Консультация для воспитателей ДОО "Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания с элементами ТРИЗ"
консультация (младшая группа)

Стандарт дошкольного образования требует необходимости пересмотра некоторых взглядов на обучение и воспитание детей в дошкольных организациях. Особенно необходимость в составлении программы, направленной на развитие тех способностей, которые каждый ребёнок имеет от рождения. Каждый ребёнок талантлив, он свободен от шаблонов и стереотипов, по-настоящему активен и открыт для познания окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_triz.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы: Шкарина Людмила Геннадьевна,

Кузьмина Людмила Валерьевна,

Озерова Светлана Викторовна

Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания с элементами ТРИЗ

Стандарт дошкольного образования требует необходимости пересмотра некоторых взглядов на обучение и воспитание детей в дошкольных организациях. Особенно необходимость в составлении программы, направленной на развитие тех способностей, которые каждый ребёнок имеет от рождения. Каждый ребёнок талантлив, он свободен от шаблонов и стереотипов, по-настоящему активен и открыт для познания окружающего мира.

В нашем детском саду одной из самых востребованных методик развития детей является адаптированный вариант технологии ТРИЗ, нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей.

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста мы используем различные методы данной технологии, но большой интерес у детей нашей группы вызвало сочинение сказок с помощью метода Каталога.

Данный метод помогает нам составить свои занятия так, чтобы детям не было скучно, все задания они выполняют максимально осознанно, проявляя при этом самостоятельность и творческое начало. А главное на занятиях присутствуют эмоции, которые являются неотъемлемой частью метода Каталога.

Примерный алгоритм составления сказки:

1. Группе детей (небольшой) предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо картинки или игрушки.

2. Воспитатель задаёт вопрос, ответ на который ребёнок находит в «Чудесном мешочке» (достает картинку или игрушку).

3. Ответы детей постепенно собираются в единую сюжетную линию.

4. Когда сказка (история) составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.

5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали (выведение алгоритма вопросов).

6.Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).

7. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-4-х лет:

  • Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)
  • Пошёл гулять (путешествовать, смотреть). Куда?
  • Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
  • Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
  • Где наши друзья стали жить?
  • Что стали делать?

(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок

В.Я. Проппа)

Например:

«Жил-был кот Котя. Он был очень красивый и добрый. Однажды Котя пошёл погулять в лес и встретил там злого пса Барона. Барон всех превращал в камень. И Котю тоже захотел превратить в камень. Котя сильно испугался.  

К счастью, у нашего героя был верный друг Тишка, который всегда приходил ему на помощь. Он брызнул волшебным зельем на Барона и тот превратился в огромный мыльный пузырь, который поднялся высоко-высоко, зацепился о ветку и лопнул.

А друзья вернулись домой, попили чаю с конфетами и больше никогда гулять в лес не ходили по одному».  

Вопросы можно изменять в зависимости от развёртывания сюжета. Это требует от воспитателя умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы, не предусмотренные изначально. По ходу составления сказки (истории) необходимо фиксировать придуманный сюжет с помощью рисунков, символов, схем, знаков и тому подобное.

Не следует ожидать, что дети с первого раза сочинят интересную, красивую историю. Как показывает практика, первоначально малышам трудно преодолеть психологическую инерцию и стереотипы: они повторяют идеи друг друга, дублируют события знакомых сказок, иногда вообще молчат. Первые истории, придуманные детьми, как правило, примитивны, неинтересны и кратки. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки. Постепенно рассказы становятся всё более распространёнными, интересными, волшебными, увлекательными.

На наш взгляд, данный метод наиболее эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти). Дети на занятиях с применением технологии ТРИЗ чувствуют себя уверенно, у них снимается чувство скованности, приобретают знания и навыки, которые в дальнейшем помогают им правильно и безопасно вести себя жизненных ситуациях. Развивают творческие способности, умственную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания.

Презентация содержит цели и задачи работы, содержание подготовительную работу по обучению детей составлению текстов сказочного содержания, три типа составления сказок....

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему"Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания"

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, к изменению окружающего, его творческому, соз...

Картотека игр по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания

В картотеке подобраны игровые упражнения и игры по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...

Консультация для родителей на тему: «Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Консультация для родителей на тему:«Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...

Обучение детей составлению текстов сказочного содержания с помощью ТРИЗ

Обучение детей составлению текстов сказочного содержания с помощью ТРИЗ...