Методическая рекомендация «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Мищенко Наталья Михайловна

Методическая  рекомендация

«Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста

 через исследовательскую деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  рекомендация

«Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста

 через исследовательскую деятельность»

Выполнила воспитатель:

                                                                                             Мищенко Н. М.

2024г.

Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность.

 Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

 Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов.

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе. Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятие. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия - сенсорное воспитание - составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе воспитатели уделяют внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы.

Развитие любознательности, потребности узнать новое - одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие.

 Организация систематической поисковой деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

Методы и приёмы воспитания у детей познавательных интересов к природе.

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами.

Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи.

 • На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ кинофильмов.

 • На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе.

• Основная задача занятий третьего вида - обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.

Беседа - форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребёнка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт.

 Исследовательская деятельность - как особая форма познавательно - исследовательской деятельности направлена на освоение ребёнком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребёнка об окружающем, связывая их в целостную картину мира.

 Экспериментирование - форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Наблюдение - организованное наблюдение живых объектов и практическое экспериментирование с ними; рассматривание картинок (предметных и с простым сюжетом, игрушек. Происходит знакомство детей с животными ближайшего окружения: кошка, собака, корова, курица. Детей учат узнавать и называть животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти, форме и размеру ушей, хвоста, длине передних и задних лап, характеру передвижений (кролик прыгает, птица летает, издаваемым звукам (кошка мяукает, петух кукарекает). Дети узнают и называют растения ближайшего окружения - дерево, куст, трава, комнатные цветы. Дидактические игры. В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

 1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия.

2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям.

3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.

4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые приемы.

5. Конкретно и четко объяснять правила

Дидактические игры.

 В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия.

2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям.

3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.

Экскурсии - один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. По содержанию экскурсии делят на два вида: природоведческие - в парк, в лес, на реку; экскурсии на сельскохозяйственные объекты - поле, в сад, огород. Экскурсии привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.

Развлечения, викторины, конкурсы - можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использование информационно - развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности.

 Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в ДО, реализовывать задачи образовательной области «Познание».

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

 Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьному обучению.

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная практико-познавательная деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»

Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут,  куда я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. А ведь если хочешь быть нужной и полезной детям, приходится постоянно самосоверше...

Мастер – класс по теме: «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»

Практическая значимость выбранной темы в  том, что детское экспериментирование представляет возможностьнам педагогам дать дошкольнику знания в области физики и химии – самых сложных предмет...

Проект "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Цель данного проекта: создание системы работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности посредством детского экспериментрирования....

Самообразование на 3 года по теме развитие познавательного интереса детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности

В данном материале составлен план работы по самообразованию воспитателя на 3 года для младшей, средней и старшей группы....

"Развитие познавательных интересов детей через экспериментально-исследовательскую деятельность"

ОПЫТ РАБОТЫ.Актуальность:Развитие познавательных интересов дошкольника является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, свободную к саморазвитию и самосовершенствовани...

"Предметно - развивающая среда, способствующую развитию познавательного интерес детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности"

Предметно - развивающая среда,способствующую  развитию познавательного интерес детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности....