Картотека игр по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания
картотека по развитию речи ( группа) на тему

Исламова Елена Алексеевна

В картотеке подобраны игровые упражнения и игры по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания

«Что сначала, что потом».

Цель: Закреплять знания детей о прочитанных сказках;

Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть схемы сказок, а дети рассказывают сказку, опираясь на представленные схемы.

Материал: схемы сказок.

Рефлексия: Во что мы играли?

Как играли? Зачем играли?

 «Теремок»

Цель: Закреплять знания детей о прочитанных сказках; Развивать память, мышление, речь.

Ход: Стульчики поставить кругом.

Стоит терем, теремок,

Он не низок, не высок.

А кто в тереме живет?

Герои сказки (название сказки)

Дети Я (называют героя и усаживаются на стульчик)

Материал: стульчики по количеству героев сказки.

Рефлексия: Во что мы играли?

Как играли? Зачем играли?

«Угадай героя по описанию происходящего вокруг него».

Цель: Учить детей угадывать по описанию ситуации определенного героя сказки и название сказки.

Ход: Воспитатель описывает ситуацию, а

дети угадывают, какой герой и из какой

сказки оказался в этой ситуации. Например:

«пошла за грибами, да ягодами и

заблудилась в лесу»  («Маша и медведь»,

«Бычок черный бочек, белые копытца»)

Рефлексия: Во что мы играли?

Как играли? Зачем играли?

 «Найди героя»

Цель: Учить детей определять основного героя сказки.

Ход:    Предложить детям вспомнить 3–4 сказки. Определить в каждой сказке основного героя, и назвать какими чертами характера он обладает.

Материал: Иллюстрации по сказкам.

Рефлексия: Во что мы играли?

Как играли? Зачем играли?

«Назови героя»

Цель: Учить детей объединять героев по заданному признаку.

Ход: Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок. Например: назовите мне героев – медведей (Сказки «Маша и Медведь»,  « Три медведя»)

Рефлексия: Во что мы играли?

Как играли? Зачем играли?

«Угадай героя»

Цель: Учить узнавать персонажа по предложенному описанию. Воспитывать умение устанавливать причинно-следственные зависимости.

Ход: Воспитатель использует портреты героев, составленные детьми ранее. Он предлагает описание, а дети отгадывают. Например: работая со сказкой «Колобок», воспитатель предлагает детям следующий портрет и предлагает отгадать, кто это: «Она была голодна, и чтобы поесть, она пела сладким голосом,  хвалила кого-то, терпеливо слушала его песенку, притворялась, что плохо слышит».

Рефлексия: Во что мы играли?

Как играли? Зачем играли?

«Я назову героя, а вы его действия».

Цель: Учить детей перечислять все   возможные действия какого- либо сказочного героя.

Ход: Воспитатель предлагает героя из сказки. Например: Коза из сказки «Волк и   7 козлят». Просит детей  назвать  все действия козы.

Условие: говорить только глаголами.

Например: жила –была, ходила, наказывала, пела и т.д.

Во

 «Я назову действия, а вы угадаете героя».

Цель: Учить детей узнавать сказочного персонажа по перечисленным действиям.

Ход: Воспитатель называет действия героя, дети должны угадать сказочного героя, который выполнял эти действия.

Например: жила – была, ходила, наказывала, пела и т.д. Кто это?

Рефлексия: Во что мы играли?

Как играли? Зачем играли?

«Узнай, кто пришел»

Цель: Учить детей изображать некоторых героев сказки с помощью движений, мимики, интонаций.

Ход: Воспитатель показывает одному ребенку иллюстрацию сказочного героя,  ребенок изображает задуманного героя, пытаясь    передать его характерные особенности. А остальные дети отгадывают.

Материал: иллюстрации сказочных героев.

Рефлексия: Во что мы играли?

Как играли? Зачем играли?

 «В какой сказке?»

Цель: Учить детей определять сказку по группе предметных картинок или по названию группы предметов.

Ход: Воспитатель показывает картинки  или называет группу предметов, а дети сказку, в которой присутствуют эти предметы.

Например: В какой сказке есть елочка, шиповник, береза? (Как коза избушку построила)

Материал: предметные картинки.

Рефлексия: Во что мы играли?

Как играли? Зачем играли?

«В каких сказках есть...»

Цель: Учить детей угадывать название сказки по названию объекта.

Ход: Воспитатель показывает картинку или называет объект, например: избушка, а дети называют  сказки, в которых присутствует этот объект.

Материал: предметные картинки.

Рефлексия: Во что мы играли?

Как играли? Зачем играли?

«Дорисуй, что я задумал».

Цель: Учить детей угадывать название сказки по недорисованному объекту. Развивать логическое мышление, фантазию.

Ход: Воспитатель на доске             изображает недорисованный объект, а ребёнок дорисовывает его и угадывает из какой он сказки.

Материал: бумага, цветные карандаши или доска и цветной мел.

