«Способы управления верховыми куклами»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Совершенствовать навыки управления верховыми куклами на гапите. Активизировать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Поддерживать желание участвовать в танцевальных импровизациях. Разучить с детьми второй фрагмент спектакля «Путешествие в сказку »Теремок»» (встреча с зайчиком и лисичкой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_teatru_19g.docx | 227.86 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД
« Способы управления верховыми куклами»
Барабинск 2019г
Цель: Совершенствовать навыки управления верховыми куклами на гапите. Активизировать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Поддерживать желание участвовать в танцевальных импровизациях. Разучить с детьми второй фрагмент спектакля «Путешествие в сказку »Теремок»» (встреча с зайчиком и лисичкой).
Материал. Лиса, Медведица, медвежонок, лягушка, заяц ,мышка, бабка, дед, Машенька, волк- верховые куклы на гапите
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте милые ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. И как всегда мне везет, потому что ко мне приходят самые лучшие, самые симпатичные, самые добрые дети. А помогать на занятии сегодня будет наше…сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, радостное, доверчивое. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо - тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце… Попросите свое сердце дать вам силу для работы на занятии. Молча про себя. Получилось? Почувствовали силу? Можно начинать заниматься.
Присаживайтесь. Я прошу хлопнуть в ладоши тех, кто любит играть, а теперь тех, кто любит мечтать (фантазировать) и хлопнуть в ладоши тех, кто любит сказки. Ребята, я рада, что вы сегодня пришли ко мне на занятие, потому что все вы любите сказки, любите играть и фантазировать, ведь именно этим мы и будем заниматься сегодня.
На том занятии мы познакомильсь с каким видом театра? (Верховыми куклами)
Почему они так называются? (Дети отвечают). Из чего сделана кукла? Как ее управлять? (с.86 Сорокина)
К верховым относятся:
Перчаточная кукла - это самая простая кукла. Основа куклы - перчатка. Головку куклы делают из разных материалов: папье-маше, поролона, пенопласта, пластилина, бумажных цилиндров, и др. Кисти рук - очень важная деталь, их делают из такого же материала, что и головку. К перчатке крепятся головка и руки.
Тростевые куклы актер держит над собой и играет за ширмой. Основная трость идет от головы через все тело куклы, а две другие - от рук.
Центральной тростью - гапитом - актер управляет корпусом, головой куклы, а второй актер управляет ее руками.
Куклы с «живой» рукой обладают яркими выразительными возможностями. Это очень простая кукла, которая состоит из деревянного стержня - шеи и головки из папье-маше. На бороздке, прорезанной вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм. Если в перчаточных и тростевых куклах был или хотя бы подразумевался корпус, то здесь его вовсе нет. А вместо рук куклы работают руки кукловода в цветных перчатках.
Теневые куклы вырезают из прозрачной кожи и подкрашивают - тень получается разноцветная. Играют такими куклами за экраном. Зрители видят тень.
Плоскостные куклы выпиливаются по частям из фанеры. Туловище, руки, ноги, голову раскрашивают или оклеивают тканью. Отдельные части соединяют нитками, леской или проволокой. Играют ими так же, как тростевыми или марионеточными.
(Показ театральных кукол)
- К ребятам в гости приходит волшебница кукольного театра : ( Театральная кукла).
Волшебница: Здравствуйте, дорогие друзья! Ребята я прихватила с собой чудесный, при чудесный.волшебный сундучок. Заглянем в него?
Открывается сундучок и звучит музыка «В гостях у сказки».
- Ребята мы открыли сундучок, и внутри лежит для вас послание от сказочных театральных кукол. Они вас просят, прежде чем познакомиться с ними необходимо разучить веселую пальчиковую игру « Свиристели», так мы с вами разогреем наш голосовой аппарат, разомнем пальчики и настроимся на дальнейшее путешествие в мир театра.
( проводится пальчиковая игра « Свиристели» под муз.Д.Тухманова «Птичка»)
Прилетели свиристели (взмахи крыльев скрещенными кистями рук).
И на веточке присели (полуприседания с сомкнутыми коленями)
Стали зернышки клевать (« Клюют» по ладони левой руки 2-м
пальцем правой руки. Затем по ладони
правой руки 2-м пальцем левой руки).
Раз, два, три, четыре, пять ( Поочередно смыкают с первым пальцем
второй, третий, четвертый, пятый палец на
каждой руке).
Хохолки расправили (К сомкнутым первому и второму пальцам
обеих рук то присоединять, то поднимать остальные
пальцы, разводя их в стороны (имитируют хохолки))
Песни петь заставили. (Производят щелчки пальцами).
