Программа по ознакомлению детей 4-5 лет с профессиями
рабочая программа (средняя группа)
Программа по ознакомлению детей 4-5 лет с профессиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_professiyam.docx | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Образования г. Москвы
государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа №657 дошкольное отделение 4
Составила: педагог Полуэктова Е.А.
г. Москва 2022
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО
РАННЕЙ ПРОФОРИЕТАЦИИ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пояснительная записка
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
- ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ
Цель и задачи программы
Цель: формирование представлений детей о мире профессий на основе создания максимально разнообразных впечатлений в условиях игровой деятельности дошкольников.
Задачи программы:
- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;
- научить детей отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие различным профессиям;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей.
Задачи работы:
- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
- развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
- ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов.
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:
- Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2.2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
2.3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением).
2.4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
2.5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
2.6. Принцип рефлективности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
В основу реализации комплексно-тематического принципа построения работы положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребёнка. Работа осуществляется во время дополнительной образовательной деятельности.
Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями и представителями различных профессий.
В процессе сотрудничества с взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения по данной программе дети 4-5 лет должны:
- повысить уровень знаний о мире профессий;
- сформировать первые профессиональные предпочтения;
- получить ориентиры на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
- узнавать и называть профессию и место работы родителей;
- владеть обобщающим понятием «профессия»;
- обогатиться словарный запас, коммуникативные навыки;
- задумаются, о том, кем они будут, когда вырастут.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Настоящая программа предназначена для работы с детьми в возрасте 4-5 лет, рассчитана на поэтапное освоение материала. Режим занятий: 1 раза в две недели, время занятия 20 минут, всего 18 занятий в год.
Месяц | Профессия | Кол-во занятий |
Сентябрь | Вводная беседа | 1 |
Воспитатель | 1 | |
Октябрь | Учитель | 1 |
Библиотекарь | 1 | |
Ноябрь | Продавец | 1 |
Врач | 1 | |
Строитель | 1 | |
Декабрь | Артист | 1 |
Художник | 1 | |
Январь | Музыкант | 1 |
Февраль | Полицейский | 1 |
Военный | 1 | |
Март | Модельер | 1 |
Парикмахер | 1 | |
Апрель | Пожарный | 1 |
Почтальон | 1 | |
Май | Беседа о профессиях родителей | 1 |
Подведение итогов | 1 | |
ИТОГО | 18 |
- Методы реализации программы
Словесные – объяснение, беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы
Наглядные – показ иллюстрации, просматривание мультфильмов, презентаций.
Практические – экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда, организация экскурсий
Игровые - дидактические игры, с/ролевые игры, игровые ситуации
- Планируемые результаты освоения образовательной
программы по профориентации
Ребенок знает и называет виды профессий, имеет общее представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда. Проявляет положительное отношение к труду взрослых.
Список литературы:
1.Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
2.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014
4.Потапова Т.В. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Серия «Вместе с детьми»)
5. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой стимульный материал по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с профессией "Повар"
данный стимульный материал содержит методические разработки по ознакомлению детей с профессией "Повар"....
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ» ПО ТЕМЕ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЕЙ ПОГРАНИЧНИК»
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ»ПО ТЕМЕ: «Ознакомление детейстаршего дошкольного возраста с профессией пограничник»....
Планирование работы по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников.
Содержание образовательной деятельности по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников. Формы работы с детьми.Перспективный план ознакомления детей с железнодорожн...
Презентация по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессией спасателя МЧС. "Есть такая профессия - людей спасать".
Цель: Закрепление знаний детей о профессии спасателя. Задачи: Продолжать знакомить, расширять и уточнять знания детей о профессии спасатель, о содержании работы сотрудников МЧС;знакоми...
Ранняя профориентация детей. Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессией архитектора.
Ранняя профориентация детей...
Рабочая программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями железнодорожного транспорта
С первых дней жизни малыша родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Ребенок дошкольного...
Сборник дидактических материалов «Мир музыкальных профессий» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями, связанными с искусством
Ранняя профессиональная подготовка ребенка старшего дошкольного возраста понимается нами как создание условий, способствую...