Рефлексия: Во что мы играли? Как играли?

«Из какой сказки эти слова?»

Цель: Учить детей угадывать сказку по волшебным словам.

Ход: Воспитатель произносит называет слова, например: «по сусекам поскребла….», а дети называют сказку, в которой эти слова присутствуют.

Рефлексия: Во что мы играли?

Как играли?Зачем играли?

 «Волшебник Нос, Глаз, Ухо»

Цель: Учить детей представлять возможные ощущения, которые можно получить с помощью анализаторов.

Ход:    Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением «волшебного носа» и  предлагает посетить сюжет какой-либо сказки; например: с волшебным носом попали в сказку «Колобок». Спросить детей, что почувствовали носом, также проводится с изображением глаза, уха.

Материал: картинки с изображением носа,

глаза, уха.

«Угадай по запаху, что произошло».

Цель: Учить детей угадывать название сказки с помощью представления запахов.

Ход: Воспитатель предлагает представить определённый запах. Дети называют, в какой сказке мог быть такой запах, и почему. Например: в какой сказке пахнет жаренным хлебом?

Рефлексия: Во что мы играли?

Как играли? Зачем играли?

«Каждому свой дом»

Цель: Учить находить и обозначать словом главные места, в которых разворачиваются события сказки.

Ход: Воспитатель раздает детям картинки с изображением различных сказочных героев. На столе лежат карты с изображением мест действий этих персонажей. Детям предлагается каждому найти свой дом.

Материал: картинки сказочных героев, карты с изображением мест действия персонажей.

Рефлексия: Во что мы играли? Как?

«Угадай в какой сказке»

Цель: Учить детей угадывать сказку с помощью наводящего вопроса воспитателя.

Ход: Воспитатель задает вопрос, например:  в какой сказке действие происходило в  избушке? Лесу? Во дворе…. Дети называют сказки.

Рефлексия: Во что мы играли?

Как играли? Зачем играли?

«Мы гулять пойдём и с собой возьмём».

Цель: Учить детей по названию места    действия называть сказку.

Ход: Дети идут по кругу и говорят слова:

Мы гулять пойдём и с собой возьмём

….(называется место действия сказки)

В это время по внешней стороне круга идёт один  из детей. После окончания слов все останавливаются и тот, рядом с кем, остановится ведущий, называет героя, который живёт, например:  в лесу, в избушке, во дворе …

Рефлексия: Во что мы играли? Как играли?

Зачем играли?

«Я - целое, вы - мои частички».

 С помощью этой игры подводим детей к тому, что для схематизации объекта достаточно изобразить лишь отдельный элемент. Взрослый предлагает ребенку назвать части какого-либо объекта. Например, рассматривая зайца, дети говорят, что у него есть уши, голова, туловище, хвост и т.д. При схематизации каждый ребенок выбирает сам, как ему зарисовать этого зайчика

«Шифровка». Направлена на увеличение количества предлагаемых вариантов схематического изображения слова. Выбирают водящего, который выходит в другое помещение. Дети договариваются зашифровать какое-то слово. Взрослый пишет и закрывает его. Ребята придумывают, как это слово можно обозначить, предложенные варианты зарисовываются. Например, слово лес можно изобразить, используя такие символы, как деревья, грибы, кусты, звери и т.д. Когда шифровка выполнена, водящий заходит и пытается отгадать слово, а затем проверяет, читая.

«Кто (что) умеет так делать?». Взрослый называет действие, а дети – объекты, которые его выполняют.

«Отгадай действие по шифровке». Зарисовывается один или несколько символов, дети отгадывают, какое действие «записано».

«Зашифруй действие». Ведущий называет глагол, а остальные – варианты «шифровки».

Аналогичные игры можно проводить с другими частями речи.

«Угадай фразу по шифровке». Для закрепления умения «считывать» схемы и самостоятельно схематизировать игра проводится с группой и индивидуально. Ведущий (взрослый или ребенок) «шифрует» фразу (из 3-4-х слов). Надо «прочитать», что «написано».

 «Узнай рассказ». Взрослый показывает детям заполненную схему - «шифровку» текста. Дети, опираясь на запомненные опорные символы, должны вспомнить текст и рассказать его.

«Узнай, кто пришел»

Задача:    Учить детей изображать некоторых героев сказки с помощью

движений, мимики, интонаций. Побуждать детей самостоятельно придумывать      (воспроизводить) монологи изображаемых героев.

Содержание: Ребенок изображает задуманного сказочного героя, пытаясь    передать его характерные особенности. Остальные дети отгадывают.

«Каждому свой дом»

Задача: Учить находить и обозначать словом главные места, в которых разворачиваются события сказки.

Содержание: Ведущий раздает детям картинки с изображением различных сказочных героев. У ведущего остаются большие карты с изображением мест действий этих персонажей. Детям предлагается каждому найти свой дом.

Рекомендации: игру можно проводить на Кольцах Луллия.