Ти-ри-ра! Ти-ри-ра! (Выполняют 2 коротких хлопка ладонями,
1 шлепок по коленям – последовательность
выполняется 2 раза).
Птицам прочь лететь пора! ( Делают четыре ритмичных взмаха крыльями).
Волшебница: Молодцы !А сейчас, дорогие ребята, вы сделаете маленький шаг в непростом, но весьма интересном деле: вы оживите верховые куклы. «медвежонок, лисичка). В этом нам поможет так же волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что там внутри. (Открывается сундучок и звучит музыка «В гостях у сказки».
В сундучке находятся герои различных сказок и ждут своей очереди пообщаться с вами. Для этого нужно отгадать загадки.
(Дети отгадывают загадки.Тот, кто отгадал – получает куклу)
Летом гуляет, а зимой отдыхает? (Медведь).
Живёт на болоте, любит комаров? (Лягушка).
Зимой беленький, а летом серенький? (Заяц).
Под полом, шевелит хвостом,
В щели глядится, вылезти боится? (Мышка)
Рыжая плутовка, рыжая головка? (Лиса).
Кто испек колобок? (Бабка).
Как звали девочку в сказке «Три Медведя»? (Машенька)
Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
Кто унёс Иванушку к Бабе-Яге? (Гуси).
Прыгает быстро, любит морковку? (зайка)
Кто играл золотыми яблочками? (Иванушка).
Кто в сказках самый страшный? (Волк).).
Волшебница: Молодцы ребятишки, девчонки и мальчишки, справились с заданием отгадали загадки , теперь мне пора с вами прощаться! ( уходит)
Педагог:
А теперь эти куклы нужно оживить .Стоит взять такую куклу на руку, как она оживает: плачет, смеется, думает, страдает. Но не думайте, что это так легко. Благодаря пластичности запястья кукловода и подвижности речевого аппарата - кукла двигается и говорит.
Тперь будем обучаться приемам вождения кукол. Но сначала надо научиться правильно держать куклу в руке.
Ребенок должен находиться с куклой за ширмой. Держать куклу надо вертикально, выводить постепенно: в начале появляется голова, затем плечи, и только потом видна зрителю вся фигура. Кукла должна возвышаться над ширмой на две трети своего роста Ребёнок должен постоянно ощущать, что «исполнительница»идёт по полу, не проваливаясь, но и не возвышаясь больше обычного.
Необходимо передавать походку персонажа.
Когда игрушки разговаривают, то слегка движется та кукла, которая в данный момент говорит. Другая же, в этот момент внимательно «слушает», прекращая движение.
. Обратим внимание на движение куклы..Когда кукла «говорит» то слегка движется. Управлять куклой можно как стоя, так и сидя, в зависимости от высоты ширмы.
Встаньте за стул и разверните его сиденьем к себе, сядьте. Спинка стула будет ширмой. Смотрите и повторяйте за мной движения под музыку.
(Проводятся упражнения с куклой, при этом характер музыки меняется)
Кукла идет - радостно, грустно.
Наклоны головы и туловища.
Повороты: налево, направо, быстро, медленно.
Кукла: ползет по руке кукловода, разглядывает, прячется.
Кукла: разглядывает, разговаривает, слушает.
Педагог: ваши куклы, ребята, сделали первые робкие свои шаги. Мы «оживили» наших кукол. Но чтобы стать настоящим кукловодом - надо еще многому научиться. На наших занятиях вы узнаете много секретов кукольного театра.
Для упражнений с верховыми куклами нужна ширма. Пусть каждый пройдет за ширму и попробует себя в роли актера. (Отработка движений). (Сначала педагог показывает движения, а затем дети).
1. Обычно верховых кукол показывают из – за ширмы на 2/3 их роста ( как бы до колена). Рука должна быть мягкой, расслабленной, тогда она долго не будет уставать.
2. Чем дальше кукла от грядки, тем меньше она видна зрителям, поэтому для выхода на ширму её поднимают не у грядки, а в глубине, на заднем плане, и затем подводят вперёд к грядке. Точно так же, чтобы увести куклу со сцены, её надо отвести на задний план и там опустить.
3. Если на сцене одновременно две или несколько кукол, то движется только та из них, которая разговаривает в данный момент, остальные стоят неподвижно и смотрят на говорящую. Давайте попробуем озвучить свои куклы.
Педагог: Сейчас мы покажем небольшой спектакль . Я буду в роли режиссёра. Сегодня попробуем разыграть за ширмой с помощью верховых кукол.Для этого мне нужно два ребенка –Медаведица м иедвежонок. А остальные будут зрителями. На следующем занятии поменяемся.
