Методическая рекомендация «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
методическая разработка по обж (подготовительная группа)
Методическая рекомендация
«Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста
через исследовательскую деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая рекомендация
«Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста
через исследовательскую деятельность»
Выполнила воспитатель:
Мищенко Н. М.
2024г.
Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов.
Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе. Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятие. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия - сенсорное воспитание - составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе воспитатели уделяют внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы.
Развитие любознательности, потребности узнать новое - одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие.
Организация систематической поисковой деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.
Методы и приёмы воспитания у детей познавательных интересов к природе.
Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами.
Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи.
• На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ кинофильмов.
• На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе.
• Основная задача занятий третьего вида - обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.
Беседа - форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребёнка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт.
Исследовательская деятельность - как особая форма познавательно - исследовательской деятельности направлена на освоение ребёнком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребёнка об окружающем, связывая их в целостную картину мира.
Экспериментирование - форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Наблюдение - организованное наблюдение живых объектов и практическое экспериментирование с ними; рассматривание картинок (предметных и с простым сюжетом, игрушек. Происходит знакомство детей с животными ближайшего окружения: кошка, собака, корова, курица. Детей учат узнавать и называть животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти, форме и размеру ушей, хвоста, длине передних и задних лап, характеру передвижений (кролик прыгает, птица летает, издаваемым звукам (кошка мяукает, петух кукарекает). Дети узнают и называют растения ближайшего окружения - дерево, куст, трава, комнатные цветы. Дидактические игры. В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:
1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия.
2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям.
3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.
4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые приемы.
5. Конкретно и четко объяснять правила
Дидактические игры.
В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:
1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия.
2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям.
3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.
Экскурсии - один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. По содержанию экскурсии делят на два вида: природоведческие - в парк, в лес, на реку; экскурсии на сельскохозяйственные объекты - поле, в сад, огород. Экскурсии привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.
Развлечения, викторины, конкурсы - можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использование информационно - развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности.
Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в ДО, реализовывать задачи образовательной области «Познание».
Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьному обучению.
Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная практико-познавательная деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»
Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут, куда я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. А ведь если хочешь быть нужной и полезной детям, приходится постоянно самосоверше...
Мастер – класс по теме: «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»
Практическая значимость выбранной темы в том, что детское экспериментирование представляет возможностьнам педагогам дать дошкольнику знания в области физики и химии – самых сложных предмет...
Проект "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Цель данного проекта: создание системы работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности посредством детского экспериментрирования....
Самообразование на 3 года по теме развитие познавательного интереса детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности
В данном материале составлен план работы по самообразованию воспитателя на 3 года для младшей, средней и старшей группы....
"Развитие познавательных интересов детей через экспериментально-исследовательскую деятельность"
ОПЫТ РАБОТЫ.Актуальность:Развитие познавательных интересов дошкольника является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, свободную к саморазвитию и самосовершенствовани...
"Предметно - развивающая среда, способствующую развитию познавательного интерес детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности"
Предметно - развивающая среда,способствующую развитию познавательного интерес детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности....