Консультация для воспитателей ДОО "Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания с элементами ТРИЗ"
консультация (младшая группа)
Стандарт дошкольного образования требует необходимости пересмотра некоторых взглядов на обучение и воспитание детей в дошкольных организациях. Особенно необходимость в составлении программы, направленной на развитие тех способностей, которые каждый ребёнок имеет от рождения. Каждый ребёнок талантлив, он свободен от шаблонов и стереотипов, по-настоящему активен и открыт для познания окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы: Шкарина Людмила Геннадьевна,
Кузьмина Людмила Валерьевна,
Озерова Светлана Викторовна
Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания с элементами ТРИЗ
Стандарт дошкольного образования требует необходимости пересмотра некоторых взглядов на обучение и воспитание детей в дошкольных организациях. Особенно необходимость в составлении программы, направленной на развитие тех способностей, которые каждый ребёнок имеет от рождения. Каждый ребёнок талантлив, он свободен от шаблонов и стереотипов, по-настоящему активен и открыт для познания окружающего мира.
В нашем детском саду одной из самых востребованных методик развития детей является адаптированный вариант технологии ТРИЗ, нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей.
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста мы используем различные методы данной технологии, но большой интерес у детей нашей группы вызвало сочинение сказок с помощью метода Каталога.
Данный метод помогает нам составить свои занятия так, чтобы детям не было скучно, все задания они выполняют максимально осознанно, проявляя при этом самостоятельность и творческое начало. А главное на занятиях присутствуют эмоции, которые являются неотъемлемой частью метода Каталога.
Примерный алгоритм составления сказки:
1. Группе детей (небольшой) предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо картинки или игрушки.
2. Воспитатель задаёт вопрос, ответ на который ребёнок находит в «Чудесном мешочке» (достает картинку или игрушку).
3. Ответы детей постепенно собираются в единую сюжетную линию.
4. Когда сказка (история) составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали (выведение алгоритма вопросов).
6.Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).
7. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.
Примерная цепочка вопросов для детей 3-4-х лет:
- Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)
- Пошёл гулять (путешествовать, смотреть). Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?
(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок
В.Я. Проппа)
Например:
«Жил-был кот Котя. Он был очень красивый и добрый. Однажды Котя пошёл погулять в лес и встретил там злого пса Барона. Барон всех превращал в камень. И Котю тоже захотел превратить в камень. Котя сильно испугался.
К счастью, у нашего героя был верный друг Тишка, который всегда приходил ему на помощь. Он брызнул волшебным зельем на Барона и тот превратился в огромный мыльный пузырь, который поднялся высоко-высоко, зацепился о ветку и лопнул.
А друзья вернулись домой, попили чаю с конфетами и больше никогда гулять в лес не ходили по одному».
Вопросы можно изменять в зависимости от развёртывания сюжета. Это требует от воспитателя умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы, не предусмотренные изначально. По ходу составления сказки (истории) необходимо фиксировать придуманный сюжет с помощью рисунков, символов, схем, знаков и тому подобное.
Не следует ожидать, что дети с первого раза сочинят интересную, красивую историю. Как показывает практика, первоначально малышам трудно преодолеть психологическую инерцию и стереотипы: они повторяют идеи друг друга, дублируют события знакомых сказок, иногда вообще молчат. Первые истории, придуманные детьми, как правило, примитивны, неинтересны и кратки. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки. Постепенно рассказы становятся всё более распространёнными, интересными, волшебными, увлекательными.
На наш взгляд, данный метод наиболее эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти). Дети на занятиях с применением технологии ТРИЗ чувствуют себя уверенно, у них снимается чувство скованности, приобретают знания и навыки, которые в дальнейшем помогают им правильно и безопасно вести себя жизненных ситуациях. Развивают творческие способности, умственную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-531506-1416302549.jpg)
обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания.
Презентация содержит цели и задачи работы, содержание подготовительную работу по обучению детей составлению текстов сказочного содержания, три типа составления сказок....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-685170-1578565813.jpg)
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему"Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания"
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, к изменению окружающего, его творческому, соз...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-685170-1578565813.jpg)
Картотека игр по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания
В картотеке подобраны игровые упражнения и игры по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/06/picture-803362-1591432977.jpg)
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-998597-1548208078.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Консультация для родителей на тему:«Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-998597-1548208078.jpg)
«Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Индивидуальный план развития профессиональной компетенции...
Обучение детей составлению текстов сказочного содержания с помощью ТРИЗ
Обучение детей составлению текстов сказочного содержания с помощью ТРИЗ...