«Закончи сказку»

Задача: Учить заканчивать текст недочитанной сказки (2-5 предложений).

Побуждать детей использовать в конце текста выразительные средства

(стихотворные тексты, прибаутки).

Содержание: Ребенок заканчивает недочитанную воспитателем хорошо известную ему сказку. В конце текста излагает концовку типа:

«Сказка-складка, послушать сладко»

«Вот вам сказка, а мне бубликов связка»

«Так они весело живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами    вспоминают»

«Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!»

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

«И стали они в добре поживать, лиха не знать»

«Раньше – позже»

Задача: Учить называть основные действия, которые производят герои сказки до и после указанного момента. Побуждать рассказывать сказку (часть   сказки) с помощью сделанных воспитателем схем.

Содержание: Ведущий называет какую-либо ситуацию из знакомой сказки. Дети говорят, что было до этого или что будет позже.

Рекомендации: можно использовать моделирование этих ситуаций.

«Чем был – чем стал»

Задача: Учить детей видеть происхождение сказочных героев из различных  материалов.

Содержание: Ведущий называет сказочного героя. Дети называют предшествующее по времени развития состояние этого героя.

Например: Колобок – тесто

       Снегурочка – снег

       Буратино – полено

«Придумай нового героя» (игра, обратная игре «Чем был – чем стал»)

Задача: Учить детей придумывать новых героев для сказок.

Содержание: Ведущий называет материал (бумага, ткань, коряга и т.п.). Дети придумывают нового героя, сделанного из этого материала. С помощью воспитателя описывают внешний вид, дают имя герою.

«Замени героя в сказке»

Задача: Побуждать рассказывать старую сказку с новым героем.

Содержание: Дети придумывают и поселяют в хорошо знакомую сказку нового героя, при этом, исключая старого. Обсуждают с воспитателем, как изменились события в сказке.

«Поступи иначе»

Задача: Учить заменять действия героя знакомой сказки.

Содержание: После прочтения сказки, выясняется, как мог бы еще поступить герой, какой результат его новых действий, какая получилась сказка.

Рекомендации: В одной сказке можно изменять действия разных героев поочередно.

«Измени героя»

Задача: Учить детей наделять героя качествами, дополнительными ресурсами,

 помогающими ему в трудных ситуациях.

Содержание: Ведущий предлагает детям подумать, каким должен быть герой, чтобы не случилась беда. Дети изменяют героя, наделяют его новыми характеристиками.

Например: Колобок – зеленого цвета, горький, черствый…

Медведь («Теремок») – ватный…

«Путешествие по волшебной дорожке»

Задача: Учить детей составлять новый текст сказки на основе ранее известных

(метод морфологического анализа – пассивный этап). Учить  придумывать разных сквозных героев. Побуждать детей воспроизводить полученный текст сказки с помощью речи и движений, опираясь на схему.

Содержание: Ведущий предлагает отправиться известному герою в путешествие. На своем пути герой встречает сквозных героев. Дети предлагают, высказываются, что может произойти при встрече этих героев. Ведущий схематически изображает содержание сказки. Придуманной сказке дают название. По желанию дети рассказывают полученную сказку, опираясь на схему.

«Чудесный мешочек»

Задача: Учить детей составлять текст сказочного содержания с помощью наугад

выбранных 3-5 слов, с последующим его воспроизводством.

Содержание: Из «чудесного мешочка» поочередно вынимаются предметы. Ведущий начинает сказку:

Жил-был … (Кто? - I предмет)

Герой был … (Какой? – признаки II предмета)

Он умел … (Что делать? – выясняются возможные действия III предмета)

Герой встретил … (Кого? - IV предмет)

Отправились они … (Куда? – место обитания V предмета).

Придумываем конец сказки. Дается название новой сказке.

Рекомендации: шаги алгоритма можно изменять.

Игру «Чудесный мешочек» можно заменить методом каталога, где сказка составляется из выбранных наугад слов из книги.

«Встреча с волшебником»

Задача: Упражнять детей в преобразовании сказочных героев (мест действия) с  помощью приемов:

  • увеличения/уменьшения
  • оживления/окаменения
  • дробления/объединения

Содержания: Ведущий сообщает, что герой повстречал на своем пути какого-либо волшебника. Дети обсуждают, как преобразовался герой, хорошо это для него или плохо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания.

Презентация содержит цели и задачи работы, содержание подготовительную работу по обучению детей составлению текстов сказочного содержания, три типа составления сказок....

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему"Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания"

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, к изменению окружающего, его творческому, соз...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...

Консультация для родителей на тему: «Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Консультация для родителей на тему:«Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...

Консультация для воспитателей ДОО "Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания с элементами ТРИЗ"

Стандарт дошкольного образования требует необходимости пересмотра некоторых взглядов на обучение и воспитание детей в дошкольных организациях. Особенно необходимость в составлении программы, направлен...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...