВОЙСТВА СВЕТА. А ВЫ СМОЖЕТЕ ЗАРАБОТАТЬ ДЛЯ МЕНЯ ЗВЕЗДОЧКИ И ТОГДА Я СМОГУ ОСВЕТИТЬ ДОРОГУ К ДОМУ,ПОМОЖИТЕ МНЕ? СПАСИБО!» | Дети предлагают цель. | Словесный | Выражают желание к поиску. Отвечают на вопросы воспитателя. |
3. | Основная часть. 5 минут | Вовлечение детей в процесс усвоения нового материала, самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия нового знания. | В.:- Садимся на стульчики. Для начала посмотрим на строение нашей солнечной системы. - Покажите, где находится солнце?(ответы) - Что такое солнце? (ответы - Солнце это большая звезда) - Что исходит от солнца ? (ответы-свет) Как вы поняли сегодня нам нужно узнать многое про свет. - А какие еще источники света создала природа? (ответы) - Какие источники света создал человек (ответы) Д/и: «Свет бывает разный» (две команды по 4 человека. Задача: разложить картинки естественный свет и искусственный) | Включаются в активную познавательно-речевую деятельность – рассуждают, отвечают на вопросы. Выполняют задания. | Наглядный Игровой | Дети слушают. Включаются в обсуждение. Обдумывают, отвечают. Исполняют указания воспитателя. Выполняют задания. |
Динамическая пауза 1 минут | Психическая разрядка Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. | Зрительная гимнастика. «Лучик солнца» Лучик,лучик озорной, Поиграй-ка ты со мной!(моргают глазами). Ну-ка,лучик,повернись, На глаза мне покажись!(делают круговые движения глазами) Взгляд я влево отведу, Лучик солнца там найду.(отводят глаза влево). Теперь вправо посмотрю, Снова лучик,я найду!(смотрят взгляд вправо). | Выполняют движения глаз повторяя за воспитателем. | Словесный | Снятие напряжения. | |
4. | Практическая работа. 9 минут | Использование нового знания совместно с освоенными ранее Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание условий, которые позволили достигнуть этой цели. | В.- Ребята, нам нужно помочь светлячку, посмотрите на глобус. Давай направим луч света от солнышка. 1 Опыт: «Смена дня и ночи». Вместе с воспитателем дети проводят опыт, используя глобус и фонарик. - С одной стороны земля стала светлая, с другой темно. Почему? Дети делают вывод, что освещена только та часть глобуса, на которую попадает лучи света от солнца. - Какое время суток где светло ? (ответы) - А где темно ? (ответы) - Как вы думаете, что происходит там, где граница света и темноты размыта? (ответы)Там тогда или вечер, или начало утра. Вывод: Освещена только та поверхность земли, куда падает солнечный счет В.: - вы справились с заданием, и получаете первую звезду за выполнения опыта
В.: Присаживайтесь за столы. !!! Но для начала хочу напомнить вам правила работы с фонариком: включаем и отключаем по команде, в глаза себе и соседям не светим, не роняем, с выключателем не играем. 2 Опыт «Распространение света» (Луч) В.: - Перед вами два листочка бумаги, в одном есть отверстие, а в другом нет. Нужно посветить на листок, в котором отверстие. - Что вы видите? (ответы)Да, всё верно свет проходит через отверстие. Это – луч света. - Теперь вторую бумажку прикладываем и что видим ? (ответы) Да, луч исчез. Почему ?(ответы) - Значит луч не может огибать преграды ?(ответы) Вывод: Луч света не может огибать предметы. Воспитатель: вы заработали вторую звезду для светлячка за выполнения опыта. 3 Опыт «Отражение» В.: - Перед вами зеркальце, посветите на него. Что вы видите? (ответы) - Как думаете, почему так произошло В.:-А если не светить(убрать фонарик), что вы видите? (ответы) То он появляется, то он пропадает. Почему? Это свойство света называется отражение. Вывод: свет может отражаться от зеркальных поверхностей. Воспитатель: вы молодцы и получаете третью звезду за выполнения опыта Динамическая пауза «Помогатор» 4 Опыт: «Способность света проникать через предметы» В.: На столе перед вами лежат разные предметы: дощечка, кирпичики, пленка, материал, стакан с водой. Попробуйте посветить на все эти предметы. - Проникает луч вашего фонарика?(ответы) - Как вы думаете почему через одни предметы свет проникает, а через другие нет? (ответы) - Какие предметы можно назвать светопроницаемыми? (ответы) - Какие предметы светонепроницаемые? (ответы) Вывод: свет проникает только через прозрачные предметы. А предметы, которые задерживают свет, называются – светонепроницаемыми. 4 Опыт: «Тень» - Перед вами фигурки сказочных персонаж. Посветим на них. - Что происзошло ?(ответы) - Почему ?(ответы) Правильно это тень от фигурки. Тень появляется от светонепроницаемых предметов. - Вот, на таком свойстве игры света – тени, люди придумали театр. Как вы думаете какой театр? (ответы-Теневой театр). В.: - Значит бывает тень без света или нет ?(ответы) Вывод: Тень появляется, когда на светонепроницаемый предмет падает свет. Воспитатель: вы получаете пятую звезду за выполнения опыта. Д/и: Угадай тень животного.(каждый по очереди) | Включаются в активную практическую работу | Практический метод (повторение) наглядный (готовый материал), словесный. | Самостоятельная работа детей. Выполнение действия, самоконтроль. |
6. | Заключительная часть. Рефлексия. 1 минут | Подвести итог НОД. Обобщить полученные детьми знания и умения. Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности и деятельности других детей. |
В.: Ребята, вы большие молодцы, помогли светлячку засветиться и осветить дорогу домой к маме и папе. - Вам понравилось экспериментировать? - У вас всё получилось ? - Что вы сегодня узнали ? - Какой опыт вам запомнился? Молодцы! | Предлагают ответы. | Словесный метод (беседа) | Осознание себя как участника познавательного процесса. Анализ индивидуальных достижения. Оценка своей работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Игры с блоками Дьенеша – как средство для развития предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста»
мастер- класс...
« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста » Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста. 12 апреля - День Космонавтики
laquo; Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста »Исследовательская деятельность в природе с детьми старшег...
Развитие конструктивно-модельных действий у детей дошкольного возраста с использованием универсального математического материала
Развитие конструктивно-модельных действий у детей дошкольного возраста с использованием универсального математического материала...
СБОРНИК дидактических игр, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста.
Сборник содержит дидактические игры, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста. Данный сборник имеет большую педагогическую значимость в развитии познавательных дей...
Сборник дидактических игр, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста.
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. ...
«Развитие познавательного интереса и познавательных действий у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности»
Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образ...
Публикация статьи «Дудлинг как средство развития фантазии и интереса к изобразительному творчеству у детей дошкольного возраста»
Проблема развития творческого воображения у дошкольников на данный момент остается очень актуальной. В процессе работы с детьми нужно изображать новыми средствами и применять материалы, которые распол...