Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
материал на тему
Работа раскрывает исследовательскую деятельность в дошкольном образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Пятибратова С.А.
МБДОУ «Детский сад №109», воспитатель
Период дошкольного детства является возрастом наиболее стремительного общего развития ребенка. Благодаря своему природному любопытству, которое позднее переходит в любознательность, он овладевает определенными знаниями. Мы привыкли, что процесс обучения дошкольников строится по принципу «повтори за мной». Другими словами, успешным, а значит умным, считается тот, кто может воспроизвести услышанное от воспитателя. Но в данном случае ребенок задействует свою память, а не свое мышление, свой ум. Это репродуктивное обучение. И совсем по-другому происходит процесс усвоения знаний при продуктивном, или развивающем обучении. В этом случае ребенок САМ добывает знания, САМ находит ответы на поставленные вопросы. Преимущество такого обучения очевидны.
Известно высказывание А.С. Макаренко: «даже у самого творческого человека, работа мысли, работа синтетических и аналитических приборов вызывает наибольшее сопротивление. Нужно заставит себя видеть, смотреть, находить, размышлять».
Действовать свойственно натуре ребенка, соответствует его потребностям. Следовательно "чувственное познание составляет первейшее и необходимое звено любого процесса познания". Об этом же писали ученый-физиолог И.М. Сеченов и великий поэт и философ Гете, который говорил: "Руки ведут глаза в мир".
"... Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера" (А. Шапиро).
Вот уже несколько лет мы работаем над формированием познавательной активности дошкольников через вовлечение их в исследовательскую деятельность, которая является средством познания окружающего мира.
Работа проводится всоответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей.
Начиная со второй младшей группы, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование. Например, знакомя детей со свойствами песка, установили в группу мини-песочницу. Мини-песочница - идеальная развивающая среда, где можно в течение года творить, без страха что-либо испортить или сломать. С чего мы начали? Приготовили водонепроницаемый ящик, нашли ему удобный уголок в группе, чистый просеянный песок прокварцевали, заполнили им ящик. В зависимости от задач, песок может быть сухим или влажным. Подобрали формочки и совочки, камешки и ракушки. Эту коллекцию постоянно пополняем.
В средней группе для практической деятельности детей выбрали темы: «Волшебница-вода», «Смешивание красок», «Плучение новых цветов и оттенков», «Что нужно растению для жизни» и другие. Эксперименты проводили не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводились при знакомстве с жизнью растений. Во время исследований используем театрализованную деятельность. Так, чтобы ознакомить детей со свойствами воды, использовали сказку «Заюшкина избушка». Сказка « Дюймовочка» помогла понять детям способы проращивания семян. При знакомстве со свойствами камней и силой ветра помогла сказка «Три поросенка».
Проводя экспериментально-исследовательскую работу, стараюсь закрепить ее дидактической или подвижной игрой.
Вместе с детьми создали коллекции: «ткани», «бумага», «пуговицы». Собрали природные материалы (желуди, шишки, семена, листья, крупа, зерно). Провели выставки: «Предметы из стекла и дерева»,»Воздух-невидимка» и др.
С детьми 5-6 лет основным структурным компонентом экспериментирования становится проблемность. Она выражается в поисках несоответствия и противоречий в собственной постановке вопросов и проблем. Даже неудачи вызывают исследовательскую активность у детей, стремления найти правильный ответ на интересующий вопрос.
Исследовательская деятельность старших дошкольников включает следующие этапы:
- выделение и постановка проблемы;
- поиск и предложение возможных вариантов решений /гипотеза/;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных:
- формулировка выводов.
Вся работа с детьми в этом направлении приобрела перспективу, систему, определенную последовательность. С детьми был проведен проект «Удивительные камни». Дети любят проводить опыты с магнитом, с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства, выясняют особенности взаимодействия воды, льда, снега. В группе оборудован большой уголок экспериментирования, который постепенно пополняется все новыми материалами, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.
Работу с родителями вели параллельно с подготовкой детей к исследованию. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Для наглядной агитации приготовили:
- папку-ширму «Игры с песком круглый год»- (в ней раскрыли родителям важность игр с песком для развития детей);
- папку-ширму «Познавательно-исследовательская деятельность детей» - ( чтобы показать родителям организацию детского экспериментирования в практике работы группы, и дать рекомендации по развитию познавательных интересов детей);
- рекомендации: «Проведите с детьми дома» - (предложили картотеку занимательных опытов и экспериментов).
Целевым ориентиром в нашей работе является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы и характера познавательно- исследовательской деятельности ребенка к концу дошкольного возраста:
- проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за кругом непосредственно данного, задает вопросы об отвлеченных вещах (почему? зачем? как?);
- обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что...);
- стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);
- проявляет интерес к познавательной литературе;
- проявляет интерес к символическим языкам: самостоятельно берется "читать" схемы, карты, чертежи, делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составлять схемы, карты, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).
Практика показывает. Что познавательно-исследовательская деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Систематизация знаний позволяет максимально помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развивать познавательную активность, любознательность, воспитывать правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира, сформировать представления о себе, познакомить с рукотворным миром, уточнить знания о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения в различных ситуациях. Поэтому считаем, исследовательская деятельность в детском саду очень важная ступень при подготовке ребенка к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-доклад развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через экспериментирование
копилка опытов описание проведения...
Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...
Стендовый доклад "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Стендовый доклад "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
развитие познавательной активности у детей через исследовательскую деятельность...
"Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности. "
Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром....
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность.
Познавательная активность у дошкольников....
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
для воспитателей детских садов...