Сказка
«Непослушный медвежонок»
Педагог. В глухом лесу в берлоге жила-была мама-медведица со своим сыном Мишуткой (по ширме идут медведи). Как-то раз, отправляясь за медом, мама-медведица сказала своему сыну...
Медведица. Я пошла за медом (ребенок покачивает куклу). А ты сиди дома. Жди меня.
Педагог. Медвежонок обещал маме из берлоги не выходить.
Медвежонок. Хорошо, мама (покачивает куклу).
Медведи уходит.
Педагог. Медведица ушла за медом, а медвежонок выбежал из берлоги и стал бегать по лесу, пугая зайчиков-трусишек (Медвежонок и зайки играют на ширме в догонялки.)
Бегал, бегая медвежонок и провалился в яму. (Зайки убегают, ребенок резко убирает медвежонка с ширмы. Зрители не видят его, только слышат голос.)
Медвежонок. Мама, помоги!
Педагог. Долго кричал медвежонок, пока не устал. А мама все не шла. Горько заплакал, причитая.
Медвежонок. Бедный я, несчастный! Кто мне поможет вылезти из ямы?
Педагог. Подбежал зайчонок к яме и говорит (заяц прыгает по ширме)...
Заяц. Не плачь, медвежонок! Я тебе помогу. (Ребенок покачивает куклу, затем заяц убегает.)
Заключительный этап:
Поведение итогов и рефлексия.
Молодцы, вы справились с поставленной задачей. Пусть хлопнет в ладоши тот:
•кому понравилось быть в роли актера;
•кому понравилось быть зрителем?;
• с каким видом кукол вы сегодня работали на занятии?
(Дети отвечают). (Ответ: перчаточной куклой).
• Какие виды кукол вы еще знаете? (Дети отвечают).
(Ответ: тростевые, пальчиковые, куклы-тени, марионетки).
Нашим героям сказок пора возвращаться в волшебный сундучок. Пусть каждый, положив куклу, скажет несколько слов о сегодняшнем занятии. Что больше всего понравилось? (звучит музыка , дети высказывают свое мнение.
Педагог: Вот и прощаться пришла пора. До свидания взрослые, до свиданья детвора!
(закрывается сундучок, музыка заканчивается).
Педагог: Какая самая лучшая награда для артиста?
Дети: Аплодисменты зрителей.
Педагог: Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу. Большое спасибо, что вы пришли сегодня на занятие. И на память каждому из вас я подарю небольшой сюрприз.
Сказка
«Непослушный медвежонок»
Педагог. В глухом лесу в берлоге жила-была мама-медведица со своим сыном Мишуткой (по ширме идут медведи). Как-то раз, отправляясь за медом, мама-медведица сказала своему сыну...
Медведица. Я пошла за медом (ребенок покачивает куклу). А ты сиди дома. Жди меня.
Педагог. Медвежонок обещал маме из берлоги не выходить.
Медвежонок. Хорошо, мама (покачивает куклу).
Медведи уходит.
Педагог. Медведица ушла за медом, а медвежонок выбежал из берлоги и стал бегать по лесу, пугая зайчиков-трусишек (Медвежонок и зайки играют на ширме в догонялки.)
Бегал, бегая медвежонок и провалился в яму. (Зайки убегают, ребенок резко убирает медвежонка с ширмы. Зрители не видят его, только слышат голос.)
Медвежонок. Мама, помоги!
Педагог. Долго кричал медвежонок, пока не устал. А мама все не шла. Горько заплакал, причитая.
Медвежонок. Бедный я, несчастный! Кто мне поможет вылезти из ямы?
Педагог. Подбежал зайчонок к яме и говорит (заяц прыгает по ширме)...
Заяц. Не плачь, медвежонок! Я тебе помогу. (Ребенок покачивает куклу, затем заяц убегает.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Несколько способов управления стрессом
Для воспитателей...
Способы управления речевыми судорогами.
Родители заикающегося ребёнка обычно не знают, как правильно помочь своему ребёнку, чтобы его речь стала спокойнее, менее напряжённой. Материал данной статьи знакомит родителей с тем, как можно управл...
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении, как способ управления воспитательно-образовательным процессом.
Презентация к защите выпускной квалификационной работы...
Тренинг для педагогов "Стресс и способы управления эмоциональным состоянием"
Тренинг для педагогов "Стресс и способы управления эмоциональным состоянием"...
Консультация "Техники и способы управления своим внутренним состоянием"
Техники и способы, которые помогут снять нервно-психическое напряжение....
Способы управления гневом
Советы психолога[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24849383","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...